ЛЛ. Тимофеева, Е.Е. Корнеичева, Н.И. Грачева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЛЛ. Тимофеева, Е.Е. Корнеичева, Н.И. Грачева



ПЛАНИРОВАНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВДОО

Вторая младшая группа

Под общей редакцией ЛЛ. Тимофеевой

М ЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Составлено в соответствии с ФГОС ДО ш ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ || МОСКВА ПГ 2015


 


ББК 74.100.5 П 57 Рецензенты:

Дядюнова ИЛ., к.пед.н., доцент, зав. кафедрой начального и

дошкольного образования ФГАОУ АПК и ППРО, г. Москва;

Деркунская ВЛ„ к.пед.н., доцент кафедры дошкольной педагогики ГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург.

Авторский коллектив:

Тимофеева ЛЛ, к.п.н., доцент кафедры дошкольного

образования БОУ 00 ДПО (ПК) С «Орловский институт усовершенствования учителей»;

Корнеичева ЕЕ, заведующая МБДОУ детский сад № 79 г. Орла;

Грачева Н.И., заместитель заведующей МБДОУ детский сад № 79 г. Орла.

П 37 Планирование образовательной деятельности в ДОО. Вторая младшая группа.

Методическое пособие под ред. Тимофеевой Л Л. - М.: Центр педагогического образования, 2015. - 320 с.

ISBN 978-5-91382-130-0

Пособие составлено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В книге представлены эффективные формы организации различных видов детской деятельности в ходе непосредственно образовательной деятельности; образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах; взаимодействия с семьями воспитанников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Планирование выстроено с учетом закономерностей развития детей четвертого года жизни, необходимости решения программных задач, поддержания партнерских взаимоотношений с дошкольниками и их семьями, на основе современных представлений о колебании работоспособности младших дошкольников, о правилах чередования видов деятельности.

Книга адресована педагогам ДОО, методистам и старшим воспитателям дошкольных образовательных организаций,

студентам педагогических вузов, гувернерам.

ББК 74.100.5

ISBN 978-5-91382-130-0

© Тимофеева ЛД„ Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И., 2015 © ООО «Центр педагогического образования», 2015

Планирование образовательной деятельности в дошкольной организации в соответствии с ФГОС

Введение в действие новых требований к организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (ДОО) определяет необходимость изменения структуры и содержания образовательных программ (ОП) дошкольного образования, традиционной логики составления перспективного и календарного планов.

Профессиональный стандарт педагога отдельной позицией выделяет трудовые действия педагога, связанные с планированием и реализацией образовательной работы в группе детей раннего и (или) дошкольного возраста в соответствии с ФГОС и основными образовательными программами [35]. Таким образом подчеркивается, что необходимые для реализации данных трудовых действий компетенции являются важной составляющей профессиональной компетентности педагога.

Перспективный план образовательной работы для ДОО - это документ, в котором представлены практические шаги по реализации ОП, технология воплощения в жизнь построенной коллективом дошкольной организации модели образовательного процесса. Отказ от «учебной модели», понимания знаний как главной цели, а занятий как основной формы их получения, признание обучающих, воспитательных и развивающих возможностей различных форм организации детских видов деятельности в режимных моментах, объективной роли и места семьи в реализации ОП определяет необходимость обновления структуры плана, отражения в нем всех направлений деятельности участников образовательных отношений (таб. 1).

Таблица 1

Структура плана образовательной деятельности в ДОО [4]

п/п

Задачи, реша- емые в рамках образовательны х областей

Совместная деятельность педагога и детей

Взаимодействие с семьями воспитании- ков, социальными партнерами

НОД Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
         

В перспективном плане отражаются представления педагога о значении различных видов детской деятельности в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период, о стратегии организации совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей; об осуществлении выбора форм и методов работы с воспитанниками, соответствующих целевым ориентирам дошкольного образования; о подходах к реализации современных принципов построения образовательного процесса.

Рассматривая технологические аспекты составления плана, можно предложить следующую последовательность действий:

- распределение образовательной нагрузки в режиме дня с учетом соответствующих нормативных документов; необходимости обеспечить сбалансированность и грамотное чередование различных видов детской деятельности; требования равнодолевого соотношения времени, отводимого на решение задач различных образовательных областей;

- оптимизация образовательной нагрузки в течение недели (создание модуля плана организации образовательной деятельности), планирование совместной со взрослым и самостоятельной деятельности дошкольников;

 

- планирование диагностических мероприятий и индивидуальной работы с детьми;

- определение объективных оснований и форм взаимодействия ДОО с семьями воспитанников и социальными партнерами, их места в перспективном плане.

