Гигиеническое исследование и оценка качества воды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гигиеническое исследование и оценка качества воды



Занятие 8

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОДЫ

 

Учебное время: 4 часа

Цель занятия: Изучить методики отбора проб, исследования основных химических показателей и гигиенической оценки качества питьевой воды при централизованном и нецентрализованном водоснабжении.

Задачи занятия:

1. Уяснить основные гигиенические требования к качеству воды при централизованном и нецентрализованном водоснабжении.

2. Приобрести навык отбора проб и исследования воды, формулирования санитарно-эпидемиологического заключения о ее качестве и возможности использования.

3. Изучить алгоритм деятельности врача воинской части по организации медицинского контроля качества воды.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная: 1, 2, 3.

Дополнительная: 4, 5, 9, 11, 12, 16, 21, 22, 23, 27, 30.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.Санитарно-гигиеническое и эпидемиологическое значение воды.

Взаимосвязь водопотребления с условиями труда и быта.

2.Факторы, определяющие качество природной воды. Классификация. Принципы их гигиенического нормирования.

3.Классификация и принципы гигиенического нормирования химических веществ, содержащихся в природной воде.

4.Микрофлора и микрофауна воды. Инфекции с водным путем передачи. Бактериологические показатели качества воды. Косвенные показатели возможного загрязнения воды патогенными микроорганизмами.

5.Гигиенические требования к качеству питьевой воды. Официальные документы.

 

 

Самостоятельная работа на практическом занятии

 

Задание

Используя имеющиеся образцы и приведенные ниже характеристики водоисточников выполните исследование качества воды из разных источников и сделайте заключение о возможности их использования для хозяйственно – питьевых целей.

Характеристика источников воды

Для водоснабжения воинской части

Источник 1 – река Д, вода из которой подается на очистные сооружения водопроводной станции. В 5 км от водозабора выше по течению расположена свиноводческая ферма. Жилые дома сотрудников фермы неканализованы.

Источник 2 – резервуар обработанной воды на водопроводной станции (перед подачей в разводящую сеть).

Источник 3 – вода из разводящей сети водопровода военного городка. По данным предыдущего обследования до 50% трубопроводов нуждается в замене.

Источник 4 – буровая скважина. Используется в качестве резервного источника водоснабжения военного городка.

Источник 5 – шахтный колодец в районе артиллерийского полигона, используемый для децентрализованного водоснабжения личного состава полигона. В 40 м от колодца - неорганизованная свалка мусора и пищевых отходов.

 

ПРОТОКОЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

«»__________200 __ г.

 

Наименование водоисточника _________________________________

Место взятия пробы и ее объем________________________________

Дата и время взятия пробы____________________________________

Время доставки пробы________________________________________

Температура воды в источнике_________________________________

 

1.Прозрачность по шрифту____________________________________

2.Цветность по стандартной шкале_____________________________

3.Запах_____________________________________________________

4.Вкус (привкус)_____________________________________________

5.Водородный показатель (рН) с универсальным индикатором «АВ»

________________________________________________________________

6.Азот аммиака:

-приближенно количественно с реактивом Несслера в пробирке

________________________________________________________________

7.Азот нитритов:

-приближенно количественно с реактивом Грисса в пробирке

________________________________________________________________

 

 

8.Азот нитратов

-количественно с салициловой кислотой (по стандартной шкале)

_______________________________________________________________

9.Окисляемость:

-приближенно количественно с марганцевокислым калием в пробирке ________________________________________________________

-количественно с марганцевокислым калием в кислой среде

________________________________________________________________

10.Хлор-ион – количественно с азотнокислым серебром при индикаторе хромовокислом калии___________________________________

11.Общая жесткость – количественно с трилоном «Б» при индикаторе хромогене черном (синем)_______________________________

12.Сульфат – ион – приближенно количественно с хлористым барием (в пробирке с крестом на дне)_______________________________________

________________________________________________________________

13.Ион железа – приближенно количественно с роданистым аммонием в пробирке______________________________________________

14.Общее количество бактерий в 1 мл (ОМЧ)____________________

15.Индекс ГКБ (глюкозоположительных колиформных бактерий)

Количество ГКБ в 300 мл __________________________________________

 

Заключение: соответствие показателей качества воды требованиям СанПиН 2.1.4.1074-04. и СанПиН 2.1.4.1175-02, пригодность воды для питьевых целей, возможное влияние на здоровье, рекомендуемые виды и методы ее обработки (улучшения качества)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Исследование проводил__________________________

Подпись преподавателя__________________________


Занятие 9

ГИГИЕНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА УЛУЧШЕНИЕМ КАЧЕСТВА ВОДЫ

 

Учебное время: 4 часа

Цель занятия: Изучить задачи и методы улучшения качества воды, контроля эффективности осветления и обеззараживания воды.

