Модели культ-историч. Развития



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели культ-историч. Развития



Восток

направленность сознания-внутренний мир,космоцентризм(,мир создан природой; Теоценбризм-бог центр

Отношение к природе-созерцательное

Отношение к временориентирован на вечное

Отношение к религии-ведущая одна религия-хрестианство

Тип познания-нельзя познать мир полностью,он познаваем до определенных границ

Слово,знание,образование-немногословны;вредное,полезное,свое,чужое,дети учатся

Власть-власть выше закона;свобода не ценность традиции важнее бог.

Судьба-что судьбой предначертано то и случится

Медицина-здоровья

Запад

Направленность сознания-внешний мир;антропоцентризм(человек в центре)

Отношение к природе-утилитарное

Отношение ко времени-ориентирована на настоящее и будущее

Отношение к религии-много религий

Тип сознания-миррационально позноваем

Слово, знания ,образование-избыточны,люди эрудиты,детей учат

Власть – закон выше власти

Судьба-человек сам решает свою судьбу

Медицина-медицина болезней

11 Культурогенез — процесс появления и становления культуры любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном обществе. Концепцию происхождения культуры

Теория о происхождении культуры получила свое развитие в работе Фрейда «Недовольство культурой». Предметом анализа в книге является личность в культуре, ее психологические характеристики, поведенческие стереотипы, взаимодействие с окружающей средой, внутриличностные процессы. Культура выстует в качестве системы норм и запретов, которой присущ психологический конфликт между устремлением к индивидуальной свободе и сдерживающими (во имя интересов социума) эти устремления культурными нормами.

12. 7. Культурологическая концепция Шпенглера (Ш.)Гл. идея, кот. он развивал — взгляд на совр. общ-во как на гибель и упадок всего чел-ва.Ш. счит., что нет единой общечел-кой к-ры, а есть лишь различные к-ры, каждая из которых имеет свою собственную судьбу. К-ра по Ш-ру — это символическое выражение, смысловая целостность, в которой реализует себя соответствующая душа. К-ра — объективированное, реализованное в символах, матер. предметах духовное, иррациональное, субстанциональное начало. Каждая душа по Ш. явл. уникальной и не может быть выражена рациональными средствами.Ш. выделяет след. типы души: 1) Аполлонистическая, 2) Магическая, 3) Фаустовская. Он счит., что этим типам души соответствуют греч-кая; средневек. арабская и Европ-кая к-ры. Ш. различал живую деятельность души, ее творческую реализацию и к-ру как систему символов, появляющуюся в рез-те объктивации. Т.е. душа — живой процесс, а к-ра — рез-т этой деятельности. Ш. счит., что в основе каждой к-ры лежит своя индивидуальная, уникальная душа, которая проходит в своём развитии след. стадии: 1) детство; 2) юность; 3) зрелость; 4) старость. К-ры отлич. между собой политич., соц.-экономическими отношениями, религией, искусством и наукой. Т.о. укаждой к-ры развив. своё собственное мировоззрение, т.е. у каждой к-ры своя религия, наука, экономика и т.д. Ш. отрицал возможность формирования общечел-кой к-ры и системы ценностей, на кот. она базируется.Гл. смысл в существовании к-ры — это выражение своей собственной индивидуальности. Смерть к-ры по Ш. наступит тогда, когда она полностью исчерпает свои возможности для развития. Он пришел к выводу, что совр. Европа нах. в стадии умирания к-ры. Сравнивая к-ру с цивилизацией он говорит: к-ра — живое тело духовности, а цив-ция — её мумия. Признаки цивилизации — люди нач. благоустраивать свою личною жизнь, преследуют в осн. узко-практические материальные цели, а культурные, духовные ценности вообще перестают волновать людей. Это состояние общ-ва и есть цив-ция.Ш. счит., что умирание Европы непреодолимо и будущего у нее нет. Чтобы Европа возродилась необх. пересмотреть свои ценности и обратиться к истокам общ-ва и к-ры.

