Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественно-экономическая формация. Учение о формациях и реальное общество. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Общественно-экономическая формация – общество, рассматриваемое как целостная система, характеризующаяся исторически-определенным способом производства, а значит производственными отношениями (базисом) и возвышающейся над ним надстройкой в виде идей, идеологических отношений и общественных институтов. В основе формации лежит способ производства, значит история есть смена формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (как переходный период к социализму). Социальная структура общества и ее зависимость от способа производства. Социальные группы и их интересы. Место классов в социальной структуре. Способ производства создает свою социальную структуру. Структура – расчлененность явления на отдельные элементы и их взаимосвязь. Элементы должны быть связаны определенным образом. Каждый способ производства создает свою структуру определенным образом. Он размещает их в процессе распределения материальных благ, отводя каждому свое место, прежде всего через форму собственности, через технологические процессы. Расставляет он их по иным признакам: присвоение доли общественного богатства, место жительства и т.д. Поскольку люди занимают разное место в присвоении, постольку у них разные взгляды. Люди делятся на множество групп, которые между собой взаимосвязаны. В этой структуре есть устойчивые группы, сохраняющиеся веками, а есть неустойчивые, случайные. В западной науке продвигается социальная стратификация – попытка подменить классы на страты. Наиболее важный вариант анализа – классовый, потому что классы связаны с формой собственности на средства производства. А от этого зависит размер получаемого дохода, время, уделенное на духовную жизнь, удовлетворение всех потребностей, возможность в управлении производством, возможность в управлении государством. От этого зависит доступ к власти. Происхождение и сущность классов. Классовые отношения и формы классовой борьбы. Классы – это историческое явление, как и любой способ производства. Учение о классах появляется в эпоху рабовладельческого общества. Маркс разработал учение о классовой борьбе пролетариата. Существование каждого класса связано с определенным типом производства. Первобытное общество было безклассовым. Оно было основано на общественной собственности на средства производства. Частной собственности не было в силу примитивности производства. Как только произошло развитие производства, произошло 2 общественно-исторических разделения труда: скотоводства от земледелия, производства от сельского хозяйства. Люди разделяются на семьи, устанавливается патриархат, вожди. Вождями становятся те, кто богаче. Становится выгодным превращать пленных в рабов. Начинается первое разделение на классы. Появление частной собственности привело к возникновению классов. Сущность классового деления заключается в различном отношении к средствам производства. Классы находятся в определенной взаимосвязи. Прежде всего, они находятся в системе экономических отношений, системе производства, распределения. Классы вступают в систему политических отношений. В результате возникает классовая борьба: экономическая, политическая, идеологическая. Экономическая борьба не меняет сути отношений строя. Политическая борьба преследует изменение формы собственности, а это можно сделать только через изменение государственной власти. Идеологическая борьба – вспомогательный вид борьбы. Она служит организации или дезорганизации общества.
32-33. Основу жизни общества составляет материальное производство, оно образует общество как целостную систему, но жизнь общества не сводится к производству материальных благ, еще существует духовное производство – производство духовных ценностей, для удовлетворения духовных запросов и для других целей. Создается духовная культура, составной частью которой является сознание. Общественное сознание – совокупность взглядов, идей, учений, теорий, чувств, настроений, свойственных тем или иным социальным группам или всему обществу и отражающих общественное бытие. По своей природе общественное сознание – отражение общественного бытия. Общественное бытие – совокупность условий жизни в обществе, вся система общественных отношений (экономические (собственности, обмена и распределения), политические, семейно-бытовые). Общественное бытие определяет общественное сознание. В этом положении выражается материалистическое понимание истории. Общественное сознание содержит элементы прежних форм (обычаи, традиции), но в то же время оно моделирует будущее. Общественное сознание имеет довольно сложную, но в то же время оригинальную структуру. Сознание нерасчленяемо, но можно расчленять то, что им произведено. Сознание может быть разделено на виды, которых довольно много. Бывает политическое, правовое, эстетическое, моральное, религиозное сознание и т.п.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.005 с.) |