Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Превращение абстрактных высказываний в символические действия↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Во многих случаях слова — это средство защиты, с помощью которого участники отдаляются друг от друга и скрывают свои истинные чувства. Эта техника помогает участникам глубже осознать свои чувства по отношению к другим членам группы, потому что процесс коммуникации происходит с помощью тела. Например, Карлос говорит Урсуле: «Я не понимаю тебя» (в немецком языке begreifen означает «понимать» и «заключать в себе». — Прим. переводчика). Ведущий может вмешаться и сказать: «Карлос, я хотел бы предложить тебе буквально воспринять то предложение, которое ты только что сказал Урсуле, и поэкспериментировать с этим. Представь, что ты немой. Подойди молча к Урсуле и посмотри, сможешь ли ты заключить ее в себя. Посмотри, что происходит». Таким образом, у Карлоса появляется шанс прояснить свои чувства к Урсуле. Возможно, он заметит, что хотел бы дотронуться до нее, но боится отказа. Может быть, он установит, что ему неприятно так близко подходить к ней. В любом случае Карлос сможет углубить контакт с Урсулой. Для подобной трансформации в символическое физическое действие подходят и другие формы вербального контакта: Участник: «Я хотел бы быть ближе к тебе». Ведущий: «Подойди к ней молча. Отнесись к своему высказыванию буквально. Исследуй свое желание и оставайся в контакте со своими чувствами».
Участник: «Я чувствую себя убитым». Ведущий: «Отнесись к своему высказыванию буквально и молча ложись в позе убитого человека. Следи за своими чувствами и дай им место».
Участник: «Петер всегда находится в центре внимания». Ведущий: «Попробуй молча поставить Петера в центр круга и расставь остальных участников вокруг него в зависимости от их отношений с Петером. Затем найди себе место, которое тебе кажется подходящим».
Чтобы продуктивно обращаться с этой техникой, прежде всего необходимо, чтобы ведущий тонко чувствовал символику языка и предлагал такие трансформации только тогда, когда он уверен, что участник внутренне готов к подобным экспериментам. Прежде всего ведущий должен быть в состоянии принимать сильные чувства участника и помогать ему эмоционально и интеллектуально справиться с интенсивностью переживаний. Символические эксперименты Вышеизложенный принцип трансформации абстрактного высказывания в непосредственное физическое действие лежит также в основе следующих пяти техник. Они могут быть весьма эффективны, если адекватно отражают состояние участника, но совершенно бесполезны, если проводить их необдуманно. Нередко кто-то из участников чувствует себя связанным группой, жизненными обстоятельствами, воспитанием, своими личностными особенностями, короче, он считает, что не может свободно распоряжаться собой и своими чувствами. В таком случае ведущий может предложить технику под названием «Побег». «Побег» Группа собирается вокруг одного участника в тесный круг, соединив руки, а тот должен вырваться из этой символической тюрьмы. При этом ему нельзя кусаться, царапаться или перелезать через участников. Выбраться удается почти всем, и после такого «побега» человек чувствует значительное облегчение. Обычно участник не нуждается в помощи, чтобы понять значение этого опыта. Он приложил усилия, взял ситуацию в свои руки и освободился. Лучше всего проводить эту процедуру на полу, покрытом ковром; участники не должны иметь физических недостатков; во избежание травм нужно снять очки и прочие хрупкие вещи. «Вторжение» Этот эксперимент целесообразен, когда кто-либо из участников чувствует, что он не может исполнить свои желания, что он обделен счастьем и хочет чего-то, чего не получает. В этом случае он становится вне круга и должен в него ворваться. Эта техника особенно эффективна в работе с группой, явно разбитой на подгруппы — например, с участием учителей и учеников, представителей администрации и рядовых сотрудников, педагогов и психологов и т. п. Участник, который чувствует себя исключенным из некоего сообщества, к которому он хотел бы принадлежать, может таким способом получить туда символический доступ. В то же время тот, кто принадлежит к какой-то привилегированной группе, может узнать, насколько трудно попасть туда человеку, не обладающему привилегиями. «Поднятие и раскачивание» Эта процедура весьма красива и волнующа, если ведущий правильно угадает момент для ее проведения. Ни в коем случае нельзя злоупотреблять этой техникой, хотя бы потому, что это обесценит полученные довольно непростым образом переживания. «Поднятие и раскачивание» позволяет символическим образом высвободить глубоко укорененные потребности в зависимости, защищенности и тепле. Процедура такова: участник ложится на пол и закрывает глаза. 