Информация для родных и близких человека, который перенёс инсульт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информация для родных и близких человека, который перенёс инсульт



Восстановление навыков письма.

Сначала дать больному задание писать палочки, волнистые линии, потом отдельные буквы, потом слова, предложения.

Если у инсультного больного присутствует правосторонний гемипарез, то обучение начинать с левой руки. Скоро подключится и правая.

 

Восстановление памяти.

Полезны так называемые "пальчиковые игры". То есть игры, где вместе с произношением надо подключить и загибание пальцев. Вы наверняка знаете хотя бы одну из них – "Сороку-воровку". Подобным образом можно "разыгрывать" практически любые стишки, сопровождая их чтение различными движениями пальцами (можно сжимать пальцы в кулаки, хлопать в ладоши, щёлкать ими и так далее). Такие занятия оказывают комплексное воздействие: больной вместе с Вами заучивает стишок наизусть (это упражнение для памяти), старается правильно, в соответствии с произносимыми словами повторять все жесты (это тренирует внимание), а все манипуляции, которые Вы производите с его пальцами (поочерёдное их сгибание, как "Сороке-воровке", лёгкое поглаживание или растирание), оказывают сильное стимулирующее воздействие на восстановление речи (на пальцах рук располагаются точки, непосредственно связанные с речевыми центрами головного мозга).

Многие упражнения, направленные на восстановление интеллектуальных способностей, можно проводить с больным "без отрыва от производства". Например, во время уборки в его комнате, за едой, в ванной  можно, например, играть с ним "в слова". Вариантов этой игры существует великое множество. Например, игра в "грузить пароход". Правила просты: Вы и Ваш больной поочерёдно "нагружаете пароход" всеми пришедшими на ум предметами, название которых начинается с буквы "А" (или "Д", или "Ю"...). Выигрывает тот, кто "нагрузит свой пароход" б о льшим количеством предметов.

Или играйте в такую игру: нагружайте этот пароход предметами по одному предмету на каждую букву алфавита, причём каждый последующий предмет должен быть связан с предыдущим. Например, Вы «кладёте» на «пароход» а рбуз, Ваш больной ставит на этот арбуз б арабан, Вы связываете их в ерёвкой, больной покрывает это всё сверху г лазурью, и так далее. Выигравшего в этой игре нету, главное – процесс.

Другой известный вариант - игра "в города": Вы говорите одно название, Ваш партнер должен вспомнить город, название которого начинается с той же буквы, на которую заканчивалось название первого (то есть вместе Вы выстраиваете цепочку вроде "Москва – Азов – Воронеж – Женева»). По ходу дела задание можно усложнять: например, называть города только какой-то одной страны или континента.

Можно играть в синонимы или антонимы (то есть подбирать слова со сходным или противоположным значением), сочинять коротенькие стишки (строчку - Вы, строчку - Ваш больной).

Ещё можно играть с человеком в такую игру: кто больше придумает имён (или названий продуктов, или стран), начинающихся с какой-то буквы.

Игры – это хорошая вещь. Но вместе с играми активизируйте и реальную память человека. Просите его вспомнить и рассказать о детстве, о юности, о событиях взрослого периода жизни, и пр. Пусть попытается вспомнить стихи или иностранный язык, который он когда-то учил. Пусть в деталях опишет Вам события вчерашнего дня.

Пусть больной читает Вам несложные тексты, написанные крупными буквами (рекомендуются детские сказки). После прочтения задайте больному вопросы по содержанию текста. После этого надо, чтобы больной пересказал Вам прочитанный текст.

 


Вам придётся довольно много заниматься с больным. Учить его ходить, разговаривать, и так далее. Эти методики будут даны в методиках, адресованных самому больному (там будет указано, что упражнение выполняется с помощником). Вам надо внимательно изучить эти методики – чтобы знать, как помогать, как поддерживать и так далее. Так вот. Каждое выполненное задание и каждый успех больного нужно подкреплять одобрением, похвалой. Но не «давите» на человека. Нельзя начинать активные занятия до тех пор, пока человек относится к ним пассивно или отрицательно.

