Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вегетативная нервная система↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Для суждения о состоянии вегетативной нервной системы необходимо учитывать наличие (в том числе и в анамнезе) головных болей типа мигрени, обмороков, меньероподобных приступов, крапивницы, ангионевротических отеков. Нужно проверить пульсацию периферических сосудов — лучевой артерии, тыльной артерии стопы с обеих сторон. Обращается внимание на состояние кожных покровов (бледность, гиперемия, игра вазомоторов на лице и груди, мраморность, сальность, акроцианоз, гиперкератоз, сухость, повышенная потливость), состояние подкожного жирового слоя (выраженность, избыточное отложение жира, его распределение), волос (распределение, облысение, гипертрихоз, поседение), ногтей (поперечная исчерченность, хрупкость, деформация, утолщение). Исследуются кожные сосудистые рефлексы (местный и рефлекторный дермографизм, пиломоторный рефлекс). Местный дермографизм. При легком штриховом раздражении кожи передней или задней поверхности грудной клетки тупым предметом, например, рукояткой молоточка, появляется белая полоса (белый дермографизм). Если раздражение наносить с большим нажимом, то у здоровых людей через 5—15 секунд появляется красная полоса, которая удерживается от нескольких минут до 1—2 часов (красный дермографизм). При повышении тонуса капилляров кожи белая полоса вызывается не только легким, но и более интенсивным раздражением; при пониженном тонусе капилляров появляется стойкий красный дермографизм. У некоторых больных встречается возвышенный дермографизм в виде валика, возникновение его объясняют резким расширением сосудов, сопровождающимся отеком тканей. При оценке местного дермографизма учитывают его характер (красный, белый, смешанный, возвышенный), интенсивность окраски, ширину полосы, продолжительность реакции (в минутах). Рефлекторный дермографизм: при штриховом раздражении кожи туловища острым предметом (острием булавки) в норме через 5-30 секунд появляется розово-красная полоса с неровными фестончатыми краями шириной 1-3 см, которая удерживается 2-10 минут. Рефлекторный дермографизм исчезает в зоне иннервации пораженных периферических нервов, корешков и сегментов спинного мозга. Пиломоторный рефлекс. Щипковое или холодовое (прикладывание ватки, смоченной эфиром, кусочка льда) раздражение кожи надплечья или затылка вызывает появление «гусиной кожи» на одноименной половине грудной клетки вследствие сокращения волосковых мышц. Глазо-сердечный рефлекс Ашнера (исследуется по показанию). У исследуемого, лежащего на спине, подсчитывают пульс. Затем производят нерезкое, постепенно усиливающееся давление пальцами на боковые поверхности глазных яблок в течение 20-30 секунд. Через 10 секунд от начала давления считают пульс. В норме происходит замедление пульса на 4-10 ударов в минуту, более значительное урежение пульса указывает на повышение тонуса блуждающего нерва. При повышении тонуса симпатического отдела пульс или не изменяется, или даже учащается. Ортостатический рефлекс — учащение пульса (в норме на 6—24 удара в минуту) при переходе исследуемого из горизонтального положения в вертикальное. Клиностатический рефлекс — замедление пульса (в норме на 4—6 ударов в минуту) при переходе исследуемого из вертикального положения в горизонтальное. Методика проведения орто- и клиностатической проб. Исследуемому сосчитывают пульс в положении лежа, затем ему предлагают быстро встать и снова считают пульс. После этого он должен вновь лечь, при этом еще раз сосчитывают пульс. Пульс считают в течение первых 15—20 секунд после изменения положения тела. Степень ускорения пульса при ортостатаческой пробе показывает возбудимость симпатического нерва, а замедление пульса при клиностатической пробе — возбудимость блуждающего нерва. Исследование потоотделения проводится путем осмотра и ощупывания кожи, а также с помощью специальных проб. Йодно-крахмальный метод В.Л. Минора. Кожу больного смазывают раствором йода в смеси со спиртом и касторовым маслом (йод— 1,5, касторовое масло — 10,0, спирт — 90,0). После высыхания ее равномерно покрывают крахмальной пудрой. Затем искусственно вызывают потоотделение, для этого больного помещают в световую ванну или ему дают 1,0 аспирина и стакан горячего чая. При необходимости для возбуждения периферических окончаний вегетативных волокон вводят 1,0-1% раствора пилокарпина. В местах, где выделяется пот, происходит реакция крахмала с йодом и появляется фиолетово-черная окраска; при ангидрозе крахмал не изменяется. Регистрация потоотделения проводится путем наблюдения, зарисовки или фотографирования. Исследование кожной температуры осуществляется электротермометром или с помощью специальных термопар. В норме температура на симметричных участках тела почти одинакова. Асимметрию температуры, превышающую 0,5°, следует считать патологической.
ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ (ВЫСШИЕ МОЗГОВЫЕ) ФУНКЦИИ Исследование речи При исследовании речи необходимо обращать внимание на ряд моментов: плавность или отрывистость речи, правильность произношения слов, нет ли расстройства артикуляции, афатических нарушений, парафазии, персеверации (повторения произнесенного слова), достаточен ли запас слов, какова речевая активность больного (понижена, повышена, логоррея). Исследования импрессивной речи 1.Понимание смысла слов. Больному предлагают показывать называемые предметы (ручку, расческу, часы, стакан, кровать и др.), части тела (нос, глаз, ухо, руку и др). 2. Понимание смысла простых и сложных предложений. Больного просят открыть рот, закрыть глаза, высунуть язык, показать указательным пальцем левой руки правое ухо, мизинцем правой руки— левый глаз и др. Проверяется понимание сложных инструкций, например: «Покажите ключом расческу, ключ — расческой». Понимание смыслового значения фраз: «Что означает: мамина дочка, дочкина мама; отец брата, брат отца». Различает ли больной правильные и неправильные по смыслу фразы при их звуковом сходстве: «Лисица съела курицу; курица съела лисицу», «Слон больше мухи, муха больше слона»? 3. Исследование фонематического слуха. Больному предлагают повторить близкие по звучанию фонемы: Б—П, П—Б, ДА—ТА, ТА—ДА, МА—ПА, ПА—МА: ВА—ФА, ФА—ВА и другие. Исследование экспрессивной речи 1. Исследование артикуляции и отраженной речи. Больному предлагают повторять отдельные буквы (а, у, к, б и др.), — слоги (та, на, ре и др.), слова (стол, ручка, электричество, кораблекрушение), а также простые и сложные фразы. Обращается внимание на четкость и правильность произношения звуков, слов. Для выявления артикуляционных затруднений исследуемого просят также повторить скороговорки, например: «Сшит колпак, да не поколпаковски, надо его переколпаковать», «На дворе — трава, на траве — дрова» и другие. 2. Исследование автоматизированной речи. Больному предлагают считать до 10, назвать по порядку буквы алфавита, дни недели, месяцы года, прочесть заученное ранее стихотворение. 3. Исследование обозначающей функции речи. Исследуемого просят назвать предметы или их изображения при показывании и по описанию их свойств. Например, спрашивают: «Как называется то, чем едят, из чего пьют, чем расчесывают волосы?» и др. 4. Исследование повествовательной речи. Больному предлагают ответить на вопросы, например: «Когда и как Вы заболели?», «Расскажите о себе», пересказать содержание общеизвестного кинофильма, книги, события. При заболеваниях нервной системы могут наблюдаться различные нарушения речи. Дизартрия — нарушение речи, зависящее от расстройства функции речевой мускулатуры (мышц языка, мягкого нёба, гортани), выражается расстройством артикуляции, неправильным произношением слов. Анартрия — полная невозможность произносить речевые звуки, наблюдается при бульбарном и псевдобульбарном параличах. Афония (гипофония) — утрата или ослабление звучности голоса, наблюдается при параличе голосовых связок, истерии. Мутизм — немота, встречается при контузии головного мозга, истерии, реактивных состояниях. Скандированная речь — больной говорит медленно (брадилалия), с затруднением, как бы отчеканивая каждое слово, деля его на -отдельные слоги. Наблюдается при поражении мосто-мозжечковых систем. Замедленная и монотонная речь - встречается при паркинсонизме. Заикание — нарушение плавности, непрерывности речи вследствие судорожных сокращений речевых мышц. Афазии — нарушения речи, обусловленные поражением корковых речевых центров или путей, соединяющих эти центры. Различают моторную, сенсорную и амнестическую афазии. Возможно сочетание этих афазий. Моторная афазия выражается в том, что больной теряет способность говорить при отсутствии паралича речевой мускулатуры. Понимание речи сохраняется. Как правило, сочетается с аграфией (утратой способности письма). Моторная афазия встречается при поражении речевого центра Брока, расположенного в задних отделах нижней лобной извилины левого полушария (у правшей). Сенсорная афазия характеризуется нарушением понимания чужой речи. При этом больной сохраняет способность говорить, однако речь его становится неправильной, изобилует парафазиями и может представлять набор бессмысленных слов. При парафазиях отмечается нарушение структуры слов: замена или перестановка букв в слове (литеральная парафазия), замена одних слов другими (вербальная парафазия). Сенсорная афазия наблюдается при поражении центра Вернике, находящегося в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария. Амнестическая афазия — больной не может правильно называть предметы, как бы «забывает» слова. Однако он знает и может описать назначение предмета, при подсказке обычно" называет показываемый предмет. Так, при показе карандаша он говорит: «Это то, чем пишут». Обычно больной неплохо говорит и понимает «чужую» речь. Амнестическая афазия возникает при локализации очага на границе теменной, височной и затылочной долей левого полушария. Исследование чтения Исследуемому предлагают прочесть вслух буквы, отдельные слова, короткие и длинные фразы. Чтобы выяснить, понимает ли больной смысл прочитанного про себя, его просят выполнить написанную врачом инструкцию (например, взять в руку книгу и пр.). Нарушение чтения — алексия наблюдается при поражении угловой извилины слева (у левшей — справа). Исследование письма Для обнаружения нарушений письма проверяется, как больной списывает и пишет под диктовку буквы, слова, фразы, а также письменно отвечает на вопросы или пишет короткий рассказ на заданную тему. Аграфия — нарушение письма, возникает при поражении заднего отдела средней лобной извилины левого полушария, нередко сочетается с моторной или сенсорной афазией. Исследование счета Больному предлагают произвести арифметические операции: сложение, вычитание, умножение, деление. Нарушение счета — акалькулия часто, сочетается с сенсорной афазией, возникает при поражении левого полушария (теменно-затылочной области). Исследование праксиса Апраксия — нарушение действия (praxis - действие), утрата сложных целенаправленных движений при отсутствии паралича, расстройств координации и чувствительности. Наблюдается при поражении нижней части левой теменной доли, мозолистого тела, а также лобных долей. Для выявления апраксии больному предлагают выполнить ряд заданий: а) подражать действиям врача, например, одну руку поднять вверх, а другую вытянуть вперед, произвести кивательные движения головой; б) по заданию дотронуться пальцем правой руки до кончика носа, заложить руку за спину и др.; в) производить действия с различными реальными предметами: зажечь спичку, застегнуть пуговицу; г) показать, как пользуются воображаемыми предметами: как едят ложкой из тарелки, как вдевают нитку в иглу; д) произвести мимические движения: погрозить пальцем, поманить рукой; е) сложить из спичек геометрические фигуры (по заданию).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.153 (0.01 с.) |