Рейтинговая система оценки знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рейтинговая система оценки знаний



Курс дисциплины «Материаловедение» содержит 21 тему в 5 разделах, при изучении которых следует выполнить 4…8 лабораторных работ в зависимости от специальности и формы обучения. После изучения каждой темы необходимо ответить на вопросы для самопроверки и вопросы теста текущего (промежуточного) контроля. В практической части кура необходимо выполнить лабораторные работы каждая из которых добавляет балл в ваш рейтинг. Завершается работа с курсом выполнением контрольной работы и ответа на вопросы теста рубежного контроля.

За каждый вид самостоятельных работ начисляется определенное число баллов:

- за правильный ответ на вопросы промежуточных тестов «опорного конспекта» – 1 балл. Итого 23…43 балла за лекционные занятия (теоретический материал);

- за правильно выполненную лабораторную работу – 5 баллов. Итого 20…65 баллов за лабораторные занятия;

- за правильно выполненную контрольную работу: первая часть контрольной работы оценивается в 10 баллов, каждая задача второй части – по 5 баллов. Итого 20, 25 или 30 баллов за выполненную контрольную работу.

- за каждый правильный ответ рубежного теста – 2 балла. Итого 6,8 или 10 баллов за итоговый тест.

Теоретический материал «Опорного конспекта» разбит на 6 лекционных тем опорного конспекта. По каждой теме студенты проходят тесты из пяти вопросов. Итого максимальное количество баллов: в 6 темах 43 вопроса ´1 балл = 43 балла.

Ответы на вопросы тренировочных тестов по разделам «опорного конспекта» не оцениваются. Однако настоятельно советую Вам отвечать на них, так как эти тесты – репетиция сдачи тестов рубежных.

После освоения материала «Опорного конспекта», выполнения необходимых лабораторных работ и контрольной (и она зачтена преподавателем!) работы. Остается завершающий этап учебного процесса – подготовка и сдача экзамена. Независимо от формы обучения процесс сдачи экзамена происходит очным путем, т.е. при непосредственном общении с преподавателем.

При успешной работе с материалами курса студент может набрать максимум 148 баллов. Для получения допуска к экзамену нужно набрать более 63 баллов.

Оценка результатов обучения проводится в соответствии со следующей схемой (табл. 1).

Рейтинговая оценка знаний Таблица 1

Этапы рейтинга Количество набранных баллов на оценку
Удовл-но Хорошо Отлично
    Лекционные занятия: «Опорный конспект»   1 ответ ´ 1 балл 4 вопроса по теме 1.1      
5 вопросов по теме 1.2      
5 вопросов по теме 1.3      
11 вопросов по теме 2.1     10…11
8 вопросов по теме 2.2     7…8
11 вопросов по теме 2.3     8…10
Итого:     39…43
  Лабораторные работы. 5 баллов/работа. 20, 25 30, 35 50..65
  Контрольная работа. Часть 1 - 10 баллов. Часть 2 - 5 балов/задача.      
  Итоговый тест 5 вопросов. 2 балла/ответ.      
Итоговая сумма: 63…68 90…95 119…148

 

Для облегчения самостоятельной подготовки к экзамену в конце УМК приведены вопросы для самопроверки, тестовые задания итогового контроля и вопросы для экзамена.

Тематика представленных в итоговом контроле вопросов соответствует содержанию государственных стандартов на дисциплину «Материаловедение».


3. Информационные ресурсы дисциплины

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основной:

1. Лахтин, Ю.М. Материаловедение /Ю.М. Лахтин, В.П Леонтьева. - М.: Машиностроение, 1990.

2. Материаловедение /под общ. ред. Б.Н. Арзамасова. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002.

3. Солнцев, Ю.П. Материаловедение /Ю.П. Солнцев, Е.И. Пряхин, Ф. Войткун. - СПб.: Химиздат, 2002.

4. Гуляев, А.П. Металловедение /А.П. Гуляев. - М.: Металлургия, 1986.

Дополнительный:

5. Солнцев, Ю.П. Специальные материалы в машиностроении /Ю.П. Солнцев, Е.И. Пряхин, В.Ю. Пирайнен - СПб.: Химиздат, 2004.

6. Материаловедение: Методические указании к выполнению лабораторных работ /Сост. Е.В. Шадричев, А.В. Сивенков. - СПб.: СЗТУ, 2008.

7. Геллер, Ю.Л. Материаловедение /Ю.Л. Геллер, А.Г. Рахштадт. - М.: Металлургия, 1989.

8. Шадричев, Е.В. Строение и свойства металлических сплавов /Е.В. Шадричев. - Л.: СЗПИ, 1991.

9. Брук, Б.И. Закономерности формирования структуры и свойств кристаллических материалов /Б.И. Брук. - Л.: СЗПИ, 1984.