Поддерживайте его малейшие усилия, направленные в сторону самовосстановления.

Если больной способен хоть немного двигаться, то рекомендуется завести для него кошку или собаку. Общение с животным ускоряет процесс восстановления. Также рекомендуется почаще вывозить больного на природу. И почаще веселите и смешите его. Смех – это одной из самых лучших лекарств для людей, перенесших инсульт.

Полезна музыка. Хорошо влияет мелодичная успокаивающая классическая музыка, специальная музыка для медитаций, песни из периода детства и юности данного человека. Также полезно, чтобы человек слушал свои любимые (это индивидуально) мелодии и песни. Если больной в депрессии – поставьте ему что-нибудь радостное и жизнеутверждающее (подойдут многие старые советские песни).

В большинстве случаев человек может полностью избавиться от последствий инсульта. Так вот. Сделайте всё для принятия больным этого факта.

Немного усилий, немного фантазии, много терпения и любви, — и болезнь отступит.

 


Как организовать пространство квартиры, чтобы перенёсшему инсульт жилось в ней безопасно и комфортно?

1). Кровать нужно отодвинуть от стены так, чтобы Вы могли подойти к больному с любой стороны. Изголовье кровати рекомендуется приподнять, чтобы больной мог сидеть, опираясь на подушки.

2) Матрас должен быть жёстким и ровным.

3) В комнате должно быть тепло. Несколько раз в день комнату надо проветривать.

4) У больного должна быть возможность в любую минуту позвать Вас из другой комнаты или из кухни. Например, можно положить около кровати колокольчик.

5) Если больной уже может самостоятельно вставать, позаботьтесь о том, чтобы возле кровати стояло кресло – низкое, с твёрдым сидением и достаточно широкими подлокотниками.

6) Когда больной начнёт ходить, то в первое время он будет часто падать. Поэтому нужно убрать всё, что может спровоцировать падение (провода, скользкие коврики), а также убрать травмоопасные предметы и острые углы.

7) Квартира в этот период должна быть хорошо освещена.

 


Как работать с парализованным больным (краткий курс).

Вначале Вам надо научить больного сидеть в постели. Больной лежит на спине, под туловище и голову Вы подкладываете подушки, количество которых постепенно увеличивается. Первый раз сидеть можно не более полминуты (или меньше). Через несколько дней – минута. При этом тело больного должно удерживаться Вами очень хорошо, и со всех сторон должны быть подушки. Затем обучать больного садиться из положения лёжа на боку с опусканием ног с кровати. Сначала это действие больной должен выполнять с опорой на локоть, а затем - на вы­прямленную руку.

Обучение переходу в вертикальную позу начинается с умения больного стоять на коленях и сохранять равновесие (позу) даже при попыт­ке помощника вывести больного из этого положения. То есть: учить человека вставать можно начинать тогда, когда человек научился стоять на коленях, его легко подталки­вают в область грудной клетки вперёд, назад, в стороны, а он всё равно сохраняет это положение. Обучение заключается в следующем. Вначале больной встаёт на ноги с помощью помощника. Исходное положение - сидя. Ноги больного стоят на полу на ширине плеч. Вы (помощник) сидите напротив. Колени больного упираются в Ваши колени, а Ваши ладони находятся под бёдрами больно­го. Больной, опираясь на Ваши плечи, встаёт с Вашей помощью. Встаёт на выдохе. Первый раз стоять не больше минуты, потом время удлиняется. Контролировать самочувствие и давление!

Затем больной обучается ходьбе, вначале с неподвижной опорой, держась за спинку кровати, потом – с подвижной опорой, держась за стул, двигая его перед собой. Пусть ходит с опорой на Вас, потом с тростью, потом самостоятельно. Для облегчения координации движения ног во время ходьбы рекомендуется пользоваться специальной дорожкой с разметкой постановки стоп. Например, в достаточно длинном коридоре разметить мелом те места, куда надо ставить ноги. Чтобы больной не забывал выше поднимать ногу, между "отпечатками следов" надо уложить брусочки или книги, через которые ему необходимо перешагивать.