13. 5. Культурологические концепции Данилевского (Д)Д. изложил свою конц. в книге «Россия и Европа». Культурологич. идеи Д-го сформир. под влиянием естественных наук (гл. образом биологии) и многообразия к-р народов, с кот. европейцы столкнулись во 2-ой пол. 19в.. В основе теории Д-го — идея обособленных локально-исторических типов (ЛИТ) подобных живым организмам. Эти ЛИТ нах. в отношениях борьбы друг с другом и с внешней средой. Д. счит., что ЛИТ замкнуты, не общаются между собой и не заимствуют ценностей друг друга. Все типы прох. в своем развитии след. стадии: возмужание, дряхление, гибель. ЛИТ отлич. по религ., политич., соц-экономич. признакам. Д. выделил 10 таких ЛИТ: египетский; китайский; ассирийско-вавилоно-финикийский (древнесемитский); индийский; иранский; еврейский; греческий; римский; новосемитский; германо-романский. Он также выделил 2 типа, кот. были погублены и не смогли пройти все стадии в своём развитии: мексиканский и перуанский. Д. счит., что все эти 10 ЛИТ совершили полный цикл в своём развитии, имеют свою индивидуальную сист. ценностей и участвуют в дальнейшем развитии всего чел-ва.Уязвимость конц. Д-го: 1) механич-ий перенос понятий биологии на историю, история лишается своего качественного многообразия; 2) принимаются значения общечел-кой к-ры, хотя не отрицает возможность влияния одной к-ры на другую, счит. местные культ-ые типы более значительными. Концепция Д-го оказалась довольно перспективной и её рассм. как попытку пересмотреть место Зап. Евр. цивилизации в общечел-ой семье народов.

Культура и личность

Индивид-единичный представитель человеческого рода, носитель физ. И соц. Черт человечества

Личность-социокультурное кач-во индивида,харак-ее его включенность в общественные отношения

Индивид-ость-самобыытность,уникальность,неповторимость личности.

Факторы формирующие личность

-Культурно-исторический

Национальные

Ценности К

-социокультурный опыт

-религиозные верования

-Соц институты

Формирование личности обеспечивают два процесса

-Социализация

-Инкультуризация(постижение человеком др. культурных миров)

Человек как объект и субъект культуры

Субъект-тот,кто активен по отношению к объекту

По отношению к К человек является:

1)продуктом культуры

2)потребителем культуры

3)создателем культуры

4)транслятор культуры

Вприроде информация не наследуется,потомучто носитель-биологическое тело.В К информация может существовать отдельно от человека.

21.Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, которыйзатрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение Роль этикета в обществе всегда была очень велика что

подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией,функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами

Виды этикета

Повседневный этикет представляет собой единство норм, традиций и обычаев, которые необходимо соблюдать в ежедневном бытовом общении:

Деловой этикет предписывает, как нужно вести себя на работе, в контактах, касающихся ведения бизнеса, при встречах с партнерами и так далее

Воинский этикет представляет собой совокупность общепринятых правил общения военных друг с другом и с гражданскими лицами, предписывающих, как нужно выглядеть и вести себя при этом

Придворный этикет - свод строгих правил, которых должны были придерживаться все присутствующие в монарших дворах

Правила придворного или, как его еще называют, дворцового этикета строго регламентируют поведение при дворе монарха, причем важную роль здесь играют национальные традиции и особенности культуры страны.

22. Социализация – такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию.

Первичная социализация. Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека. Однако первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости. Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, это область межличностных отношений.

Вторичная социализация. Это сфера социальных отношений, охватывает вторую половину жизни, когда повзрослевший он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: государством, СМИ, армией, судом, церковью, трудовым коллективом и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

23.Культурные ценности- объективно значимые для челов-ого общ-ва идеи и т.д. способные удовлет-ять потреб-ти,желания и интересы чел-ка.

Классиф.ценностей

По степени обобщенности

а) общечеловеческие ценности

б)национальные

в)соц.классовые

г)индивидуальные

По содержанию

а)витальные

б)социальные

в)политические

г)научные

д)религиозные

Ценности определяют цели и смыслы человеч. Жизни

Культура и деятельность.

Культура как специфический способ человеческой деятельности. Диалектическая взаимосвязь между различными элементами культуры, ее определение, место и функции в обществе. Становление ценностных ориентиров в процессе развития интересов и потребностей.

Деятельность-это физич. и умствен. Активность человека, направленная на преобразование природных объектов, а так же на внутренний мир самого человека.