4-5 человек медленно поднимают его вверх и начинают плавно раскачивать. Некоторые участники порой напевают при этом колыбельную. Через несколько минут они медленно кладут своего «подопечного» на пол и продолжают поддерживать с ним контакт, не убирая рук. Ведущий сообщает лежащему, что он может открыть глаза тогда, когда ему захочется. Как правило, основной участник после такой регрессии чувствует себя растроганным и счастливым. Прежде всего он ощущает свою близость с другими. В конце процедуры ему важно снова эмоционально вернуться в свой фактический возраст. Для этого ведущий может предложить ему установить контакт с некоторыми участниками и сказать им пару слов. Для взрослых, переживающих такой опыт впервые, он кажется удивительным: «Меня, взрослого человека, могут поднять и качать как ребенка, и мне это приятно». Главное условие успеха этой процедуры — готовность основного участника к подобному эксперименту. Ведущий может спросить: «Как ты относишься к тому, что группа подарит тебе немного тепла и защищенности?» Если ведущий видит, что кому-то из членов группы необходимо пережить опыт полного доверия к другому человеку, он может предложить технику «Круг доверия». «Круг доверия» Группа должна быть уже настолько сплоченной, чтобы участники могли оправдать оказанное им доверие. Только когда все по-настоящему вовлечены в процесс, эта процедура станет не просто тренировочным упражнением, а значимым для всех переживанием взаимного доверия. Как правило, основной участник поначалу слегка напряжен, но затем раскрепощается и наслаждается атмосферой доверия. Сама процедура выглядит следующим образом: участники группы становятся в круг, стоя очень близко друг к другу — плечом к плечу. Все выставляют вперед согнутые в локтях руки ладонями вперед. Один из участников встает в центр этого круга, закрывает глаза и падает. Члены группы подхватывают его и передают друг другу. Основная задача центрального участника — попытаться расслабиться и довериться группе настолько, чтобы никак не управлять своим телом, полностью передоверив это группе. «Доверительное падение» Эта техника позволяет участнику проверить, насколько он готов доверять конкретным людям — для этого он должен решиться упасть назад с раскинутыми руками и дать другому участнику поймать себя. Этот простой эксперимент может вызвать значительный страх, если падающий находится в контакте со своими чувствами, ведь он должен довериться кому-то, кого не видит. Если страх силен, можно предложить участнику сначала попробовать роль активного партнера, который сам ловит другого. Ведущий также может сам продемонстрировать такое падение, дав поймать себя другим участникам. Эта процедура уместна и эффективна, когда ведущий видит, что кто-то из членов группы переживает проблемы, связанные с недостаточным доверием к окружающим людям, и, осознавая это, хочет научиться больше доверять другим. Преодоление страха в такой ситуации является очень важным опытом для многих участников. Переживание и анализ этого опыта часто помогают людям понять причину своих страхов и тревог в обыденной жизни. Конфликтные игры Когда группа становится настолько сплоченной, что отдельные участники готовы вести себя свободно и спонтанно, ведущий может предложить им конфликтные игры, которые способствуют высвобождению сильных чувств. Как и символические эксперименты, о которых шла речь выше, конфликтные игры помогают участнику выражать связанные с ситуацией чувства злости, гнева, соперничества гарантирующим безопасность способом. Часто испытывающий злость участник не позволяет себе вербально выразить свои чувства или же не осознает, что он злится (возможно, вместо этого он жалуется на внезапную головную боль или боль в животе). На этот случай ведущий должен иметь в своем распоряжении набор интерактивных игр, которые допускают телесное выражение злости социально безвредным способом. Благодаря этому не только происходит отреагирование сильных чувств, но и лучшее понимание их причин и возможность принятия подобных чувств в будущем. Однако вначале ведущий должен принять некоторые меры предосторожности: · оба участника должны быть готовы участвовать в эксперименте и хороню чувствовать себя физически; · участники договариваются о сигнале, который означает окончание борьбы; · пол в комнате должен быть покрыт ковром или гимнастическими матами; · украшения, очки и т. п. участникам нужно снять; · остальные члены группы становятся вокруг основных участников, ограждая их тем самым от ударов о стены, стулья и т. п. «Датский бокс» Это мягкий вариант конфликтной техники. Он особенно полезен для участников, которым тяжело выдерживать физическую близость и проявление силы со стороны партнера. Эта игра также очень эффективна в работе с разнополыми парами и с парами, в которых один из партнеров обладает физическим недостатком. (Описание процедуры см. на стр. 102.) «Толкалки» Эта игра по сравнению с предыдущей создает ситуацию большего физического контакта и больших возможностей для самовыражения. В ней участники