10. Чернецов, В.И. Материаловедение и обработка конструкционных материалов /В.И. Чернецов. - Л.: СЗПИ, 1988.

11. Колесник, П.А. Материаловедение на автомобильном транспорте /П.А.Колесник. - М: Транспорт, 1987.

12. Лифшиц, Л.С. Материаловедение для сварщиков /Л.С. Лифшиц. - М.: Машиностроение, 1979.

13. Термическая обработка в машиностроении: справочник /под ред. Ю.М. Лахтина, А.Г. Рахштадта. - М.: Машиностроение, 1980.

14. Полевой, С.Н. Упрочнение металлов: справочник /С.Н. Полевой, В.Д. Евдокимов. - М.: Машиностроение, 1986.

15. Марочник сталей и сплавов / В.Г. Сорокин, [и др.]; под общ. ред. В.Г. Сорокина. - М.: Машиностроение, 1989.

16. Журавлев, В.Н. Машиностроительные стали: cправочник /В.Н. Журавлев, О.И. Николаева. - М.: Машиностроение, 1981.

17. Машиностроительные материалы: краткий справ. /В.М. Раскатов, В.С. Чуенков, Н.Ф. Бессонова, Д.А. Вейс. - М.: Машиностроение, 1980.

18. Композиционные материалы: справочник /под общ. ред. В.В. Ва-сильева, Ю.М. Тарнопольского. - М.: Машиностроение, 1990.

19. Кацнельсон, М.Ю. Полимерные материалы: справочник /М.Ю. Кацнельсон, Г.А. Балаев. – Л.: Химия, 1982.

20. Технические свойства полимерных материалов: учеб.–справ. пособие / В.К. Крыжановский, В.В. Бурлов, А. Д. Паниматченко, Ю.В. Крыжановская. – СПб, Профессия, 2003.

21. Мотовилин, Г.В. Автомобильные материалы: справочник /Г.В. Мотовилин, М.А. Масино, О.М. Суворов. - М.: Транспорт, 1989. - 464 с.

22. Справочник по современным судостроительным материалам /В.Р. Абрамович, [и др.]. – Л.: Судостроение, 1979.

23. Конструкционные материалы АЭС /Ю.Ф. Баландин, И.В. Горынин, Ю.И. Звездин, В.Г. Марков. – М.: Энергоатомиздат, 1984.

24. Электрические машины: учеб. для вузов – 4-е изд. /И.П. Копылев. – М.: Высш. школа, 2004.

25. Материалы в приборостроении и автоматике: справочник /под ред. Ю.М. Пятина. – М.: Машиностроение, 1982.

26. Чурабо, Д.Д. Детали и узлы приборов. Конструирование и расчет: справочное пособие /Д.Д. Чурабо. - М.: Машиностроение, 1975.

27. Справочник конструктора-приборостроителя. Детали и механизмы приборов /В.Л. Соломахо, Р.И. Томилин, Б.В. Цитович, Л.Г. Юдовин. - Минск: Выш. шк., 1990.

28. Рахмилевич, З.З. Справочник механика химических и нефтехимических производств /З.З. Рахмилевич, И.М. Радзин, С.А. Фарамазов. - М.: Химия, 1985.

29. Шрейбер, Г.К. Конструкционные материалы в нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности /Г.К. Шрейбер, С.М. Перлин, Б.Ф. Шибряев. - М.: Машиностроение, 1969.

30. Трезубов, В.Н. Ортопедическая стоматология. Прикладное материаловедение /В.Н. Трезубов, М.З. Штейнгард, Л.М. Мишнев. - СПб.: Спец. лит., 1999.

31. Рабинович, И.М. Применение полимеров в медицине /И.М. Рабинович. – Л.: Медицина, 1972.

32. Геллер, Ю.А. Инструментальные стали /Ю.А. Геллер. -м.: Металлургия, 1983.

33. Гуляев, А.П. Выбор марки стали для деталей машин (Основные положения) /А.П. Гуляев. - Металловедение и термическая обработка металлов.-1983.- №1.

34. Елизаров, Ю.Д., Материаловедение для экономистов /Ю.Д. Елизаров, А.Ф. Шепелев. - Ростов на Дону: Феникс, 2002.

Средства обеспечения освоения дисциплины (ресурсы Internet):

35. http://www.elib.nwpi.ru - электронная библиотека СЗТУ (справочники: машиностроителя, технолога, конструктора; учебник: Лахтин Ю.М., Леонтьева В.П. Материаловедение. - М: Машиностроение, 1990. - 528 с.);

36. http://metall-2006.narod.ru - «Материаловедение» для студентов СЗТУ;

37. http://tm.msun.ru – электронные учебные пособия по дисциплине «Материаловедение и ТКМ»;

38. http://kfm.misis.ru/science/m-structura/ - кафедра физического материаловедения московского института стали и сплавов;

39. http://www.crys.ras.ru/kalugar.html - НИЦ КМ ИК РАН (космическое материаловедение);

40. http://www.nsu.ru/materials/ssl/text/encyclopedia/materials.html - физика в Интернете: материалы.