Народная культура.

собирательное понятие, не имеющее четкого определения границ и включающее культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени

Особенность:

Традиционность — важное качество Н.к. во все периоды, определяющее как ее ценностно-нормативное и смысловое содержание, так и социальные механизмы его передачи, наследования в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институционально-организационные формы.

Политическая культура.

Политическая культура – это система исторически сложившихся устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

Профессиональная культура.

Профессиональная культура

интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; означает творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценки одновременно с двух позиций – конкретно-технологической и социокультурной; формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности.

 

Культура первобытности.

Первобытное общество (также доисторическое общество)—период в истории человечества до изобретения письменности, после

которого.появляется.возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Терминдоисторический вошёл в употребление в XIX веке.

Культура эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развитияевропейской культуры. Мировоззрение и мироощущение Ренессанса. В развитии культуры Возрождения различают следующие этапы: Раннее Возрождение, представителями которого были Петрарка, Боккаччо, Донателло, Боттичелли, Джотто и др.; Высокое Возрождение, представленное Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Франсуа Рабле, и Позднее Возрождение, когда обнаруживается кризис гуманизма (Шекспир, Сервантес).

Культура нового времени.

В этом новом мире, естественно, коренным образом меняются переживания пространства и времени, которые тоже становятся объектом деятельности человека. Отделенные от ритмов жизни тела и нравственных установок, они теряют свою качественную неоднородность, свой рельеф, ограниченность аффективной структурой, но вместе с тем утрачивают и свое индивидуальное человеческое лицо, делаются бесформенными и бесконечными.

Восток

направленность сознания-внутренний мир,космоцентризм(,мир создан природой; Теоценбризм-бог центр

Отношение к природе-созерцательное

Отношение к временориентирован на вечное

Отношение к религии-ведущая одна религия-хрестианство

Тип познания-нельзя познать мир полностью,он познаваем до определенных границ

Слово,знание,образование-немногословны;вредное,полезное,свое,чужое,дети учатся

Власть-власть выше закона;свобода не ценность традиции важнее бог.

Судьба-что судьбой предначертано то и случится

Медицина-здоровья

Запад

Направленность сознания-внешний мир;антропоцентризм(человек в центре)

Отношение к природе-утилитарное

Отношение ко времени-ориентирована на настоящее и будущее

Отношение к религии-много религий

Тип сознания-миррационально позноваем

Слово, знания ,образование-избыточны,люди эрудиты,детей учат

Власть – закон выше власти

Судьба-человек сам решает свою судьбу

Медицина-медицина болезней

11 Культурогенез — процесс появления и становления культуры любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном обществе. Концепцию происхождения культуры

Теория о происхождении культуры получила свое развитие в работе Фрейда «Недовольство культурой». Предметом анализа в книге является личность в культуре, ее психологические характеристики, поведенческие стереотипы, взаимодействие с окружающей средой, внутриличностные процессы. Культура выстует в качестве системы норм и запретов, которой присущ психологический конфликт между устремлением к индивидуальной свободе и сдерживающими (во имя интересов социума) эти устремления культурными нормами.

