Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы защиты авторских прав

Поиск

Защита авторских прав осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством. Способ защиты – это требования, которые автор может предъявить к нарушителю исключительного права или личных неимущественных прав. Наиболее эффективны следующие способы защиты авторских прав:

§ Признание права, если нарушитель оспаривает существование авторских прав или их принадлежность определенному лицу. Признание исключительного права позволяет установить правообладателя произведения, признание права авторства направлено на разрешение конфликта по поводу личных неимущественных прав. Довольно часто с требованием о признании авторства обращаются соавторы произведения.

§ Пресечение действий, нарушающих авторских права или создающих угрозу нарушения. В частности, такое требование может быть направлено на запрет распространения контрафактных экземпляров произведения.

§ Возмещение убытков, если неправомерное использование произведения без заключениялицензионного договора с правообладателем причинило последнему ущерб или привело к упущенной выгоде.

§ Изъятие контрафактных экземпляров произведений, а также оборудования и предметов, предназначенных преимущественно для создания таких экземпляров. Защита авторских прав таким способом позволяет пресечь нарушения в будущем.

§ Публикация решения суда с указанием действительного правообладателя.

§ Взыскание компенсации за нарушение авторских прав. Защита авторских прав таким способом наиболее распространена на практике, поэтому о данном способе защиты расскажу

 

25. Особенности правовой охраны программ для ЭВМ и баз данных.

Программа для ЭВМ – ϶ᴛᴏ представленная в объективной форме совокупность данных и команд предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

Авторские права на все виды программ для ЭВМ (в т.ч. на операционные системы и программные комплексы), кᴏᴛᴏᴩые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются также, как авторские права на литературные произведения.

База данных – ϶ᴛᴏ представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, ɥᴛᴏбы данные материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ). База данных охраняется как составное произведение.

Особенностью правовой охраны программ для ЭВМ и баз данных будет возможность добровольной государственной регистрации по желанию правообладателя. Результатом регистрации будет внесение программы для ЭВМ или базы данных в Государственный реестр. Договоры об отчуждении исключительного права на зарегистрированные программу для ЭВМ или базу данных и переход исключительного права на такую программу или базу данных к другим лицам без договора подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Материал опубликован на http://зачётка.рф

Действия, допускаемые в качестве ϲʙᴏбодного использования программ для ЭВМ и баз данных:

  • внесение изменений исключительно в целях их функционирования на технических средствах пользователя и осуществление действий, необходимых для функционирования таких программы или базы данных в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с их назначением, в т.ч. запись и хранение в памяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети), исправление явных ошибок;
  • изготовление копии программы для ЭВМ или базы данных для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра;
  • изучение, исследование или испытание функционирования программы для ЭВМ; – декомпилирование программы для ЭВМ – воспроизведение и преобразование объектного кода в исходный текст для достижения способности к взаимодействию с другими программами.

ГК предусмотрен особый способ заключения лицензионных договоров о предоставлении права использования программы для ЭВМ или базы данных – путем заключения каждым пользователем с ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим правообладателем договора присоединения.

Особенности распределения прав на программы для ЭВМ или базы данных, созданные по договору между заказчиком и подрядчиком (исполнителем), зависят от вида и содержания договора, его предмета. В любом случае один из участников договора получает исключительное право на программу для ЭВМ или базу данных, а другой – право его использования на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия исключительного права.

26. Понятие и содержание прав, смежных с авторскими.

Одним их институтов российского законодательства об авторском праве является институт смежных прав.

Смежные права, как институт, широко известен международным нормам права. По Конвенции Всемирной Организации интеллектуальной собственности (ВОИС) от 14 июля 1967 года смежные права рассматриваются в качестве самостоятельных прав субъектов интеллектуальной собственности наравне с авторскими, патентными.

Права, относящиеся к исполнительской деятельности, звукозаписи, радио и телевизионным программам – это и есть «смежные права». Права исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания пользуются правовой охраной в большинстве цивилизованных стран мира, присоединившихся к международным конвенциям. Эти права охраняются: Римской конвенцией об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961 года, Европейским соглашением об охране телевидения 1960 года, Конвенцией об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, Конвенцией о распространении несущих программ сигналов, передаваемых через спутники, принятой в 1971 году и вступившей в действие 18 апреля 1973 года.

В силу закона об авторских праве и смежных прав, исполнитель может являться субъектом смежных прав, если:

1. Исполнитель является гражданином РФ; 2. Исполнение, постановка впервые имели место на территории РФ;

3. Исполнение или постановка записана на фонограмму и они включены в передачу, которая выпускается в эфир либо по кабелю.

Права одного из субъектов смежных прав – производителя фонограмм – признаются за ним, если он, как и исполнитель, является гражданином РФ или юридическим лицом, имеющим официальное место нахождения на территории России. Также обязательным условием для признания смежных прав за производителем фонограмм, если фонограмма впервые изготовлена на территории Российской Федерации.

Следует заметить, что возникновение и осуществление смежных прав, как и авторских, не требует соблюдения каких-либо формальностей. Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах могут использовать знак охраны смежных прав, которых помещается на каждом экземпляре фонограммы или на каждом ее содержащем футляре и состоит из трех элементов:
а) латинской буквы «R» в окружности;
б) имени обладателя исключительных смежных прав;
в) года первого опубликования фонограммы.

 

27.. Источники смежных прав.К отношениям в сфере смежных прав применяются многие нормы ГК, регламентирующие отношения и в области авторских прав. Вместе с тем смежные права регулируются рядом специальных подзаконных правовых актов, касающихся охраны и использования фонограмм, а также некоторыми международными соглашениями, в частности Женевской конвенцией от 29 октября 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.) и Римской конвенцией 1961 г. об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций.   28 Объекты смежных прав. Объектами смежных прав являются: 1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров - постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств; 2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение; 3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией; 4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов; 5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

 

Субъекты смежных прав

Субъекты смежных прав – это лица, которым принадлежат интеллектуальные права на объекты прав, смежных с авторскими.

