Понятие и сущность бюджетных правоотношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и сущность бюджетных правоотношений



Тема 5. Бюджетное устройство государства

 

Вопросы лекции:

1. Экономическая сущность и содержание бюджета

2. Бюджетная система и бюджетное устройство

3. Принципы бюджетной системы

4. Понятие и сущность бюджетных правоотношений

1. Экономическая сущность и содержание бюджета

 

 

Государственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране. Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет – это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. С помощью государственного бюджета государственные власти получают денежные ресурсы для содержания армии, государственного аппарата и т. д.

Государственный бюджет – это финансовый план государства, с помощью которого органы власти получают реальную экономическую возможность осуществлять властные полномочия.

В то же время бюджет является категорией, которая свойственна различным отношениям. С зарождением и формированием государства связано возникновение и развитие бюджета. Для государства бюджет – это инструмент обеспечения непосредственно своей деятельности, и в то же время он является важным элементом для проведения социальной и экономической политики.

Задачи бюджета:

1) перераспределение ВВП;

2) финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

3) государственное регулирование и стимулирование экономики;

4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Через формирование и использование централизованных фондов денежных средств на уровнях государственной и территориальной власти проявляется распределительная функция бюджета. Государство с помощью государственного бюджета регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя средства бюджета на развитие и восстановление отраслей, регионов. И в связи с этим государство может ускорять или сдерживать темпы производства, усиливать или ослаблять рост капиталов и сбережений, изменять структуру спроса и предложения.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две стадии.

1. Образование доходов бюджета.

  В процессе образования доходов бюджета происходит изъятие части ВВП в пользу государства. В связи с этим возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками. Доходы бюджета преследуют единственную цель, заключающуюся в формировании доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны обезличенность и денежная форма.

Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Источники налоговых доходов: прибыль, заработная плата, ссудный процент, рента, добавленная стоимость, накопления и др.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате экономической деятельности государства или при перераспределении уже полученных государством доходов по уровням бюджетной системы.

2. Использование (расход) бюджетных средств.

Расходы бюджета – это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетополучатели – это организации производственной и непроизводственной сферы, которые могут получать и распределять средства бюджета; они финансируются через бюджетные расходы.

В основном расходы бюджета носят безвозвратный характер. За счет расходов бюджета происходит перераспределение средств бюджета по уровням бюджетной системы через дотации, бюджетные ссуды, субвенции и др.

Структура расходов бюджета устанавливается в бюджетном плане и зависит, как и доходы бюджета, от экономической и иной ситуации в стране. Контрольная функция бюджета действует вместе с распределительной и дает возможность осуществления обязательного государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

 

    2 Бюджетная система и бюджетное устройство

Бюджетная система это главное звено финансовой системы государства, является составляющей частью бюджетного устройства.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государств, административно-территориальных образований, государственных учреждений и фондов, которые самостоятельны в бюджетном отношении.

Она основана на правовых нормах, экономических отношениях и государственном устройстве. Построение бюджетной системы зависит от формы административного и государственного устройства страны.

Все государства подразделяются, в зависимости от степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями на: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство – форма государственного устройства, при котором административно-территориальные образования не имеют собственной государственности и автономии.

Бюджетная система унитарного государства состоит из государственного и местных бюджетов.

Федеративное государство – это система государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, политически самостоятельны в рамках компетенций, распределенных между центром и ними, и имеют собственную государственность.

Бюджетная система федеративного государства состоит из федеративного бюджета, бюджета членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное государство – это постоянный союз суверенных государств, преследующий достижение политических или военных целей.

Его бюджет формируется из взносов, входящих в конфедерацию. У государств-членов конфедерации существуют свои бюджетные и налоговые системы.

Бюджетная система ДНР согласно Закону «О бюджетной системе ДНР» состоит из: республиканского бюджета и местных бюджетов.

Местными бюджетами являются районные бюджеты и бюджеты местного самоуправления.

Бюджетами местного самоуправления являются бюджеты территориальных общин сел, их объединений, поселков, городов (в том числе районов в городах).

Бюджетный период для всех бюджетов, составляющих бюджетную систему Донецкой Народной Республики, составляет один календарный год, который начинается 1 января каждого года и заканчивается 31 декабря того же года.

