Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Продукт взаимодействия оксида хрома со щелочью оставить для опыта 8.2.

Поиск

Опыт 8. Гидролиз солей хрома ( III)

8.1. К раствору хлорида хрома (III) CrCl3 добавить раствор сульфида аммония (NH4)2S до образования осадка. ____________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Осадок отфильтровать и хорошо промыть на фильтре водой. К одной половине осадка в пробирке добавить разбавленный раствор соляной кислоты HCl, к другой – раствор щелочи NaOH. __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

8.2. Раствор гидроксохромата (III), полученный в опыте 7, прокипятить._____________

________________________________________________________________________________

Опыт 9. Окисление и восстановление соединений хрома ( III)

9.1. К раствору хлорида хрома (III) CrCl3.добавить раствор гидроксида натрия NaOH до растворения первоначально появившегося осадка. __________________________________

________________________________________________________________________________

Полученный раствор разделить на две пробирки. В одну из них добавить 2-3 мл раствора NaOH и 2-3 мл бромной воды. В другую пробирку добавить 2-3 мл раствора NaOH и 2-3 мл 3%-ного раствора пероксида водорода Н2О2.______________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

9.2. Раствор хлорида хрома (III) CrCl3 подкислить соляной кислотой HСl и разлить на две пробирки. Одну оставить для контроля, в другую поместить 2-3 кусочка цинка, прилить немного бензина и закрыть пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустить в воду.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Опыт 10. Получение оксида хрома (VI) и его свойства

10.1. Налить в стакан 3-5 мл насыщенного раствора бихромата калия K2Cr2О7 и прилить понемногу 5-8 мл концентрированной серной кислоты H2SO4, охлаждая стакан холодной водой.___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

После охлаждения раствора отфильтровать полученные кристаллы на воронке со складчатым фильтром. Оставить кристаллы для опытов 10.2, 10.3.

10.2. Часть полученных кристаллов поместить в фарфоровую чашку и облить осторожно из пипетки несколькими каплями спирта C2H5OH. Написать уравнение реакции, учитывая, что образуется оксид хрома (III) и уксусный альдегид.____________________________

________________________________________________________________________________

10.3. Несколько кристаллов оксида хрома (VI) растворить в 2-3- мл воды H2O и добавить раствор иодида калия KI. Доказать присутствие йода в растворе раствором крахмала.

Опыт 11. Условия существования в растворе хроматов и дихроматов

К 3-4 мл раствора хромата калия KCrO4 прилить раствор серной кислоты H2SO4. К полученному раствору прилить раствор щелочи NaOH.___________________________________

________________________________________________________________________________

 

Опыт 12. Окислительные свойства соединений хрома хрома (VI)

12.1. К раствору бихромата калия K2Cr2О7, подкисленному серной кислотой H2SO4, прилить раствор сульфита натрия Na2SO3.____________________________________________

________________________________________________________________________________

12.2. К 2-3 мл раствора бихромата калия K2Cr2О7 прилить раствор сульфида аммония (NH4)2S._________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Часть 2. Железо. Кобальт. Никель.

Цель работы

Изучение способов получения и свойств d-элементов побочной подгруппы восьмой группы: железо, кобальт, никель.

 

Оборудование и реактивы

Пробирки, пробиркодержатель, спиртовка, спички, лабораторный штатив, воронка, фильтровальная бумага

Железо металлическое, серная кислота H2SO4(конц.), серная кислота (разб) H2SO4, соляная кислота HCl (конц), соляная кислота HCl (разб), азотная кислота HNO3 (конц.), азотная кислота HNO3 (разб.), сульфат железа (II) FeSO4 (р-р), бромная вода, бихромат калия K2Cr2О7(р-р), перманганат калия KMnO4 (р-р), лакмус, сульфата кобальта CoSO4 (р-р), сульфата никеля NiSO4 (II) (р-р), гидроксид натрия NaOH, роданид аммония NH4CN (р-р), гексацианоферрат (II) калия K4[Fe(CN)6] (р-р), сульфид натрия Na2S (р-р), иодид калия KI (р-р), вода H2O.

Экспериментальная часть [4]

Опыт 1. Взаимодействие железа с кислотами

Испытайте действие на железо разбавленных и концентрированных кислот: серной, соляной и азотной.

