Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Мольба отдаляет то, что неприятно
Мольба тоже является одним из самых действенных средств, отдаляющих то, что неприятно, и позволяющих добиться желаемого. Однако мольба не всегда оказывается одинаково эффективной либо по причине слабости самой мольбы (например, если она неугодна Аллаху из-за содержащейся в ней враждебности), либо по причине слабости в сердце молящегося, его слабой устремленности к Аллаху и несобранности во время обращения к Нему. Такая мольба подобна очень мягкому луку, из которого стрела вылетает слабо. Возможно, существует причина, препятствующая принятию мольбы, например, если молящийся ест запретное, если его сердце обволочено грехами, если он проявляет беспечность, потакает низменным страстям, предается развлечениям. В «Мустадраке» аль-Хакима приводится хадис Абу Хурейры о том, что Пророк сказал: «Взывайте к Аллаху, будучи уверенными в том, что Он ответит вам». Следует знать, что Аллах не принимает мольбы того, чье сердце беспечно и небрежно. Мольба — это действенное средство, избавляющее от болезней, но оно теряет свою эффективность, если сердце человека безразлично к Аллаху. Употребление в пищу запретного тоже ослабляет ее воздействие или же вовсе сводит его на нет. В «Сахихе» Муслима передан хадис Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха сказал: «О люди, поистине, Аллах благ и принимает только благое. И, поистине, Аллах приказал верующим то же, что приказал посланникам». Он сказал: «О посланники! Вкушайте блага и поступайте праведно. Воистину, Мне известно о том, что вы совершаете» (Аль-Муминун, 51). Он также сказал: «О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас» (Аль-Бакара, 172). Потом он упомянул о «мужчине, который отправился в долгое путешествие. С взъерошенными волосами, покрытый пылью, он воздевает руки к небу: “Господи! Господи!” Но он ест запретное, носит запретное, он вскормлен запретным. Разве ж ему ответят?» ‘Абдуллах, сын имама Ахмада, в книге своего отца «Китаб аз-зухд» писал: «Однажды сынов Исраила поразила беда, и они вышли, [чтобы помолиться]. Тогда Могучий и Великий Аллах велел их пророку передать им: “Вы пришли с нечистыми телами и воздеваете ко мне ладони, которыми вы проливали кровь и заполняли свои дома запретным имуществом. Неужели [вы поступаете так только] теперь, когда Я сильно разгневался на вас? Вы не получите от Меня ничего, кроме проклятия!”» Абу Зарр сказал: «Благочестивому человеку достаточно помолиться столько, сколько соли необходимо, чтобы посолить еду». Мольба — это одно из самых эффективных лекарств. Она противостоит несчастьям, избавляет и исцеляет от них. Она предотвращает беды, помогает избавиться от них или же облегчает положение, если беда уже случилась. Мольба — это оружие верующего. Аль-Хаким передал со слов ‘Али бин Абу Талиба, что Посланник Аллаха сказал: «Мольба — это оружие верующего, опора религии, свет небес и земли». При соотнесении силы мольбы с величиной несчастья возможны три случая. В первом случае мольба оказывается сильнее несчастья и предотвращает его. Во втором случае она оказывается слабее несчастья, которое постигает раба, но мольба, тем не менее, уменьшает его. В третьем случае силы оказываются равными, и мольба вступает в противоборство с несчастьем. Аль-Хаким передал со слов ‘Аиши, что Посланник Аллаха сказал: «Предосторожность не избавляет от судьбы, а мольба помогает против того, что уже поразило [человека], и того, что еще не поразило его. Поистине, когда несчастье нисходит, его встречает мольба, и они борются друг с другом до дня воскресения». Там же передан рассказ Ибн ‘Умара о том, что Пророк сказал: «Мольба помогает против того, что уже поразило [человека], и того, что еще не поразило его. Взывайте же с мольбой, рабы Аллаха!» Там же приводится рассказ Саубана о том, что Пророк сказал: «Ничто не отталкивает предопределение, кроме мольбы, и ничто не умножает поступков, кроме благочестия. Поистине, человек лишается своего удела из-за совершенного им греха».
