Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная дума 1-го и 2-го созывов.

Поиск

3.7.1. Избирательный закон 1905 г. значительно расширил круг избирателей по сравнению с булыгинским проектом, но охватывал лишь небольшую часть жителей России, а, главное выборы были неравными и многоступенчатыми.

- По 1-й курии, обеспечивавшей 32% выборщиков для непосредственного избрания депутатов, от 2 тыс. крупных землевладельцев избирался один выборщик. Мелкие землевладельцы, в том числе крестьяне, владевшие землей на частном праве, должны были складывать свои имения, избирая одного выборщика от каждых совокупных 100-500 дес. (в зависимости от губернии).

- По 2-й (22% выборщиков) - одного выборщика избирали 4 тыс. владельцев городской недвижимости, торговых и промышленных заведений, государственных чиновников, квартиронанимателей.

- По 3-й - один выборщик от 30 тыс. крестьян (43%).

- По новой (по сравнению с земским выборами) 4-й курии - один выборщик от 90 тыс. рабочих (3%).

Непосредственное избрание депутатов производилось затем выборщиками на губернских избирательных собраниях. Кроме того, в 20 крупнейших городах выборщики от 2 и 4-й курий вместе участвовали в городских избирательных собраниях, а крестьянские выборщики избирали сверх того еще по 1 депутату от губернии. Если избиратель отвечал требованиям более, чем одной курии, он имел право участвовать в выборах дважды или трижды.

Не имели избирательных права военные, полицейские, учащиеся, женщины, кочевые народы, а также осужденные и подследственные.

3.7.2. Кроме указанных ограничений, в противовес Думе Государственный совет был превращен в верхнюю палату российского парламента. Половина членов Госсовета назначалась императором, половина избиралась от Академии наук, духовенства, дворянских собраний, земств, предпринимательских организаций.

3.7.3. В 1-й Государственной думе (апрель-июль 1906), выборы в которую бойкотировали социал-демократы, эсеры и ВКС, руководящая роль принадлежала кадетам - самой большой партии. Второе место занимала трудовая группа - возникшая в Думе фракция, выражавшая взгляды левых, прежде всего эсеров и ВКС. Главным в 1-й Думе явился аграрный вопрос. Предложенные кадетами и трудовиками проекты предлагали (на разных условиях) принудительное отчуждение помещичьей земли.

Дума, посягнувшая на дворянские земли, была распущена в начале июля. Часть депутатов во главе с кадетами приняла Выборгское воззвание, призвавшее к пассивному протесту - неуплате налогов, отказу от службы в армии и т.д.

3.7.4. 2-я Государственная дума (февраль-июнь 1907 г.). В условиях затухавшего, хотя и непрекратившегося революционного движения Сенат, имевший право толкования законов, своими разъяснениями ограничил избирательные права низших слоев городских избирателей и крестьян.

Принявшие участие в выборах неонародники и социал-демократы получили 43% мест. Кадеты, октябристы и другие либералы - 45%. Среди депутатов появились черносотенцы (4%), а председательствовавшие кадеты смягчили требования. Хотя кадеты несколько ослабили нажим на правительство, перейдя к бережению Думы, нижняя палата осталась оппозиционной, а основным вопросом - аграрный. Наряду с другими был выдвинут радикальный законопроект эсеров о социализации земли, собравший 104 подписи (проект 104-х).

Новый премьер-министр П.А. Столыпин потребовал санкции на арест социал-демократических депутатов, призывавших с думской трибуны к насильственному свержению самодержавия. Под предлогом участия части депутатов в заговоре, а также затягивания обсуждения законопроектов 3 июня 1907 г. 2-я Дума была распущена.

Существует точка зрения, основанная на мнении Ленина, о переходе либералов после 17 октября 1905 г. в контрреволюционный лагерь.

В то же время, либералы никогда не были приверженцами вооруженной революции, но в 1906 г. значительная их часть, прежде всего кадеты, продолжали бороться, хотя и мирными парламентскими средствами, за осуществление социальной революции, требуя ликвидации самодержавия, отмены сословного строя, отчуждения помещичьей земли и т.д.

3.8. Политика самодержавия и третьеиюньский государственный переворот. Правительство продолжало практиковать жесткие меры. В 1906-1907 гг. 8 месяцев действовали военно-полевые суды для гражданских лиц по законам военного времени с незамедлительным приведением приговора в исполнение. По приговорам таких судов, не принимавших просьбы о помиловании и апелляции, было казнено 1100 чел.).

Репрессии совмещались с вырванными революционным движением уступками в области изменений государственного строя, по крестьянскому и рабочему вопросам.