Кислота Уравнения реакций
Разбавленная Концентрированная
серная кислота H2SO4    
соляная кислота HCl    
азотная кислота HNO3    

 

Опыт 2. Свойства солей Fe (II)

2.1. В три пробирки налейте по 1мл раствора сульфата железа (II) FeSO4, подкисленного серной кислотой, и добавьте в первую пробирку бромной воды, во вторую – раствора дихромата калия K2Cr2О7(р-р), в третью – раствор перманганата калия KMnO4 (р-р). __________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

2.2. Раствор сульфата железа (II) FeSO4 испытайте лакмусом. Напишите уравнение реакции гидролиза.__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Опыт 3. Получение и свойства гидроксидов Fe, Co, Ni (II)

Возьмите по 2мл растворов сульфата железа (II) FeSO4, сульфата кобальта CoSO4 и сульфата никеля NiSO4 (II) и осадите в каждом из растворов соответствующий гидроксид при помощи щелочи NaOH.____________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Отметьте цвет осадков. Отделите часть осадков и испытайте их на растворимость в кислотах и избытке щелочи (при нагревании).___________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Опыт 4. Свойства солей железа (III)

4.1. Определите реакцию раствора хлорного железа FeCl3 на лакмус. Напишите уравнение реакции гидролиза.__________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

4.2. К небольшим количествам хлорида железа (III) FeCl3в отдельных пробирках прилейте растворы роданида аммония NH4CN и гексацианоферрата (II) калия K4[Fe(CN)6].

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

4.3. В три пробирки налейте по 2-3мл раствора хлорного железа. FeCl3 В одну пробирку прибавьте раствор сульфида натрия Na2S, в другую – раствор иодида калия KI, третью оставьте для сравнения. ____________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Вывод: ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Контрольные задания

Напишите уравнения реакций, в результате которых можно осуществить следующие превращения, назовите вещества:

1. Сu → Cu(NO3)2 → CuO → CuSO4 → (Cu(NH3)4)SO4 → CuSO4 → → CuCl2 → Cu(NO3)2 → Cu;

2. Fe → FeCl2 → Fe(OH)2 → Fe(OH)3 → Fe2O3 → Fe2(SO4)3 → Fe(OH)3;

3. Fe → Fe(NO3)3 → Fe(OH)3 → Fe2O3 → Fe → FeSO4 → Fe(OH)2 → → Fe(OH)3→ Na[Fe(OH)4];

4. Cr → CrCl3 → Cr(OH)3 → K[Cr(OH)4] → K2CrO4 → K2Cr2O7 → K2CrО4;

5. Zn → Zn(NO3)2 → Zn(OH)2 → ZnO → ZnSO4 → [Zn(NH3)4]SO4;

6. Fe → FeSO4 → Fe(NO3)2 → Fe(NO3)3 → Fe(OH)3 → Fe2O3 → Fe;

Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты методом электронного баланса, назовите вещества:

7. Mn(NO3)2 + Na2S2O8 + H2O → HMnO4 +...

8. NaI + K2Cr2O7 + H2SO4

9. KClO3 + MnO2 + KOH → K2MnO4 +...

10. As + K2Cr2O7 + H2SO4 → H3AsO4 +

11. Растворимость сульфида железа при некоторой температуре составляет 5,35•10-9 в 100 см3 раствора. Рассчитайте произведение растворимости сульфида железа.

12. Какие массы KMnO4 и H2O2 необходимы для получения кислорода объемом 11,2 дм3 (н.у.) при проведении реакции в кислой среде.

13. Для рафинирования была взята черновая медь массой 1000 кг, в которой массовая доля примесей составляет 4 %. Какая масса рафинированной меди может быть получена из нее, если выход по току составляет 92 %?

14. Медно - калийное удобрение содержит в массовых долях: K2O - 56,8 %; Cu - 1,0 %. Какой процент это составляет в пересчете на хлорид калия и технический медный купорос, в котором массовая доля меди составляет 24 %?

15. Газом, выделившимся при обработке латуни массой 150 г избытком раствора соляной кислоты при нагревании, полностью восстановили оксид железа(III), при этом масса оксида железа(III) уменьшилась на 14,4 г. Определите состав смеси (ω, %).

16. Сплав меди с алюминием представляет собой химическое соединение, содержащее 12,3 % алюминия. Определите формулу этого соединения.

17. На растворение смеси меди и оксида меди(II) массой 18 г израсходован раствор серной кислоты массой 50 г с массовой долей 90 %. Вычислите массу меди в смеси.

18. Какая масса хромистого железняка, содержащего 30 % Fe(CrO2)2 потребуется для получения хрома массой 0,5 т?

19. Какой объем 0,5 н раствора дихромата калия потребуется для полного окисления в кислой среде иодида калия массой 22 г?

20. Какую массу CrO3 можно получить из дихромата калия массой 147 г? Какую массу этилового спирта можно окислить им до альдегида?

 

Пример При нагревании смеси железа и цинка массами 11,2 г и 26,0 г соответственно с избытком серы и последующей обработкой продуктов реакции избытком раствора соляной кислоты выделился газ, который пропустили через раствор сульфата меди(II). Рассчитайте объем сульфата меди с массовой долей 10 % (ρ = 1,10 г/см3) израсходованный на поглощение образовавшегося газа.