 


Вам придётся выполнять с больным пассивную гимнастику. Будете плавно и осторожно сгибать и разгибать ему кисти, стопы и другие суставы. Следует учитывать реакцию больного на движения, не допускать появления болей, задержки дыхания, повышения спастичности. Пассивные движения выполняются строго в одной плоскости и в одном на­правлении.

При массаже мышц, в которых повышен или повыша­ется тонус, применяется только поглаживание.

 


Спуск с лестницы:

1. поражённая нога больного должна быть опорной. Ступни ставят на ступеньку полностью - параллельно друг другу;

2. помощник встаёт перед больным, одна его рука на бедре больного, другая - на перилах, и направляет движение бёдер больного вперёд, помогая перемещать вес тела на поражённую ногу. Можно помочь поставить поражённую ногу больного на ступеньку.

Обратите внимание: помощник должен быть осторожным, потому что спускается по лестнице спиной вперёд.

 

Как распознать инсульт.

У любого послеинсультного больного возможен и повторный инсульт. Как распознать инсульт? Если Ваш близкий человек (или прохожий на улице) внезапно ослабел, упал или ведёт себя как-то странно, то Вы можете распознать симптомы инсульта, задав пострадавшему три простых вопроса:

Попросите пострадавшего ЗАГОВОРИТЬ. Попросите связно выговорить простое предложение. Например: «За окном светит Солнце».

Попросите пострадавшего УЛЫБНУТЬСЯ.

Попросите его или её ПОДНЯТЬ обе руки.

Запомните аббревиатуру «ЗУП»: З аговорить, У лыбнуться, П однять руки. Если Вы отметили у пострадавшего проблему с выполнением какого-то из этих заданий (например, язык западает набок при попытке сказать слово, или не поднимается одна из рук), то немедленно звоните в «скорую» и опишите симптомы. Не говорите врачам «скорой», что у человека инсульт (этот диагноз установят они сами), просто опишите симптомы.

Пока не приехала «скорая», больного необходимо удобно уложить на кровать и расстегнуть затрудняющую дыхание одежду, дать достаточный приток свежего воздуха. Не давайте больному пить и есть. Создайте больному покой.

«Скорая» заберёт человека в больницу, поэтому подготовьте тапочки, зубную щётку, сменные вещи, документы, и так далее.

 

Лично Вам следовало бы заняться профилактикой инсульта – чтобы тоже не слечь. Что надо делать для профилактики инсульта (и инфаркта)?

Во-первых, надо иметь доброжелательный и оптимистичный настрой. Жить без жалоб, сплетен, критики и недовольств. При этом не старайтесь всем угождать. Не бойтесь не нравиться людям. Всё, что надо, – это снять все претензии к людям, к себе и к судьбе. А также любить себя, других людей и Бога.

Во-вторых, надо заниматься физическими упражнениями. Бег, и (или) йога, и (или) плавание, и (или) посещение спортзала, или ещё что-то. Если курите – обязательно бросить.

В-третьих, надо соблюдать определённый режим питания. Поменьше кушать жареного и жирного. Уменьшить потребление продуктов животного происхождения (жирные сорта мяса, сметана, яйца, сыр, колбасы, сосиски) и мучных продуктов. Увеличить потребление продуктов раститель­ного происхождения (овощи, фрукты, орехи), каш и рыбных блюд.