3.8.1. 23 апреля 1906 г. были опубликованы, подписанные Николаем II Основные государственные законы Российской империи (формально речь шла о новой редакции Свода основных государственных законов, сформированного еще М.М. Сперанским), ограничившие власть царя. Монарх глава государства разделил законодательную власть с парламентом, без которого он не мог принимать законы, сохранив полный контроль над исполнительной властью. Временные правила отменяли предварительную цезуру, разрешали создание обществ и союзов без разрешения властей.

3.8.2. Аграрную проблему власти попытались решить началом реформы (ноябрь 1906), разрушавшей общину и превращавшей крестьянина в частного землевладельца. С августа 1906 г. началась организация продажи казенной земли крестьянам по льготным ценам в рассрочку через Крестьянский банк.

Кроме того крестьяне были уравнены в некоторых правах с другими сословиями, ограничен произвол земских начальников. Крестьяне (как и мещане) получили свободу передвижения после отмены в октябре 1906 г. правила об обязательном получении ими вида на жительство в случае отлучки с места постоянного проживания.

3.8.3. Рабочий вопрос. В 1905-1906 гг. Временными правилами были разрешено создание профсоюзов, а также, формально, проведение рабочих собраний и экономических забастовок.

3.8.4. Третьеиюньский государственный переворот. В 1907 г., когда нажим революции несколько ослаб, самодержавие совершило государственный переворот. В ночь на 3 июня 1907 г. власти приступили к массовым арестам. Сам по себе разгон 2-й Думы не противоречил законодательству, но выпуск Указа об изменении избирательного закона от 3 июля нарушил Основные законы, так как был принят без согласия праламента. Революция закончилась. Возникла Третьеиюньская монархия.

ВЫВОДЫ

4.1. Причины поражения революции.

4.1.1. Рабочие, крестьяне, интеллигенция и другие революционные слои выступили недостаточно активно для свержения самодержавия. Движения различных движущих сил революции было разрозненным.

4.1.2. Армия, несмотря на 437 (в том числе 106 вооруженных) антиправительственных выступлений солдат и матросов в целом осталась на стороне царского режима.

4. 1.3. Либеральное движение и социальные слои, на которые оно опиралось, после Манифеста 17 октября питали иллюзии о возможности достижения своих целей мирными, в том числе парламентскими, средствами и выступали вместе с рабочими и крестьянами лишь до осени 1905 г.

4.1.4. Недостаточный размах приняло национально-освободительное движение.

4.1.5. Самодержавие еще сохранило запас прочности.

4.1.6. В целом, социальные, политические противоречия обострились в недостаточной степени, чтобы привести к всенародному восстанию.

4.2. Характер революции можно определить как

2.1. буржуазный, так как целью являлось ликвидация пережитков феодализма в политической и социально-экономической сферах и установление буржуазного общественного строя;

2.2. демократический, поскольку революция представляла собой движение широких народных масс, боровшихся, к тому же, за установление демократических порядков;

2.3. аграрный, в связи с центральным вопросом, первенство которого осознавали все политические силы страны. В 1905-1907 гг. в стране произошло 26 тыс. крестьянских волнений, сожжено и разграблено было свыше 2 тыс. помещичьих имений (по новым данным, нападению подверглись около 6 тыс. имений). Оставаясь разрозненными, неорганизованными, выступления крестьян в то же время ясно показали, что главную опасность для режима представляет нерешенный аграрный вопрос.

Особенности революции.

4.3.1. Совмещение эпох, когда крестьянский вопрос еще не был решен, а рабочий - уже остро встал на повестку дня, было неизвестно в Западной Европе. Специфика России обусловила совпадение по времени широчайшего аграрного движения и массовых выступлений рабочего класса, проявившего вместе с интеллигенцией наивысшую активность.

4.3.2. Методы революционной борьбы в России формировались под воздействием одной из наиболее активных социальных групп - пролетариата. В периоды подъема революции многие общественные силы (интеллигенция, крестьяне и т.д.), участвовавшие в революционной борьбе, применяли забастовки, типичное средство борьбы рабочего класса. Такой особенностью обладала прежде всего Октябрьская политическая стачка 1905 г., когда в стачке приняли участие не только врачи, учителя, инженеры и пр., но и часть государственных чиновников.

4.3.3. Позиция буржуазии. В странах Западной Европы буржуазия возглавила в свое время борьбу за создание буржуазного политического и общественного строя.

Исторические особенности социально-экономического и социально-политического развития России, в том числе активное участие государства в индустриализации, зависимость тяжелой промышленности от государственных заказов и субсидий, политическое и гражданское бесправие предпринимателей в условиях нараставшей борьбы рабочих, традиционализм части предпринимателей и другие взаимодействовавшие факторы обусловили неустойчивость, политическую робость крупных предпринимателей в выдвижении и отстаивании своих требований, боязнь подъема рабочего движения.

