Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Политика занятости и социальной защиты населения и её механизм

Поиск

Программная аннотация:

1. Рынок труда: спрос, предложение, равновесная «цена» труда.

2. Механизм функционирования рынка труда: классическая и кейнсианская модели.

3. Понятие и макроэкономические индикаторы уровня жизни населения.

4. Доходы населения и их дифференциация.

5. Социальная политика государства.

 

1. Рынок труда: спрос, предложение, равновесная «цена» труда[4]

Рынок труда представляет собой систему экономических отношений между его субъектами по поводу купли-продажи трудовых услуг, предлагаемых наемными работниками, по ценам, которые складываются под влиянием спроса и предложения.

Субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.

Объектами на рынке труда выступают условия найма на работу и качество трудовых услуг.

Под спросом на труд следует понимать платежеспособную потребность работодателей в трудовых услугах работников определенных профессий и квалификации.

Цена спроса на труд выступает в виде максимально допустимой с точки зрения предпринимателя ставки заработной платы для наемных работников.

Спрос на рынке труда, как и на рынках других ресурсов, является производным от спроса на товары и услуги. Кроме того, спрос на рынке труда зависит от производительности труда. Производительность труда каждого дополнительно нанятого работника, начиная с определенного момента, уменьшается. Понятно, что предприниматель может нанимать дополнительных работников, то есть увеличивать спрос на труд, только до тех пор, пока заработная плата (расходы предпринимателя на ресурс труда) не станет превышать вклад работника в создаваемый продукт.

Кривая спроса на труд Ld, отражающая зависимость между зарплатой и величиной спроса на труд со стороны покупателей, является нисходящей (график 7). Это объясняется производным характером данного спроса от спроса на товары и услуги, с одной стороны, и потребностью предпринимателя в увеличении количества наемных работников – с другой.

Под предложением труда понимают разнообразие и качество трудовых услуг, которые предлагаются для реализации.

Цена предложения выступает в виде минимальной ставки заработной платы, которая удовлетворяет тех, кто нанимается на работу.

Кривая предложения труда LS отражает зависимость между заработной платой и предложением труда со стороны работников.

Форму кривой предложения труда определяют: «эффект замены», «эффект предельных расходов труда», «эффект дохода».

«Эффект замены» действует при повышении заработной платы. Работнику выгодно отказаться от часов досуга и увеличить свое рабочее время, если цена его труда дает возможность приобретать больше товаров и услуг.

Если в распоряжении работника находится часов, а часовая реальная заработная плата (w) равна:

w = W / P, где

W – номинальная заработная плата, P - индекс потребительских цен, о, совокупный запас времени работника в денежном выражении составит: w ´ . Совокупный запас времени можно разделить между потреблением и отдыхом:

= C + D, где

С – потребление,

D – отдых.

Ценой часа отдыха выступает заработанная сумма, которую можно было бы получить, если бы вместо отдыха работали, или потребление, от которого отказались.

Если через l обозначить количество часов отдыха, то альтернативная стоимость отдыха составит:

D = l ´ w

Тогда совокупный запас времени будет равен:

w = l w + C,

а величина потребления составит:

C = w ( – l)

Таким образом, если реальная заработная плата увеличивается, то становится доступным больший объем потребления и работник отказывается от досуга.

«Эффект предельных расходов труда» состоит в следующем. Увеличивая свое рабочее время, работник теряет больше физической и умственной энергии на каждую дополнительную единицу рабочего времени, то есть предельные затраты труда возрастают. Это означает, что только при условии увеличения заработной платы индивид согласится работать больше.

«Эффект дохода» имеет место при повышении заработной платы. Он проявляется в том, что, удовлетворив свои первоочередные потребности, работник, который получает высокую плату, начинает больше ценить досуг. Чтобы заинтересовать его увеличить предложение своего труда на рынке, необходимо увеличить ему заработную плату. Может возникнуть ситуация, когда вследствие «эффекта дохода» работник сократит предложение труда, отдав предпочтение досугу.

Кривая предложения труда LS представлена на графике 8.1.

 

W c

LS

Ld безработица

 
 

 

 


W1 b

 

Е

WE недостаток работников

W2

 

a

 
 


L1 LE L2 L

 

График 8.1. Равновесие на рынке труда.

 

На участке ab кривой LS преобладает «эффект замены» и предложение труда гибкое. В этом случае работники реагируют на более высокую реальную заработную плату, уменьшая время своего досуга.

На участке bc кривой LS преобладает “эффект дохода”: и потребление, и досуг увеличиваются в ответ на увеличение заработной платы. В этом случае предложение труда имеет обратную направленность, т.к. повышение реальной заработной платы фактически уменьшает предложение труда.

Пересечение кривых спроса и предложения в точке Е демонстрирует, что существует лишь одна цена – wE, при которой интересы продавцов и покупателей совпадают, - это и есть равновесная «цена» труда (или заработная плата) (см. график 7). Таким образом, равновесная цена труда – это цена, при которой объем спроса на труд равен объему его предложения.

Рост заработной платы выше точки равновесия, скажем до w1, вызовет избыточное предложение на рынке труда, или безработицу. Избыток предложения над спросом, конкуренция за рабочие места будут способствовать снижению ставки заработной платы до уровня равновесия (wE).

Снижение заработной платы до уровня w2 означает недостаток работников. Он заставит работодателей повысить вознаграждение, чтобы привлечь новых работников. В итоге зарплата снова поднимется до равновесного уровня wE .

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.92 (0.009 с.)