Настойчивость в обращении с мольбой
Настойчивая мольба — одно из самых эффективных лекарств. Ибн Маджа в своем «Сунане» передал хадис Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха сказал: «Аллах гневается на того, кто не просит Его». Аль-Хаким передал со слов Анаса, что Пророк сказал: «Не проявляйте слабости в мольбе, ибо никто не погибает, пока молится». Аль-Ауза‘и передал со слов аз-Зухри, что ‘Урва пересказывал хадис ‘Аиши о том, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, Аллах любит тех, кто проявляет настойчивость в мольбе». В книге «Китаб аз-зухд» имама Ахмада приводится сообщение Катады о том, что Муваррак сказал: «Я не могу сравнить верующего ни с кем, кроме мужчины, который зацепился за бревно посреди моря и взывает: “Господи, Господи!” — в надежде на то, что Могучий и Великий Аллах спасет его». Одной из причин, по которым мольба не приносит ожидаемого результата, является нетерпение. Раб решает, что ответ на его мольбу задерживается, ему наскучивает взывать к Аллаху, и он прекращает молиться. Он уподобляется тому, кто засеял поле или посадил дерево, ухаживал за ним и поливал его, а потом, не дождавшись созревания урожая, бросил это занятие. В «Сахихе» аль-Бухари приводится хадис Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха сказал: «Вы получите ответ на ваши молитвы, если не будете торопиться и говорить: “Я взывал с мольбой, но не получил ответа”». В «Сахихе» Муслима приводится его же хадис о том, что Пророк сказал: «Молитвы раба будут приниматься до тех пор, пока он не просит о чем-либо греховном или о разрыве родственных уз и пока он не торопится». Его спросили: «Посланник Аллаха, что значит торопиться?» Он ответил: «Это когда он говорит: “Я взывал и взывал с мольбой, но не получил ответа”. Это надоедает ему, и он прекращает молиться». В «Муснаде» Ахмада передан рассказ Анаса о том, что Посланник Аллаха сказал: «Раб будет благоденствовать, пока не начнет торопиться». Люди спросили: «Посланник Аллаха, что значит торопиться?» Он ответил: «Это когда он говорит: “Я взывал к моему Господу, но Он не ответил мне”». Взывать с мольбой следует от всей души, сосредоточившись на том, что просишь. Есть шесть промежутков времени, когда мольба принимается. Это происходит в последнюю треть ночи, во время азана, между азаном и икаматом, после обязательных намазов, когда имам поднимается на минбар в пятницу вплоть до завершения пятничного намаза, а также в последние часы дневного времени после послеполуденного намаза. Молиться следует с покорностью в душе, смиряясь и унижаясь перед Господом, вымаливая желаемое и вызывая сочувствие. Делать это полагается, находясь в состоянии ритуального очищения, обратившись лицом в сторону киблы и воздев руки к Аллаху. Вначале следует восхвалить и прославить Аллаха, а потом помолиться за благословение Его раба и Посланника Мухаммада. После этого можно обратиться к Аллаху, настойчиво выпрашивая у Него желаемое и унижаясь перед Ним, взывая к Нему со страхом и надеждой, пытаясь приблизиться к Нему посредством Его имен, качеств и посредством признания Его единства. Если молящийся выполнит все эти требования и перед этим раздаст пожертвование, то его мольба вряд ли будет отвергнута, особенно если он воспользуется молитвами, которые, согласно словам Пророка, позволяют надеяться на их принятие или содержат величайшее из имен Аллаха.
Молитвы Пророка
Одна из таких молитв приводится в хадисе ‘Абдуллаха бин Бурейды, вошедшем в «Сунан» и «Сахих» Ибн Хиббана. В нем сообщается со слов Бурейды, что однажды Посланник Аллаха услышал, как один мужчина сказал: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя ради того, что Ты — Аллах, и нет божества, кроме Тебя, Единого, Самодостаточного, Который не родил и не был рожден, Которому нет равных /Аллахумма инни ас’алюкя би-аннакя анта-Ллаху ля иляха илля анта, аль-ахаду-с-самаду, аль-лязи лям йалид ва лям йуляд ва лям йакун ляху куфуван ахад». Он сказал: «Он попросил Аллаха посредством имени, ради которого Аллах одаряет, когда Его просят посредством его, и отвечает, когда к Нему взывают посредством его». В одной из версий сказано: «Он обратился к Аллаху посредством Его величайшего