Задачи занятия:

1. Изучить гигиенические требования к способам и средствам улучшения качества воды.

2. Изучить методы контроля эффективности осветления и обеззараживания воды.

3. Освоить алгоритм деятельности врача воинской части по организации и проведению медицинского контроля улучшения качества воды.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная: 1, 2, 3.

Дополнительная: 4, 5, 9, 11, 12, 16, 21, 22, 23, 27, 30.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Задачи улучшения качества воды. Современные методы УКВ, их гигиеническая характеристика.

2. Осветление воды: задачи, способы, применяемые реагенты.

3. Факторы, влияющие на эффективность коагулирования воды. Влияние жесткости и щелочности воды.

4. Классификация и сравнительная гигиеническая характеристика современных методов обеззараживания воды.

5. Неблагоприятные следствия хлорирования воды и их предотвращение. Преимущество хлорирования перед другими методами обеззараживания воды.

6. Свободный, связанный остаточный хлор в воде. Понятие, значение и методы определения.

7. Способы хлорирования воды, их достоинства и недостатки. Преимущества хлорирования с преаммонизацией.

8. Сравнительная гигиеническая характеристика современных физических методов обеззараживания воды.

9. Обеззараживание воды, зараженной споровыми формами патогенных микроорганизмов.

 


Самостоятельная работа на практическом занятии

Задание

Выполните пробное коагулирование воды и выберите оптимальные дозы реагентов. Оцените результаты.

Проведите хлорирование воды нормальными дозами. Определите хлорпотребность воды, остаточный (свободный и связанный) хлор в обработанной воде и в воде из водопроводной сети.

 

ПРОТОКОЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

«» ___________200 __ г.

 

 

1.Определение бикарбонатной жесткости воды:

- на титрование 100 мл воды пошло _______ капель 12 % - ного раствора бисульфата натрия;

- бикарбонатная жесткость в мг – экв/л_______________________

 

2.Опытное коагулирование воды в стаканах (выбор рабочей дозы коагулянта).

 

Последовательность работы Стаканы
           
Количество капель 5% раствора сернокислого алюминия на стакан            
Количество капель 2,5% раствора углекислой соды на стакан            
Характер коагуляции (-, +, ++, +++)            
Выбранные дозы в мг/л: сернокислого алюминия            
углекислой соды              

 

3.Потребное количество сухих реагентов для обработки ____ л воды:

- сернокислого алюминия ________г

- углекислой соды ___________г

 

4. Опытное хлорирование воды в стаканах (выбор рабочей дозы хлорсодержащего препарата).

 

Последовательность работы Стаканы
           
Количество капель 1% раствора хлорсодержащего препарата на стакан            
Цвет и интенсивность (-, +, ++, +++) окраски после прибавления йодистого калия и крахмала            
Число капель 0,7% раствора гипосульфита натрия, пошедших на обесцвечивание            
Остаточный хлор, мг/л по йодкрахмальному методу            
Выбранная доза хлорсодержащего препарата, мг/л            

 

5.Количество сухого хлорсодержащего препарата, необходимого для хлорирования _______ л воды = _______г.

 

 

Определение содержания свободного остаточного хлора

Занятие 10

МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ВОДОСНАБЖЕНИЕМ ВОЕННЫХ ГОРОДКОВ В СТАЦИОНАРНЫХ УСЛОВИЯХ

 

Учебное время: 4 часа.

Цель занятия: Изучить методики и алгоритм гигиенического обследования системы водоснабжения и головных сооружений водопровода военного городка.

Задачи занятия:

1. Изучить гигиенические требования к системам водоснабжения военных городков.

