Вопрос 5. Основные цели макроэкономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 5. Основные цели макроэкономики



Макроэкономика – база реализации экономических целей общества в целом.

Объективная цель: повышение персонального и общественного благосостояния.

y*- результаты, u – безработица, Jl – инфляция, g – гос-во, t - время

y*= f(NR,ER) à max

q = f(u,Jl, g, t) à min

Экономические цели:

- эконом. свобода хозяйствующих субъектов;

- экономический рост [­Y];

- эконом. эффективность;

- полная занятость;

- стабильный уровень цен;

- справедливое распределение доходов;

- экономическая обеспеченность;

- торговый баланс – международная экономич. эффективность;

- экономическая безопасность;

- экологическая безопасность.

 

Необходимо выстраивать дерево целей и определять приоритеты в каждый конкр. период t.

Количество инструментов при достижении целей должно быть равно количеству целей, а влияние инструментов на цели должно быть линейно независимым.

Цели:

Взаимозаменяемые (невозможно достижение разных целей одновременно)

Взаимодополняемые (достигая одну – делаешь вклад в достижение другой)

Нейтральные (независимые друг от друга – в реальности встречается редко)

Экономисты доказали, что чем больше целей, тем труднее их достичь. Поэтому сегодня чаще всего рассматривают 2 основные цели: полная занятость и борьба с инфляцией.

Цели макроэкономики достигаются в результате государственного регулирования через административные или экономические методы. При этом выделяются прямое (через законодательные акты) и косвенное (через инструменты налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики) вмешательство государства в экономику.

 

 

Вопрос 6. ВВП и общественное благосостояние

Насколько точно показатель ВВП измеряет экон. активность и благосостояние нации?

Во-первых, не вся деловая активность учитывается в официальном показателе ВВП. Существует ряд благ, которые трудно поддаются измерению, поскольку они не имеют рыночной оценки (не реализуются на рынке). Прежде всего, это деятельность в рамках домашнего хозяйства, добровольный труд, благотворительная деятельность и пр.

Во-вторых, деятельность в сфере теневой экономики, т.е. деловая активность, осуществляемая в обход установленного законодательства. Здесь следует различать два типа сделок (трансакций): сделки, которые не являются нелегальными с точки зрения закона (репетиторство), но, осуществляя их, люди нарушают налоговое законодательство, так как не декларируют свои доходы. Другой тип трансакций – незаконная деятельность (проституция, производство и продажа наркотиков, торговля оружием и пр.).

Наиболее известными методами оценки теневой экономикиявляются:

- Анализ спроса на наличность (подход основан на том, что теневая экономика поглощает подавляющую часть наличных денег – ведь нелегальные сделки совершаются за наличные – за вычетом денег на руках у населения).

- Метод учета расхода электричества (поскольку э/э нельзя запасать впрок, постольку превышение темпов роста потребления э/э в стране над темпами роста реального ВВП свидетельствует о ее потреблении теневым сектором).

- Расхождение между фактическими и официально учтенными трудовыми ресурсами.

- Расхождение между доходами и расходами.

В-третьих, показатель ВВП не учитывает благосостояние общества, связанное с досугом, или ценностью свободного времени. Например, если вы, после достижения определенного, достаточно высокого уровня дохода, примите решение о сокращении часов своей работы, то в показателе ВВП это отразится как уменьшение добавленной стоимости. Однако ваше благосостояние, измеряемое не только деньгами, но и свободным временем, станет выше (вспомним эффект дохода и эффект замещения при индивидуальном предложении труда).

В-четвертых, в показателе ВВП отсутствует оценка негативных результатов деловой активности, таких, как загрязнение окружающей среды, что влечет за собой уменьшение благосостояния общества.

Учесть влияние этих факторов на общественное благосостояние позволяет показатель «чистого экономического благосостояния» общества (ЧЭБ):

ЧЭБ = ВВП – денежная оценка отрицательных факторов, воздействующих на благосостояние + нерыночная деятельность (в денежной оценке) + денежная оценка свободного времени.

Вся сложность заключается в том, как дать денежную оценку всем тем видам деятельности, которые не носят рыночного характера и, следовательно, не могут быть оценены в процессе свободного рыночного обмена.

Показатель чистого экономического благосостояния интересен, прежде всего, как теоретическая постановка проблемы учета различных сторон функционирования экономики, в том числе и неформальной.

 

Вопрос 7. Совокупный спрос и его характеристика

Совокупный спрос (АD) – agregate demand – модель, которая представляет разнообразные объемы товаров и услуг (т.е. реальный объем нац. пр-ва), которые все потребители могут и готовы приобрести при любом заданном уровне цен.

