Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гигиеническое исследование и оценка качества воды↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Занятие 8 ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОДЫ
Учебное время: 4 часа Цель занятия: Изучить методики отбора проб, исследования основных химических показателей и гигиенической оценки качества питьевой воды при централизованном и нецентрализованном водоснабжении. Задачи занятия: 1. Уяснить основные гигиенические требования к качеству воды при централизованном и нецентрализованном водоснабжении. 2. Приобрести навык отбора проб и исследования воды, формулирования санитарно-эпидемиологического заключения о ее качестве и возможности использования. 3. Изучить алгоритм деятельности врача воинской части по организации медицинского контроля качества воды.
ЛИТЕРАТУРА Основная: 1, 2, 3. Дополнительная: 4, 5, 9, 11, 12, 16, 21, 22, 23, 27, 30.
Вопросы для самоконтроля: 1.Санитарно-гигиеническое и эпидемиологическое значение воды. Взаимосвязь водопотребления с условиями труда и быта. 2.Факторы, определяющие качество природной воды. Классификация. Принципы их гигиенического нормирования. 3.Классификация и принципы гигиенического нормирования химических веществ, содержащихся в природной воде. 4.Микрофлора и микрофауна воды. Инфекции с водным путем передачи. Бактериологические показатели качества воды. Косвенные показатели возможного загрязнения воды патогенными микроорганизмами. 5.Гигиенические требования к качеству питьевой воды. Официальные документы.
Самостоятельная работа на практическом занятии
Задание Используя имеющиеся образцы и приведенные ниже характеристики водоисточников выполните исследование качества воды из разных источников и сделайте заключение о возможности их использования для хозяйственно – питьевых целей. Характеристика источников воды Для водоснабжения воинской части Источник 1 – река Д, вода из которой подается на очистные сооружения водопроводной станции. В 5 км от водозабора выше по течению расположена свиноводческая ферма. Жилые дома сотрудников фермы неканализованы. Источник 2 – резервуар обработанной воды на водопроводной станции (перед подачей в разводящую сеть). Источник 3 – вода из разводящей сети водопровода военного городка. По данным предыдущего обследования до 50% трубопроводов нуждается в замене. Источник 4 – буровая скважина. Используется в качестве резервного источника водоснабжения военного городка. Источник 5 – шахтный колодец в районе артиллерийского полигона, используемый для децентрализованного водоснабжения личного состава полигона. В 40 м от колодца - неорганизованная свалка мусора и пищевых отходов.
ПРОТОКОЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«»__________200 __ г.
Наименование водоисточника _________________________________ Место взятия пробы и ее объем________________________________ Дата и время взятия пробы____________________________________ Время доставки пробы________________________________________ Температура воды в источнике_________________________________
1.Прозрачность по шрифту____________________________________ 2.Цветность по стандартной шкале_____________________________ 3.Запах_____________________________________________________ 4.Вкус (привкус)_____________________________________________ 5.Водородный показатель (рН) с универсальным индикатором «АВ» ________________________________________________________________ 6.Азот аммиака: -приближенно количественно с реактивом Несслера в пробирке ________________________________________________________________ 7.Азот нитритов: -приближенно количественно с реактивом Грисса в пробирке ________________________________________________________________
8.Азот нитратов -количественно с салициловой кислотой (по стандартной шкале) _______________________________________________________________ 9.Окисляемость: -приближенно количественно с марганцевокислым калием в пробирке ________________________________________________________ -количественно с марганцевокислым калием в кислой среде ________________________________________________________________ 10.Хлор-ион – количественно с азотнокислым серебром при индикаторе хромовокислом калии___________________________________ 11.Общая жесткость – количественно с трилоном «Б» при индикаторе хромогене черном (синем)_______________________________ 12.Сульфат – ион – приближенно количественно с хлористым барием (в пробирке с крестом на дне)_______________________________________ ________________________________________________________________ 13.Ион железа – приближенно количественно с роданистым аммонием в пробирке______________________________________________ 14.Общее количество бактерий в 1 мл (ОМЧ)____________________ 15.Индекс ГКБ (глюкозоположительных колиформных бактерий) Количество ГКБ в 300 мл __________________________________________
Заключение: соответствие показателей качества воды требованиям СанПиН 2.1.4.1074-04. и СанПиН 2.1.4.1175-02, пригодность воды для питьевых целей, возможное влияние на здоровье, рекомендуемые виды и методы ее обработки (улучшения качества) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование проводил__________________________ Подпись преподавателя__________________________ Занятие 9 ГИГИЕНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА УЛУЧШЕНИЕМ КАЧЕСТВА ВОДЫ
Учебное время: 4 часа Цель занятия: Изучить задачи и методы улучшения качества воды, контроля эффективности осветления и обеззараживания воды. Задачи занятия: 1. Изучить гигиенические требования к способам и средствам улучшения качества воды. 2. Изучить методы контроля эффективности осветления и обеззараживания воды. 3. Освоить алгоритм деятельности врача воинской части по организации и проведению медицинского контроля улучшения качества воды.