12. 7. Культурологическая концепция Шпенглера (Ш.)Гл. идея, кот. он развивал — взгляд на совр. общ-во как на гибель и упадок всего чел-ва.Ш. счит., что нет единой общечел-кой к-ры, а есть лишь различные к-ры, каждая из которых имеет свою собственную судьбу. К-ра по Ш-ру — это символическое выражение, смысловая целостность, в которой реализует себя соответствующая душа. К-ра — объективированное, реализованное в символах, матер. предметах духовное, иррациональное, субстанциональное начало. Каждая душа по Ш. явл. уникальной и не может быть выражена рациональными средствами.Ш. выделяет след. типы души: 1) Аполлонистическая, 2) Магическая, 3) Фаустовская. Он счит., что этим типам души соответствуют греч-кая; средневек. арабская и Европ-кая к-ры. Ш. различал живую деятельность души, ее творческую реализацию и к-ру как систему символов, появляющуюся в рез-те объктивации. Т.е. душа — живой процесс, а к-ра — рез-т этой деятельности. Ш. счит., что в основе каждой к-ры лежит своя индивидуальная, уникальная душа, которая проходит в своём развитии след. стадии: 1) детство; 2) юность; 3) зрелость; 4) старость. К-ры отлич. между собой политич., соц.-экономическими отношениями, религией, искусством и наукой. Т.о. укаждой к-ры развив. своё собственное мировоззрение, т.е. у каждой к-ры своя религия, наука, экономика и т.д. Ш. отрицал возможность формирования общечел-кой к-ры и системы ценностей, на кот. она базируется.Гл. смысл в существовании к-ры — это выражение своей собственной индивидуальности. Смерть к-ры по Ш. наступит тогда, когда она полностью исчерпает свои возможности для развития. Он пришел к выводу, что совр. Европа нах. в стадии умирания к-ры. Сравнивая к-ру с цивилизацией он говорит: к-ра — живое тело духовности, а цив-ция — её мумия. Признаки цивилизации — люди нач. благоустраивать свою личною жизнь, преследуют в осн. узко-практические материальные цели, а культурные, духовные ценности вообще перестают волновать людей. Это состояние общ-ва и есть цив-ция.Ш. счит., что умирание Европы непреодолимо и будущего у нее нет. Чтобы Европа возродилась необх. пересмотреть свои ценности и обратиться к истокам общ-ва и к-ры.

13. 5. Культурологические концепции Данилевского (Д)Д. изложил свою конц. в книге «Россия и Европа». Культурологич. идеи Д-го сформир. под влиянием естественных наук (гл. образом биологии) и многообразия к-р народов, с кот. европейцы столкнулись во 2-ой пол. 19в.. В основе теории Д-го — идея обособленных локально-исторических типов (ЛИТ) подобных живым организмам. Эти ЛИТ нах. в отношениях борьбы друг с другом и с внешней средой. Д. счит., что ЛИТ замкнуты, не общаются между собой и не заимствуют ценностей друг друга. Все типы прох. в своем развитии след. стадии: возмужание, дряхление, гибель. ЛИТ отлич. по религ., политич., соц-экономич. признакам. Д. выделил 10 таких ЛИТ: египетский; китайский; ассирийско-вавилоно-финикийский (древнесемитский); индийский; иранский; еврейский; греческий; римский; новосемитский; германо-романский. Он также выделил 2 типа, кот. были погублены и не смогли пройти все стадии в своём развитии: мексиканский и перуанский. Д. счит., что все эти 10 ЛИТ совершили полный цикл в своём развитии, имеют свою индивидуальную сист. ценностей и участвуют в дальнейшем развитии всего чел-ва.Уязвимость конц. Д-го: 1) механич-ий перенос понятий биологии на историю, история лишается своего качественного многообразия; 2) принимаются значения общечел-кой к-ры, хотя не отрицает возможность влияния одной к-ры на другую, счит. местные культ-ые типы более значительными. Концепция Д-го оказалась довольно перспективной и её рассм. как попытку пересмотреть место Зап. Евр. цивилизации в общечел-ой семье народов.

Модели культ-историч. Развития

Линейная(исходит из единства культ.историч.процесса,рассматривает историю К как единый путь развития человечества.В основе –закон преемственности(Морган,Тайлор,Спенсер)

 

Циклическая(опирается на закон повторяемости существу-щий в природе и жизни человека. К-путь от зарождения до смерти(данилевский),(Шпенглер «закат европы» 4 стадии цикла жизни К:1-весна,детство,2-лето,юность,3-осень ,зрелость,4- зима, старость)

Волновая(обосновывает периодичность изменений в экономич.,соц.,культ. Жизни)(Кондратьев,Сорокин)

15.Тайлор определяет развитие культурной жизни как процесс непрерывных постепенных изменений,сочетания общечеловеческого ,универсального с особенным,специфическим в культуре разных народов.По мнению ученого в культуре действуют те же эволюционные объективные законы ,которые сущ-ют и в живой природе,с их помощью осуществляется постепенный характер культурной эволюции:развитие по направлению от простого к сложному.

Фрезер считал что сущ-ют 3 стадии историч.развития общ-ва,которым соответствуют 3 варианта возможностей человека установить свое господство над природой. он выражает их через такие формы культуры: 1)магия,2)религия,3)наука

16.

