Тема «Отечественная война 1812 года». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема «Отечественная война 1812 года».



Урок по курсу

«История России в XIX веке».

Тема «Отечественная война 1812 года».

Тип урока: урок изучения нового материла.

Цель урока: познакомить учащихся с одним из ярчайших подвигов российского народа, который останется в памяти на века.

План урока.

I. Изучение нового материала.

1. Предпосылки причины Отечественной войны 1812года.

2. Характер войны, соотношение сил.

3. Вторжение Наполеона в Россию.

4. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии.

5. Бородинское сражение.

6. Совет в Филях и оставление Москвы.

7. Партизанское движение и народное ополчение.

8. Отступление и гибель «Великой армии».

III. Домашнее задание.

Новые термины и даты: 1812, Отечественная война, 26 августа - Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.

Оборудование: настенная карта «Отечественная война1812года», контурные карты «Отечественная война 1812года», индивидуальные атласы «История России XIX века», цветные карандаши, портреты исторических деятелей. Репродукция картин, посвященных этой теме.

Ход урока.

Тема нашего сегодняшнего урока «Отечественная война 1812года». Это один из подвигов русского народа, когда на защиту свей Родины, встал весь российский народ перед лицом не только Франции, но и всей Европы, поэтому войну 1812года называют народной, Отечественной.

Мы с вами осветим следующие вопросы:

1. Предпосылки и причины Отечественной войны 1812года.

2. Характер войны, соотношение сил.

3. Вторжение Наполеона в Россию.

4. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии.

5. Бородинское сражение.

6. Совет в Филях и оставление Москвы.

7. Партизанское движение и народное ополчение.

8. Отступление и гибель «Великой армии».

По ходу урока мы будем с вами выполнять задание по контурной карте, а в конце урока вы заполните анонимную анкету, в которой выразите свое отношение к Отечественной войне 1812года.

Вторжение армии Наполеона в Россию.

Запись на доске и в тетради:

Июня 1812 года - армия Наполеона вторглась на территорию России.

Задание по контурной карте. Отметьте на карте:

1. границу Российской империи;

2. расположение русских войск и главнокомандующих;

3. р. Неман;

4. г. Смоленск;

5. г. Москва.

Да, Наполеон рассчитывал разбить армии поодиночке, захватить Москву и добиться от Александра I подписания мирного договора. Наполеон говорил: «Если я возьму Киев- возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург, то я возьму Россию за голову; если я возьму Москву, то я поражу ее в самое сердце.»

- Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона?

(Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать)

Первоначальным местом соединения русской армии был назначен город Витебск, но объединиться в нем не удалось. (Учитель показывает по карте)

Соединение 1-ой и 2-ой армии произошло 22 июля в городе Смоленске. (Учитель показывает по карте). Таким образом, план Наполеона был сорван.

Назначение М. И Кутузова главнокомандующим русской армии.

Однако долгое отступление вызвало народное недовольство командованием М.Б. Барклая де Толли.

Работа с документом. №1

А. Ермолов: «… солдат роптал на непрерывное отступление и в сражении хотел найти конец оному; главнокомандующим был недоволен и в главную вину ставил ему то, что он был не русский».

И. Жиркевич: «Но какая злость и негодование у каждого на него (М. Барклая де Толли) в эту минуту за наши постоянные отступления, за смоленский пожар, за разорение наших родных, за то, что он не русский!»

- Как русские офицеры относились к отступлению русской армии?

- Кого они в этом винили и почему?

С. Глинка: «Назначение Кутузова главнокомандующим произвело общий восторг и в войске и в народе».

Сегюр: «… В нем было что- то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себя спасенными».

- Кто стал главнокомандующим русской армии в августе 1812года?

- Как отнеслись войска и народ к этому назначению?

Бородинское сражение.

Вступив в командование русской армией в августе, Кутузов объявил, что действия М. Барклая де Толли были вполне верными, и отступил еще дальше к Москве. Лишь в 110 км от древней столицы, неподалеку от села Бородино, он решил дать генеральное сражение Наполеону.

Запись в тетради:

Работа с документом №2.

И. Радожицкий «На левом фланге происходящая битва; русские мужественно сражались в окопах, французы за каждый шаг вперед платили несметную потерю людей. Нельзя удивляться отчаянию, с каким лезли они на смерть. Нельзя ни удивляться присутствия духа русских, с каким они защищались.

С. Селиванский «В продолжение одиннадцати с половиной часов огонь и меч, действуя попеременно, истребили 75000 человек и более 35000 лошадей.

Целые батареи переходили несколько раз из одних рук в другие. Земля исчезла: она вся была покрыта окровавленными трупами. Казалось, что сия полоса России превращена в адскую обитель. Пальба, звуки. Радостное восклицание победителей, часто повторяемые «Ура», вопли умирающих. Ржание коней, крики командования и отчаяния, на девяти разных европейских языках,- все сие смешалось, придавало ужасной сие картине действие, которое ни какое перо изобразить не в силах».

Хотя в Бородинской битве ни кто не проиграл и ни кто не победил, потери были колоссальными с обеих сторон, но она имела большое значение для русских войск:

1. В этой битве были разбиты лучшие силы противника;

2. Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии;

3. Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости, усилилось недовольство длительность похода;

4. Несмотря на продолжавшиеся отступление русской армии, Бородинское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравственную победу.

Совет в Филях.

Запись в тетради:

Вывод.

Нашествие двунадесятых языков на Россию было успешно отражено. Со стороны России война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер. Свой вклад в победу наряду с русскими, внесли белорусы, украинцы, татары, мордва, башкиры и другие представители народов России. Это, ребята, настоящий подвиг наших предков о котором мы не должны забывать.

III. Домашнее задание.

Написать краткий конспект.Ответить письменно на вопросы:

1. Действительно ли Отечественная война 1812 года была народной?

2. Каково значение Отечественной войны 1812 года?

 

·

 

Урок по курсу

«История России в XIX веке».

Тема «Отечественная война 1812 года».

Тип урока: урок изучения нового материла.

Цель урока: познакомить учащихся с одним из ярчайших подвигов российского народа, который останется в памяти на века.

План урока.

I. Изучение нового материала.

1. Предпосылки причины Отечественной войны 1812года.

2. Характер войны, соотношение сил.

3. Вторжение Наполеона в Россию.

4. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии.

5. Бородинское сражение.

6. Совет в Филях и оставление Москвы.

7. Партизанское движение и народное ополчение.

8. Отступление и гибель «Великой армии».

III. Домашнее задание.

Новые термины и даты: 1812, Отечественная война, 26 августа - Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.

Оборудование: настенная карта «Отечественная война1812года», контурные карты «Отечественная война 1812года», индивидуальные атласы «История России XIX века», цветные карандаши, портреты исторических деятелей. Репродукция картин, посвященных этой теме.

Ход урока.

Тема нашего сегодняшнего урока «Отечественная война 1812года». Это один из подвигов русского народа, когда на защиту свей Родины, встал весь российский народ перед лицом не только Франции, но и всей Европы, поэтому войну 1812года называют народной, Отечественной.

Мы с вами осветим следующие вопросы:

1. Предпосылки и причины Отечественной войны 1812года.

2. Характер войны, соотношение сил.

3. Вторжение Наполеона в Россию.

4. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии.

5. Бородинское сражение.

6. Совет в Филях и оставление Москвы.

7. Партизанское движение и народное ополчение.

8. Отступление и гибель «Великой армии».

По ходу урока мы будем с вами выполнять задание по контурной карте, а в конце урока вы заполните анонимную анкету, в которой выразите свое отношение к Отечественной войне 1812года.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.018 с.)