Непринятие Народным Советом Донецкой Народной Республики Закона о Республиканском бюджете Донецкой Народной Республики до 1 января соответствующего года не является основанием для установления другого бюджетного периода.

Особыми обстоятельствами, при которых Республиканский бюджет Донецкой Народной Республики может быть утвержден на другой, бюджетный период, являются:

1) введение военного положения;

2) объявление чрезвычайного положения в Донецкой Народной Республике.

В случае утверждения Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики на другой, чем предусмотрено законом, бюджетный период местные бюджеты должны быть утверждены на такой же период.

Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение в случае безработицы, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в определенном порядке, который устанавливается законом.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования, т. е. местный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

В местных бюджетах, в соответствии с бюджетной классификацией, раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района, т. е. районный бюджет, и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Целевой бюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством ДНР в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете.

Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Бюджетное устройство – это организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуры, взаимодействие входящих в нее бюджетов.

Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, существующих в стране. Бюджетное устройство определяется государственным устройством. Бюджетная система в унитарных предприятиях включает два звена: государственный бюджет и местные бюджеты.

Межбюджетные отношения – это отношения, которые возникают между органами государственной власти, и органами местного самоуправления, которые связаны с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Межбюджетные отношения основаны на следующих принципах:

1) распределение и закрепление расходов бюджетов по уровням бюджетной системы;

2) разграничение регулирующих доходов по определенным уровням бюджетной системы;

3) равенство бюджетных прав муниципальных образований;

4) равенство всех бюджетов во взаимоотношениях с государственным бюджетом;

5) выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Для совершенствования межбюджетных отношений необходимо:

1) оказывать поддержку муниципальным образованиям таким образом, чтобы оставить им стимулы к развитию собственных источников дохода;

2) сделать схему группировки территорий по экономическим районам с учетом их экономического потенциала и природных условий более упорядоченной;

3) ввести эффективный механизм предоставления инвестиций для выравнивания уровней социально-экономического развития регионов.

Доходную часть территориальных бюджетов составляют закрепленные и регулирующие доходы, дотации и субвенции, а также кредитные ресурсы.

Закрепленными доходами считаются доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты. Регулирующими доходами являются средства, направляемые от вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету, превышающие закрепленные доходы, для покрытия его расходов.

Они зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего бюджета.

Дотации – определенные суммы денежных средств, передаваемые из вышестоящего бюджета для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците. В отличие от дотации, субвенция предоставляется на финансирование конкретного мероприятия в течение определенного срока и, в случае не использования ее в срок или использования не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее органу.

Различают текущие и инвестиционные виды субвенций. К текущим относятся субвенции, направленные на финансирование текущих.

Под инвестиционными понимаются субвенции, направляемые на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и других затрат, связанных с расширенным воспроизводством. Субвенционное финансирование осуществляется в долевого участия федерального бюджета или внебюджетных фондов в соответствующих программах развития государственных, региональных и ад­министративно-территориальных образований и не распространяются на мероприятия, полностью финансируемые за счет средств федерального бюджета.

Помимо названных используется также метод субсидий.

Субсидия - один из методов бюджетного регулирования, сумма, выделяемая на финансирование определенных мероприятий и предполагающая долевое участие нижестоящих бюджетов в этом финансировании. Различают прямые и косвенные субсидии.

С помощью прямых субсидий государство стимулирует капитальные вложения в отраслях, которые недостаточно прибыльны, но необходимы для экономики страны в целом, а также фундаментальные научные исследования, конструкторские работы, переподготовку кадров и др.

Субсидии направляются в новые или нерентабельные отрасли, для развития сельскохозяйственного производства, военно-промышленного комплекса, создания новых рабочих мест, освоения новых территорий и другие цели, Государственное субсидирование производства осуще­ствляется, как правило, в косвенных формах путем предоставления налоговых освобождений и льгот, установления твердых и периодически пересматриваемых и повышаемых цен на различную продукцию, льготного кредитования приоритетных отраслей.

Кредитные ресурсы – средства, передаваемые в качестве кредита, т. е. они должны быть возвращены с процентами или без них.