ЛИТЕРАТУРА Основная: 1, 2, 3. Дополнительная: 4, 5, 9, 11, 12, 16, 21, 22, 23, 27, 30.
Вопросы для самоконтроля: 1. Задачи улучшения качества воды. Современные методы УКВ, их гигиеническая характеристика. 2. Осветление воды: задачи, способы, применяемые реагенты. 3. Факторы, влияющие на эффективность коагулирования воды. Влияние жесткости и щелочности воды. 4. Классификация и сравнительная гигиеническая характеристика современных методов обеззараживания воды. 5. Неблагоприятные следствия хлорирования воды и их предотвращение. Преимущество хлорирования перед другими методами обеззараживания воды. 6. Свободный, связанный остаточный хлор в воде. Понятие, значение и методы определения. 7. Способы хлорирования воды, их достоинства и недостатки. Преимущества хлорирования с преаммонизацией. 8. Сравнительная гигиеническая характеристика современных физических методов обеззараживания воды. 9. Обеззараживание воды, зараженной споровыми формами патогенных микроорганизмов.
Самостоятельная работа на практическом занятии Задание Выполните пробное коагулирование воды и выберите оптимальные дозы реагентов. Оцените результаты. Проведите хлорирование воды нормальными дозами. Определите хлорпотребность воды, остаточный (свободный и связанный) хлор в обработанной воде и в воде из водопроводной сети.
ПРОТОКОЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «» ___________200 __ г.
1.Определение бикарбонатной жесткости воды: - на титрование 100 мл воды пошло _______ капель 12 % - ного раствора бисульфата натрия; - бикарбонатная жесткость в мг – экв/л_______________________
2.Опытное коагулирование воды в стаканах (выбор рабочей дозы коагулянта).
3.Потребное количество сухих реагентов для обработки ____ л воды: - сернокислого алюминия ________г - углекислой соды ___________г
4. Опытное хлорирование воды в стаканах (выбор рабочей дозы хлорсодержащего препарата).
5.Количество сухого хлорсодержащего препарата, необходимого для хлорирования _______ л воды = _______г.
Определение содержания свободного остаточного хлора Занятие 10 МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ВОДОСНАБЖЕНИЕМ ВОЕННЫХ ГОРОДКОВ В СТАЦИОНАРНЫХ УСЛОВИЯХ
Учебное время: 4 часа. Цель занятия: Изучить методики и алгоритм гигиенического обследования системы водоснабжения и головных сооружений водопровода военного городка. Задачи занятия: 1. Изучить гигиенические требования к системам водоснабжения военных городков. 2. Уяснить задачи и содержание выбора водоисточника, медицинского контроля функционирования головных сооружений и разводящей сети водопровода. 3. Освоить алгоритм деятельности врача воинской части по организации и проведению медицинского контроля за системой водоснабжения воинской части.