В-четвёртых, надо следить за давлением. Вот очень простой рецепт лечения гипертонии. Надо взять обычную красную свеклу. Очистить, либо не очищать, но непременно обрезать хвостик и ботву, отмыть её щеткой и обдать кипятком. Затем нарезать эти корнеплоды крупными ломтями или кружочками и сложить в ёмкость. Лучше всего использовать трёхлитровую стеклянную банку. Банку наполнить свеклой на одну треть, и залить доверху чистой прохладной водой. Добавить столовую ложку сахара и маленький кусочек ржаного хлеба. Накрыть сложенной в несколько слоёв марлей, зафиксировать марлю резинкой. Поставить в тёмное место. Держать от 3 до 7 дней, пока на поверхности не перестанет образовываться пена (её периодически нужно удалять из банки). Если квас стал прозрачный, бордового цвета, если пропал привкус сырого свекольного сока, значит он готов. Затем квас процедить через сито или сквозь марлю и перелить в чистые бутылки. Хранить в холодильнике. Пить в согретом виде 2 - 3 раза в день по полстакана за 20 - 30 минут до еды, можно добавить чайную ложку мёда. Пока пьёте настой из одной банки - ставите настаиваться следующую. Длительность лечения - около двух месяцев.

Очень эффективен квас из конских каштанов (по Болотову). Для этого сначала в марлевый мешочек высыпать 20 штук коричневых плодов конского каштана, каждый разрезав напополам. Положить в мешочек камень (чтобы мешочек не всплывал). Мешочек с каштанами опустить в трёхлитровую банку. Туда же высыпать стакан сахара, добавить столовую ложку сметаны и залить молочной сывороткой. Банку обвязать марлей в 2-3 слоя. Держать при комнатной температуре. Ежедневно перемешивать деревянной ложкой, снимая сверху накись. Настаивать неделю-две, пока квас не приобретёт крепость. Процедить, хранить в холодильнике, принимать в теплом виде по полстакана 3 раза в день натощак, за 30 минут до еды. Длительность лечения – два месяца.

Или можете купить в аптеке одну (любую) из следующих трав: донник (трава), акация белая (цветки), конский каштан (цветки), лещина (листья), пустырник (трава). Одну столовую ложку какой-то из этих трав заварить 1 стаканом кипятка, настаивать полчаса, процедить. Принимать по 1/3 стакана 3 раза в день натощак. Принимать пищу можно не раньше, чем через 30 минут. Курс лечения - месяц. Или можете чередовать: первую неделю пьёте одну траву, вторую неделю – другую траву, и так далее. Противопоказано при кровотечениях.

В-пятых, надо бороться с атеросклерозом (отложением холестерина на внутренних стенках сосудов). Вот самый простой рецепт. Взять 1 столовую ложку сухих ягод красной рябины. Залить стаканом воды. Кипятить на малом огне 5 минут, настаивать час. Процедить. Принимать на пустой желудок за 20 - 30 минут до еды по одной трети стакана 3 раза в день. Длительность лечения - несколько недель.

Ещё можете пролечиться водочной настойкой чеснока. Это средство нормализует давление, чистит сосуды и оказывает мощное общеоздоравливающее воздействие на весь организм. Взять 100 грамм чеснока. Пропустить через мясорубку. Высыпать в банку или бутылку из тёмного стекла. Залить 100 граммами водки. Настаивать в тёмном месте 10 дней. Затем хорошо профильтровать и добавить 30 грамм мёда и 20 грамм спиртового экстракта прополиса (купить в аптеке). Всё хорошо размешать. Принимать три раза в день, на пустой желудок, смешивая с 50 гр молока, за 20 - 30 минут до еды. Длительность лечения - 30 дней. Принимать по такой схеме: в первый приём - одна капля. В каждый следующий приём прибавляете по капле. К концу 5-го дня количество капель будет доведено до 15-ти. После этого начиная с 6-го дня количество капель надо уменьшать на одну каплю за приём, доведя к десятому дню до 1-й капли. После этого принимать по 25 капель за приём, по 30-й день включительно. Через 5 лет (не раньше) курс лечения можно повторить.

Можно применить средство и попроще. Берем 100 гр очищенных зубков чеснока и заливаем 100 мл водки. Настаиваем две недели и процеживаем. Смешиваем это количество настойки с таким же количеством свежевыжатого лимонного сока и таким же количеством меда. Храним в холодильнике, принимаем по чайной ложке три раза в день до еды. Длительность – месяц.

