Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи необходимо
· использование различных речевых ситуаций при формировании у детей навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, элементов труда и др. для работы над пониманием, усвоением и одновременно прочным закреплением соответствующей предметной и глагольной лексики; · называние необходимых предметов, использование предикативной лексики, составление правильных фраз при осуществлении всех видов детской деятельности с включением речевой ситуации (при затруднении – помочь актуализировать ранее изученную лексику); · использование производимых ребенком действий для употребления соответствующих глаголов, определений, предлогов; переход от словосочетаний и предложений к постепенному составлению детьми связных текстов; · побуждение детей пользоваться речью в процессе изготовления различных поделок, игрушек и сувениров и т.д. (название материала, из которого изготавливается поделка, инструментов труда, рассказ о назначении изготавливаемого предмета, описание хода своей работы; дети учатся различать предметы по форме, цвету, величине); · стимулирование развития и обогащения коммуникативной функции речи в непринужденной обстановке на заданную тему - это позволяет учить детей способам диалогического взаимодействия в совместной деятельности, развивать умение высказываться в форме небольшого рассказа: повествования, описания, рассуждения. В сфере развития игровой деятельности педагоги создают условия для свободной игры детей, организуют и поощряют участие воспитанников в сюжетно-ролевых, дидактических, развивающих компьютерных играх и других игровых формах; поддерживают творческую импровизацию в игре. Используют дидактические игры и игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов. Образовательная область «Познавательное развитие» В работе по образовательной области «Познавательное развитие» в группах для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи участвуют воспитатели, учитель-логопед. Воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель–логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с общим недоразвитием речи и этапа коррекционной работы.
Для воспитанников с тяжелым нарушением речи необходимо: · развитие пространственно-временных представлений и оптико-пространственного гнозиса; · развитие аналитических операций; · развитие способности к символизации, обобщению, абстракции · расширение объема произвольной вербальной памяти; · формирование регуляторных процессов, мотивации, общения. «Речевое развитие» Работой по образовательной области «Речевое развитие» в группах компенсирующей направленности руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда. Для воспитанников с дизартрией необходимо: - совершенствование моторных навыков – артикуляционной, мелкой и общей моторики; - воспитание речевого и фонационного дыхания; - формирование правильных артикуляционных укладов; - автоматизация всех изученных звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях, в стихотворной и связной речи; - формирование фонетико-фонематического восприятия; - дифференциация всех изученных звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях; - совершенствование слоговой структуры слова; - активизация навыка правильного звукопроизношения в словах, в предложениях различных по сложности конструкций, в стихотворной и связной речи. Для воспитанников с общим недоразвитием речи ТНР · Развитие понимания речи; · Развитие активной подражательной речевой деятельности. · Активизация и выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата; · Подготовка артикуляционной базы для усвоения отстающих звуков; · Постановка звука, их различение на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов и слов; · Развитие понимания речи;
· Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка; · Развитие произносительной стороны речи; · Развитие самостоятельной фразовой речи. · Развитие понимания речи и лексико-грамматических средств языка; · Развитие и совершенствование произносительной стороны речи; · развитие самостоятельной развернутой фразовой речи; · подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. · Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза. - совершенствование фонетико-фонематического восприятия дифференциация всех изученных звуков, общих для обоих языков, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях; - воспитание правильной артикуляции всех звуков речи в различных позициях - формирование ритмико-интонационной структуры слова; - овладение объемом словарного запаса русского языка в соответствии с параметрами возрастной нормы; - совершенствование грамматических категорий - правильное употребление в самостоятельной речи отдельных падежных окончаний слов, используемых в рамках предложных конструкций; - овладение навыками словообразования: образование имен существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно- ласкательных и увеличительных форм существительных; - работа над грамматически правильным оформлением самостоятельной речи в соответствии с нормами русского языка; - совершенствование связной речи с использованием простых распространенных и сложных предложений и владением навыком объединения их в рассказ; - формирование навыка пересказа. Речевое развитие ребенка связано с умением вступать в коммуникацию с другими людьми, умением слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на нее собственным откликом, адекватными эмоциями, то есть тесно связано с социально- коммуникативным развитием. Полноценное речевое развитие помогает дошкольнику устанавливать контакты, делиться впечатлениями. Оно способствует взаимопониманию, разрешению конфликтных ситуаций, регулированию речевых действий. Речь как важнейшее средство общения позволяет каждому ребенку участвовать в беседах, играх, проектах, спектаклях, занятиях и др., проявляя при этом свою