Образовательная нагрузка в режиме дня

Режим дня устанавливается дошкольной образовательной организацией самостоятельно с учетом:

- действующих СанПиН;

- ФГОС дошкольного образования;

- примерной ООП ДО и рекомендациями по ее составлению;

- специфики условий (климатических, демографических, национальнокультурных и др.) осуществления образовательного процесса;

- времени пребывания детей в группе; - времени года и др.

Спектр детских видов деятельности и определение регулярности обращения к каждому из них зависят от:

- видового разнообразия групп (например, в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата будет ограничена двигательная деятельность дошкольников);

- наличия дополнительных парциальных программ (так, в детском саду, реализующем парциальные программы по художественно-эстетическому направлению, чаще будут организовываться изобразительная и музыкальная деятельности);

- специфики национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс (в ДОО, которые посещают дети, говорящие на разных языках, будет усилена задача формирования навыков общения, доля коммуникативной деятельности) [4].

Отбор форм работы с детьми, видов детской деятельности, их количества должен производиться с учетом колебания работоспособности детей в течение дня. Так, в утренние часы, когда дошкольники бодры и полны сил, предусматриваются наиболее трудоемкие формы работы: простые (беседы, наблюдения, дидактические игры, трудовые поручения, дежурства и др.) и составные (интегрированные и комплексные занятия, детские лаборатории, практикумы, предварительная работа к сюжетно-ролевым играм, творческие мастерские и др.). По мере уставания детей, педагогу целесообразно включать такие виды дея-

 

                 введение                                                                                       5

ir/и.ности, как сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные игры, чтение «удожественной литературы, пение,

песенное творчество и др.

Учитывая закономерности чередования различных видов деятельности дети в течение дня, педагогу необходимо обеспечить их разнообразие и баланс мри (охранении ведущей роли игры. С целью укрепления здоровья дошкольни- HIHI условную половину периода бодрствования ребенка во время пребывания к ДОО необходимо отводить на двигательную активность, физкультурно- 1 1 щоровительные мероприятия. Это могут быть подвижные игры, спортивные упражнения, оздоровительные пробежки, коррекционно-оздоровительные игры, психогимнастика, работа в физкультурном уголке, игры, направленные на прионтировку в пространстве, строевые упражнения, ритмическая гимнастика, тропой стрейчинг, хороводные и музыкальные игры, самостоятельная двига- Iильная деятельность детей при косвенном руководстве педагога.

На основании рассмотренных положений создаются технологические карты, и иморых дается примерный план распределения образовательной нагрузки по пора ювательным областям (таб. 2).

Таблица 2

Распределение форм работы в течение дня

Образова тельные области 1-я половина дня 2-я половина дня
Физическое развитие Прием детей на воздухе в теплое время года. Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты). Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта). Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, воздушные ванны). Специальные виды закаливания. Физкультминутки. Прогулки, двигательная деятельность на воздухе.  Гимнастика после сна. Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне). Физкультурные досуги, игры и развлечения. Самостоятельная двигательная деятельность. Работа студий ритмической гимнастики, хореографии, спортивных секций. Прогулка (индивидуальная работа по развитию основных видов движений).
Познаватель ное и речевое развитие Дидактические игры. Наблюдения. Беседы. Экскурсии. Исследовательская работа, детское экспериментирование. Развивающие игры. Интеллектуальные досуги. Занятия по интересам. Индивидуальная работа. Чтение (слушание) художественной литературы. Самостоятельная познавательная деятельность детей.
Социально- коммуника тивное развитие Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы. Оценка эмоционального состояния группы с последующей коррекцией Воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда и труда в природе. Эстетика быта.

 

  плана работы. Формирование навыков культуры еды. Этика быта, трудовые поручения. Дежурства в столовой, в уголке природы, помощь педагогам в подготовке к занятиям. Формирование культуры общения. Театрализованные игры. Сюжетно-ролевые игры. Тематические досуги в игровой форме. Работа в книжном уголке. Общение младших и старших детей (совместные игры, спектакли, дни дарения). Сюжетно-ролевые игры.
Художе- ственно- эстетиче- ское развитие Творческие мастерские. Эстетика быта. Экскурсии в природу. Посещение музеев. Самостоятельная творческая деятельность детей. Работа студий, кружков художественно-эстетической направленности. Музыкально-художественные досуги. Чтение (слушание) художественной литературы. Индивидуальная работа (4).