могут смотреть друг на друга и наступать на партнера всем телом. Они могут издавать разнообразные звуки и шумы или даже произносить отдельные слова и краткие предложения. Если оба партнера действительно вовлечены в игру, толкание приводит к сильному облегчению, и, как правило, после нее участники переживают приятное чувство близости к партнеру. Полностью выраженная злость, как показано на практике, не разъединяет партнеров, а улучшает их контакт друг с другом. (Описание игры см. на стр. 102.) «Индейский армрестлинг» Эта игра представляет собой наиболее интенсивный вариант противоборства. В ней участники тоже смотрят в глаза друг другу и могут издавать звуки и шумы. Но противоборство в ней предполагает активизацию всех физических сил. Кроме того, участники находятся в исключительной близости друг к другу. Мужчины особенно радуются этой процедуре, которая, если борьба была честной и напряженной, приносит облегчение как участникам, так и зрителям. Вопрос о том, кто выиграл, как правило, становится несущественным. Важно, что каждый выразил себя. После окончания игры партнеры уважают друг друга и ощущают свою взаимосвязанность. Часто они говорят друг другу слова, которые в обычном случае (без подобной близости) никогда бы не были произнесены. Для женщин, которые культурально обделены в физическом выражении агрессии, игра «Индейский армрестлинг» — прекрасная возможность поиграть с этой частью своей личности. Нередко обе участницы чувствуют после борьбы такую симпатию друг к другу, что выражают ее во взаимных объятиях. Важно, чтобы остальные члены группы не просто наблюдали за происходящим, но и выразили свои мысли и чувства, после чего группа кратко обсудила бы происходящее. (Описание игры см. на стр. 102.) Игры с обратной связью В ходе работы группы постоянно возникают ситуации, когда участнику нужна обратная связь, чтобы он мог более реалистично оценить, как он выглядит со стороны и как другие реагируют на его поведение. Ведущий может воспользоваться рядом интерактивных игр, которые без труда можно превратить в полезную участнику интервенцию. Часто участник чувствует себя подавленным и удрученным, если ему пришлось выслушать множество критических замечаний. Чтобы восстановить его душевное равновесие, ведущий может предложить игру «Уважение и принятие». «Уважение и принятие» Каждый член группы сообщает основному участнику, за что он его уважает, что он в нем ценит. Это может стать исключительно трогательным и конструктивным опытом для тех, кто впервые ощущает, что его могут уважать и принимать самого по себе.
К похожей ситуации приводит игра «Комплименты». «Комплименты» В игре все члены группы также слышат от других исключительно позитивные реакции, комплименты. (Описание процедуры см. на стр. 36.) Воздействие обеих интервенций будет эффективным, если ведущий выберет для них правильный момент времени — когда группа сплочена настолько, что для каждого из участников полученная им от остальных позитивная обратная связь эмоционально значима. В других ситуациях более разумно дать возможность выражению критической обратной связи. Это нужно прежде всего тогда, когда у кого-то существуют иллюзии относительно его воздействия на других и он склонен игнорировать критические высказывания. «Горячий стул» Ведущий может спросить участника, заинтересован ли он в том, чтобы хоть раз получить обратную связь от группы, не комментируя ее. Нужно быть готовым и к критике. (Описание процедуры см. на стр. 76.) В качестве основы вмешательства годится индивидуализированный вариант игры «Долгая прекрасная жизнь» (см. на стр. 51). Если же проблема в том, что какой-то участник опасается выразить обратную связь в отношении других, то игра «Волшебная палочка» предоставляет ему для этого прекрасную возможность. «Волшебная палочка» Ведущий обращается к одному из участников и говорит ему: «Представь себе, что у тебя есть волшебная палочка, с помощью которой ты можешь изменить любого здесь присутствующего человека — можно изменить его внешний вид, профессию, возраст, семейное положение и т. п. Для этого ты берешь человека за руку и говоришь: "Я хотел бы, чтобы ты был всегда веселым и никогда не был таким грустным". Тот должен продемонстрировать такое поведение, которое ты от него ожидаешь. Никакие "не могу" не принимаются. Ты можешь проделать эту процедуру с любыми тремя людьми из нашей группы». В других ситуациях обратная связь выражается отдельным участником по отношению к группе — он сообщает, как он воспринимает группу, в особенности ее социальную структуру. В этом случае хорошо работает игра «Комната восковых фигур». «Комната восковых фигур» Один участник делает из группы «Комнату восковых фигур». Он может придавать людям различное положение, может сцеплять их друг с другом. В конце концов он сам занимает то положение, которое считает нужным.
После окончания процедуры вся группа обсуждает происходящее.