индивидуальность. Педагоги должны стимулировать общение, сопровождающее различные виды деятельности детей, например, поддерживать обмен мнениями по поводу детских рисунков, рассказов и т. д. Овладение речью (диалогической и монологической) не является изолированным процессом, оно происходит естественным образом в процессе коммуникации: во время обсуждения детьми (между собой или со взрослыми) содержания, которое их интересует, действий, в которые они вовлечены. Таким образом, стимулирование речевого развития является сквозным принципом ежедневной педагогической деятельности во всех образовательных областях. Педагоги создают возможности для формирования и развития звуковой культуры, образной, интонационной и грамматической сторон речи, фонематического слуха, правильного произношения, поощряют разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, песен; организуют речевые игры, стимулируют словотворчество. В сфере приобщения детей к культуре чтения литературных произведений педагоги читают дошкольникам книги, стихи, вспоминают содержание и обсуждают вместе с детьми прочитанное, способствуя пониманию, в том числе на слух. Воспитанникам, которые хотят читать сами, предоставляется такая возможность. У дошкольников активно развивается способность к использованию речи в повседневном общении, а также стимулируется использование речи в области познавательно-исследовательского, художественно-эстетического, социально- коммуникативного и других видов развития.
Педагоги могут стимулировать использование речи для познавательно-исследовательского развития воспитанников, например отвечая на вопросы «Почему?..», «Когда?..», обращая их внимание на последовательность повседневных событий, различия и сходства, причинно-следственные связи, развивая идеи, высказанные детьми, вербально дополняя их. Например, ребенок говорит: «Посмотрите на это дерево», а педагог отвечает: «Это береза. Посмотри, у нее набухли почки и уже скоро появятся первые листочки». Речевому развитию способствуют наличие в развивающей предметно- пространственной среде открытого доступа воспитанников к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов, например плакатов и картин, рассказов в картинках, аудиозаписей литературных произведений и песен, а также других материалов. Программа оставляет Организации право выбора способа речевого развития воспитанников, в том числе с учетом особенностей реализуемых основных образовательных программ, используемых вариативных образовательных программ и других особенностей реализуемой образовательной деятельности. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий логопедической ритмикой. Для воспитанников с тяжелым нарушением речи: · развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематического восприятия; · развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико- мелодической стороны (ритм, темп, тембр, логическое ударение) · формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменение силы и высоты голоса;
· активизация и обогащение словаря приставочными глаголами, предлогами, качественными и относительными прилагательными; · развитие зрительного восприятия, пространственных ориентировок; · воспитание произвольного внимания и памяти; · тренировка движений пальцев рук и кисти (в ходе занятий и во время физминуток) В сфере приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла взрослые создают возможности для творческого самовыражения дошкольников: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов; вовлекают воспитанников в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогают осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов. В изобразительной деятельности (рисовании, лепке) и художественном конструировании взрослые предлагают дошкольникам экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства. В музыкальной деятельности (танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах) – создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука. В театрализованной деятельности, сюжетно-ролевой и режиссерской игре – языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации передавать характер, переживания, настроения персонажей. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий логопедической ритмикой . Образовательная область «Физическое развитие» Работу в образовательной области «Физическое развитие» осуществляет воспитатель (при отсутствии инструктора по физическому воспитанию) при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей (законных представителей) дошкольников. Для воспитанников с тяжелым нарушением речи необходимо: · формирование полноценных двигательных навыков; · нормализация мышечного тонуса; · исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия; · упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции; · развитие тонкой двигательной координации, необходимой для полноценного становления навыков письма. В сфере становления у воспитанников ценностей здорового образа жизни педагоги способствуют развитию у дошкольников ответственного отношения к своему здоровью. Они рассказывают детям о том, что может быть полезно и что вредно для их организма, помогают детям осознать пользу здорового образа жизни, соблюдения его элементарных норм и правил, в том числе правил здорового питания, закаливания и пр. Педагоги способствуют формированию полезных навыков и привычек, нацеленных на поддержание собственного здоровья, в том числе формированию гигиенических навыков. Создают возможности для активного участия воспитанников в оздоровительных мероприятиях. В сфере совершенствования двигательной активности воспитанников, развития представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании начальных представлений о спорте педагоги уделяют специальное внимание развитию у ребенка представлений о своем теле, произвольности действий и движений ребенка. Педагоги поддерживают интерес