имени». В «Сунане» и «Сахихе» Ибн Хиббана приводится следующий хадис Анаса бин Малика: «Однажды я сидел рядом с Пророком в мечети, а один человек совершал намаз и сказал: “О Аллах, я прошу Тебя посредством того, что Тебе надлежит хвала, и нет божества, кроме Тебя, Щедрого, Первосоздателя небес и земли. О Обладающий величием и великодушием! О Живой! О Вседержитель! /Аллахумма инни ас’алюкя би-анна лякя-ль-хамду ля иляха илля анта, аль-маннану бади‘у-с-самавати ва-ль-арды, йа за-ль-джаляли ва-ль-икрами, йа хаййу йа каййум”. Тогда Пророк сказал: “Он обратился к Аллаху посредством Его величайшего имени. Когда к Нему взывают посредством этого имени, Он отвечает, а когда Его просят посредством него, Он одаряет”». Оба хадиса также переданы имамом Ахмадом в его «Муснаде». В «Сунане» ат-Тирмизи приводится рассказ Асмы бинт Йазид о том, что Пророк сказал: «Величайшее имя Аллаха в этих двух аятах: “Ваш Бог — Бог Единственный. Нет божества, кроме Него, Милостивого, Милосердного” (Аль-Бакара, 163) и в начале суры “Аль ‘Имран”: “Алиф. Лям. Мим. Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя” (Аль ‘Имран, 1-2)». Ат-Тирмизи назвал хадис достоверным. В «Муснаде» имама Ахмада и «Сахихе» аль-Хакима переданы хадисы Абу Хурейры, Анаса бин Малика и Раби‘а бин ‘Амира о том, что Пророк сказал: «Держитесь за “О Обладающий величием и великодушием /Йа за-ль-джаляли ва-ль-икрам”». Это значит цепляйтесь за эти слова и постоянно обращайтесь к Аллаху посредством их. В «Сунане» ат-Тирмизи передан следующий хадис Абу Хурейры: «Когда что-либо озабочивало Пророка, он воздевал руки к небу, а когда он усердно молился, то говорил: “О Живой! О Вседержитель! /Йа хаййу йа каййум”». Там же приводится следующий рассказ Анаса бин Малика: «Когда что-либо доставляло Пророку беспокойство, он говорил: “О Живой! О Вседержитель! Я ищу спасения в Твоей милости /Йа хаййу йа каййуму би-рахматикя астагис”». В сборнике аль-Хакима приводится хадис Абу Умамы о том, что Пророк сказал: «Величайшее имя Аллаха в трех сурах Корана: “Аль-Бакаре”, “Аль ‘Имран” и “Та ха”». Аль-Касим сказал: «Я искал его и думаю, что это имена Живой и Вседержитель». В «Сунане» ат-Тирмизи и «Мустадраке» аль-Хакима приводится рассказ Са‘да бин Абу Ваккаса о том, что Пророк сказал: «Находясь в животе рыбы, Зу-н-Нун молился, говоря: “Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из несправедливых! /Ля иляха илля анта субханака инни кунту мин аз-залимин ”. Поистине, что бы ни просил мусульманин посредством этих слов, Аллах обязательно ответит ему». Ат-Тирмизи назвал хадис достоверным. В «Мустадраке» аль-Хакима передан хадис Са‘да о том, что Пророк сказал: «Не сообщить ли вам о том, как нужно молиться, чтобы Аллах избавил человека от постигшей его беды? Это мольба Зу-н-Нуна». В том же сборнике сообщается, что Са‘д слышал, как Пророк сказал: «Не указать ли вам на величайшее имя Аллаха? Это мольба Йунуса». Один мужчина спросил: «Посланник Аллаха, это относилось только к Йунусу?» Он сказал: «Разве ты не слышал слов Всевышнего: «Мы ответили на его мольбу и спасли его от печали. Так Мы спасаем верующих» (Аль-Анбийа, 88)? Если мусульманин будет взывать с этими словами во время болезни в течение сорока дней и умрет, то он получит награду павшего мученика, если же он выздоровеет, то ему будут прощены [его грехи]». В обоих «Сахихах» приводится хадис Ибн ‘Аббаса о том, что Посланник Аллаха во время скорби говорил: «Нет божества, кроме Аллаха, Великого, Выдержанного! Нет божества, кроме Аллаха, Господа великого Трона! Нет божества, кроме Аллаха, Господа семи небес, Господа земли и Господа прекрасного Трона /Ля иляха илля-Ллаху-ль-‘азыму-ль-халиму, ля иляха илля-Ллаху раббу-ль-‘арши-ль-‘азыми, ля иляха илля-Ллаху раббу-с-самавати-с-саб‘и ва раббу-ль-арды ва раббу-ль-‘арши-ль-кярим». В «Муснаде» имама Ахмада со слов ‘Али бин Абу Талиба передан следующий хадис: «Посланник Аллаха научил меня говорить, когда мною овладевает печаль: “Нет божества, кроме Аллаха, Выдержанного, Великодушного! Пречист Аллах и всеблаг Аллах, Господь великого Трона! Хвала Аллаху, Господу миров! /Ля иляха илля-Ллаху-ль-халиму-ль-кяриму, субхана-Ллахи ва табарака-Ллаху раббу-ль-‘арши-ль-‘азыми, аль-хамду