Литература АВТ С. С, Ernste Spiele, Köln 1971. ANTONS К., Praxis denn Gruppendynamik, Göttingen 1973. ARGYLE M., Soziale Interaction, Köln 1972. ARGYRIS C., On the future of Laboratory Education, JABS 1967, № 3. BACH G. R., Intensive group Psychotherapy, New York, 1954. BENNIS W. G., Änderung des Sozialverhaltens, Stuttgart, 1975. BORTON T., Reach, Touch and Teach, New York, 1979. BORTON T. u.a., Emotionales und soziales Lernen in der Schule, München 1976. BROCHER Т., Gruppendynamik und Erwachsenenbildung. BUCHINGER K. u.a., Gruppe und Bildung, Berlin 1975. CATHCART R. S. u.a., Small Group Communication, Dubuque 1974. COHN R. C, Von der Psychoanalyse zur Themenzentrierten Interaction, Stuttgart 1975. FATZER G., Ganzheitliches Lernen. Humanistische Pädagogik und Organisationsentwicklung, Paderborn 1986. GENSER В., VOPEL K., Lernen in der Gruppe. Theorie und Praxis der TZI, Hamburg 1972. GIBB J. R., Climate for Trust Formation. In: Bradford, L., T‑Group and Laboratory Method, 1964. GIBB J. R., The Effect of Human Relations Training. In: Bergin, Handbook of Psychotherapy and Behavior Change, New York 1970. GORDON Th., Familienkonferenz, Hamburg 1980. GORDON Th., Lehrer/ Schuler-Konferenz, Hamburg 1981. GORDON Th., Managerkonferenz, Hamburg 1982. GORDON A. K., Games for Growth, Palo Alto 1972. HUXLEY L., You are not the Target, New York 1963. JAMES M. u.a., Spontan leben, Hamburg 1974. KLIEMANN P., Ehrenamtliche Mitarbeiter, Stuttgart 1983. KROGER M., Themenzentrierte Seelsorge (erw. Neuauflage), Stuttgart 1983. LANGMAACK B., BRAUNE-KRICKAU M., Wie der Gruppe laufen lernt, Weinheim 1987. LEONHARD G. В., Erziehung durch Faszination, München 1971. LEWIS H. R., Spiele, die glücklich machen, Bergisch Gladbach 1973. LIBERMAN M., Encounter Groups, First Facts, New York 1973. MALAMUD D. u.a., Toward Self-Understanding, Springfield 1963. NTL-institute for Applied Behavioral Science (Eds.), Laboratories in Human Relations Training, Washington D.C., 1971. PERLS F., Gestalt-Therapie in Action, Stuttgart 1975. PETZOLD H., BROWN G., Gestaltpädagogik, München 1977. PETZOLD H., FRUHMANN R., Modelle der gruppe in der Psychotherapie, Paderborn 1986. POLSTER E., Gestalttherapie, München 1975. PFEIFFER J. W., JONES J. E., Handbook of Structured Experiences, Vol.14, Iowa 1969 ff. RASER J. R., Simulation and Society, Boston 1968. ROGERS С R., Lernen in Freiheit, München 1974. SBANDI P., Gruppenpsychologie, München 1973. SCHULZ V., THUN J. O., Miteinander reden, Hamburg 1988. SCHUTZ W. C., Freude, Hamburg 1971. SCHWABISCH L., SIEMS M., Anleitung zum sozialen Lernen, Hamburg 1974. STEVENS J. O., Kunst der Wahrnehmung, München 1983. STOLLBERG D., Lernen, weil es Freude macht. Einführung in die TZI, München 1982. VOPEL К. W., KIRSTEN R., Kommunikation und Kooperation.5, Auflage, München 1982. VOPEL K. W., Interaktionsspiele, Teil 1 bis 6,7. Auflage, Hamburg 1994. VOPEL K. W., Interaktionsspiele für Kinder, Teil 1 bis 4,6. Auflage, Salzhausen 1994. VOPEL K. W., Interaktionsspiele für Jugendliche, Teil 1 bis 4,5. Auflage, Salzhausen 1994. VOPEL K. W., Anfangsphase Teil 1 u.2, Hamburg 1984. VOPEL K. W., Anwarmspiele, 5. Auflage, Salzhausen 1994. VOPEL K. W., Materialen für Gruppenleiter, Teil 1 bis 8, Hamburg O.J. VOPEL K. W., Störungen, Blockaden, Krisen, Hamburg 1984. VOPEL K. W., Metaphorische Aktionen, 2. Auflage, Salzhausen 1993. VOPEL K. W., Lernstrategien und Experimente für Beratung, Training und Therapie, Teil 1-3. (1) Sich mitteilen lernen (2) Sich gesund erhalten (3) Enge persönliche Beziehungen gestalten lernen, Salzhausen 1994. VOPEL K. W., Themenzentriertes Teamtraining, Teil 1-4. (1) Die Unternehmenskultur (2) Die Team-Mitglieder (3) Interaction im Team (4) Aufgaben und Projekte, Salzhausen 1994.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.42 (0.009 с.) |