 

Решение

Дано: m (Fe)= 11,2 г m (Zn) = 26,0 г ω (CuSO4) = 10% ρ (CuSO4) = 1,10 г/см3 V (CuSO4) -?   Решение: 1) Fe+S = FeS 2) Zn+S = ZnS 3) FeS+2HCl = FeCl2+H2S↑ 4) ZnS+2HCl = ZnCl2+H2S↑ 5) H2S+CuSO4 = CuS↓+H2SO4 M(Fe) = 56 г/моль; M(Zn) = 65 г/моль; M(CuSO4) = 160 г/моль. Находим количество железа и цинка 11,2/56 = 0,2 моль Fe, 26/65 = 0,4 моль Zn. Тогда из уравнений (1,2) количество FeS равно 0,2 моль, а ZnS - 0,4 моль. Количество H2S, по реакции (3,4) равно 0,2 + 0,4 = 0,6 моль. Следовательно, по реакции (5) образуется и израсходуется такое же количество, т.е. 0,6 моль CuSO4 или 0,6•160 = 96 г. Объем раствора сульфата меди(II) с массовой долей 10 % составит: 96•100/10•1,1 = 872,7 см3. Ответ: 872,7 см3.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Лабораторная работа №4

Синтез и свойства полимеров

Цель работы

Изучение синтеза и некоторых физических и химических свойств полимеров. Распознавание пластмасс и волокон.

Оборудование и реактивы

Водяная баня, пробки с газоотводными трубками, пробирки, пробиркодержатель, пробки, спиртовка, спички, стакан, стеклянная палочка, фарфоровые чашки, предметное стекло, асбестовая сетка.

Набор плстмасс: полиэтилен, поливинилхлорид, полистирол, капрон, аминопласт, полиметилметакрилат, целлулоид; набор волокон: вискозное, ацетатное, нитрон, хлорин, лавсан, хлопок, шерсть, шелк, капрон; азотная кислота HNO3 (конц.), серная кислота H2SO4 (конц.), гидроксид натрия NaOH (10% и 0,1 н.), нитрат серебра AgNO3, формалин, соляная кислота HCl (конц.),. фенол (тв.), фенолформальдегид (ж), этанол C2H5OH, раствор перманганата калия KMnO4, ацетон, бензол, дихлорэтан.

Экспериментальная часть [5]

При изучении свойств пластмасс и волокон пользуйтесь таблицами приложений.

Опыт 1. Полимеризация и деполимеризация альдегида

В фарфоровую чашку помещают 4 – 5 мл формалина и осторожно выпаривают на водяной бане. Что представляет собой твердый остаток? Остаток нагревают на открытом огне (вытяжной шкаф). Запишите наблюдения и дайте объяснения происходящим изменениям с помощью уравнений реакций.______________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Опыт 2. Получение фенолоформальдегидных смол

В пробирку помещают несколько кристаллов фенола и 1 мл раствора формальдегида. Смесь нагревают до растворения фенола. ____________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Через 3 минуты к раствору добавляют 5 капель концентрированной соляной кислоты и продолжают нагревание до расслоения смеси. ________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Пробирку помещают в стакан с холодной водой. После образования четкой границы между слоями сливают воду и быстро выливают смолу на предметное стекло.

Испытывают образовавшуюся смолу на растворимость в спирте. Небольшое количество смолы нагревают в фарфоровой чашке до затвердевания. Испытывают растворимость в спирте затвердевшей смолы._______________________________________________________

 

Опыт 3. Свойства полиэтилена

1.1. Кусочек полиэтиленовой трубки или другого изделия (но не пленки) положите на проволочную сетку и осторожно нагрейте. При помощи стеклянной палочки измените форму изделия.________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Дайте кусочку полиэтилена остыть и еще раз попытайтесь изменить его форму, меняется ли форма?__________________________________________________________________________

1.2.Кусочек полиэтилена при помощи тигельных щипцов внесите в пламя и подожгите его. Каким пламенем горит, образует ли капли, вытягивается в нити?_____________________

________________________________________________________________________________

1.3. Несколько мелких кусочков полиэтилена поместите в пробирку с раствором перманганата калия. Содержимое пробирки подогрейте.___________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

1.4. Несколько кусочков полиэтилена поместите в пробирку:

а) с концентрированной серной кислотой H2SO4;

б) с концентрированным раствором азотной кислоты HNO3;

в) с разбавленным раствором гидроксида натрия NaOH.

Все пробирки осторожно нагрейте.