Чтобы обеспечить индивидуализированный, адресный характер организации различных видов деятельности детей (в том числе и самостоятельной), необходимо правильно выбрать формы организации работы: фронтальную, подгрупповую или индивидуальную [4].

Образовательная нагрузка в течение недели

Успех образовательного процесса во многом зависит от правильного распределения нагрузки в течение недели.

               введение                                                                                      7

Физиологами доказано, что в понедельник дети наименее собранны. Это связано с тем, что в выходные дни родителями, как правило, не поддерживается строгий распорядок дня. Поэтому в понедельник ребенок постепенно перестраивается, включается в выполнение режимных моментов. В связи с этим виды деятельности, требующие повышенной умственной нагрузки, в первый день недели не планируются. Максимальная нагрузка допускается только в дни высокой работоспособности детей в середине недели (вторник, среда). К пятнице у дошкольников накапливается утомление, поэтому число планируемых мероприятий вновь уменьшается.

Колебание работоспособности детей в течение недели также определяет содержание планируемых педагогом форм организации детских видов деятельности в разные дни. Так, в середине недели возможно проведение мероприятий, требующих от детей максимальной сосредоточенности, повышенной познавательной активности и умственного напряжения. Это составление описательных рассказов, дидактические игры, обучающие беседы, рассматривание репродукций картин, экспериментально-опытническая деятельность, индивидуальная работа по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, сенсорному развитию.

В дни минимальной работоспособности рекомендуется планирование таких форм работы, которые не требуют от ребенка дополнительных усилий: индивидуальная работа по изодеятельности, чтение художественной литературы, слушание музыки, песенное творчество, сюжетно-ролевые игры и др.

Результатом работы педагога по разработке календарного и перспективного танов на рассматриваемом этапе становится создание модуля - унифициро- мнного структурного блока плана работы педагога по организации образова- «•льной деятельности детей (таб. 3).

Таблица 3

Модуль плана организации образовательной деятельности

День неде ли Место в режиме дня Формы работы

 

                    

Утро. Работа в группе Беседы Сюжетно-ролевые игры Развивающие игры Наблюдения в уголке природы
Утренняя прогулка Наблюдения Трудовые поручения Дидактические игры Подвижные игры Спортивные упражнения Сюжетно-ролевые игры
                     Вечерняя прогулка Наблюдения Подвижные игры Игровые физические упражнения Самостоятельная двигательная деятельность
  Вечер.

Чтение и рассказывание произведений литературы и фольк- лора

Сюжетно-ролевые игры Труд в уголке природы

  Работа в группе
  Утро. Работа в группе Практические упражнения по формированию культурногигиенических навыков Знакомство с произведениями искусства Беседы Сюжетно-ролевые игры Художественный труд
Утренняя прогулка Наблюдения Трудовые поручения Экспериментирование Подвижные игры Оздоровительные пробежки Сюжетно-ролевые игры
  Вечерняя прогулка Народные игры Наблюдения Музыкальные игры Игровые физические упражнения
  Вечер. Работа в группе Сюжетно-ролевые игры Дидактические игры Самостоятельная деятельность в уголке сенсорного развития Слушание музыкальных произведений

 


              Введение                                                                                       6

  Утро. Работа в группе Дежурство на занятиях Беседы Экспериментирование Наблюдения в уголке природы Сюжетно-ролевые игры Рассматривание иллюстраций детских книг Самостоятельная игровая деятельность
Утренняя прогулка Наблюдения Трудовые поручения Элементы спортивных игр Сюжетно-ролевые игры Дидактические игры Игровые физические упражнения
  Вечерняя прогулка Наблюдения Подвижные игры Самостоятельная двигательная деятельность Игровые физические упражнения
  Вечер. Работа в группе Беседы Самостоятельная деятельность в уголке физического воспитания Театрализованные игры Чтение и рассказывание произведений литературы и фольклора
  Утро. Работа в группе Детские исследовательские проекты Конструктивные игры Хозяйственно-бытовой труд Дежурство в уголке природы Самостоятельная деятельность в уголке книги Сюжетно-ролевые игры
Утренняя прогулка Наблюдения Трудовые поручения Подвижные игры Оздоровительные пробежки Сюжетно-ролевые игры Игровые физические упражнения
  Вечерняя прогулка Наблюдения Элементы спортивных игр Подвижные игры Дидактические игры
  Вечер. Работав группе Сюжетно-ролевые игры Беседы Самостоятельная игровая деятельность Самостоятельная деятельность в уголке уединения
Утро. Работа в группе Сюжетно-ролевые игры Коррекционно-оздоровительные игры Песенное творчество Наблюдения в уголке природы