17.Ясперс(ученый раскрывает идею о том,что человечество имеет единое происхождение,единый путь развития и общую цель.Он рассматривает К как универсальное средство общечеловеческой коммуникации между странами и народами сквозь пространство и время.

18.Культура и природа.

Этапы формирования отношений между чел-ом и природой:

1)первобытность

2)покорение природы(потребительское отношение к природе)

3)Коэволюция(совместный процесс человека и природы)

человек──культура─природа(и наоборот)

человек активно преобразует окружающий мир и в результате этой деятельности он все больше отделяется от природы,выступая в кач-ве покорителя.Взаимодействие человека и природы происходит посредством орудий труда,использование которых можно считать началом культуре.Человек во многом учится у природы.Многие научные изобретения-это результат наблюдения и осмысления природных явлений.

К-единственный внебиологический способ передачи информации.Искусственное наследоваться не может!

Экологическая культура-способ согласования природного и социального развития,при котором обеспечивается охранение и восстановление природной среды.

19.Культура и общество-тесно связанные явления,взаимообуславливающие существование друг друга.Отношения культуры и общества-это отношения взаимопорождения и взаимовлияния.

Общ-во-ценностная система,в которй индивиды объединены совокупностью связей и отношений со сложной структурой,иерархией и соподчинением во взаимодействии людей.

Общ-во создает поле деятельности человека

Для общества жизненно важно регламентировать,упорядочивать и закреплять соц.значимые отношения. Это регулирование обеспечивает соц. Институты.

Соц. Институты-исторически сложившиеся высокоорганизованные системы, в рамках которой функционирует К. Основная задача-удовлетворение базовых потребностей человекаю

Виды институтов

-Экономические

-Политические

-Воспитательнын

-Нормативно-ориентирующие

-нормативно-санкционирующие

-церимониальные

Культура и личность

Индивид-единичный представитель человеческого рода, носитель физ. И соц. Черт человечества

Личность-социокультурное кач-во индивида,харак-ее его включенность в общественные отношения

Индивид-ость-самобыытность,уникальность,неповторимость личности.

Факторы формирующие личность

-Культурно-исторический

Национальные

Ценности К

-социокультурный опыт

-религиозные верования

-Соц институты

Формирование личности обеспечивают два процесса

-Социализация

-Инкультуризация(постижение человеком др. культурных миров)

Человек как объект и субъект культуры

Субъект-тот,кто активен по отношению к объекту

По отношению к К человек является:

1)продуктом культуры

2)потребителем культуры

3)создателем культуры

4)транслятор культуры

Вприроде информация не наследуется,потомучто носитель-биологическое тело.В К информация может существовать отдельно от человека.

21.Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, которыйзатрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение Роль этикета в обществе всегда была очень велика что

подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией,функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами

Виды этикета

Повседневный этикет представляет собой единство норм, традиций и обычаев, которые необходимо соблюдать в ежедневном бытовом общении:

Деловой этикет предписывает, как нужно вести себя на работе, в контактах, касающихся ведения бизнеса, при встречах с партнерами и так далее

Воинский этикет представляет собой совокупность общепринятых правил общения военных друг с другом и с гражданскими лицами, предписывающих, как нужно выглядеть и вести себя при этом

Придворный этикет - свод строгих правил, которых должны были придерживаться все присутствующие в монарших дворах

Правила придворного или, как его еще называют, дворцового этикета строго регламентируют поведение при дворе монарха, причем важную роль здесь играют национальные традиции и особенности культуры страны.

22. Социализация – такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию.

Первичная социализация. Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека. Однако первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости. Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, это область межличностных отношений.

Вторичная социализация. Это сфера социальных отношений, охватывает вторую половину жизни, когда повзрослевший он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: государством, СМИ, армией, судом, церковью, трудовым коллективом и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

23.Культурные ценности- объективно значимые для челов-ого общ-ва идеи и т.д. способные удовлет-ять потреб-ти,желания и интересы чел-ка.

Классиф.ценностей

По степени обобщенности

а) общечеловеческие ценности

б)национальные

в)соц.классовые

г)индивидуальные

По содержанию

а)витальные

б)социальные

в)политические

г)научные

д)религиозные

Ценности определяют цели и смыслы человеч. Жизни



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.11.178 (0.023 с.)