Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие гуманистических тенденций в педагогической теории Дистервега.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Дистервег выступил с защитой идеи общечеловеческого воспитания. Задача школы заключается, по его мнению, в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан. Важнейшим принципом воспитания Дистервег считал природосообразность. Природосообразность воспитания — это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления. Большой заслугой. В дополнение к принципу природосообразности Дистервег выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. Он писал, что «при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился ч-к». Эти принципы воспитания являются ядром педагогической теории Дистервега. Идеей их соотношения проникнута возрастная периодизация развития и воспитания детей, где выделены три периода: 1) до 9 лет - господство ощущений, 2) 9-14 лет- господство памяти, формирование абстрактного мышления, 3) свыше 14 лет - господство разума, преобладает рассудочная деятельность, вооружение мыслительными операциями. Одним из основных требований, которые современная действительность выдвигает перед воспитанием, должно быть, по мнению Дистервега. развитие в детях самодеятельности. Высшую цель воспитания Дистервег определял как “самодеятельность на служении истине, красоте и добру”. В отличие от Гербарта он считал, что истина, добро и красота являются исторически меняющимися понятиями. Как и Песталоцци, Дистервег полагал, что главной задачей обучения является__развитие умственных сил и способностей детей. Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. Каждый учебный предмет наряду с его образовательной ценностью имеет еще и нравственное значение. Большое место отводил Дистервег в образовании детей отечественной истории и географии, родному языку и литературе. Особенно высоко ценил он естественные и математические науки. В начальной школе, по мнению Дистервега, необходимо уделять основное внимание привитию навыков самостоятельно работать над усвоением учебного материала. Учитель должен обратить особое внимание на развитие всех органов чувств. Дистервег требовал расширить учебный план начальной школы, включив в него естествознание, начатки физики, практической геометрии, географии. Он был горячим защитником реального образования и осуждал современные ему классические гимназии. Дистервег создал основы теории развивающего обучения. Обучение призвано развить силу ума, внимание, речь, память, воображение, мышения 20. Сущность педагогической теории И.Ф.Гербарта и его педагогическая система. Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841):Вся умственная жизнь человека зависит, по Гербарту. от первоначальных представлений. Гербарт считал, что цель воспитания заключается в формировании добродетельного человека. Процесс воспитания Гербарт делит на три раздела: управление, обучение и нравственное воспитание. Управление имеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в процессе воспитания. Первое средство управления-- это угроза. И. наконец, большое место среди средств управления детьми Гербарт отводит наказаниям. Система различных наказаний была детально разработана Гербартом. она широко применялась в немецких и русских гимназиях, французских лицеях. Вся система управления детьми, построена у Герберта на насилии и дрессировке. Обучение должно основываться на многосторонности интересов. Одна из важнейших задач образования заключается у Гербарта в возбуждении многостороннего интереса путем изучения различных учебных предметов. Поэтому учащимся следует, по его мнению, дать все усложняющийся крут гуманитарных знаний, сконцентрированных вокруг истории и литературы древних народов. Гербарт высоко ценил древние языки и математику, причем математику как средство развития мышления. Он предлагал создать следующие типы школ: элементарную, городскую и гимназию. В реальной школе, по его мнению, должны учиться те. кто будет заниматься торговлей, промышленностью, ремеслом. Для тех же. кто предназначался для умственных занятий, руководства и управления, Гербарт рекомендоват классическое образование. Многостороннее образование, писал Гербарт, должно быть цельным и единым. Гербарт разработал теорию ступеней обучения, ставшую широко известной среди педагогов всех стран. Он сделал попытку привести обучение в соответствие с законами психической деятельности ребенка. Процесс обучения, по Гербарту. обязательно проходит через углубление в изучаемый материал (углубление) и углубление учащегося в самого себя (осознание). Отсюда следуют четыре ступени обучения, которые Гербарт назвал: I) ясность. 2(ассоциация. 3) система, 4) метод. Первая ступень — ясность — это углубление в состоянии покоя. Вторая ступень — ассоциация — это углубление в состоянии движения. Третья ступень — система — это осознание в состоянии покоя. Четвертая ступень — метод— это осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам. Принципы нравственного воспитания у Гербарта противоположны принципам управления. Там подавляются проявления воли и сознания ребенка. А в системе нравственного воспитания все методы должны иметь опору в том хорошем, что уже имеется у воспитанника. Воспитатель обязан найти у воспитанника, даже испорченного, хорошие черты. К средствам нравственного воспитания Гербарт относил: 1. Удерживать воспитанника (этому служит управление детьми). 2. Определять воспитанника, г. е. поставить ребенка в такие условия, при которых он из собственного опыта поймет, что «непослушание ведет к тяжелым переживаниям».3. Устанавливать четкие правила поведения. 4. Поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность” 5. «Волновать» душу ребенка одобрением и порицанием.6. указывать на его промахи, исправлять их. Гербарт требовал установления непререкаемого авторитета воспитателя. Все эти высказывания являются ярким выражением консервативного характера гербартиан-ской теории. Широкое распространение получила созданная Гербартом система управления ДЕТЬМИ направленная на подавление их самостоятельности и беспрекословное подчинение взрослым. В то же время Гербарт много сделал для разработки педагогики как научной дисциплины, научной терминологии.