 

  Утренняя прогулка Эксперименты с песком, снегом, водой Игры-забавы и развлечения Наблюдения Подвижные игры Сюжетно-ролевые игры Спортивные упражнения
  Вечерняя прогулка Оздоровительные пробежки Дидактические игры Игровые физические упражнения Сюжетно-ролевые игры
  Вечер. Работа в группе Сюжетно-ролевые игры Самостоятельная игровая деятельность Самостоятельная деятельность в уголке музыкального воспитания Вечера развлечений

Используя модуль как структурную основу календарного плана, педагог может равномерно распределить нагрузку по месяцам, установить очередность и сменяемость различных видов деятельности, обеспечить преемственность образовательных задач, решаемых различными специалистами детского сада.

              Введение                                                                                       6

Составленный с учетом названных выше требований план должен помочь педагогу рационально распределить время, более четко организовать свой труд, планомерно и последовательно решать задачи воспитания в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольной организации. Следование единой системе планирования призвано обеспечить грамотную организацию педагогического процесса в целом и каждой из его сторон, способствуя тем самым осуществлению комплексного подхода к воспитанию и обучению дошкольников.

Основываясь на рассмотренном алгоритме создания календарного плана организации образовательной деятельности, педагог может составить расписание на каждый конкретный день с учетом текущих задач воспитания и обучения, дня недели, погодных условий, индивидуальных успехов детей.

Необходимо отметить, что в правильно составленном плане должна быть наглядно отражена не только периодичность обращения к определенным формам работы, но и преемственность образовательных задач на каждом этапе работы.

Так, задачи работы в вечернее время могут быть связаны с дополнением, уточнением, повторением информации, полученной в ходе утренней прогулки и работы в группе. Задачи поддержки процессов развития дошкольников требуют увеличения доли самостоятельности детей при выполнении различных видов деятельности. Например, при описании задач проведения игр с правилами необходимо отразить разнообразие ролей, поручаемых педагогом детям: от пассивного участника через освоение функций водящего, капитана, судьи к действиям в качестве ведущего, организатора игры, к творческой переработке правил.

Аналогичная динамика должна прослеживаться в календарном плане и по отношению к осваиваемым детьми знаниям и умениям. Безусловно, не соответствует прогрессивным подходам в современном образовании планирование, в котором предусмотрено лишь ознакомление дошкольников с новой информа-

цией и действиями. При формулировке задач необходимо руководствоваться знаниями о динамике формирования определенных умений и о подходах к выявлению уровня их сформированное™ [45].

В планировании необходимо отразить задачи по организации применения детьми опыта, знаний и умений для решения учебных и практических задач, разрешения посильных проблем, осуществления актуальной для них деятельности. При этом также нужно руководствоваться представлениями об этапах совершенствования умения решать учебную (игровую, практическую, творческую) задачу, разрешать проблему. Чтобы формулируемые педагогом задачи отвечали уровню развития детей, необходимо уметь оценивать степень сформированное™ соответствующего навыка

[45].

Итогом работы педагога на данном этапе составления плана становится разработка последовательности и содержания планируемых мероприятий, решаемых задач обучения, воспитания, развития дошкольников. При этом основными требованиями к планированию продолжают оставаться наглядность, компактность, отражение всех значимых компонентов образовательного процесса (целей и задач, форм и методов, участников работы, места проведения мероприятий) и др.

Важным моментом является определение задач, решаемых в ходе совместной со взрослым

и самостоятельной деятельности детей, условий поддержки

самостоятельности и активности воспитанников. При планировании актуальные виды самостоятельной деятельности определяются:

- в соответствии с представлениями о ведущем виде детской деятельности. В дошкольном возрасте необходимо ежедневно отводить время на самостоятельную игровую, а в раннем возрасте - предметную деятельность;

- на основе здоровьесберегающих подходов. В течение дня важно предусмотреть достаточный объем двигательной активности детей;

- в зависимости от поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня. Различные виды самостоятельной деятельности играют огромную роль в практическом применении освоенных детьми знаний, умений, навыков, компетенций, в осмыслении опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- с учетом запланированных ранее видов совместной деятельности педагогов и детей. Педагогом выбирается вид самостоятельной деятельности, который был мало представлен или отсутствовал в течение дня. Такой подход позволяет предотвратить нарушение сбалансированности образовательного процесса.