 

 

              3. Принципы бюджетной системы

 

1. Бюджетная система Донецкой Народной Республики основывается на таких принципах:

1) принцип единства бюджетной системы Донецкой Народной Республики - единство бюджетной системы Донецкой Народной Республики обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка выполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности;

2) принцип сбалансированности - полномочия на осуществление расходов бюджета должны отвечать объему поступлений бюджета на соответствующий бюджетный период;

3) принцип самостоятельности - Республиканский бюджет Донецкой Народной Республики и местные бюджеты являются самостоятельными. Донецкая Народная Республика средствами республиканского бюджета не несет ответственность за бюджетные обязательства органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления средствами соответствующих местных бюджетов не несут ответственности за бюджетные обязательства друг друга, а также за бюджетные обязательства Донецкой Народной Республики. Самостоятельность бюджетов обеспечивается закреплением за ними соответствующих источников доходов бюджета, правом соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления определять направления использования бюджетных средств в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики и соответствующих местных советов самостоятельно и независимо друг от друга рассматривать и утверждать соответствующие местные бюджеты;

4) принцип полноты - в состав бюджетов подлежат включению все поступления бюджетов и затраты бюджетов, которые осуществляются в соответствии с нормативно-правовыми актами органов государственной власти, органов местного самоуправления;

5) принцип обоснованности - бюджет формируется на реальных макропоказателях экономического и социального развития Донецкой Народной Республики и прогнозных показателей расчета поступлений бюджета и расходов бюджета, которые осуществляются в соответствии с утвержденными методиками и правилами;

6) принцип эффективности и результативности - при составлении и выполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться достижения целей, путем обеспечения качественного предоставления услуг, гарантированных Донецкой Народной Республикой, местным самоуправлением (далее - гарантированные услуги), при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижении максимального результата при использовании определенного бюджетом объема средств;

7) принцип субсидиарности - распределение видов расходов между республиканским бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами основывается на необходимости максимально возможного приближения предоставления гарантированных услуг к их непосредственному потребителю;

8) принцип целевого использования бюджетных средств - бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями и бюджетными ассигнованиями;

9) принцип справедливости и непредвзятости - бюджетная система Донецкой Народной Республики строится на принципах справедливого и непредвзятого распределения общественного богатства между гражданами и территориальными общинами;

10) принцип публичности и прозрачности - информирование общественности по вопросам составления, рассмотрения, утверждения, выполнения республиканского бюджета и местных бюджетов, а также контроля во исполнение республиканского бюджета и местных бюджетов (если иное не предусмотрено законодательством).

Бюджетная система выполняет три функции:

1) фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности);

2) функция экономического регулирования - это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей экономической политики;

3) социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.

 

 

Классификация долга

Классификация долга систематизирует информацию о все долговые обязательства государства, Автономной Республики Крым, территориальной общины города

Долг классифицируется по типу кредитора и по типу долгового обязательства

Классификация расходов

Расходы бюджета - средства, направленные на осуществление программ и мероприятий, предусмотренных соответствующим бюджетом К расходам бюджета не относятся: погашение долга, предоставление кредитов из бюджета, размещение бюджетных средств на деп позитах, приобретение ценных бумаг; возврат излишне уплаченных в бюджет сумм налогов и сборов (обязательных платежей) и других доходов бюджета, проведения их бюджетного возмещенияя.

Несколько более широким понятием являются расходы бюджета Расходы бюджета - расходы бюджета, предоставления кредитов из бюджета, погашение долга и размещение бюджетных средств на депозитах, приобретение ценных бумаг

Расходы и кредитования бюджета классифицируются по следующим признакам:

1 По функциями, с выполнением которых связаны расходы и кредитование бюджета (функциональная классификация расходов и кредитования бюджета)

Построенная по признаку организационного устройства государства и она выделяет группы расходов на управление государством в целом и управления на местах

Имеет следующие уровни детализации:

1) разделы, в которых определяются расходы бюджета на осуществление функций государства, АРК или местных органов;

2) подразделы и группы, в которых конкретизируются направления использования бюджетных средств на осуществление функций государства, АРК, местных органов

2 По признаку главного распорядителя бюджетных средств (ведомственная классификация расходов и кредитования бюджета)

Ведомственная классификация расходов и кредитования бюджета содержит перечень главных распорядителей бюджетных средств для систематизации расходов и кредитования бюджета по признаку главного распорядителя бюдж ных средстве.