лилляхи рабби-ль-‘алямин”» В том же «Муснаде» приводится хадис ‘Абдуллаха бин Мас‘уда о том, что Посланник Аллаха сказал: «Если какого-либо раба постигли печаль и тревога, и он сказал: “О Аллах! Я — Твой раб, сын Твоего раба, сын Твоей рабы. Мой чуб — в Твоих руках. Твое решение относительно меня неотвратимо, и справедливо ко мне Твое предопределение. Я прошу Тебя всеми именами, присущими Тебе, которыми Ты назвал Себя, которые Ты ниспослал в Твоем Писании, которым Ты научил кого-либо из Твоих творений или которыми Ты обладаешь в знании сокровенного. Сделай Великий Коран весной моего сердца и светом моей груди. Удали посредством него мою печаль и развей мою тревогу /Аллахумма инни ‘абдука-бну ‘абдикя-бну аматикя насыйати би-йадикя мадын фиййа хукмукя ‘адлюн ‘фиййа кадаукя, ас’алюка би-кулли-смин хува лякя саммейта бихи нафсакя ау ‘алламтаху ахадан мин халькыкя ау анзальтаху фи китабикя ау-иста’сарта бихи фи ‘илми-ль-гейби ‘индакя ан тадж‘ала-ль-кур’ана раби‘а кальби ва нура садри ва джалаа хузни ва захаба хамми”, — то Аллах непременно избавит его от тревоги и скорби, заменив их радостью». Его спросили: «Посланник Аллаха, не выучить ли нам эти слова?» Он ответил: «Конечно, всякому, кто услышит их, следует выучить их». Ибн Мас‘уд сказал: «Кем бы из пророков ни овладевала печаль, он непременно искал спасения в прославлении [Аллаха]». Ибн Абу ад-Дунья в разделе о тех, чьи молитвы принимаются, и в разделе о мольбе передал рассказ аль-Хасана о том, что среди сподвижников Пророка, среди ансаров, был мужчина по прозвищу Абу Му‘аллак. Он занимался торговлей, торговал своими и чужими товарами, отправляясь с ними в дальние страны. Он был набожным и богобоязненным человеком. Однажды в пути ему встретился вооруженный до зубов грабитель. Он сказал ему: — Положи все, что у тебя есть, и я убью тебя. — Зачем тебе проливать мою кровь? Ведь тебе нужно только мое имущество, — ответил сподвижник. — Оно и без того уже мое, но я хочу убить тебя. — В таком случае позволь мне совершить четыре раката. — Молись, сколько хочешь! — сказал грабитель. Он совершил омовение и намаз из четырех ракатов. В последнем земном поклоне он воззвал к Аллаху со словами: «О Любимый! О Любимый! О Владыка славного Трона! О Совершающий то, что пожелаешь! Ради Твоего могущества, которое не ослабевает, ради Твоей власти, которая не допускает несправедливости, и ради Твоего света, который заполняет опоры Твоего Трона, избавь меня от зла этого грабителя! Спаси меня, о Спаситель!» Он произнес это трижды, и тут появился всадник с копьем в руках. Он поместил его между ушами своего коня, а когда грабитель завидел его, он бросился к нему, ударил его копьем и убил. Потом он подъехал к сподвижнику и сказал: — Вставай! — Кто ты? Да будут мой отец и моя мать выкупом за тебя! Твоими руками Аллах сегодня спас меня, — сказал тот. — Я ангел с четвертого неба. Когда ты обратился с мольбой в первый раз, я услышал, как врата небес загремели. Потом ты воззвал во второй раз, и я услышал, как зашумели небожители. Потом ты воззвал в третий раз, и мне было сказано: «Мольба удрученного!» — и я попросил Аллаха поручить мне убить его. Аль-Хасан сказал: «Если человек совершит омовение и намаз из четырех ракатов, обратившись [к Аллаху] с такой мольбой, то она будет принята, независимо от того, будет он удручен или нет». Обстоятельства, при которых произносится мольба Часто можно наблюдать, как люди взывают с молитвами и получают ответ, если их мольба сопряжена с сильным желанием и устремлением к Аллаху. В других случаях они предваряют свою мольбу добрым поступком, и Пречистый Аллах отвечает на нее в благодарность за совершенное ими благодеяние. Иногда мольба принимается потому, что приходится на промежуток времени, когда молитвы не отвергаются. Люди полагают, что тайна кроется в словах молитвы, не принимая во внимание обстоятельства, при которых она была произнесена. Это можно сравнить со случаем, когда один мужчина принимает полезное лекарство в нужное время и правильным способом, извлекая из этого пользу, а другой ошибочно полагает, что просто принять данное лекарство достаточно для того, чтобы вылечиться. В этом вопросе ошибаются многие