3.2. опорный конспект

 

Введение

Развитие человеческого общества во многом определяется открытием и активным использованием материалов различного назначения. Достаточно вспомнить такие исторические этапы как каменный, бронзовый, железный века. Кстати, можно считать, что железный век, начавшийся более 2 тысяч лет назад, продолжается до сих пор, поскольку сплавы на основе железа (стали и чугуны) являются и сейчас основными конструкционными и инструментальными материалами промышленности.

В настоящее время значение разработки новых и эффективного использования имеющихся материалов особенно велико в связи с острой необходимостью перехода от "сырьевого" к преимущественно инновационному пути развития производства.

Очевидно, что с каждым годом роль науки о материалах и, соответственно, дисциплины "Материаловедение" будет неизбежно возрастать. Поэтому нет нужды рекламировать важность изучения этой дисциплины.

В Предисловии отмечалось, что общеинженерная дисциплина "Материаловедение" ограничивается изучением главным образом конструкционных и инструментальных материалов различного назначения. Номенклатура таких материалов, потребляемых промышленностью, чрезвычайно велика и разнообразна (только сталей выпускается более 2 тысяч марок). Поэтому освоение дисциплины "Материаловедение", содержащей большое количество новых понятий и терминов, а также фактических данных о строении и свойствах различных материалов, требует определенных усилий.

Данный "Опорный конспект" призван облегчить решение этой задачи. Ниже в доступной (по возможности) форме изложены основы материаловедения на примере металлических сплавов.

Для удобства пользования «Опорным конспектом» ниже приведена его структурно-логическая схема.

 

структурно-логическая схема «опорного конспекта»

       
 
   
 

 


2.1.2. Зависимость механических свойств железоуглеродистых сплавов от содержания углерода

           
 
   
 
   
2.2.1. Закалка (превращения в сталях при охлаждении)
   
 
 

 


2.2.2. Отпуск (превращения в закаленной стали при нагреве)

 

           
 
     
 
 

 


Объем обсуждаемых в "Опорном конспекте" тем - лишь часть дисциплины "Материаловедение" (сравни структурные схемы дисциплины – с. 31 и "Опорного конспекта" – с. 40). Однако – это тот минимум, изучение которого необходимо и достаточно для усвоения "красной нити материаловедения", связывающей химический состав, структуру и свойства материалов.

Любой материал характеризуется химическим составом, структурой и свойствами.

Материаловедение – это наука, изучающая связь между химическим составом, структурой и свойствами материалов и закономерности изменения этих свойств под влиянием внешних воздействий ( механических,термических, химических и др.), реализуемых в процессе производства, обработки и эксплуатации изделий из этих материалов (см. рис. 1).

Химический состав – это процентное содержание (обычно % по массе) химических элементов, присутствующих в данном материале.

Понятие структура имеет очень широкий смысл, включающий все сведения о материале от электронного строения отдельных атомов до видимых невооруженным глазом макродефектов образцов (изделий). В практическом материаловедении (и данном пособии) под термином структура обычно подразумевается микроструктура материалов, изучаемая с помощью микроскопов (тип и относительное количество фаз, форма, размеры и взаимное расположение кристаллов этих фаз).

Рис. 1. Структурная схема дисциплины «Материаловедение»

 

Для потребителя (в частности, студента) главным элементом приведенной на рис. 1 схемы являются свойства, поскольку имеющийся комплекс физических, механических и других свойств определяет возможность конкретного применения того или иного материала. Из множества свойств, присущих любому материалу, наиболее общими являются механические свойства (материалы, не обладающие, например, достаточной прочностью, не могут иметь широкого практического применения), они же и наиболее важны для конструкционных и инструментальных материалов, которые в основном и изучаются в данном курсе. Кроме того, механические свойства «структурночувствительны», то есть чутко реагируют на изменения в структуре материалов, поэтому позволяют наглядно продемонстрировать «красную нить» материаловедения: С остав ® С труктура ® С войства. Знание закономерностей, связывающих эти три С (см. рис. В.1), позволяет производить оптимальный выбор материалов и технологий их обработки для изделий различного назначения. Такой выбор должен обеспечивать технологичность изготовления изделия, его надежность и долговечность в условиях эксплуатации и быть экономически оправданным. Выработка такого умения является главной целью подготовки инженера в области материаловедения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.13.1 (0.027 с.)