Совокупный спрос и факторы, его определяющие. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совокупный спрос и факторы, его определяющие.



Совокупный спрос (aggregate demand) – AD – представляет собой реальный объем общественного производства, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен, т. е. сумма всех расходов на товары и услуги. Совокупный спрос складывается из следующих основных компонентов:

- спрос на потребительские товары и услуги (С);

- спрос на инвестиционные товары (Inv);

- спрос на товары и услуги со стороны государства (G);

- чистый экспорт (Xn). AD = C + Inv + G + Xn.

Кривая AD показывает связь между ВНП, на который предъявлен спрос в экономике, и общим уровнем цен. На характер кривой AD влияет целый ряд факторов, которые можно разделить на две группы: ценовые и неценовые.

Ценовые факторы изменяют объем совокупного спроса таким образом, что обусловливают движение вдоль кривой AD. К ним относятся:

1. эффект процентной ставки (эффект Кейнса): когда уровень цен поднимается, потребителям и предприятиям нужна большая сумма денег для тех же покупок. Возрастает спрос на деньги. При неизменном объеме денежной массы это увеличивает цену за пользование деньгами, т. е. растет процентная ставка. Фирмы сократят приобретение инвестиционных товаров, потребители – товаров длительного пользования (особенно в кредит). Таким образом произойдет сокращение величины совокупного спроса на реальный объем общественного производства;

2. эффект богатства (эффект Пигу): реальная стоимость денег – величина переменная. При более высоком уровне цен реальная стоимость денег и других финансовых активов населения (сбережения, банковские счета, проценты за облигации и т. д.) уменьшается. Население реально становится беднее и сокращает свои покупки;

3. эффект импортных закупок (Манделл, Флеминг): объемы импорта и экспорта, кроме всего прочего, зависят от соотношения цен в данной стране и за границей. При повышении уровня цен в данной стране отечественные покупатели будут больше приобретать импортных товаров вместо отечественных, а иностранцы – меньше покупать товаров данной страны, что приведет к уменьшению экспорта данной страны и уменьшит величину совокупного спроса на отечественные товары. И наоборот.

 

Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос.

Неценовые факторы вызывают такие изменения характера совокупного спроса, что отражается в сдвиге кривой AD вправо или влево. К ним относятся:

· изменения в потребительских расходах – благосостояние населения, налоги, ожидания потребителей;

· изменения в инвестиционных расходах, не связанных с уровнем цен, – налоги, ожидания прибыли от инвестиций и др.;

· изменения в государственных расходах;

· изменения в расходах на чистый экспорт – более высокий уровень экспорта (не связанный с ценами) создает более высокий спрос на отечественные товары. Сокращение импорта также предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства.

Большую роль в данном плане играют валютные курсы. Предположим, курс доллара по отношению к евро падает. В таком случае иностранцы – владельцы долларов, меняя доллары на евро, получат относительно меньше евро и смогут приобрести меньше европейских товаров (при неизменных ценах). Американский импорт сокращается. Европейцы, меняя евро на доллары, получат относительно больше долларов и могут купить больше американских товаров. Американский экспорт растет. В итоге увеличивается чистый экспорт США, совокупный спрос, кривая AD смещается вправо.

 

Совокупное предложение.

Совокупное предложение (aggregate supply – AS) – уровень реального объема производства, который производители предлагают к продаже при каждом возможном уровне цен. Форма кривой AS зависит от уровня издержек производства на единицу продукции (АС).

Различают три отрезка кривой AS:

1) кейнсианский (горизонтальный)

2) промежуточный (восходящий)

3) классический (вертикальный

1) кейнсианская модель рассматривает функционирование экономики на сравнительно коротких отрезках времени. Кейнс анализировал экономику в годы великой депрессии. Отсюда горизонтальный или кейнсианский отрезок AS (совокупное предложение) характерен для состояния спада в экономике, факторы производства, в том числе рабочая сила используются не полностью. Поэтому расширение производства не приведет к росту цен, но и сокращение не уменьшит цены.

2) восходящий или промежуточный отрезок соответствует такому состоянию экономики, когда происходит рост производства, но он сопровождается ростом цен: расширение производства постепенно упирается в возникающий дефицит ресурсов, используется старое и менее эффективное оборудование, менее квалифицированная рабочая сила, все это увеличивает AC (средние издержки на единицу).

3) классическая модель описывает поведение экономики в долгосрочном периоде, поэтому классические или вертикальныц отрезок AS характеризует экономику в такой точке КПВ (кривая производственных возможностей), когда за короткий срок увеличить производство невозможно, экономика работает на полную мощность. ВНП=Умах. Любое дальнейшее увеличение цен не приводит к увеличению реального объема производства.

Неценовыми факторами совокупного предложения являются: изменения цен на ресурсы, рост производительности труда, налоги и субсидии и др. Они влияют на величину средних издержек производства, графически это отражается сдвигом кривой AS.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.36.141 (0.006 с.)