Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями



обособляются не обособляются
1. Деепричастия с зависимыми словами, а также два или несколько деепричастий, относящихся к одному глаголу: Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу. Солнце, спрятавшись за узкое сизое облако, золотит края его. 2. Одиночные деепричастия, если они не имеют значения наречия (обычно они стоят впереди глагола): Пошумев, река успокоилась, вновь легла в берега. 1. Деепричастия с зависимыми словами, превратившиеся в устойчивые обороты речи, ставшие цельными выражениями (обычно они стоят после глагола, к которому относятся: спустя рукава, засучив рукава, сломя голову, не переводя дыхания и т. п.): Мальчик бежал сломя голову (очень быстро). Будем работать засучив рукава (очень дружно). Но: Отец, засучив рукава, тщательно вымыл руки. 2. Одиночные деепричастия, имеющие значение простого наречия, выступающие в роли обстоятельств образа действия (обычно они стоят после глагола): Яков шёл не торопясь (медленно). О прогулке он рассказывал смеясь (весело). 3. Деепричастия с зависимыми словами, тесно по смыслу сливающиеся с глаголом: Старик сидел опустив голову. Здесь важно не то, что старик сидел, а что он сидел с опущенной головой. 4. Группы однородных членов, состоящие из наречия и деепричастия: Мальчик отвечал на вопросы откровенно и нисколько не смущаясь.

Деепричастие и деепричастные обороты, соединённые между собой союзом и, как и прочие однородные члены, запятой друг от друга не отделяются: Я оглянулся. На опушке леса, приложив одно ухо и приподняв другое, перепрыгивал заяц.

Во всех остальных случаях деепричастие и деепричастные обороты отделяются запятой от предшествующего им или следующего за ними союза и: Батареи медным строем скачут и гремят, и, дымясь, как перед боем, фитили горят.

Упражнение 1. Подчеркните все обособленные обстоятельства и определите, чем они выражены.

 

1. Уходя, гасите свет. 2. Проходив до самых сумерек и ничего не найдя, я пошёл по берегу реки. 3. Не испортив дела, мастером не станешь. 4. Он постоял, вглядываясь в темноту и, улыбнувшись каким-то своим мыслям, пошёл восвояси. 5. Павел не спеша направился к двери, но, вспомнив что-то, вернулся к столу. 6. Работая, он старался заглушить свою тоску. 7. Все пассажиры, не считая команды, бросились на палубу. 8. Мужчина не шевелясь стоял за деревом, затаив дыхание. 9. Девочка, перестав смотреть по сторонам, уверенно пошла вперед. 10. Возмущенный отец смотрел на обидчика сына, крепко сжимая кулаки. 11. По улице смешной человек шел пританцовывая. 12. Не смолкая гудит ветер за окном.

 

Упражнение 2. Спишите, исправляя речевые ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов.

 

1. Выговор с последним предупреждением воспринят истцом не был, будучи до него недоведенным. 2. Чайкина, схватив лопату, стоящую во дворе, нанесла Елизарьеву удар по голове. 3. Возвращаясь домой, мой подзащитный увидел в подъезде человека, показавшего ему пьяным. 4. Находясь в местах лишения свободы, моему подзащитному исполнилось 18 лет. 5. Кирпич, брошенный Дзюбой, стукнул Жилина по голове, совершив тем самым дерзкое хулиганство. 6. Фетисов, будучи пенсионером, проводил утро на балконе и имел возможность для наблюдения фактов совершения хищения продуктов в магазине напротив. 7. Учитывая тяжесть совершенных ими преступлений, действия их квалифицированы по п. «б» ч. 2 ст. 164 УК РФ как хищение, совершенное неоднократно. 8. Адвокату, придя в камеру к подследственному, не удалось с ним поговорить. 9. Выслушав подсудимого, потерпевшего, свидетелей, мне думается, что обвинение нашло свое подтверждение. 10. Говоря о личности Чиркова, мне трудно найти что-либо положительное.

 

Упражнение 3. Спишите, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

1. Обсудив все вопросы он поднялся стараясь (не) потр...вожить уже уснувшую доч..ку и направился к выходу. 2. Прогре(с,сс)ируя наша ист...рическая наука дала множ...ство новых отр...слей. 3. Он обернулся и (не) подн...мая головы и (не)показ...вая лица ушёл. 4. Он вспомнил что уходя не запер дверь. 5. 3аметив людей конь с...рдито фыркнул и пустился проч... л...мая кусты. 6. Они шли не т...р...пясь не смея оглянут...ся. 7. Мастер стоял задумавшись. 8. Поуж...нав все укл...дывались спать а он вытаск...вал пут...вой журнал и пр...сев поближе к огню описывал впеч...тления дня. 9. Посоветовавшись разве...чики р...шили рискнуть. 10. Вокруг стола ходила бумага  проч...тав которую все подписывали. 11. Улыбаясь и показывая осл...пительно белые зубы парень (не)терп...ливым дв...жением разорвал бумагу и выбр...сил клочки себе за спину. 12. В течение всего октября несмотря на предсказания синоптиков стояла хорошая погода. 13. Он устало пер...двигая ноги пошёл между рядами з...млянок и предварительно одернув куртку и обт...рев сапоги пучком травы скрылся в одной из них. 14. Когда солнце пр...вратившись в огромный б...гровый круг медле.....о опустилось за горизонт они вышли из леса. 15. Он опомн...лся взял шляпу и не оглядываясь выбежал из комнаты.

