Святогорский пещерный монастырь во второй половине XVII В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Святогорский пещерный монастырь во второй половине XVII В.



Святогорский пещерный монастырь во второй половине XVII в. продолжал играть видную роль в истории России и нашего края. Его функции были необыкновенно разнообразны. Это, прежде всего, религиозно-культурная. Монахи поддерживали существование обители, которая была центром религиозной жизни всего Среднего Подонцовья, ежедневно молились за государство, царя и всех православных христиан, старались помочь всем людям, попавшим в тяжелые жизненные обстоятельства. Как хозяйственная единица, они трудились в своих юртах, обслуживали Большой перевоз через Северский Донец, предоставляли временный приют для промысловиков и помощь людям, бежавшим или выкупленным из татарского плена. Сами монахи не раз попадали в плен и бывали выкуплены правительством. В обители их пребывало не больше 20 человек. Монастырь также оставался военным форпостом, предоставляя кров станичникам, собирая вести для Белгорода и Москвы, по возможности, отбиваясь от татар (в конце XVII в. монастырь уже имел пушки).

До постройки городов монастырь владел девятью юртами в Подонцовье, с которых имел доходы – «со всякого юрта по два рубли, по два пуда меду, по кунице». Таким образом, монахи вели традиционное для этих мест хозяйство: бортничали и охотились. После самозахвата этих юртов жителями новопостроенных городов, монастырю количество земли официально уменьшили, отдав её новым обитателям края, зато жалованье было увеличено.

Среди дополнительных промыслов монашества было собирательство. Заготавливали ягоды, грибы, орехи, дикие яблоки и груши, лекарственные растения. Собранные продукты сушили или солили. Из березового и кленового сока делали квас. Продуктами собирательства торговали.

К традиционным лесным промыслам относились заготовка сырья (лыка, бересты, дубовой и лозовой коры), а также выкуривание смолы и выгонка дегтя. Смолу выкуривали из старых сосновых пней и в основном использовали для смазки колес. Деготь получали из березовой древесины для смазки колес и в лечебных целях.

Святогорскими монахами внимание уделялось и развитию земледелия. Однако до 80-х гг. XVII в. оно не получило распространения в хозяйстве из-за внешней опасности.

Комплекс пещерных сооружений и весь  меловой массив в конце XVI-XVII вв. своим внешним видом значительно отличались от современного вида меловой горы.


До 1679 г. монахи жили внутри меловой горы. Со временем у подножия меловой скалы формировался первый комплекс наземных сооружений. В центральной части рисунка Святогорского монастыря 1679 г., у подножия горы изображена Петропавловская церковь.

Однако все постройки первого комплекса были уничтожены в результате разрушения верхних отрогов мелового массива между 1679 и 1698 гг. Обрушения могли произойти также под воздействием внешних факторов, возможно, даже землетрясения. В 1679 г. монастырь был захвачен и разграблен крымскими татарами.

Между 1679 г. и 1698 г. (начало строительства новой Успенской церкви вместо разрушенной пещерной Успенской церкви) у подножия мелового утеса строился второй комплекс наземных сооружений. Он тоже просуществовал недолго. Скорее всего, помещения были уничтожены в результате пожара во время одного из татарских набегов в конце XVII в.

В конце 90-х гг. XVII в. на береговом плато Северского Донца создается третий комплекс наземных каменных и деревянных строений.

Характерной чертой его является строительство первого каменного храма Святогорского монастыря – Успенского собора. Его заложили в 1698 г. на берегу Северского Донца. Известно, что деньги на его строительство пожертвовал изюмский полковник Федор Шидловский. Строительство храма завершили в 1708 г.

 

Николаевская церковь. Художник Д.Макаренков. Фрагмент
Святогорский пещерный монастырь. Рисунок 1679 г. Фрагмент

Очевидно, к этому комплексу также относится Николаевская церковь с колокольней наверху меловой скалы. Меловая часть церкви (алтарь и центральная часть) – это остатки древней пещерной Успенской церкви, которая обвалилась вместе с частью меловой горы в конце XVII в. Новый кирпичный храм был живописно вписан в меловой массив, составив композиционное единство.


Открытие донскими казаками Бахмутских соляных источников

С юга продвигалась вверх по течению Северского Донца донская колонизация. Донские казаки известны среди жителей Царёва-Борисова обоих заселений.

С 1683 года донские казаки Сухаревского юрта, жившие на Московском берегу Северского Донца, переходили на Крымский берег и варили соль на р. Бахмут. К ним с конца XVII в. стали присоединяться обитатели Тора, Изюма, Царёва-Борисова. До начала XVIII в. выварка шла эпизодично и кустарно. Для этого использовались тренога, казан, ведро.

Сухаревцы в 1701 г. построили крепость Бахмут (современный Артёмовск). Городок находился в среднем течении реки Бахмут, которая впадает в Северский Донец со стороны Поля, т.е. степи.

 

     ПОДВЕДЁМ ИТОГИ                                                                                                       

Юрты были первой формой заселения Донецкого края. Появившиеся города становились административными центрами для промысловиков-уходников и способствовали дальнейшему перерастанию сезонных жилищ в постоянные поселения. Торская черта и донецкие города (Маяцк, Тор, Райгородок) служили защитой для Торских соляных промыслов и населения окраин России.

 

     Вопросы и задания для работы с текстом параграфа                                  

1. Опишите роль Святогорского пещерного монастыря в XVII в. истории России и Донецкого края.

2. В чём состояла опасность для донецких городов после строительства Изюмской черты?

3. С какой целью были построены города в междуречье Северского Донца и Тора?

4. Кто и когда открыл соляные источники на р. Бахмут?

5. Какую роль сыграли юрты в заселении Донецкого края?

6. Какие функции возлагались белгородским воеводой на Маяцкий городок?

7. При помощи параграфа, дополнительной литературы или интернет-ресурсов создайте макет острога или городка XVII в.

8. Составьте таблицу «Промыслы монахов» по материалу параграфа, заполнив графы:

Название промысла Содержание занятия
   

Изучаем документ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.157.45 (0.029 с.)