Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормы целесообразно классифицировать согласно Т. Парсонсу:↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Нормы, поддерживающие порядок в отношениях, как в обществе в целом, так и в составляющих его группах. 2. Экономические нормы, дающие приемлемые критерии хозяйственной деятельности, целесообразности и профессионализма, эффективности. 3. Политические нормы, фиксирующие обязанность поддерживать общие принципы политической системы своей страны, вести политическую борьбу по правилам, соблюдая законы и конституцию. 4. Культурные нормы, поддерживающие устойчивые принципы коммуникации, взаимодействия между индивидами и различными группами. Действенность норм не абсолютна, так как все они нарушаются. Нарушение норм — это предмет нравственных отклонений, аномалии, противоправное отклоняющееся поведение или сфера преступных действий. Каждое общество выполняет разносторонние формы контроля и имеет институты, которые должны соблюдать нормы и вести борьбу против их нарушения. И все же значение всяких норм условно и зависит от их функциональности, от состояния самого общества. Изменение деятельности требует изменения прежних норм или введения новых. Именно социологический анализ, учитывающий назревшую необходимость и функциональную целесообразность утверждаемой нормы, и исторически сложившуюся систему социокультурной регуляции, в которую она вводится, помогает выявить ограниченность и противоречивость указного введения норм и те трудности, с которыми новая мера столкнется в социальной жизни. Возможности усвоения новых норм обусловлены типом культуры, историческими обстоятельствами, социальной структурой, наличными коммуникациями. Чем сложнее общество, тем более дифференцированной должна быть нормативная система, тем необходимее и определеннее органы, которые поддерживают и регулируют эту систему. Нормативная сфера располагает своим набором средств для того, чтобы ограничить нарушения, воспрепятствовать им в наиболее важных сферах социальной жизни. Конечно, важнейшим фактором регуляции нормативности являются общественная мораль и право. Но в культурной сфере важным средством налаживания нормативности являются ценности, которые подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, которые имеют более высокое существование. Ценности помогают обществу и человеку определить хорошее и плохое, идеальное или избегаемое состояние, истину и заблуждение, красоту и безобразие, справедливое и несправедливое, допустимое и запретное, существенное и несущественное и т.д. Социологи дают следующую условно упорядоченную классификацию ценностей: 1. Витальные: жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сила, выносливость, качество жизни, природная среда, практичность и т.д. 2. Социальные: социальное положение, богатство, работа, семья, терпимость, социальное равенство, профессионализм, независимость, т.п. 3. Политические: свобода слова, гражданские свободы, хороший правитель, законность, порядок, конституция, гражданский мир. 4. Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость. 5. Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание. 6. Эстетические: красота или эстетика безобразного, стиль, гармония, следование традиции или новизна, самобытность или подражание. Таким образом, при социологическом рассмотрении культуры ценности предстают как подвижная и зависимая сфера культурной регуляции, обусловленная общей динамикой, вовлекающей в свое движение то, что утверждалось бесспорным, нерушимым, однозначным, вечным и священным. В условиях социальных потрясений, простые человеческие нормы, и высокие ценности могут быть подвергнуты критике и отменены. Однако в устойчивых культурах вырабатываются свои способы преодоления противостояния разных ценностей без их взаимного разрушительного столкновения.
Заключение В заключение данной работы хотелось бы отметить, что культура — это духовный компонент человеческой деятельности, как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура вездесуща, но вместе с тем в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь ее собственно духовную сторону — во всем разнообразии социально значимых проявлений. В функциях культуры сокрыта та роль, которую она играет в жизни общества, как фактор социальных изменений. Человек формируется лишь вследствие своего приобщения к культуре, а потому человекотворческая функция может быть названа в качестве главной функции культуры. Из человекотворческой функции вытекают и ею определяются остальные функции. Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Она раскрывает свое содержание через систему социальных норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке. Механизмы социализации, происходящие в культуре, обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. Так, при рождении человек застает определенный мир, не им созданный, но являющийся главной основой его будущей жизнедеятельности. С помощью понятий, книг, средств информации человек учится жить, строить отношения с другими людьми, пользоваться материально-вещественными предметами, которые его окружают, наблюдая за поведением других (образцами, принятыми в обществе), и осуществляет собственную практическую деятельность, вырабатывая свой собственный опыт и делая собственным достоянием культуру семьи, общества, человечества.
Список использованной литературы 1. Социология культуры: учеб. пособие / Е. Н. Нархова, Д. Ю. Нархов; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 302 с. 2. Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: XX междунар. конф. памяти проф. Л. Н. Когана, Екатеринбург, 26–28 октября 2017 г. Екатеринбург: УрФУ, 2017. 2197 с. 1 опт. диск. 3. Мид М. Культура и мир детства: избр. произв. // Литмир: [сайт]. URL: https:// www.litmir.me/br/?b=161011&p=1 (дата обращения: 30.07.2018) 4. Двенадцать решений для нового образования: докл. Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. М.: ЦСР; НИУ ВШЭ, 2018. 106 с. 5. Каган М. С. Философия культуры: учеб. пособие для акад. бакалавриата. М., 2018. 353 с. 6. Багдасарьян Н. Г. Культурология: учебник и практикум для академ. бакалавриата / Н. Г. Багдасарьян. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018. 410 с. 7. Орлова Э. А. Социология культуры / Э. А. Орлова. М.: Академ. проект; Киров: Константа, 2016. 576 с. 8. Лотман Ю. М. Феномен культуры // Уч. зап. Тартус. гос. ун-та. Семиотика культуры: Тр. по знаковым системам. Кн. 10. Вып. 463. Тарту: ТарГУ, 1978. С. 3–17; Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. СПб., 2015. 416 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.26.231 (0.006 с.) |