Классификация публичных выступлений по их целям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация публичных выступлений по их целям



План:

1. Понятие классификации.

2. Развлекательное выступление.

3. Информационное выступление.

4. Агитационное выступление.

5. Протокольно-этикетная речь.

6. Виды красноречия.

 

Понятие классификации

Устное публичное выступление – это речь продуманная, подготовленная, намеренно выстроенная и произнесённая с определённой целью и при определённых обстоятельствах.

Существует несколько классификаций публичных выступлений

  Для практического обучения искусству публичного выступления наиболее целесообразно подразделение публичных выступлений на виды по их функции, или по цели, которую ставит оратор в своём выступлении.

Развлекательное выступление

Цель развлекательной речи ясна из названия – развлечь слушателей, дать им возможность приятно провести время.

Разновидности развлекательных выступлений:

– тосты;

 – речи на банкете;

 – рассказ в компании о забавном случае.

 Развлекательная речь должна поддерживать внимание и интерес слушателей, быть занимательной от начала и до конца.

Она предназначена для приятного общения на досуге. Некоторые рекомендации по подготовке развлекательного выступления:

– основное требование – бесконфликтность;

– может сочетать серьёзное и шутку, правду и вымысел, содержать преувеличение и много личного;

– может содержать самоиронию;

 – может содержать шутливые выпады против какой-либо группы (женщины, жители столицы или провинциалы, представители тех и или иных профессий).

 

 Информационное выступление

 

Его цель – дать аудитории информацию, новые сведения, пробудить любознательность. Следует признать информационную речь одной из самых распространенных сегодня в человеческом общении.

Разновидности информационной речи:

 – доклад (научный, деловой);

 – монолог учителя;

 – лекция;

 – отчёт;

 – инструктаж;

 – объявление о предстоящем событии.

В практике вуза часто используются информационные речи студентов на семинаре, при защите реферата, курсовой и дипломной работ.

Виды публичных выступлений

Один из наиболее распространенных видов публичных выступлений в вузе – научный доклад.

 Это сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах.

Он содержит новые сведения, во многом определяется наличием авторской точки зрения.

С ним студент выступает на семинаре или, например, на научной конференции.

Доклады обычно включают: определение темы, предмета исследований, методику работы, обзор имеющейся литературы по этой теме, новизну и практическое применение.

Таким же образом готовится защита реферата.

 Выступление включает: объявление темы и цели работы, указание на источники, содержание работы, включающее цитаты, факты, значимость, имеющиеся точки зрения.

Способами создания информационной речи являются описание, повествование, рассуждение.

Требования к информационной речи

Некоторые требования к информационной речи:

– пробуждать внимание к затронутой проблеме;

– показывать нерешённые вопросы;

 – не включать ничего спорного, неразрешимого;

 – давать исчерпывающую информацию;

 – пробуждать любознательность;

– удовлетворять запросы слушателя, быть актуальной и интересной для данной аудитории;

– содержать современный материал с примерами и иллюстрациями;

 – содержать много конкретных фактов;

 – содержать сопоставление старого и нового, вести слушателей к новому, отталкиваясь от старого;

 – необходимо рациональное изложение материала, логически безупречная аргументация;

 – содержать элементы драматизма;

– включать не больше 2-3 разделов, пунктов

Агитационное выступление

Это выступления на предвыборных собраниях, рекламные выступления, выступления в поддержку общественных движений, компаний.

 Агитационные речи делятся на три типа:

 1. Убеждающая.

2. Призывающая к действию.

 3. Митинговая.

На деле эти подвиды нередко сочетаются.

 Например, большинство убеждающих речей призывают к действию, при этом они могут произноситься на митинге

Убеждающая речь

Убеждающая речь имеет цель убедить, логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо мнение, положение.

Такая речь стремится определить образ мышления и поведения, но не представляет собой призыва к непосредственному действию.

 Речь отвечает на вопрос «Чему верить?».

Задача оратора – убедить в правильности тезиса.

