Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как мозг человека отличает себя от других.
Как и во многих других случаях, которые в повседневной жизни представляются нам совершенно естественными, так и в вопросе о самоидентификации установление различий между собой и другими) речь идет о способности, о которой мы начинаем задумываться лишь тогда, когда человек утрачивает ее. Такая утрата происходит при некоторых психических заболеваниях, например в состояниях помешательства, невменяемости под воздействием наркотиков или у людей, страдающих психозом. В этой связи возникает еще один аспект уже рассмотренного нами вопроса: если одни и те же нейрональные форматы содают представления о нас самих и о других людях, то что в таком случае позволяет нам или нашему мозгу установить различие? Что защищает нас от диффузии идентичности, при которой восприятие себя самого и восприятие других людей смешиваются друг с другом? Современная нейробиология уже много лет пытается выяснить этот вопрос. В настоящее время уже появились первые ответы на него. Проблема различения мозгом себя и других полностью еще не изучена, но данные, представленные группой исследователей под руководством Джина Дисети, говорят о следующем. Представления человека о себе самом и создаваемые им образы других людей размещаются его мозгом в разных полушариях. Если человек сам планирует, намеревается выполнить или выполняет какое-то действие, то управление берет на себя левое полушарие головного мозга. Собственные действия репрезентируются в левом полушарии. Представления о других людях репрезентируются в правом полушарии. Хотя в «коллекции» правого полушария происходит также репрезентация собственного организма, но только до тех пор, пока сам человек не действует. Как только сам человек становится субъектом действия, в игру вступает левое полушарие. Потребовались очень сложные эксперименты, позволившие подойти к решению этой проблемы. Совсем не так просто, как может показаться на первый взгляд, разработать для испытуемого, находящегося в камере ЯМР-томографа, экспериментальные ситуации, которые помогают установить, активность какой части головного мозга характерна для ситуации «Я сам — тот человек, который действует», и какие отделы мозга активизируются в ситуации «Другой человек действует». Одному испытуемому было предложено, например, воспроизвести движения пальцев рук другого человека, демонстрируемые на мониторе. Эта ситуация, означающая «имитировать что-то, но я действую», привела к активизации левого полушария, а именно — как и ожидалось — нижней премоторной и нижней теменной областей коры головного мозга, то есть зон, в которых расположены командные нейроны и нейроны ощущений.[54]
В рамках другого эксперимента лежащий в камере томографа испытуемый должен был произвольно двигать пальцами, а другой человек должен был имитировать эти движения. Находящийся в томографе участник мог видеть на мониторе, как другой человек повторяет его движения. Эта ситуация, которая означает «Имитировать что-то, но действует другой человек» вызвала активизацию правого полушария, а именно: снова нижней премоторной и нижней теменной областей кортекса.[55] Только в том случае, когда сам человек выступает в качестве субъекта действия, активизируются сети нервных клеток левого полушария. Такая избирательная активизация левого полушария, очевидно, служит и для обратной связи: по ней мозг «распознает», что сейчас речь идет о самом себе. А правое полушарие, вероятно, является запоминающим устройством общей репрезентации людей. Различие между самим собой и другими может нарушаться. При отсутствии важного участка правого полушария[56], например из-за полученной травмы, не могут создаваться представления, связанные с телом. У таких пациентов наблюдаются нарушения восприятия как тела других людей, так и своего собственного. Если же с помощью электростимуляции активировать важный участок правого полушария[57]у здорового человека, то это вызовет у него интенсивное представление о собственном теле, но при отсутствии ощущения самого себя; собственное тело человек воспринимает скорее как бы со стороны.[58] Это можно сравнить с той ситуацией, в которой оказываются люди, находящиеся под действием наркотиков или страдающие психозом. У них иногда возникает впечатление, что их тело активно, но не подчиняется им.[59]И фактически у таких пациентов наблюдается сильная активность теменной области правого полушария.
Почему мы делаем не только то, что наблюдаем у других
Имитация действий и способов поведения, наблюдаемых у других, является основным побуждением человека, за которое отвечают зеркальные нейроны. У младенцев и детей младшего возраста это побуждение реализуется совершенно беспрепятственно: все, что они видят, наблюдая за референтными лицами, они пытаются имитировать интуитивно и непроизвольно. Имитационное поведение является для ребенка не только первой возможностью коммуникации, с помощью такого поведения он приобретает и первый жизненный опыт. Примерно после полутора лет жизни в силу достигнутой к этому времени нейробиологической зрелости начинают работать механизмы сдерживания, которые в последующие годы все сильнее контролируют склонность к имитации. В развитии способности контролировать интуитивные явления зеркального отражения и имитации решающую роль играют определенные зоны лобной доли головного мозга. Доказательством этого является то, что люди с нарушениями функции или травмами этих зон часто возвращаются в своем поведении к примитивным имитационным моделям. Такой же синдром наблюдается иногда и у людей, страдающих психозом.[60] Но и после выхода человека из детского возраста имитация остается основной тенденцией в его поведении. Это можно наблюдать в различных повседневных способах поведения, которые были всесторонне изучены наукой. Мы бессознательно копируем физические действия других людей, особенно если они вызывают у нас симпатию или мы «настраиваемся» на кого-то. Мы зеваем, когда зевают другие, мы невольно зеркально отражаем выражение лица собеседника и копируем некоторые элементы его поведения, например почесывая голову, кладя ногу на ногу и т. п. И время от времени совершенно здоровые взрослые люди попадают в определенные «состояния», когда механизмы контроля над зеркальными нейронами почти перестают функционировать. Одним из таких «состояний» является, например, любовь.
Выводы
Наш мозг обладает фондом внутренних образов действующих и чувствующих людей. Эта коллекция, по-видимому, находится в правом полушарии головного мозга. Фрагменты типичных последовательностей действий и ощущений, которые активизируются, когда мы видим или воспринимаем другого человека, могут складываться во внутреннюю репрезентацию этого человека. Представления о собственном теле — пока оно не действует — также находятся в правом полушарии. Здесь, в правом полушарии мозга, совокупный образ или репрезентация человека формируется, по всей видимости, в нижнем отделе теменной области коры головного мозга. Исследования говорят о том, что в правом полушарии наш мозг аккумулирует ощущения, которые проявляются или подразумеваются в рамках типичных ситуаций. При этом правое полушарие не делает пока различия между собственным «я» и другими. Если сам человек выступает в качестве субъекта действия, то включаются соответствующие центры левого полушария. Наличие общего фонда представлений о действиях, связанных с телом, является предпосылкой того, что мы интуитивно воспринимаем друг друга как людей среди людей и способны понимать наши действия, цели и ощущения интуитивно, то есть до интеллектуально-аналитического обдумывания. Как только какой-либо человек попадает в поле нашего восприятия, он начинает играть в нашем мозге на этой клавиатуре.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.123.80 (0.005 с.) |