2. Уяснить задачи и содержание выбора водоисточника, медицинского контроля функционирования головных сооружений и разводящей сети водопровода.

3. Освоить алгоритм деятельности врача воинской части по организации и проведению медицинского контроля за системой водоснабжения воинской части.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная: 1, 2, 3.

Дополнительная: 4, 5, 9, 11, 12, 16, 21, 22, 23, 27, 30.

Вопросы для самоконтроля:

1. Схема обследования и оценки источника водоснабжения. Официальные документы.

2. Принципы и способы санитарной охраны водоисточников.

3. Зоны санитарной охраны источника водоснабжения. Порядок их установления. Ограничительные мероприятия. Официальные документы.

4. Показатели санитарно-эпидемиологической безопасности воды в централизованных системах водоснабжения.

5. Методы обеззараживания воды на водоочистных станциях. Достоинства и недостатки.

6. Содержание производственного контроля качества питьевой воды.

 

Самостоятельная работа на практическом занятии

 

Задание

Изучите ситуационную задачу, спланируйте и проведите гигиеническое обследование системы водоснабжения военного городка. Заполните протокол обследования. Сделайте выводы, сформулируйте предложения, способствующие повышению санитарной эффективности работы водопроводной станции.

Ситуационная задача

 

Водоснабжение воинской части, в которой Вы являетесь начальником медицинской службы, осуществляется с городского водопровода. Водозабор осуществляется из судоходной реки Н., качество воды в которой, а также на этапах ее обработки – на головных сооружениях водопровода контролируется технологической лабораторией сооружений и лабораторией городского ЦГСЭН.

Резервный источник водоснабжения – 3 буровые скважины, соединенные с водопроводной сетью военного городка.

В районе артиллерийского полигона для водоснабжения используются 3 шахтных колодца.

Водозабор из реки осуществляется в 40 м от ее правого берега на глубине 4 м, в 2 м от дна. Река шириной 250 м, средняя глубина ее 4 м, средняя скорость течения 0,2 м/с. Берега низкие, заболоченные, выше водозабора пустынные. В 15 км выше по течению на правом берегу – животноводческая ферма на 1000 голов молодняка крупного рогатого скота, неочищенные стоки которой сбрасываются на грунт в 500 м от уреза воды. Эпизоотий среди животных не отмечено. Жилые дома вблизи фермы не канализованы.

Заболеваний, отличающихся водным путем передачи, среди населения не было. Первый пояс ЗСО имеет границы: на 200 м вверх по течению и на 100 м ниже водозабора, при ширине (от уреза воды) на суше – 100 – 135 м, по акватории – 100 м. Граница второго пояса ЗСО – в 60 км выше и 250 м ниже водозабора по течению и в 500 м от уреза воды. Границы третьего пояса вверх и вниз по течению совпадают с границами второго, а боковые проходят по линии водоразделов в 5 км от берегов реки и ее притоков.

Границы первого пояса ЗСО для скважин установлены на расстоянии 30 – 50 м от водозабора, границы первого пояса ЗСО для группы колодцев установлены на расстоянии 50 м от крайних колодцев. Границы второго и третьего поясов ЗСО для скважин и колодцев не установлены.

Зона строгого режима вокруг скважин огорожена и охраняется (крышки колодцев запираются замками). Стенки буровых скважин укреплены обсадными трубами на глубину 30 м (глубина скважин – 55, 58 и 78 м, водозабор осуществляется из межпластового ненапорного горизонта), оголовки подняты на 0,6 м, устья вокруг бетонированы. Стенки колодцев укреплены бетонными кольцами, имеют асфальтированные отмостки, глиняный замок, ворот, ведро на цепи, крышку с запирающимися створками, навес. Глубина колодцев 18, 20 и 17 м, имеется водоупорный слой глины. Забор воды из скважин осуществляется электронасосами, из колодцев – ведром. Дебит скважин – более 5 м3/час, колодцев – 2-4 м3/час.