Вопросы воспитания в социальных учениях Запада во 2 половине 19 и.(Оуэн. Маркс. Энгельс) Конец 18-19вв. были весьма значительным для развития школьного дела в Европе и для становления педагогической науки в собственном смысле этого понятия. Этому способствовали серьёзные изменения в жизни общества, связанные с бурными развитием промышленности, потребовавшей от всех участников производства нового уровня и содержания образованности. Законоы об обязательном начальном образовании. Роберт 0уэн (771-1858): Особенностью учебно-воспитательных учреждений 0. было отсутствие в них традиционного религиозного обучения. Стремясь к просвещению народа,0. требовал введения всеобщего начального обучения, отстранения духовенства и церкви от влияния на школу. В 1813 г. О. выпускает свой труд «Новый взгляд на общество, или опыт об образовании человеческого характера». О. полагал, что если изменить условия среды и воспитания, то можно сформировать любой хар-тер. Но это учение рассматривало чела как пассивный продукт среды. Маркс и Ф.Энгельс установили, что люди - активные участники истории. которые в процессе революционной практики изменяют общественные отношения и одновременно свою собственную природу. Оуэн считал, что воспитание в новом, коммунистическом обществе будет всесторонним. Иначе будет поставлено и нравственное воспитание: оно будет осуществляться в духе коллективизма. Роберт Оуэн первый обосновал и реализовал идею общественного воспитания ДЕТЕЙ С ПЕРВЫХ ЛЕТ ИХ ЖИЗНИ И СОЗДАЛ ПЕРВОЕ В МИРЕ ДОШКОЛЬНОЕ учреждениё для" детей пролетариата. К.Маркс и Ф. Энгельс. Учение М. и Э. дало возможность выявить социальную природу воспитания и его классово- исторический характер. В «Манифесте Коммунистической партии» М и Э показали, что воспитание определяется общественными отношениями; они выяснили, что цели и задачи воспитания, его содержание и методы изменяются в различные эпохи. На основании изучения огромного фактического материала Э в работе «Положение рабочего класса в Англии», М. в «Капитале» дали подлинную картину всех сторон воспитания, которое получают дети рабочих в капиталистическом обществе. М. поставил на 1 место умственное воспитание. Наука для М. была, "исторически движущей, революционной силой. Э. выдвинул требование последовательного, систематичного обучения. Э. требовал глубокого и серьёзного изучения каждой науки. Знания приобретают путём настойчивого, упорного труда. Физическое восп-е.Человек должен получить надлежащее физическое воспитание. М. в «Капитале» неоднократно,«подчёркивал значение гимнастики как средства воспитания, большое значение он придавал и военным упражнениям. В статье «Может ли Европа разоружиться» Э. обстоятельно освещал вопрос о физическом воспитании молодёжи. Основоположники марксизма, выступая за разностороннее физическое воспитание, стремились создать крепкое, сильное поколение пролетариата, которое во время грядущих революционных боёв сумеет добиться решающих побед, бороться против контрреволюции. Нравственное воспитание. Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения находит решение в сущности морали. М и Э установили, что мораль есть продукт исторического развития. В условиях классового общества мораль носит классовый характер. В 1 «Манифесте...» Для коммуниста самое важное - выступить против сложившегося положения и изменить это положение. Важнейшей чертой новой морали М и Э считают коллективизм. Только в коллективе получит индивидуум: средства, дающие ему возможность всестороннего развития, и только в коллективе возможна личная свобода. Рабочий класс борется за высокие идеалы коммунизма, несущие счастья всему человечеству. Только ком-кое воспитание - подлинно нравственное воспитание.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.70 (0.008 с.) |