Лицо может стать субъектом смежных прав на основании закона, договора, в результате наследования смежных прав умерших граждан или реорганизации юридических лиц. Первоначально субъекты смежных прав – это всегда лица, которые создали в результате самостоятельного труда один из пяти возможных объектов смежных прав. В отличие от субъектов авторского права, первоначальными субъектами смежных прав могут быть не только физические, но и юридические лица. Последующие (производные) субъекты смежных прав – это лица, к которым смежные права перешли в силу различных юридических фактов, как правило, в результате заключения договора.

Виды субъектов смежных прав

Виды субъектов смежных прав представлены на схемах. На схеме №1 виды субъектов смежных прав классифицированы в зависимости от вида смежных прав. На схеме №2 субъекты смежных прав изображены в в зависимости от вида охраняемого результата интеллектуальной деятельности, который они создали.

1) Правообладатель – это лицо, которому принадлежит исключительное право использования объекта смежных прав. Именно правообладатель вправе разрешать и запрещать другим лицам использование объекта смежных прав, поэтому именно с правообладателем следует заключать лицензионные и иные договоры.
2) Субъекты личных неимущественных прав – исполнители, режиссеры-постановщики и дирижеры.
3) Субъекты иных смежных прав – лица, которые вправе требовать указания своего имени или наименования на экземплярах объектов смежных прав.
4) Правопреемники – это субъекты смежных прав, к которым права перешли на основании договора или в силу иных юридических фактов. В первую очередь, к этой группе субъектов смежных прав относятся наследники правообладателей.

Исполнитель – это физическое лицо, творческим трудом которого создано исполнение. Закон не содержит исчерпывающего перечня исполнителей, но чаще всего такие субъекты смежных прав это:
актеры
певцы
музыканты
танцоры
цирковые артисты
иные исполнители. Например, исполнителями будут являться и некоторые спортсмены, например, фигуристы. На исполненные ими соревновательные программы также действуют смежные права.

Режиссер-постановщик – это физическое лицо, которое осуществило постановку театрального, циркового, эстрадного или иного зрелищного представления.

Дирижер – это субъект смежных прав, которое руководит исполнением музыкального произведения коллективом исполнителей.

Изготовитель фонограммы – это физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись каких-либо звуков. Изготовитель фонограммы создает материальный объект – фонограмму, которая и охраняется правом интеллектуальной собственности. При этом запись не обязательно должна содержать произведение (объект авторского права). Смежные права распространяются и на запись звуков природы, звуков, созданных автоматически с помощью компьютерной техники, и так далее.

Организация эфирного или кабельного вещания (вещательная организация) — это юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач.

 

Изготовитель базы данных – это физическое или юридическое лицо, организовавшее создание ьазы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов.

Публикаторы – это субъекты смежных прав, которые правомерно обнародовали или организовали обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние, либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

 

30. Право на исполнение и его характеристика.
Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение.

Исполнителю принадлежат:
1) исключительное право на исполнение;
2) право авторства - право признаваться автором исполнения;
3) право на имя - право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, право на указание наименования коллектива исполнителей, кроме случаев, когда характер использования произведения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей;
4) право на неприкосновенность исполнения - право на защиту исполнения от всякого искажения, то есть от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения..

Права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение.

Авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются бессрочно.

Использованием исполнения считается:
1) сообщение в эфир, то есть сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением кабельного телевидения. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого исполнение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой
2) сообщение по кабелю, то есть сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);
3) запись исполнения, то есть фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;
4) воспроизведение записи исполнения, то есть изготовление одного и более экземпляра фонограммы либо ее части.
5) распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

Исключительное право на исполнение действует на территории Российской Федерации в случаях, когда:
исполнитель является гражданином Российской Федерации;
исполнение впервые имело место на территории Российской Федерации;
исполнение зафиксировано в фонограмме, охраняемой в соответствии с положениями ГК РФ;
исполнение, не зафиксированное в фонограмме, включено в сообщение в эфир или по кабелю, охраняемое в соответствии с положениями ГК РФ;


31. Право на фонограмму и его характеристика.

Изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке.

Изготовителю фонограммы принадлежат:
1) исключительное право на фонограмму;
2) право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования;
3) право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании;
4) право на обнародование фонограммы, то есть на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо иным способомИзготовитель фонограммы осуществляет свои права с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей.

Права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей.

Использованием фонограммы считается:
1) публичное исполнение, то есть любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;
2) сообщение в эфир, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю.
3) сообщение по кабелю, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);
4) доведение фонограммы до всеобщего сведения таким образом, что лицо может получить доступ к фонограмме из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);
5) воспроизведение, то есть изготовление одного и более экземпляра фонограммы или части фонограммы. 6) распространение фонограммы путем продажи или иного отчуждения оригинала или экземпляров, представляющих собой копию фонограммы на любом материальном носителе;
7) импорт оригинала или экземпляров фонограммы в целях распространения, включая экземпляра изготовленные с разрешения правообладателя;
8) прокат оригинала и экземпляров фонограммы;
9) переработка фонограммы.

Исключительное право на фонограмму действует на территории Российской Федерации в случаях, когда:
изготовитель фонограммы является гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом;
фонограмма обнародована или ее экземпляры впервые публично распространялись на территории Российской Федерации;
в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.37.174 (0.009 с.)