 

Головные сооружения водопровода расположены в 200 м от берега. Территория водопроводной станции озеленена, огорожена, оборудована канализацией и обеспечена охраной. В состав очистных сооружений входят насосная станция первого подъема, смесители, отстойники, скорые песчаные фильтры, резервуары чистой воды, насосная станция второго подъема. Для очистки воды применяется хлорирование (жидким, газообразным) хлором с преаммонизацией, коагулирование сернокислым алюминием с добавлением полиакриламида. Сульфат алюминия вводится из расчета 160 мг/л, доза активного хлора – 3,2 мг/л, соотношение хлора к аммиаку 4:1, время контакта – 60 мин. Реагенты вводятся перед отстойником. Дополнительное хлорирование – перед резервуаром чистой воды в дозе 1 мг/л.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за водоснабжением осуществляется центром ГСЭН гарнизона по плану (один раз в месяц). Лабораторно-производственный анализ воды на содержание остаточного хлора осуществляется 1 раз в смену, микробиологический – 1 раз в сутки. По данным лабораторного журнала, за последние 3 месяца концентрация остаточного хлора в воде колебалась от 0,6 до 0,8 мг/л, микробное число – от 10 до 60, содержание ОКБ (общих колиформных бактерий) 0-3 в 300 мл, ТКБ (термотолерантных колиформных бактерий) – 0-2 в 300 мл.

Разводящая сеть выполнена из стальных труб, глубина заложения 2 м. Водопроводная сеть военного городка разветвленная, частично закольцована. Вне кольца – на концевых ветвях – одна из казарм, медицинский пункт, караульное помещение. Городок канализован.

Смотровые колодцы частично разрушены, захламлены, в ряде случаев затоплены водой

Медицинская служба периодически (1 раз в месяц) производит отбор проб из разводящей сети в одной из казарм, медицинском пункте и караульном помещении.

В беседе с начальником КЭС Вы выяснили, что обследование технического состояния сетей водопровода и канализации в текущем году не проводилось. В беседах с жителями городка выяснено, что вода в дома подается нерегулярно, перерывы с подачей воды достигают 6-8 часов. Напор воды в кранах слабый.

 


Занятие 11

ЛИТЕРАТУРА

Основная: 1, 2, 3.

Дополнительная: 4, 5, 9, 11, 12, 16, 21, 22, 23, 25, 27, 30.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Обязанности медицинской службы по контролю за водоснабжением войск в полевых условиях.

2. Количественные нормы водоснабжения войск в полевых условиях.

3. Требования к качеству воды в полевых условиях.

4. Табельные средства добычи и обработки воды.

5. Пункты водоснабжения: назначение, оборудование, санитарная охрана.

6. Алгоритм санитарного обследования водоисточника.

7. Средства очистки и обеззараживания индивидуальных и групповых запасов воды.

 

Самостоятельная работа на практическом занятии

Задание

Уясните данные ситуационной задачи, определите содержание активного хлора в хлорсодержащих препаратах, выполните обработку воды методом гиперхлорирования и комбинированным методом. Используя условия ситуационной задачи, проведите обследование и дайте гигиеническую оценку пункта водоснабжения.


Ситуационная задача

 

Для обеспечения командно-штабного учения воинской части численностью 3500 человек в период с 15 по 25 октября отделением полевого водоснабжения оборудованы два пункта водоснабжения.

Пункт водоснабжения № 1 развернут на реке Н с использованием ВФС – 2,5. Река судоходная, шириной 150 м и глубиной 4 м, средняя скорость течения 0,5 м/с. Местность в районе ПВ лесисто-болотистая, в непосредственной близости – сухая. Берега пологие. В 2 км выше по течению село П. на 200 домов. Все дома неканализованы, туалеты наружные, выгребного типа. Имеется коровник на 100 голов, расположенный в 100 м от берега реки.

Рабочая площадка ПВ расположена в 30 м от берега. Забор воды производится с плота, всасывающая труба расположена в 10 м от берега в 2 м от дна. Территория ПВ имеет ограждение на расстоянии 30 м от границ рабочей площадки, охраняется часовым.

Среди местного населения в течение лета были случаи заболевания дизентерией и лептоспирозом. По данным районного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора вода в реке характеризуется высоким уровнем бактериального загрязнения (индекс ЛКП от 12 до 30 тысяч в 1 литре), среди животных отмечаются случаи гибели от туляремии.