ЛИТЕРАТУРА Основная: 1, 2, 3. Дополнительная: 4, 5, 9, 11, 12, 16, 21, 22, 23, 27, 30. Вопросы для самоконтроля: 1. Схема обследования и оценки источника водоснабжения. Официальные документы. 2. Принципы и способы санитарной охраны водоисточников. 3. Зоны санитарной охраны источника водоснабжения. Порядок их установления. Ограничительные мероприятия. Официальные документы. 4. Показатели санитарно-эпидемиологической безопасности воды в централизованных системах водоснабжения. 5. Методы обеззараживания воды на водоочистных станциях. Достоинства и недостатки. 6. Содержание производственного контроля качества питьевой воды.
Самостоятельная работа на практическом занятии
Задание Изучите ситуационную задачу, спланируйте и проведите гигиеническое обследование системы водоснабжения военного городка. Заполните протокол обследования. Сделайте выводы, сформулируйте предложения, способствующие повышению санитарной эффективности работы водопроводной станции. Ситуационная задача
Водоснабжение воинской части, в которой Вы являетесь начальником медицинской службы, осуществляется с городского водопровода. Водозабор осуществляется из судоходной реки Н., качество воды в которой, а также на этапах ее обработки – на головных сооружениях водопровода контролируется технологической лабораторией сооружений и лабораторией городского ЦГСЭН. Резервный источник водоснабжения – 3 буровые скважины, соединенные с водопроводной сетью военного городка. В районе артиллерийского полигона для водоснабжения используются 3 шахтных колодца. Водозабор из реки осуществляется в 40 м от ее правого берега на глубине 4 м, в 2 м от дна. Река шириной 250 м, средняя глубина ее 4 м, средняя скорость течения 0,2 м/с. Берега низкие, заболоченные, выше водозабора пустынные. В 15 км выше по течению на правом берегу – животноводческая ферма на 1000 голов молодняка крупного рогатого скота, неочищенные стоки которой сбрасываются на грунт в 500 м от уреза воды. Эпизоотий среди животных не отмечено. Жилые дома вблизи фермы не канализованы. Заболеваний, отличающихся водным путем передачи, среди населения не было. Первый пояс ЗСО имеет границы: на 200 м вверх по течению и на 100 м ниже водозабора, при ширине (от уреза воды) на суше – 100 – 135 м, по акватории – 100 м. Граница второго пояса ЗСО – в 60 км выше и 250 м ниже водозабора по течению и в 500 м от уреза воды. Границы третьего пояса вверх и вниз по течению совпадают с границами второго, а боковые проходят по линии водоразделов в 5 км от берегов реки и ее притоков. Границы первого пояса ЗСО для скважин установлены на расстоянии 30 – 50 м от водозабора, границы первого пояса ЗСО для группы колодцев установлены на расстоянии 50 м от крайних колодцев. Границы второго и третьего поясов ЗСО для скважин и колодцев не установлены. Зона строгого режима вокруг скважин огорожена и охраняется (крышки колодцев запираются замками). Стенки буровых скважин укреплены обсадными трубами на глубину 30 м (глубина скважин – 55, 58 и 78 м, водозабор осуществляется из межпластового ненапорного горизонта), оголовки подняты на 0,6 м, устья вокруг бетонированы. Стенки колодцев укреплены бетонными кольцами, имеют асфальтированные отмостки, глиняный замок, ворот, ведро на цепи, крышку с запирающимися створками, навес. Глубина колодцев 18, 20 и 17 м, имеется водоупорный слой глины. Забор воды из скважин осуществляется электронасосами, из колодцев – ведром. Дебит скважин – более 5 м3/час, колодцев – 2-4 м3/час.