 

На всякий случай перечислим симптомы инсульта. Это:

1. Внезапная потеря чувствительности или паралич лица, руки или ноги (обычно на одной стороне).

2. Внезапное затруднение речи.

3. Внезапная потеря зрения или его сильное ухудшение.

4. Внезапное головокружение, потеря координации движения.

5. Внезапная головная боль или необычная головная боль, которая сопровождается рвотой или потерей сознания.

Ударение на слове «внезапный» сделано не случайно. Дело в том, что инсульт обычно не делает предупреждений. Но тем не менее предвестники у него есть. Это так называемая «транзиторная ишемическая атака». Признаки её – почти такие же, как и у инсульта, но через несколько минут или часов они исчезают, не оставляя долговременных эффектов. У человека может случиться несколько таких атак, причём их признаки могут оказаться совершенно разными. И это свидетельствует о высокой вероятности того, что следующая атака окажется полноценным инсультом.

 

 


Родственникам больного тоже нужна психологическая помощь.

Уже упоминалось о том, что инсульт резко меняет жизнь не только больного, но и его домочадцев. Они переживают случившееся не меньше, а часто даже больше самог о пациента. На плечи родственников внезапно обрушивается огромная дополнительная нагрузка: в первый месяц они разрываются между домом, работой и посещениями больницы. Затем, после выписки, начинается освоение нелёгкой работы ухода за лежачим больным.

Если восстановление нарушенных функций у пациента затягивается, долго не возвращаются свобода движений, память, речь, навыки самообслуживания, то у родственников больного накапливается хроническая усталость — и эмоциональная, и физическая, и так называемая “усталость от ответственности”. Как и сам пациент, ухаживающий за ним член семьи  переживает гнетущее чувство тревоги. А порой его тоже покидает надежда на возвращение к прежней жизни, которая теперь, издалека, кажется благополучной и беззаботной...

Существует множество правил и приёмов, которые помогут Вам бороться со стрессом и усталостью. Вот некоторые из них:

 

Информация для родных и близких человека, который перенёс инсульт

 

У человека был инсульт. Его пролечили в больнице. Провели курс реабилитации. И вот он дома. Растерянный инвалид. Растеряны и близкие. Что делать, как подступиться к восстановлению после инсульта, за что хвататься?

Вам предлагается план конкретных действий. Семь пунктов этого плана помогут сдвинуться с мёртвой точки, укажут путь и направление, и дадут базу для дальнейшей работы.

1. Необходима конкретизация действий. Человек, перенесший инсульт, чувствует себя растерянным. Необходимо (может, вместе с врачом) составить план конкретных действий, как стратегических, так и тактических. Сам факт составления плана мобилизует больного, не позволяет ему «уйти в болезнь», даёт надежду, стимулирует к самодисциплине. За выполнением плана должны следить родственники и врач.

2. Сравните больного с теми, кому ещё хуже. Это приём контрастирования, когда для вроде бы беспросветной и нерешаемой проблемы подбирается ещё более тёмный фон. Можно найти пример ещё более страшного несчастья, с которым человек справился (благодаря оптимизму, усилиям, тренировкам). Пусть Ваш больной поверит, что всё не так плохо.

3. Помощь другим. Человек после инсульта – нередко эгоист. Он ковыряет свою «кровоточащую рану», впадает в жалость к себе, всё глубже и глубже погружаясь в свою болезнь. Один из способов выведения его из этого порочного круга – переключение его на заботу о близких, нуждающихся в помощи, иногда даже о домашнем животном. Это как бы растворяет его собственные проблемы. Конечно, эта помощь должна быть посильной для больного. Самое главное - убедить больного в том, что он нужен и любим.

4. Терапия будущим (терапия надеждой). Внушать больному, что впереди – жизнь радостная и счастливая, где каждый новый день лучше предыдущего. Человека можно до самой смерти «кормить» надеждой, подпитывая верой в светлое будущее и тем самым помогая переходить через неимоверные трудности. При этом надо подчеркивать, что трудности - временные, страдания пройдут, болезнь отступит, и самочувствие станет прекрасным. Нужно постараться вселить в больного чувство уверенности в себе.