Пункт водоснабжения № 2 развернут на шахтном колодце на окраине села П. Вода из колодца откачивается насосом (производительность – 1,5 м3/час) и обрабатывается на фильтре ПФ-200. Перед фильтрованием в резервуар РДВ-100 вносится сернокислый алюминий и гипохлорит кальция (ДТС-ГК) в количестве по 6 г каждого. Содержание активного хлора в ДТС-ГК – 50 %. Экспозиция перед фильтрованием – 40 минут.

Колодец глубиной 15 м, стенки сруба выполнены из осины, надземная часть – из сосны, поднята над землей на 80 см, закрыта крышкой и навесом. Имеется глиняный замок глубиной 2 м и шириной 70 см. Вокруг колодца имеются отмостки из уплотненного грунта, на расстоянии 2 м – водосборная канавка.

Почва в месте колодца песчаная с галичником. На расстоянии 40 м выше по уклону местности – неорганизованная свалка. Колодец не стоит на учете в органах ГСЭН, санитарного паспорта не имеет.

Вокруг пункта водоснабжения имеется ограждение на расстоянии 20 м от колодца.

Чистая вода выдается в цистерны с остаточным хлором 0,6 мг/л (по капельной йодометрической методике).

 


Протокол самостоятельной работы

 

«» ________ 200 __ г.

 

Определение содержания активного хлора в таблетках для
обеззараживания воды (полевым методом)

 

Последовательность работы Таблетки
пантоцид аквасепт аквасан
Время растворения таблетки        
Число капель 0,7% раствора гипосульфита натрия, пошедшего на обесцвечивание      
Содержание активного хлора в таблетке мг (число капель ´ 0,04)      
Оценка таблеток по пятибалльной шкале        

 

Б. Подземный водоисточник

1.Тип водоисточника_________________________________________

________________________________________________________________

 

2.Местонахождение__________________________________________

________________________________________________________________

 

3.Наличие санитарного паспорта_______________________________

________________________________________________________________

 

4.Санитарно-топографическая характеристика (глубина, дебит, наличие источников загрязнения воды и почвы) ___________________________ ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5.Санитарно-техническая характеристика (наличие сруба и его высота; наличие глиняного замка, его глубина и ширина, наличие ската и водоотводных канавок; наличие крыши и навеса; способ подъема воды) ______

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6.Санитарно-эпидемиологическая характеристика (заболевание людей и животных инфекционными болезнями, способными передаваться через воду)_______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7.Зоны санитарной охраны (наличие и размеры поясов, ограждение, охрана) _________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение о качестве воды и санитарном состоянии ПВ _________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения по улучшению санитарного состояния ПВ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Обследование проводил_____________________________________

Подпись преподавателя_____________________________________

Занятие 8

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОДЫ

 

Учебное время: 4 часа

Цель занятия: Изучить методики отбора проб, исследования основных химических показателей и гигиенической оценки качества питьевой воды при централизованном и нецентрализованном водоснабжении.

Задачи занятия:

1. Уяснить основные гигиенические требования к качеству воды при централизованном и нецентрализованном водоснабжении.

2. Приобрести навык отбора проб и исследования воды, формулирования санитарно-эпидемиологического заключения о ее качестве и возможности использования.

3. Изучить алгоритм деятельности врача воинской части по организации медицинского контроля качества воды.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная: 1, 2, 3.

Дополнительная: 4, 5, 9, 11, 12, 16, 21, 22, 23, 27, 30.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.Санитарно-гигиеническое и эпидемиологическое значение воды.

Взаимосвязь водопотребления с условиями труда и быта.

2.Факторы, определяющие качество природной воды. Классификация. Принципы их гигиенического нормирования.

3.Классификация и принципы гигиенического нормирования химических веществ, содержащихся в природной воде.

4.Микрофлора и микрофауна воды. Инфекции с водным путем передачи. Бактериологические показатели качества воды. Косвенные показатели возможного загрязнения воды патогенными микроорганизмами.

5.Гигиенические требования к качеству питьевой воды. Официальные документы.

 

 

Самостоятельная работа на практическом занятии

 

Задание

Используя имеющиеся образцы и приведенные ниже характеристики водоисточников выполните исследование качества воды из разных источников и сделайте заключение о возможности их использования для хозяйственно – питьевых целей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.107 (0.117 с.)