Головные сооружения водопровода расположены в 200 м от берега. Территория водопроводной станции озеленена, огорожена, оборудована канализацией и обеспечена охраной. В состав очистных сооружений входят насосная станция первого подъема, смесители, отстойники, скорые песчаные фильтры, резервуары чистой воды, насосная станция второго подъема. Для очистки воды применяется хлорирование (жидким, газообразным) хлором с преаммонизацией, коагулирование сернокислым алюминием с добавлением полиакриламида. Сульфат алюминия вводится из расчета 160 мг/л, доза активного хлора – 3,2 мг/л, соотношение хлора к аммиаку 4:1, время контакта – 60 мин. Реагенты вводятся перед отстойником. Дополнительное хлорирование – перед резервуаром чистой воды в дозе 1 мг/л. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за водоснабжением осуществляется центром ГСЭН гарнизона по плану (один раз в месяц). Лабораторно-производственный анализ воды на содержание остаточного хлора осуществляется 1 раз в смену, микробиологический – 1 раз в сутки. По данным лабораторного журнала, за последние 3 месяца концентрация остаточного хлора в воде колебалась от 0,6 до 0,8 мг/л, микробное число – от 10 до 60, содержание ОКБ (общих колиформных бактерий) 0-3 в 300 мл, ТКБ (термотолерантных колиформных бактерий) – 0-2 в 300 мл. Разводящая сеть выполнена из стальных труб, глубина заложения 2 м. Водопроводная сеть военного городка разветвленная, частично закольцована. Вне кольца – на концевых ветвях – одна из казарм, медицинский пункт, караульное помещение. Городок канализован. Смотровые колодцы частично разрушены, захламлены, в ряде случаев затоплены водой Медицинская служба периодически (1 раз в месяц) производит отбор проб из разводящей сети в одной из казарм, медицинском пункте и караульном помещении. В беседе с начальником КЭС Вы выяснили, что обследование технического состояния сетей водопровода и канализации в текущем году не проводилось. В беседах с жителями городка выяснено, что вода в дома подается нерегулярно, перерывы с подачей воды достигают 6-8 часов. Напор воды в кранах слабый.
Занятие 11 ЛИТЕРАТУРА Основная: 1, 2, 3. Дополнительная: 4, 5, 9, 11, 12, 16, 21, 22, 23, 25, 27, 30.
Вопросы для самоконтроля: 1. Обязанности медицинской службы по контролю за водоснабжением войск в полевых условиях. 2. Количественные нормы водоснабжения войск в полевых условиях. 3. Требования к качеству воды в полевых условиях. 4. Табельные средства добычи и обработки воды. 5. Пункты водоснабжения: назначение, оборудование, санитарная охрана. 6. Алгоритм санитарного обследования водоисточника. 7. Средства очистки и обеззараживания индивидуальных и групповых запасов воды.
Самостоятельная работа на практическом занятии Задание Уясните данные ситуационной задачи, определите содержание активного хлора в хлорсодержащих препаратах, выполните обработку воды методом гиперхлорирования и комбинированным методом. Используя условия ситуационной задачи, проведите обследование и дайте гигиеническую оценку пункта водоснабжения. Ситуационная задача
Для обеспечения командно-штабного учения воинской части численностью 3500 человек в период с 15 по 25 октября отделением полевого водоснабжения оборудованы два пункта водоснабжения. Пункт водоснабжения № 1 развернут на реке Н с использованием ВФС – 2,5. Река судоходная, шириной 150 м и глубиной 4 м, средняя скорость течения 0,5 м/с. Местность в районе ПВ лесисто-болотистая, в непосредственной близости – сухая. Берега пологие. В 2 км выше по течению село П. на 200 домов. Все дома неканализованы, туалеты наружные, выгребного типа. Имеется коровник на 100 голов, расположенный в 100 м от берега реки. Рабочая площадка ПВ расположена в 30 м от берега. Забор воды производится с плота, всасывающая труба расположена в 10 м от берега в 2 м от дна. Территория ПВ имеет ограждение на расстоянии 30 м от границ рабочей площадки, охраняется часовым. Среди местного населения в течение лета были случаи заболевания дизентерией и лептоспирозом. По данным районного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора вода в реке характеризуется высоким уровнем бактериального загрязнения (индекс ЛКП от 12 до 30 тысяч в 1 литре), среди животных отмечаются случаи гибели от туляремии. Пункт водоснабжения № 2 развернут на шахтном колодце на окраине села П. Вода из колодца