АD – сумма всех индивидуальных спросов на конечные услуги, предлагаемые на тов. рынке.

По секторам экономики это:

С – совокупн. спрос дом/хоз. (h),

I – спрос на капитал со стороны фирм (f),

G – спрос на (Т) и (У) со стороны гос-ва (g),

Хn - чистый экспорт (z).

 

Кривая AD выражает зависимость между уровнем цен и спросом на Т и У, предъявленные внешними агрегированными субъектами на рынках (реальный объём ВВП - Уp).

 

Вопрос 8. Факторы совокупного спроса

- Ценовые (причина отрицательного наклона кривой)

v эффект % ставки

v эффект богатства

v эффект импортных закупок

- неценовые

vизменение в потребительских расходах

· благосостояние потребителя

· ожидания потребителя

· задолженность потребителя

· налоги

vизменение в инвестиционных расходах

· % ставки

· ожидание прибыли от инвестиций

· налоги с предприятий

· технология

· избыточные мощности

v изменение государственных расходов

v изменение в чистом экспорте

· национальный доход зарубежных стран

· валютные курсы

 

Действие факторов совокупного спроса AD

 

 

Вопрос 9. Совокупное предложение: вид кривой

Совокупное предложение (AS) – aggregate supply.

AS - Модель, представляющая уровень реального наличного объема производства, который может и готово произвести общество при любом уровне цен;

AS - Модель изменения издержек общества по достижению данного объема пр-ва (Ур).

Создание Ур приносит собственникам ресурсов доход.

AS = w + R +% +П.

1 – кейнсианский (неполная занятость)

2 – промежуточный (близкое к полной)

3 – классический (полная занятость)

 

 

Факторы совокупного предложения.

· Ценовые: их действие связано с механизмом взаимодействия спроса и предложения и корректирующих функций цен на каждом отдельном рынке.

 

Приспособл. пр-ва и совокупного предложения к спросу, обуславл. изменение потребления, ведет к развитию национальной экономики, проявляясь в повыш. ВНП.

· Неценовые:

- Изменение цен на ресурсы

Ø Отечественные

Ø Импортные

Ø Тип структуры ресурсного рынка

- Изменение в производительности (эффективности)

- Изменение правовых норм

Ø Налоги, субсидии

Ø Государственное регулирование

 

Действие факторов AS графически

 

 

Вопрос 10. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения

Изменение общего уровня цен имеет разную реакцию у AS и AD.

Эластичность – реакция на изменение уровня цен.

EAD=EAS- устойчивое равновесие

EAD>EAS- условно устойчивое равновесие

EAD<EAS- неустойчивое равновесие

 

 

Устойчивое равновесие Условно устойчивое Неустойчивое равновесие

Равновесие

Изменение равновесия

1. ­AD

de = const; У­

 

 

2. ­AD

de­; У­

 

 

­AD 3.de­; У = const

3.

de­; У = const

 

 

Вопрос 11. Эффект храповика

Эффект впервые описан в книге экономиста Роберта Хиггса. Эффект в экономике, который проявляется в том, что рост совокупного спроса вызывает рост цен на товары, но сокращение совокупного спроса не обязательно приводит к снижению цен, особенно в краткосрочном периоде - цены сохраняются стабильными. Сложность состоит в том, что цены, как на товары, так и на ресурсы, становятся негибкими и не проявляют тенденции к снижению. Экономические показатели, раз возросшие, не обязательно снижаются, по крайней мере, до первоначального уровня.

Поэтому некоторые экономисты усматривают в такой тенденции эффект храповика (храповик — это механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад). Эффект храповика показывает, что увеличение совокупного спроса повышает уровень цен, а при уменьшении спроса не всегда происходит падение цен в течение короткого периода.

Причинами возникновения эффекта могут быть действия профсоюзов, препятствующих снижению номинальной заработной платы, а также монополизм на рынках.

Анализ последствий уменьшения совокупного спроса показывает, что:

1) на кейнсианском отрезке реальный объем национального производства уменьшится, а уровень цен останется неизменным;

2) на классическом отрезке цены упадут, а реальный объем национального производства останется на уровне полной занятости;

3) на промежуточном отрезке и реальный объем национального производства, и уровень цен уменьшатся.

­AD: AD1àAD2

­У2, ­d1

¯AD: AD2àAD1

 

­УE3, ­dE2

 

 

­ или ¯ AS

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.027 с.)