Чаще всего в планировании находит отражение регламентируемая взрослым самостоятельная деятельность детей. Традиционно планирование этого блока

осуществляется с опорой на развивающую предметно-пространственную среду. Этот факт находит свое отражение в плане при указании зон, в которых педагог организует деятельность детей («Работа в уголке сенсорного (физического, музыкального, трудового) воспитания»), при описании материалов и оборудования, предлагаемого вниманию дошкольников, атрибутов к сюжетным и другим играм, задач.

В планировании должны также найти отражение задачи педагога по организации, поддержке и развитию разных видов самостоятельной деятельности до-

               введение                                                                                      7

нм>льников. В зависимости от возраста детей и роли, которую берет на себя лк питатель, задачи могут быть сформулированы по-разному. Например, при 1/1,жировании самостоятельной игровой деятельности, сюжетно ролевых игр, л'несообразно выделить следующие задачи:

помочь детям организовать игровое взаимодействие, подобрать атрибуты, обустроить место для игры;

- на правах участника игры предложить детям обыграть различные ситуации, способствовать развитию сюжета игры и др.

При планировании самостоятельной двигательной деятельности:

- поощрять стремление детей организовывать подвижные игры, помочь подобрать атрибуты для игры, спортивный инвентарь;

- напомнить детям правила безопасного поведения на игровой площадке в ходе двигательной активности, учить следить за соблюдением данных правил и др.

В задачах также должна найти отражение динамика развития детей, пока- ителем

которого может стать уровень их самостоятельности. Пример отражения подобной динамики представлен в таблице 4. Усложнение образовательных задач в соответствии с динамикой развития детей в средней группе

Таблица 4

Время проведени я Задачи обучения, воспитания, развития

Образовательная область «Физическое развитие». Спортивная игра футбол

Сентябрь Знакомить детей с элементами игры, правилами, учить выполнять функции игроков.
Ноябрь Учить детей рассказывать знакомые правила, выступать в роли судей, контролировать соблюдение правил игроками.
Февраль Учить детей выступать в роли капитанов, организовывать игру команды, действовать в рамках правил.
Апрель Помогать детям самостоятельно организовывать игру, распределять роли в игре, выступать в качестве тренеров.

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие». Практические упражнения по самообслуживанию

Сентябрь Продолжать учить детей самостоятельно надевать предметы одежды, приводить одежду в порядок после прогулки, аккуратно складывать ее в шкафчик.
Ноябрь Учить детей самостоятельно контролировать свой внешний вид, аккуратность размещения вещей в шкафчике.
Февраль Учить детей оказывать посильную помощь малышам в ходе сбора на прогулку (завязывать шарф, надевать варежки, застегивать пуговицы И Т.Д.).
Апрель Предоставить детям возможность выступить в качестве наставников малышей, научить их надевать различные предметы одежды, снимать их, аккуратно размещать в шкафчике.

Организация диагностических мероприятий и индивидуальной работы с детьми

Мониторинг - система мероприятий, позволяющая организовать постоянное отслеживание изменений в образовательном процессе с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Принятие системой образования целевых установок, связанных с поддержкой личностного становления, определяет курс на решение задач индивидуализации обучения, реализацию идей дифференцированного подхода. В этой связи система мероприятий педагогической диагностики должна стать органичной частью целостного образовательного процесса, его направляющей.

О роли педагогической диагностики С.Л. Рубинштейн писал так: «Изучать детей, воспитывая и обучая их, с тем, чтобы воспитывать и обучать, изучая их, - таков путь единственно полноценной педагогической работы и наиболее плодотворный путь познания психологии детей».

Очевидно, что педагогическое взаимодействие будет эффективно только в том случае, если в каждый из моментов образовательного процесса воспитатель осведомлен о проблемах и достижения воспитанника, способен подобрать для него оптимальные условия обучения, воспитания, развития. Именно поэтому в ФГОС ДО предусматривается оценка индивидуального развития детей. Такая оценка «производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с определением эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)» [32].

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); оптимизации работы с группой детей [32].

Практика показывает, что освоение и внедрение системы мониторинга делает работу воспитателя более осмысленной и эффективной, позволяет постоянно «держать руку на пульсе», получать обратную связь, видеть развернутую картину достижений группы в целом на определенный момент, оценивать динамику развития отдельных

              Введение                                                                                       6

детей в течение года, помогает обоснованно индивидуализировать педагогическое воздействие.