люди. В частности, человек, находящийся в большой нужде, может обратиться с мольбой возле могилы. Невежественный человек решит, что его мольба была принята из-за могилы, не понимая того, что тайна была сокрыта в его нужде и искреннем обращении к Аллаху. Но если бы он помолился в одном из домов Аллаха, то было бы лучше для него и угоднее для Аллаха. Молитвы и обращения за помощью подобны оружию, а для пользования оружием, как известно, нужно не только отточенное лезвие, но и сильная рука. Если оружие в полном порядке, если его держит сильная рука и если ей ничто не мешает нанести удар, то враг непременно будет повергнут. Но если хотя бы одно из этих трех условий не выполняется, то результат не достигается. Таким образом, если мольба неправильная, если молящийся не произносит ее устами и сердцем или если есть причина, мешающая принятию мольбы, то она не возымеет действия.
Мольба и предопределение
Распространено суждение, что если то, о чем просят в мольбе, предопределено, то оно непременно сбудется, независимо от того, помолится об этом раб или нет. Если же это не предопределено, то этого не произойдет, независимо от того, попросит об этом раб или нет. Некоторые считают такое мнение справедливым и перестают взывать с мольбой. Они считают мольбу бесполезной. Это непомерно невежественные и заблудшие люди. А наряду с этим их слова противоречивы, ибо если следовать их путем, то нужно отказаться от любых причин. Им нужно сказать: «Если вам предписано наесться и напиться, то это непременно сбудется, независимо от того, поедите вы или нет. Если же нет, то этого не произойдет, независимо от того, поедите вы или нет. Если вам предписано иметь детей, то они у вас непременно будут, независимо от того, вступите вы в половую близость с женой либо рабыней или нет. Если же нет, то этого не произойдет, и нет никакой необходимости в женитьбе и приобретении рабыни и т.д.» Но разве разумный человек скажет такое? Даже животные понимают, что для поддержания жизни нужно придерживаться соответствующих причин. Получается, что животные разумнее этих людей, которые уподобляются скоту, но следуют еще более неверным путем. Некоторые из них проявили находчивость и сказали: «Мольба необходима только как форма поклонения, за которое Аллах вознаграждает молящегося, но она не оказывает никакого воздействия на достижение результата». По мнению этих смекалистых мужей, для достижения желаемого результата нет никакой разницы между мольбой, произнесенной устами и сердцем, и молчанием. Они считают, что мольба оказывает абсолютно такой же эффект, что и молчание. Еще более сообразительные среди них сказали: «Мольба — это всего лишь примета, которую Всевышний Аллах сделал признаком удовлетворения его нужды, и если Аллах вдохновил раба на обращение с мольбой, то это значит, что его нужды будут удовлетворены. Это похоже на тот случай, когда в зимний день ты видишь холодную черную тучу, которая является признаком скорого дождя». По их мнению, богоугодные поступки, неверие и грехи — тоже всего лишь признаки вознаграждения и наказания, а не их причины. Разбивание, сжигание, убийство — ничто из этого они не считают причиной. Они связывают эти действия с конечным результатом лишь на словах, не усматривая между ними причинно-следственной связи. Тем самым они выступают против чувственного опыта, здравого смысла, шариата и человеческого естества, а также против остальных разумных людей. Более того, они удостаиваются насмешек разумных людей. Правильных взглядов придерживается третья группа, несогласная с предыдущим мнением. Они считают, что всякая вещь предопределена вместе с ее причинами, и одной из них является мольба. Ничто не предопределено беспричинно, и у всего есть предопределенная причина. Если раб совершает причину, то предопределенное событие сбывается, если же нет, то этого не происходит. Так, насыщение и утоление жажды связаны с едой и питьем, зачатие ребенка — с половой близостью, сбор урожая — с сеянием, смерть животного — с его закланием. Таким же образом, попадание в Рай связано с одними деяниями, а попадание в Ад — с другими. Это мнение правильное, и такого понимания вопроса лишен тот, кто утверждает обратное.
|