5. Научить больного жить сегодняшним днем. Конечно, нужно обдумывать свою жизнь в будущем, планировать свои дела, но не надо беспокоиться раньше времени. Смысл жизни заключается в самой жизни.

6. Внушить человеку необходимость смириться со случившимся. Главное - успокоиться, принять случившееся как свершившийся факт, не сравнивать себя нынешнего с прежним. Заниматься горестными жалобами на удар судьбы не просто бесполезно, а очень вредно, это приведет лишь к усугублению тягостного состояния. Необходимо просто примириться с болезнью, принять болезнь как данность, и посвятить свое время и энергию восстановлению утраченных функций.

7. Стимулировать у больного веру в Бога. Посоветовать обращаться к Нему за помощью. Вера приносит нам покой и силу духа. Благодаря молитве мы чувствуем, что кто-то делит с нами наше бремя, что мы не одиноки.

Выполнение этих семи пунктов является базой для реабилитации послеинсультного больного.

 


Процесс восстановления после инсульта напоминает о том, как развивается младенец в первые месяцы и годы: сначала учится координировать движения конечностей, затем — переворачиваться, садиться, вставать, ходить, усиливается контроль над выделительными функциями организма... Одновременно формируются и социальные навыки: развивается речь, человек учится самостоятельно есть, одеваться, умываться, осваивает телефон, электроприборы, дверные замки, обживает пространство квартиры.

Практически также заново учится жить и больной, перенесший инсульт. И так же, как маленький ребёнок, он нуждается в поддержке, любви, одобрении своих близких. Если с больным постоянно ласково разговаривают, если он чувствует, что окружающие уверены в его выздоровлении, то это прибавляет сил и оптимизма ему самому.

Некоторые изменения в поведении больного обусловлены самими поражениями мозга — это синдромы эмоциональной неустойчивости и снижения психической активности.

Эмоциональное состояние пациента в первые недели или даже месяцы после перенесённого удара является крайне неустойчивым: человек может быть капризным, плаксивым, вспыльчивым. Могут быть нарушения логики, памяти и психики. Как правило, эти явления носят временный характер. Не обижайтесь на человека – у него поражены некоторые доли мозга, и он в этом не виноват. Здесь можно только посоветовать всячески давать понять больному, что Вы его по-прежнему любите и готовы использовать любой шанс на выздоровление.

Независимо от успехов хвалите больного за старания. Неодобрительное отношение может лишить его желания добиваться чего-либо. При правостороннем инсульте пострадавший будет понимать слова одобрения. Если был левосторонний инсульт, то лучше применять физические методы одобрения (например, похлопывание по спине).

Некоторым перенёсшим инсульт свойственно безразличное отношение к своему состоянию. Лечебной гимнастикой они занимаются только по принуждению, могут часами лежать в постели или бездумно смотреть одну телепередачу за другой. У таких больных плохо восстанавливаются даже лёгкие нарушения двигательных функций. Они зачастую беспомощны во всём. Часто близкие люди считают, что это лень. Но это объясняется не ленью, как иногда считают их близкие, а поражением определённых областей мозга. При обширных поражениях правого полушария наряду с нарушением движений в левой руке и ноге возникает снижение психической активности. Подобного больного следует терпеливо побуждать к действию, всеми силами стараться выработать потребность движения, ходьбы, самообслуживания. Ему надо уделять как можно больше внимания. Но если больной плохо себя чувствует, не в настроении, то не заставляйте его заниматься во что бы то ни стало. Наберитесь терпения, будьте к нему добры и ласковы.