Возникает вопрос: как планировать регулярные диагностические мероприятия, чтобы они стали органичной частью работы педагога, а их результаты - ориентиром в выборе форм и направлений взаимодействия с каждым ребенком, с его родителями, с группой в целом? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выявить оптимальные формы осуществления диагностических мероприятий, принципы их проведения.

Основными методами в системе мониторинга следует считать педагогическое наблюдение и анализ результатов продуктивной деятельности детей. Диагностические задания должны стать естественной составляющей различных форм организации детских видов деятельности (игр, трудовых поручений, игровых ситуаций, экспериментирования, занятий и др.) и найти свое место в плане образовательной работы в соответствии с рассмотренными выше принципами. Для детей будет продолжаться игра, разворачиваться сюжет занятия,

 

II,i,РгниГ                                                                                       13

HIM ниц iii 1 1 ,< я привычная работа. В то же время, наблюдая за этой деятельно- 1 1 ыи, инллизируя ее результаты, педагог сможет определить актуальный уро- Цмш |м жития каждого ребенка.

• целью реализации комплексного подхода к оценке результатов освоения М|мн|1 .1 ммы,

необходимо найти в плане организации образовательной работы

и....... для диагностических мероприятий, проводимых не только воспитателем,

ИИ и муяякальным руководителем, инструктором по физической культуре, учи- няя'м логопедом, другими специалистами, предусмотреть время, отводимое дли.шкетирования родителей воспитанников.

К планировании образовательной работы должны найти отражение нетоль- кп 1 .1 Д.1 ЧИ выявления результатов освоения обязательной части ООП ДО, но и 'Mi ги, формируемой участниками образовательных отношений. В соответствии ' '^держанием дополнительных парциальных программ, темой проводимой в ицынизации инновационной деятельности, особенностями контингента детей '"■ |"'дко возникает необходимость выделения дополнительных параметров оценки эффективности образовательного процесса [4].

Например, при выявлении уровня готовности дошкольников к осуществлении) безопасной жизнедеятельности могут быть выделены следующие показании сформированное™ целевых ориентиров во второй младшей группе:

ребенок различает действия, одобряемые и не одобряемые взрослыми, понимает, что можно делать и что нельзя (опасно); ребенок умеет безопасно осуществлять манипулирование (экспериментирование) с доступными для изучения материалами и веществами, природными объектами, предметами быта, игрушками;

- ребенок умеет безопасно осуществлять практические действия в процессе самообслуживания, использования бытовых предметов-орудий, выполнения гигиенических процедур, в ходе игровой, изобразительной, двигательной деятельности;

- ребенок знаком с элементарными правилами поведения в групповом помещении, в домашних условиях, на участке дошкольной образовательной организации, на улице, в общественных местах, при взаимодействии со сверстниками и взрослыми [43].

В соответствии с тем, к какой сфере ребенка относятся рассматриваемые показатели (когнитивной: знания, представления, эмоционально-ценностной: интерес к различным аспектам образовательного процесса, эмоциональные реакции, или поведенческой: применение освоенных знаний, опыта в разных видах деятельности) выделяют критерии оценки. Критериями для показателей, связанных с когнитивной сферой, могут служить объем и уровень освоения представлений в младшем и среднем возрасте, в старшем дошкольном возрасте также необходимо учитывать осознанность знаний и способность их применять. Показатели, связанные с эмоционально-чувственной сферой, могут оцениваться с использованием критерия устойчивости проявления интереса, выраженности мотивов, эмоциональных реакций. В качестве критериев оценки развития поведенческой сферы дошкольников могут быть выбраны: адекватность поведенческих реакций, самостоятельность и инициативность ребенка [43].

Планируемые результаты освоения программы позволяют конкретизировать задачи определенного направления образовательного процесса на каждом


 


 

              Введение                                                                                       6

возрастном этапе, оценить эффективность его реализации, скорректировать модель педагогического процесса в части выбора форм и методов воспитания, обучения, развития дошкольников.

На основе результатов диагностических мероприятий также планируется! индивидуальная работа с детьми. В перспективном плане резервируется время || на данное направление, а уточнение и конкретизация содержания индивиду-1 альной работы осуществляются в календарном плане. В соответствии с уровнем I достижений каждого ребенка планируется коррекционная помощь, работа с 1 одаренными детьми, оказание поддержки в освоении программы, в организа-1 ции занятий по интересам.

Таким образом, можно сказать, что построение педагогического процесса I на диагностической основе - важное условие индивидуализации образова-1 тельного процесса.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.178 (0.09 с.)