откачивается насосом (производительность – 1,5 м3/час) и обрабатывается на фильтре ПФ-200. Перед фильтрованием в резервуар РДВ-100 вносится сернокислый алюминий и гипохлорит кальция (ДТС-ГК) в количестве по 6 г каждого. Содержание активного хлора в ДТС-ГК – 50 %. Экспозиция перед фильтрованием – 40 минут. Колодец глубиной 15 м, стенки сруба выполнены из осины, надземная часть – из сосны, поднята над землей на 80 см, закрыта крышкой и навесом. Имеется глиняный замок глубиной 2 м и шириной 70 см. Вокруг колодца имеются отмостки из уплотненного грунта, на расстоянии 2 м – водосборная канавка. Почва в месте колодца песчаная с галичником. На расстоянии 40 м выше по уклону местности – неорганизованная свалка. Колодец не стоит на учете в органах ГСЭН, санитарного паспорта не имеет. Вокруг пункта водоснабжения имеется ограждение на расстоянии 20 м от колодца. Чистая вода выдается в цистерны с остаточным хлором 0,6 мг/л (по капельной йодометрической методике).
Протокол самостоятельной работы
«» ________ 200 __ г.
Определение содержания активного хлора в таблетках для
Б. Подземный водоисточник 1.Тип водоисточника_________________________________________ ________________________________________________________________
2.Местонахождение__________________________________________ ________________________________________________________________
3.Наличие санитарного паспорта_______________________________ ________________________________________________________________
4.Санитарно-топографическая характеристика (глубина, дебит, наличие источников загрязнения воды и почвы) ___________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5.Санитарно-техническая характеристика (наличие сруба и его высота; наличие глиняного замка, его глубина и ширина, наличие ската и водоотводных канавок; наличие крыши и навеса; способ подъема воды) ______ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Санитарно-эпидемиологическая характеристика (заболевание людей и животных инфекционными болезнями, способными передаваться через воду)_______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Зоны санитарной охраны (наличие и размеры поясов, ограждение, охрана) _________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Заключение о качестве воды и санитарном состоянии ПВ _________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Предложения по улучшению санитарного состояния ПВ. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обследование проводил_____________________________________ Подпись преподавателя_____________________________________ Занятие 8 ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОДЫ
Учебное время: 4 часа Цель занятия: Изучить методики отбора проб, исследования основных химических показателей и гигиенической оценки качества питьевой воды при централизованном и нецентрализованном водоснабжении. Задачи занятия: 1. Уяснить основные гигиенические требования к качеству воды при централизованном и нецентрализованном водоснабжении. 2. Приобрести навык отбора проб и исследования воды, формулирования санитарно-эпидемиологического заключения о ее качестве и возможности использования. 3. Изучить алгоритм деятельности врача воинской части по организации медицинского контроля качества воды.
ЛИТЕРАТУРА Основная: 1, 2, 3. Дополнительная: 4, 5, 9, 11, 12, 16, 21, 22, 23, 27, 30.
Вопросы для самоконтроля: 1.Санитарно-гигиеническое и эпидемиологическое значение воды. Взаимосвязь водопотребления с условиями труда и быта. 2.Факторы, определяющие качество природной воды. Классификация. Принципы их гигиенического нормирования. 3.Классификация и принципы гигиенического нормирования химических веществ, содержащихся в природной воде. 4.Микрофлора и микрофауна воды. Инфекции с водным путем передачи. Бактериологические показатели качества воды. Косвенные показатели возможного загрязнения воды патогенными микроорганизмами. 5.Гигиенические требования к качеству питьевой воды. Официальные документы.
Самостоятельная работа на практическом занятии
Задание Используя имеющиеся образцы и приведенные ниже характеристики водоисточников выполните исследование качества воды из разных источников и сделайте заключение о возможности их использования для хозяйственно – питьевых целей.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.214.244 (0.011 с.) |