 Разновидности убеждающей речи:

 – выступление в научной и политической дискуссиях;

 – выступление за круглым столом.

Некоторые рекомендации по подготовке убеждающей речи:

  – речь должна быть краткой, продолжаться не более 3 минут;

 – необходимо избегать эмоциональной перенасыщенности, для этого не проявлять, а затрагивать сильные эмоции (чувства гнева, ненависти, справедливости, несправедливости);

 – речь должна быть убедительной, но ненавязчивой, отвечать конкретной ситуации;

– необходимо использовать короткие фразы;

 – эффективно индуктивное построение речи (от частного к общему);

 – психологические доводы эффективнее логических.

Призывающая к действию речь

Призывающая к действию речь имеет цель призвать слушателя сделать что-то новое или продолжить (прекратить) старое; убеждает в необходимости какого-либо действия, поведения.

 Призыв может быть прямым, когда действие должно наступить немедленно, или косвенным, когда действие наступает через какое-то время. Эта речь отвечает на вопрос «Что делать?». Для неё обязателен призыв: «Покупайте! Страхуйтесь! Примите участие! Пожертвуйте!» и под. Разновидности убеждающей речи:

– прямой призыв к действию;

– завуалированный, скрытый призыв к действию;

– речь-протест, призыв не делать чего-то и под.

Некоторые рекомендации по подготовке:

  – дать слушателям все сведения, необходимые для принятия решения, не оставить неясностей или недоговоренностей;

 – стараться привести аудиторию к согласию;

 – учитывать, может ли аудитория совершить действие;

 – завершаться прямым призывом к действию или отсутствию действия.

Митинговые выступления

Их цель – эмоционально доказать какой-то один тезис и побудить аудиторию к действию. Разновидности митинговых выступлений:

 – выступление с политическим призывом;

 – выступление с протестом;

 – предвыборное выступление;

 – призыв к действию.

При подготовке и произнесении митинговой речи очень важно учитывать особенности митинговой аудитории:

 – многочисленность, следовательно, понижение интеллектуального уровня слушателей (эффект толпы);

– разнородность, следовательно, необходимость ориентироваться на более низкий уровень;

 – неподготовленность, поэтому эффективна индуктивная подача материала (от частного – к общему);

– сильный механизм заражения: эмоция усиливается в 4 раза;

 – сильная восприимчивость к эмоциональным призывам: аудитория быстро реагирует на простые, легко выполнимые, эмоциональные призывы (Долой! Громи! Вперед! Не пропускай!);

– затрудненная реакция на конструктивные предложения, так как такая аудитория не думает, не хочет напрягаться, логически рассуждать;

– высокий уровень внушаемости: аудитория очень легко верит односторонней, непроверенной, эмоциональной информации.

Требования к митинговой речи

 

Некоторые требования к митинговой речи:

– решительность изложения;

 – повышенная громкость;

– заметная эмоциональность оратора;

– краткость (2–3 мин);

– использование коротких фраз;

 – афористичность.

 

Требования к митинговой речи

 

Афоризм – оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми (пословица, высказывание известного человека, фраза из кинофильма);

 – отстаивание одного тезиса, обсуждение одной проблемы;

 – критика иной точки зрения;

– оценочность, наличие ясной позиции (я поддерживаю…, я против…);

– практическая направленность, конкретный призыв к действию в простой, ясной для восприятия форме (я призываю вас к...);

 – выражение общих интересов: использование позиции «мы» (я выступаю от...; я представляю здесь интересы тех, кто...; нам всем нужно...);

– нельзя повторять то, что было сказано в предшествующей речи, нужно развивать или опровергать мысль предыдущего оратора, ссылаться на него;

– необходимо говорить о сегодняшнем дне, а не о прошлом;

– конкретно называть недостатки и виновных;

 – выявлять причины неблагополучия;

– позитивная концовка – в конце должен быть ответ на вопрос: «Что делать?».

Протокольно-этикетная речь



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.02 с.)