На основе ведомственной классификации расходов и кредитования бюджета Государственное казначейство Украины составляет и ведет единый реестр распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств

3 По бюджетным программам (программная классификация расходов и кредитования бюджета)

Используется при формировании бюджета по программно-целевому методу

4 С экономической характеристикой операций по расходам -??экономическая классификация расходов (ЕКВ) По этому признаку они делятся на текущие и капитальные

Классификация кредитования бюджета систематизирует кредитование бюджета по типу заемщика и разделяет операции по кредитованию на предоставление кредитов из бюджета и возврат кредитов в бюджет

В составе расходов (расходов) бюджета выделяются затраты (расходы) потребления и затраты (расходы) развития в соответствии с бюджетной классификацией

Экономическая классификация расходов Экономическая классификация расходов бюджета предназначена для четкого разграничения расходов бюджетных учреждений и получателей бюджетных средств по экономическим признакам с детальным распределением средств по их пре едметнимы признакам (заработная плата, начисления, все виды хозяйственной деятельности, выплаты населению, именуемых как трансферты населению, и другие категории) Такое деление дает возможность выделить защищенные статьи бюджета и обеспечить единый подход ко всем получателей с точки зрения выполнения бюджету.

Эта классификация важна для планирования и организации учета расходов каждого бюджетного учреждения Ведь все расходы планируются в смете и отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по код дамы экономической классификации расходовв.

При этом каждому конкретному виду расходов (статьи расходов) присвоено 4-уровневый цифровой код, который сокращенно обозначают буквами: КЭКР (код экономической классификации расходов) Такое кодирование позволяет есть получать информацию о конкретных расходы учрежденийи.

Согласно экономической классификации, расходы бюджетных учреждений делятся на текущие и капитальные

Текущие расходы - это расходы бюджетов, направляемых на выполнение бюджетных программ и обеспечивают текущее функционирование бюджетных учреждений, проведения исследований, разработок, мероприятий и предоставление текущих трансфер ртив населению и предприятия.

Таким расходам присвоен код 1000

В свою очередь эта группа расходов конкретизируется отдельным видам расходов, которые объединены в группы экономически однородных расходов и имеют свой код частности это такие

1100 - Расходы на товары и услуги, в том числе:

1110 - Оплата труда всех работников бюджетных учреждений, премии, материальная помощь, вознаграждение, единовременные пособия при выходе на пенсию, отставку и другое Величина заработной платы отражается без на арахувань на оплату труда;

1112 - денежное содержание военнослужащих

1120 - Начисления на заработную плату Начисления на фонд оплаты в фонды социального страхования (по установленным тарифам), обязательное страхование в соответствии с законодательством

1130 - \"Приобретение товаров и услуг\" По этому коду осуществляется приобретение предметов и материалов, срок эксплуатации которых не превышает 365 календарных дней или стоимость которых без НДС не превышает 1000 грн

К этой категории расходов относят:

1131 - \"Предметы, материалы, оборудование и инвентарь, в том числе мягкий инвентарь и обмундирование\";

1132 - «Медикаменты и перевязочные материалы\";

1133 - \"Продукты питания\";

1134 - \"Оплата услуг (кроме коммунальных);

1135 - \"Прочие расходы\";

1140 - \"Расходы на командировку\";

1150 - \"Материалы, инвентарь, строительство, капитальный ремонт и мероприятия специального назначения, имеющих общегосударственное значение\";

1160 - \"Оплата коммунальных услуг и энергоносителей\"; в том числе:

1161 - \"Оплата теплоснабжения\";

1162 - \"Оплата водоснабжения и водоотведения\";

1163 - \"Оплата электроэнергии\";

1164 - \"Оплата газа\";

1165 - \"Оплата других коммунальных услуг\";

1166 - \"Оплата других энергоносителей\"

1170 - \"Исследования и разработки, расходы государственного (регионального) значения\"

К этой категории относят расходы, предусмотренные на исследования и разработки, включающие оплату различных услуг, предоставляемых согласно заключенных соглашений сторонними учреждениями и организациями, в цену которых входят расходы учреждения - поставщика услуг есть, это расходы на выполнение научно-исследовательских работ за счет госбюджету.

1171 - \"Исследования и разработки, отдельные мероприятия развития по реализации государственных (региональных) программ\" - включает расходы по обеспечению развития в определенной отрасли экономики Например, \"Коренное улучшение земель предприятиями агропромышленного комплекса \",\" Селекция в животноводстве и птицеводстве \",\" Общегосударственная космическая программа;Загальнодержавна космічна програма".