дошкольников к подвижным играм, занятиям на спортивных снарядах, упражнениям в беге, прыжках, лазании, метании и подобной активной деятельности, побуждают детей выполнять физические упражнения, способствующие развитию равновесия, координации движений, ловкости, гибкости, быстроты, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильного не наносящего ущерба организму выполнения основных движений. Воспитатели проводят физкультурные занятия, организуют спортивные игры в помещении и на воздухе, спортивные праздники; развивают у детей интерес к различным видам спорта, заниматься другими видами двигательной активности. Участниками образовательного процесса в учреждении реализуются здоровье сберегающие технологии, направленные на сохранение здоровья и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Здоровье сберегающие технологии представлены медико-профилактическими, физкультурно-оздоровительными технологиями, психологической безопасностью и оздоровительной направленностью воспитательное-образовательного процесса. Медико-профилактические технологии предполагают организацию мониторинга здоровья дошкольников, организацию и контроль питания детей, физическое развитие дошкольников, закаливание, организацию профилактических мероприятий, организацию обеспечения требований СанПиНов, организацию здоровье сберегающей среды. Физкультурно-оздоровительные технологии представлены становлением физической культуры детей, развитием физических качеств, двигательной активности, дыхательной гимнастикой, массажем и самомассажем, профилактикой плоскостопия и формированием правильной осанки, воспитанием привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье. Психологическая безопасность направлена на комфортную организацию режимных моментов, установление оптимального двигательного режима, правильное распределение интеллектуальных и физических нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, целесообразность применения приемов и методов, использование приемов релаксации в режиме дня. Оздоровительная направленность воспитательное-образовательного процесса включает в себя учет гигиенических требований, создание условий для оздоровительных режимов, бережное отношение к нервной системе ребенка, учет индивидуальных особенностей и интересов детей, предоставление ребенку свободы выбора, создание условий для самореализации, ориентацию на зону ближайшего развития.
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников Вариативность форм, способов, как методов и средств, используемых в организации образовательного процесса с воспитанниками 5-7 летнего возраста с ТНР, зависит от: · возрастных особенностей воспитанников; · их индивидуальных и особых образовательных потребностей; · личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний; · степени организации деятельности воспитанников (непосредственно образовательная деятельность, деятельность в режимных моментах, свободная деятельность детей). Схема развития любого вида детской деятельности такова, что сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и только потом становится самостоятельной деятельностью ребенка. Средства реализации программы (средства обучения) – это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и воспитанников для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Общепринято их деление на: · демонстрационные (применяемые взрослым) и раздаточные (используемые детьми); · визуальные (для зрительного восприятия), аудийные (для слухового восприятия), аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия); · естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком); · реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др. С точки зрения содержания дошкольного образования, имеющего деятельностную основу, целесообразно использовать средства, направленные на развитие деятельности детей: · двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.); · игровой (игры, игрушки); · коммуникативной (дидактический материал); · чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал); · познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.); · трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда); · продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования, в том числе строительный мате риал, конструкторы, природный и бросовый материал); · музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.). Все формы, методы и средства носят интегративный характер, т. е. позволяют решать задачи двух и более образовательных областей, развития двух и более видов детской деятельности. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Образовательная область представлена следующими направлениями: - Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей - Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе - Трудовое воспитание - Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в образовательных областях Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области: Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя- дефектолога воспитателей и педагогов дополнительного образования дошкольной организации, а также при участии родителей в реализации программных требований. Необходимость комплексного систематического коррекционного воздействия определяется возможностью компенсации речевого недоразвития на данном возрастном этапе. Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда. В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель- дефектолог. При этом, учитель- дефектолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с речевыми нарушениями и этапа коррекционной работы. Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель. Работу в образовательных области «Физическое развитие» осуществляют инструктор по физическому воспитанию при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников. Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.43.216 (0.053 с.) |