а)_______________________________________________________________________________

б)_______________________________________________________________________________

в)_______________________________________________________________________________

Опыт 4. Определение хлора в поливинилхлориде

4.1.Внесите кусочек поливинилхлорида в пламя, обратите внимание на запах продуктов горения и цвет пламени._______________________________________________________

4.2.Поместите несколько кусочков поливинилхлорида в пробирку, закройте ее пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустите в другую пробирку с 1—2 мл раствора нитрата серебра. Конец газоотводной трубки держите в 0,5—1.0 см от поверхности раствора. Содержимое первой пробирки сильно нагрейте._______________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Опыт 5. Распознавание пластмасс и волокон

Прежде чем приступить к выполнению практической работы, ознакомьтесь со свойствами пластмасс и волокон (табл.). После этого получите задание.

Распознавание пластмасс следует начать с внешнего осмотра, а затем перейти к исследованию их отношения к нагреванию и горению. Потом испытывают действие на них растворителей.

Распознавание волокон начинают с их сжигания. При этом прослеживают, с какой скоростью происходит горение, исследуют запах продуктов разложения, свойства остатка, который образуется после сгорания. Затем проверяют действие на волокна кислот, щелочей и растворителей.

5.1.В четырех пакетах находятся пластмассы: I вариант) поливинилхлорид, аминопласт, целлулоид и фенопласт; II вариант) полиэтилен, полистирол, полиметилметакрилат и капрон. Определите, какая пластмасса находится в каждом из пакетов. Зполните таблицу

Вариант ______

 

Признаки        
Внешний вид        
Сжигание          
Действие ацетона          
Действие бензола          
Действие дихлорэтана        
Название пластмассы        

 

5.2.В четырех пакетах находятся волокна: I вариант) натуральный шелк (или шерсть), вискозное волокно, нитрон и лавсан; II вариант) хлопчатобумажная ткань, ацетатное волокно, хлорин и капрон. Определите, какое вещество находится в каждом из пакетов.

Признаки        
Внешний вид        
Сжигание (скорость горения, запах, остаток)        
Действие HNO3 (конц)        
Действие H2SO4 (конц)        
Действие NaOH (10%)        
Действие ацетона        
Название пластмассы        

 

Вывод: _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Пример Перечислите основные типы полимеров и приведите примеры.

Решение

Решение: - термопласт – полимер, способный легко менять форму при нагревании (полиэтилен, полипропилен, полиэтилентерефталат, полистирол ….). - эластопласт – способен растягиваться в несколько раз и обратимо восстаннавливать форму после снятия деформирующего усилия (каучуки, резины). - реактопласт – полимер, в котором при обработке протекают необратимые реакции дополимеризации, что делает невозможность их дальнейшей термической деформации (обработки).

Контрольные задания

1. Что общего и различного в свойствах пластичности и эластичности? Чем это объясняется?

2. Чем различаются по строению макромолекулы каучуков и волокон? И как это оказывает влияние на их свойства? Показать на примере волокон и каучуков, при каких условиях может возрастать кристалличность полимеров.

3. Проведите классификацию изученных полимеров по известным вам признакам.

4. Приведите примеры веществ–мономеров, используемых в реакции полимеризации. Укажите общее в их строении и свойствах.

5. Приведите примеры веществ–мономеров, используемых в реакции поликонденсации. Укажите общее в их строении и свойствах.

6. Приведите примеры веществ-мономеров, используемых в реакции сополимеризации.

7. В чем принципиальная разница химических процессов полимеризации, сополимеризации и поликонденсации?

8. Какие признаки положены в основу классификации ВМС? Ответ конкретизируйте.

9. Какие характеристики являются определяющими в свойствах ВМС?

10. Какие реакции лежат в основе получения полимеров? Приведите примеры.

11. Напишите уравнения реакций получения поливинилхлорида.

12. Напишите уравнение реакции получения полипропилена.

13. Напишите уравнение реакции получения фенол-формальдегидной смолы.

14. Какие соединения называют аминами? Составьте схему поликонденсации адипиновой кислоты и гексаметилендиамина. Назовите образовавшийся полимер.

15. Напишите схему строения синтетического каучука, полученного из 2,3-диметилбутадиена, считая, что он представляет собой продукт 1,4-полимеризации.

16. Какой путь получения синтетического каучука разработал С. В. Лебедев? Приведите уравнения реакций.

17. Напишите схему строения бутадиен-стирольного каучука, считая для простоты, что он представляет собой регулярный полимер, в котором на одно стирольное звено приходится три бутадиеновых, и что бутадиен реагирует только в положениях 1,4.

18. Что такое хлоропреновый каучук? Как синтезировать необходимый для его получения мономер?

19. Рассчитайте содержание хлора (%) в хлоропреновом каучуке.

20. Напишите схему строения бутадиен-нитрильного каучука, считая, что он представляет собой регулярный полимер, в котором на один остаток акрилонитрила приходится три остатка бутадиена, и что бутадиен реагирует только в положениях 1,4.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


ПРИЛОЖЕНИЯ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.70.205 (0.01 с.)