1172 - \"Отдельные мероприятия по реализации государственных (региональных) программ, не отнесенных к мероприятиям развития Например, молодежные программы, участие в проведении олимпийских игр и другие

1200 - Выплата процентов (дохода) по обязательствам

включают выплату процентов по займам и дисконт (или премия) по ценным бумагам (разница между ценой продажи и номинальной стоимостью ценных бумаг)

Дополнительная

1. Абанин М.В. Конституционное и арбитражное судопроизводство в системе предупреждения налоговых правонарушений и преступлений (на примере специальных налоговых режимов) / М.В. Абанин // Право и экономика. – 2005. – № 6.

2. Авдеев В.В. Налог на доходы физических лиц: налоговые агенты по

НДФЛ и их ответственность / В.В. Авдеев // Налоги. – 2010. – № 40. – С. 16 -

21.

3. Авдеев В.В. Налог на имущество физических лиц / В.В. Авдеев // Налоги. – 2011. – № 9. – С. 12 - 16.

4. Акопджанова М.О. Разграничение налогового преступления и правомерной налоговой оптимизации // Налоги. 2011. N 23. С. 8 - 13.

5. Алексеева Е.С. Методы бюджетно-финансового контроля // Право и экономика: Сб. науч. тр. – М., 2006. – Вып. 1. – С. 45-51.

6. Андреев В. Конституционный статус Счетной палаты РФ // Российская юстиция. – 1999. – № 2. – С. 15-19.

7. Аперян К. Правовой статус информации, используемой в налоговых правоотношениях // Финансовое право. 2011. N 4. С. 31 - 34.

8. Ахматьянова З.А. О доходах учреждений и их правовом режиме // Финансовое право. – 2008. – №3. – С. 15-19.

9. Ашмарина Е.М. Современная финансовая система Российской Федерации / Е.М. Ашмарина // Государство и право. – 2004. – № 6. – С. 95- 98. – Библиогр.: 19

10. Ашмарина Е.М. Соотношение норм учетного права в узком смысле (учета) с отдельными подотраслями и институтами финансового права // Ежегодник МАФП. 2004 г.: Сб. науч. тр. / Под ред. С.В. Запольского. – М.,

2005. – С. 91-117.

11. Ашмарина Е.М. Специфика содержания некоторых финансово- правовых норм / Е.М. Ашмарина // Государство и право. – 2005. – № 2. – С.

107-111.

12. Бандурина Н.В., Татанов С.М. Правовой режим имущества государственного унитарного предприятия // Право и политика. 2010. N 10.

С. 1829 - 1834.

13. Бакаева О.Ю. Юридическая ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате таможенных платежей:

финансово-правовой аспект / О.Ю. Бакаева // Таможенное дело. – 2010. – N 3.

– С. 23 - 25.

14. Бережная Е.А. К вопросу о системе бюджетного права // Финансовое право. 2011. N 6. С. 9 – 13.

15. Блинова Л.В. Практика рассмотрения споров, возникающих при применении процессуальных норм Налогового кодекса Российской Федерации в рамках рассмотрения жалоб налогоплательщиков налоговыми органами // Арбитражные споры. 2011. N 2. С. 74 - 85.

16. Бобкова Л.Л. Государство как субъект бюджетного права. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2007. – 184 с.

17. Болдырев В.А. О целях создания унитарных предприятий // Право и экономика. 2011. N 7. С. 30 - 36.

18. Болдырев В.А. Компетенция органов публичной власти по управлению

унитарными предприятиями // Право и экономика. 2011. N 2. С. 15 - 19.

19. Бондаренко Т.А. К вопросу о дифференциации понятий "действие закона", "юридическая сила закона" и "применение закона" в налоговых

правоотношениях // Финансовое право. 2011. N 8. С. 23 - 26.

20. Бычков А. Гражданско-правовые аспекты уплаты НДС // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2011. N 40. С. 11; N 41. С. 11.

21. Буров В.П. Недвижимость обложат единым налогом // Руководитель строительной организации. 2011. N 8. С. 7 - 12.

22. Бутаева Е.М. Взыскание страхового возмещения по договору страхования имущества в жилом помещении в судебном порядке: правовой

анализ и практические советы // Жилищное право. 2011. N 1. С. 79 - 98.

23. Вакарюк Л.В. Системные принципы институтов финансового права (с позиций деятельностного подхода) // Науч. тр. РАЮН. – М.: Юрист, 2006. –

Вып. 6: В 4 т. – Т. 2. – С. 35-38.