 

Помимо физических недомоганий и других непосредственных проявлений инсульта, больной испытывает и нравственные страдания: тяжело переживает разрыв с привычным образом жизни; ощущает стыд за свое беспомощное состояние; страх оказаться обузой для родных; тревогу, что останется инвалидом навсегда; тоску от неподвижности и изоляции... Многие больные болезненно переживают свою зависимость от окружающих. Особенно это относится к людям, которые до удара отличались самостоятельностью и свободолюбием, твёрдым характером, обострённым чувством собственного достоинства. Человек, привыкший всегда сам принимать решения и отвечать за свою жизнь, крайне тяжело приспосабливается к тому, что теперь он находится на попечении родных.

Все перечисленные причины могут привести к возникновению депрессии у больного. Это может выражаться в том, что человек не верит в свое выздоровление, теряет интерес к жизни, и, в частности, к восстановительным упражнениям, огорчает своих близких раздражительностью и подчас грубым, сварливым поведением. Теперь уже депрессия, вызванная болезнью, сама является препятствием для выздоровления, — ведь больной не предпринимает усилий к восстановлению нарушенных функций, отталкивает помощь врачей и родственников. Получается замкнутый круг, из которого необходимо вырваться. Каким образом? С больным надо обязательно общаться. Обездвиженному человеку требуется моральная поддержка, контакт с внешним миром. Даже если больной не разговаривает и у него поражён центр речи, он зачастую по-прежнему способен воспринимать устную речь.

Поверьте, общение и разговор с больным не менее важны, чем лекарства. Рассказывайте ему о своей работе и о друзьях, обсуждайте детей, погоду и политику. Не забывайте говорить с больным о его состоянии, отмечать малейшие успехи. Выражайте свою любовь, свою уверенность в том, что ситуация изменится и он обязательно вернётся к активной жизни.

Приложите усилия к тому, чтобы больной регулярно испытывал положительные эмоции: от вкусной еды, цветка на тумбочке у кровати, приятной музыки. При этом не забывайте, что разные люди по-разному реагируют на одни и те же события. Для кого-то, например, будет радостью визит внуков, встреча со старыми друзьями. А возможно, это только зря потревожит или смутит больного.

Как общаться с больным, который не может ответить? Научите больного выражать своё согласие закрывая глаза, отказ научите выражать миганием, а когда нужно выразить какое-либо желание, пусть поднимает глаза вверх.

Если у больного нарушена речь, то избирайте простой метод общения. То есть формулируйте вопросы так, чтобы на них можно было получить односложный ответ типа “да” или “нет”. Не пытайтесь поправить больного, если что-то было произнесено неправильно или невнятно. Если больной не может нормально говорить, и придумает для общения свою азбуку, обозначая слова и понятия какими-то звуками, то  не переходите на эту азбуку. Не поправляйте больного, но и сами не поддерживайте этот стиль общения, говорите как обычно. Не обращайтесь с больным как с маленьким ребёнком (этим Вы можете его травмировать). И ни в коем случае не передразнивайте его! Не вздумайте смеяться над ним, не вздумайте передразнивать (даже в шутку).

Надо помнить, что больной всё слышит и понимает, но, находясь в заторможенном состоянии, лишён возможности ответить. Говорить с больным следует негромко, лучше всего вполголоса.

Иногда у послеинсультных больных наблюдается многословие, обильная абсурдная речь. Восстановление понимания речи нужно проводить не с отдельных слов, а с восстановления общения с больным, установления с ним контакта. При этом использовать безречевое общение (рисование, жесты, мимика, пение), учить больного слушать и слышать обращённую к нему речь.

Восстановление речи начинайте с песни. Сядьте рядом с больным, и пойте тихо, вполголоса, доброжелательным тоном, и втягивайте больного в пение. Пусть поёт с Вами. Пусть поёт как может (мычит или а-кает). Выполнять каждый день, а длительность и частота – это по настроению.

Растормаживание речи также проводится с помощью упражнения, при котором больной договаривает слова из Вашего предложения. Например, Вы произносите «собака лает, а кошка…», больной заканчивает «мяукает», или произносите известные пословицы типа «без труда не вытащишь и рыбку…», а больной заканчивает «из пруда». Более подробно об этом будет сказано в разделе, адресованном самом у больному.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.38.130 (0.056 с.)