Запятая перед союзом «КАК»

                ставится                          не ставится
1. Запятыми выделяются или отделяются обороты, начинающиеся союзом «КАК» 1. Обороты с союзом «КАК» не выделяются запятыми  
1) если они обозначают уподобление, без других оттенков значения («КАК» имеет значение «подобно»). 1) если на первый план в обороте выступает значение обстоятельства образа действия (на вопрос как?); обычно такие обороты можно заменить творительным падежом существительного или наречием.  
2) если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь. 2) если основное значение оборота – приравнивание или отождествление.
3) если оборот начинается сочетанием как и. 3) если союз «КАК» имеет значение «в качестве» или оборот с союзом «КАК» (приложение) характеризует предмет с какой-либо одной стороны.
4) если союз «КАК» включается во вводное предложение. Наиболее часто употребляются в качестве вводных предложений следующие выражения: Как сейчас помню, как говорили, как мы узнали, как некоторые думают, а также сочетания как теперь, как один, как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как теперь, как нарочно и т. п. 4) если оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связан со сказуемым (обычно в этих случаях сказуемое не имеет законченного смысла без сравнительного оборота).
5) в оборотах не кто иной, как и не что иное, как; такой, как и так же, как.    
2. Если приложение с союзом «КАК» имеет значение причинности, оно выделяется запятыми.   5) если сравнительному обороту предшествуют отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, вроде, точь-в-точь, именно, прямо, просто и т. п.  
3. В сложноподчинённом предложении при присоединении придаточного предложения: «КАК» выступает в роли подчинительного союза и связывает придаточное предложение с главным. 6) если оборот имеет характер устойчивого сочетания.
  2. Кроме этого, слово «КАК» может быть частью составного союза как... так и... или так как, а также оборотов с тех пор как, с того времени как, по мере того как, как можно меньше или больше. В таких случаях запятая ставится либо перед «КАК», либо перед всем сложным союзом
  3. В сложноподчинённом предложении с однородными придаточными после сочинительных союзов.  
  4. Союз «КАК» может присутствовать в предложении, не присоединяя решительно никакого семантико-синтаксического блока, а только являясь средством выразительности речи.  

 

Упражнение 4. Спишите предложения, постарайтесь закончить предложения подходящими по смыслу фразеологизмами.

1) Он принял таблетку, и скоро боль как... 2) С вершины горы поселок был виден как... 3) К началу экзаменов я знал все билеты как... 4) Его и уговаривали, и стыдили, а ему все как... 5) Почувствовав на себе внимательный взгляд преподавателя, студент покраснел как... 6). Близнецы были похожи как... 7) Новичок уставился на компьютер как... 8) Мяч искали по всем закоулкам двора, но он как... 9) Гуманитарные предметы ему давались легко, но в математике он разбирался как...

 

Упражнение 5. Распутайте "перепутанные" фразеологизмы.

1) Дождь лил как снег на голову. 2) В продолжение всего сеанса мальчишка ерзал на стуле, оборачивался, одним словом, сидел как на ладони. 3) Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин. 4) Гости свалились в дом как из ведра. 5) Мальчишка молчал как рыба об лед. 6) С колокольни город был виден как на иголках. 7) Я знал арбатские переулки как рыба в воде. 8) Он бился над трудной задачей как в рот воды набрал. 9) Этот человек всегда врет как по маслу. 10) У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев.

 

Упражнение 6. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания, дополняя предложения словами в местах пропуска.

 

1) Английский писатель Артур Конан Дойл приобрел международную известность после того как... 2) Шерлок Холмс безошибочно раскрывал тайны преступлений так как... 3) Море было как... 4) Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринужденно как... 5) Все присутствующие держали себя за столом чинно и спокойно, один только Петя сидел как... 6) Покинутая обезьянка вздыхала в углу клетки как... 7) Несмотря на все старания погонщика ослик стоял как... 8) Мальчик перепрыгнул через загородку так же легко как... 9) Мама старалась добиться от Наташки хотя бы одного слова но она как...
10) То как зверь она завоет, то заплачет как... 11) Спой мне песню как...
12) Я помню чудное мгновенье. Передо мной явилась ты Как... 13) Мария Ивановна как учитель была.... 14) Поезд приближался с невероятной скоростью как.... 15) Так любила меня мама как никто....

 

 

    

                  Задания для самостоятельной работы курсантов и студентов

Задание 1. Повторить теоретический материал.

Задание 2. Спишите, исправляя ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов.

1. Имея большой опыт самолетовождения, курс им был взят правильно. 2. И вот, возвращаясь домой, что-то помешало ему. 3. Рассматривая настоящее уголовное дело, Василовский совершил тяжкое преступление. 4. Лица, находящие за рулем в нетрезвом состоянии, привлекаются к ответственности. 5. На следствии Петров дал показания о сообщниках, участвующих в совершении преступления. 6. Включенных лиц необходимо вызвать для дачи показаний. 7. Давая показания, ему пришлось рассказать обо всех обстоятельствах совершения преступления. 8. Данные показания на предварительном следствии необходимо проверить. 9. Материалы дела рассматривались экспертами, не завершившись никаким определенным выводом. 10. Мы, взрывники, Ефремов и Боровков, придя на смену, были вызваны прорабом Козловым. 11. Лицо, которое совершившее преступление, привлекается к уголовной ответственности. 12. Посещение Испуговым выставки сопровождалось не столько осмотром экспозиции, сколько приставанием, толканием, мешанием. 13. Читая дело, у меня не возникло никаких сомнений в невиновности моего подзащитного. 14. Двигаясь задним ходом, был совершен наезд на «Запорожец». 15. Кого бы не охватило чувство ненависти к преступникам, осмелившихся убить или ограбить? 16. Юридическая оценка совершенного преступления совершенно правильна, п. «г» ч. 2 ст. 159 УК РФ, это завладение личными деньгами потерпевших путем мошенничества и причинив им значительный ущерб.

 

 

      После выполнения упражнений рекомендуется проверить полученные знания в виде тестового контроля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.016 с.)