4.4. Итоги. Революция, в целом, потерпела поражение, поскольку самодержавие не было свергнуто, но революционные массы добились значительных результатов.

4.4.1. Революция принесла облегчение крестьянам, переставшим выплачивать выкупные платежи, получившим право выхода из общины. Несколько сократились полуфеодальные методы эксплуатации крестьян. Сокращены были сословные ограничения крестьян.

Началось проведение аграрной реформы.

4.4.2. Рабочие получили (по крайней мере юридически) право создавать профсоюзы, проводить экономические стачки, повысилась их заработная плата, сократился рабочий день.

4.4.3. В некоторой ограниченной степени реализовались гражданские свободы, была отменена предварительная цензура. В 1906 г.

4.4.4. Главными со общественно-политическими завоеваниями революции стали

  • двухпалатный парламент (хотя и избираемый на основе недемократичного закона), ограничивший законодательную власть императора и
  • Основные государственные законы, которым должен был подчиняться и монарх, не имевший права изменить их без согласия парламента.

4.4.4. Но главные вопросы революции не были решены так, как этого требовали широкие массы. Общественный строй и государственное устройство не были изменены радикально. Классы и группировки, правившие раньше, остались у власти.

4.4.5. В условиях нерешенности основных вопросов, поставленных революционными массами, рабочие, крестьяне, интеллигенция получили очень серьезный опыт борьбы. Здесь были важны не столько навыки, полученные в 1905-1907 гг., сколько сам факт отстаивания своих требований активными средствами.

В этой ситуации стал неизбежным новый революционный натиск.

4.4. Значение. 1905-1907 гг. показали, какие потрясения, страдания и жертвы несет революция. В то же время события тех лет убедительно продемонстрировали, что уступок от самодержавия можно добиться лишь путем широкого революционного движения, в том числе с массовым применением насильственных методов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Опишите основные этапы первой российской революции.
  2. 9 января 1905 г. рабочие Петрограда несли к Зимнему дворцу петицию со следующими политическими требованиями: свобода слова, печати, собраний, союзов, отмена выкупных платежей, созыв Учредительного собрания, ответственность министров перед народом, прекращение войны с Японией. Подумайте, интересы каких социальных слоев российского общества выражали петроградские рабочие.
  3. Как вы думаете, почему крестьянское движение началось несколько позже рабочего и позже достигло своего апогея?
  4. Как вы думаете, почему в крестьянских выступлениях против помещиков участвовала вся община от бедных до богатых?
  5. Почему крестьяне сами назвали свои восстания грабежками?
  6. Какую роль в революции играло рабочее движение? Крестьянское движение? Общедемократическое движение?
  7. Сопоставьте основные положения партийных программ кадетов и октябристов. К каким политическим направлениям или направлению можно отнести эти партии, судя по их программам?
  8. Какую роль в революции играло думское движение? Почему I и II Думы оказались оппозиционными по отношению к правительству? Была ли возможность компромисса Думы периода 1906-1907 гг. и самодержавия?
  9. Изучите приведенные в хрестоматии выдержки из Основных законов Российской империи. Подумайте, стала ли Россия конституционной монархией? Аргументируйте свой ответ?
  10. Сопоставьте завоевания первой российской революции и те ее требования, которые не были достигнуты. Как вы считаете, победила ли революция или потерпела поражение? Почему?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Большевики // Политические партии России. Конец XIX-первая треть XX века. Энциклопедия. - М., 1996. - С. 78-79;
  2. История политических партий России / Под ред. А.И. Зевелева. - М., 1994.
  3. Конституционно-демократическая партия // Политические партии России. Конец XIX-первая треть XX века. Энциклопедия. - М., 1996. - С. 267-268;
  4. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - М., 1993. - Гл. 18. - Раздел 1;
  5. Партия социалистов-революционеров // Политические партии России. Конец XIX-первая треть XX века. Энциклопедия. - М., 1996. - С. 433-438;
  6. Российская социал-демократическая партия // Политические партии России. Конец XIX-первая треть XX века. - М., 1996. - С. 516-519.
  7. С.Ю. Витте // Российские реформаторы XIX-начало XX в. - М., 1995;
  8. Союз 17 октября // Политические партии России. Конец XIX-первая треть XX века. Энциклопедия. - М., 1996. - С. 579-580;

Степанов С.А. Черная сотня в России / 1905-1914 гг. - М., 1992. - С. 86-161;

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.163.120 (0.011 с.)