24. Васюнина М.Л. Межбюджетные субсидии субъектам Российской Федерации: этапы и направления их совершенствования // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2010. N 8. С. 14 - 21.

25. Винницкий Д.В. Налоги и сборы: Понятие. Юридические признаки. Генезис. – М.: Норма, 2002. – 144 с.

26. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: Проблемы теории и практики / Д.В. Винницкий.–СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.–295 с.–

(Экономика и право).

27. Воронова Е.А. Некоторые особенности правовой природы унитарных

предприятий // Юрист. 2009. N 7. С. 24 - 31.

28. Гаврилова Н.А. Особенности уплаты банками налога на имущество

организаций // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке.

2010. N 4. С. 52 - 64.

29. Горбунова О.Н. Финансовое право в системе российского права (актуальные проблемы) // Государство и право. – 1995. – №2. – С. 14-21.

30. Горшкова Л.Л. Спорные вопросы, связанные с уплатой водного налога

// Бухгалтер и закон. 2010. N 10. С. 16 – 20.

 

Тема 5. Бюджетное устройство государства

 

Вопросы лекции:

1. Экономическая сущность и содержание бюджета

2. Бюджетная система и бюджетное устройство

3. Принципы бюджетной системы

4. Понятие и сущность бюджетных правоотношений

1. Экономическая сущность и содержание бюджета

 

 

Государственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране. Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет – это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. С помощью государственного бюджета государственные власти получают денежные ресурсы для содержания армии, государственного аппарата и т. д.

Государственный бюджет – это финансовый план государства, с помощью которого органы власти получают реальную экономическую возможность осуществлять властные полномочия.

В то же время бюджет является категорией, которая свойственна различным отношениям. С зарождением и формированием государства связано возникновение и развитие бюджета. Для государства бюджет – это инструмент обеспечения непосредственно своей деятельности, и в то же время он является важным элементом для проведения социальной и экономической политики.

Задачи бюджета:

1) перераспределение ВВП;

2) финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

3) государственное регулирование и стимулирование экономики;

4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Через формирование и использование централизованных фондов денежных средств на уровнях государственной и территориальной власти проявляется распределительная функция бюджета. Государство с помощью государственного бюджета регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя средства бюджета на развитие и восстановление отраслей, регионов. И в связи с этим государство может ускорять или сдерживать темпы производства, усиливать или ослаблять рост капиталов и сбережений, изменять структуру спроса и предложения.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две стадии.

1. Образование доходов бюджета.

  В процессе образования доходов бюджета происходит изъятие части ВВП в пользу государства. В связи с этим возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками. Доходы бюджета преследуют единственную цель, заключающуюся в формировании доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны обезличенность и денежная форма.

Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Источники налоговых доходов: прибыль, заработная плата, ссудный процент, рента, добавленная стоимость, накопления и др.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате экономической деятельности государства или при перераспределении уже полученных государством доходов по уровням бюджетной системы.

2. Использование (расход) бюджетных средств.

Расходы бюджета – это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетополучатели – это организации производственной и непроизводственной сферы, которые могут получать и распределять средства бюджета; они финансируются через бюджетные расходы.

В основном расходы бюджета носят безвозвратный характер. За счет расходов бюджета происходит перераспределение средств бюджета по уровням бюджетной системы через дотации, бюджетные ссуды, субвенции и др.

Структура расходов бюджета устанавливается в бюджетном плане и зависит, как и доходы бюджета, от экономической и иной ситуации в стране. Контрольная функция бюджета действует вместе с распределительной и дает возможность осуществления обязательного государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

 

    2 Бюджетная система и бюджетное устройство

Бюджетная система это главное звено финансовой системы государства, является составляющей частью бюджетного устройства.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государств, административно-территориальных образований, государственных учреждений и фондов, которые самостоятельны в бюджетном отношении.

Она основана на правовых нормах, экономических отношениях и государственном устройстве. Построение бюджетной системы зависит от формы административного и государственного устройства страны.

Все государства подразделяются, в зависимости от степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями на: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство – форма государственного устройства, при котором административно-территориальные образования не имеют собственной государственности и автономии.

Бюджетная система унитарного государства состоит из государственного и местных бюджетов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.144 с.)