Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Предмет, задачи и методы юридической психологии. История ее развития.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Юридическая психология - раздел психологической науки изучающий закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений. Само понятие психологии как науки о разнообразном поведении человека было не востребовано с точки зрения любой религиозной доктрины в той или иной стране. «Люди разные потому, что так захотели боги (бог) и нет необходимостиискать другие объяснения». Однако, Гиппокра́т (около 460 года до н. э., остров Кос — между 377 и 356 годами до н. э., Ларисса) — знаменитый древнегреческий выделял типы телосложения и душевного склада, что имело практическое значение: установление типа связывалось с диагностикой и выбором методалечения больных, так как по Гиппократу каждый тип предрасположен к определённым заболеваниям. Первым человеком в истории он объяснял разнообразие поведения людей естественными причинами на оснований научных представлений тех лет. Типы личностей по Гиппократу: · Холерик (преобладает желчь в организме)- неуравновешен, вспыльчив, подвижен, неусидчив, смел. · Меланхолик (преобладеет черная желчь)- склонен к переживаниям, сниженному фону настроения, труслив, слезлив, слаб. · Флегматик (преобладает холодная слизь)- уравновешен, холоден, эмоционально беден, расчетлив, рассудителен, медлителен. · Сангвиник (преобладает кровь в организме по сравнению с другими жидкостями)- эмоционален, смел, уравновешен, фон настроения положительный, способен к длительным нагрузкам. Концепция Гиппократа практически без серьёзных изменения дошла до 19 века нашей эры. Бурное развитие экономических отношений в странах Западной Европы привели к необходимости определять мотивы преступных деяний, поведения свидетелей, допросов. Возникла необходимая потребность в экспериментальной психологии и создания доказательной базы психологической экспертизы. Основные усилия были направлены на изучение психологии свидетельских показаний и допроса (А. Бине, Г. Гросс, К. Марбе, В. Штерн и др.), "диагностики причастности" к преступлению (К. Юнг и др.). сихология лишь в XIX столетии выделилась из философии, которая до этого монопольно занималась проблемой человеческой души. В работах известных философов Платона, Сократа, Аристотеля, а позже - Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше центральное место занимает человек, мотивы его поведения, вопросы морали и нравственности, отношение к жизненным явлениям, к самому себе и к окружающим людям. Понятия свободы и воли, эгоцентризма и альтруизма, подчинения и доминирования, терпимости и человеческого достоинства обсуждались в их философских концепциях в контексте сопоставления полярных человеческих проявлений в русле извечно существовавшей проблемы противоборства добра и зла.
Однако с развитием экспериментальных научных исследований в этой области (Вундт, Пиаже, Россолимо, Юнг, Роршах) психология выделяется в самостоятельное научное направление, в котором таким биологическим факторам как индивидуальные различия, половая принадлежность, возрастные особенности придается важное значение. Помимо социально-исторических аспектов бытия, влияющих на формирование человеческой души, ученых начинает занимать проблема преморбида и предиспозиции. К.Юнг подробно описал интроверсию и экстраверсию - важнейшие психологические характеристики индивидуального типа реагировани я, продолжающиеся в социальных аспектах человеческого бытия. Сам он считал, что интровертированность при всех обстоятельствах проявляется тем, что сама личность и субъективные психологические явления ставятся выше объективных явлений окружающего мира, то есть, большая ценность отводится субъекту, а не объекту. При этом объект всегда находится на более низком уровне ценности и имеет второстепенное значение, лишь иногда являясь внешним объективным знаком субъективного содержания, как бы воплощением идеи. Либо он является предметом эмоции, когда самое главное - эмоциональное переживание, а не объект в его реальности. Экстравертированность, напротив, ставит субъект ниже объекта, придавая объекту преобладающую ценность. При этом субъект всегда пользуется второстепенным значением, а субъективное явление воспринимается как мешающий и ненужный придаток объективно происходящего. Отсюда одни - интроверты - рассматривают все под углом зрения своего субъективного понимания, а другие - экстраверты - под углом зрения объективно происходящего. Помимо этого Юнг рассматривал сенсорный и интуитивный типы восприятия в сочетании с интро-экстравертивной направленностью. Наряду с типологическими индивидуальными особенностями Юнг описал архетипы переживания и поведения как имеющие общее с мифологическими типами образы коллективного бессознательного. Если личный образ выражает сугубо индивидуальное бессознательное, то архетип всегда коллективен и является общим для целых народов или эпох. Известный физиолог академик И.П.Павлов (продолжатель идей проф. Сеченова), изучавший закономерности взаимодействия высшей нервной деятельности со всем организмом, также придерживался гиппократовской типологии, перенося обобщенный опыт экспериментального исследования собак на человека. Он экспериментально выделил четыре типа высшей нервной деятельности: в первую очередь - сильный и слабый, из них сильный в трех вариантах - уравновешенный, стабильный и подвижный, а слабый - только один, подвижный. Характеристики силы или слабости сугубо условны и ориентированы на интенсивность электрической активности головного мозга При этом люди с сильным типом ВНД отличаются большей внешней реактивностью, то есть, более бурно и активно реагируют на внешние явления жизни, решительно берутся за дело, любят командовать другими, в то же время они меньше подвержены самоанализу и их отношения с окружающими менее дифференцированы, лишены какой-либо тонкости, меньше проявляется склонность к анализу событий и их обобщению. Напротив, слабый тип значительно больше проявляет склонность к самоанализу, к анализу и обобщению внешней информации, к сомнениям и раздумьям; лица, принадлежащие этому типу, более тонки в общении с людьми, склонны к избеганию конфликтов, но в принятии решений они часто неуверенны в себе, внешне проявляются значительно меньше, психическая энергия в большей степени уходит в переживания и самонаблюдение. Другие известные ученые (Э.Кречмер, Дж.Кеттелл, Г.Айзенк) представляли личность как совокупность черт характера, сопоставляя при этом полярные свойства: тревожность - стабильность, общительность - необщительность, холодность - теплота, оптимистичность - пессимистичность, лидерство - зависимость, радикализм – новаторство. Определяя мотивы поведения и суть переживаний человека, З.Фрейд придает большое значение детскому периоду его жизни, его ранним сексуально недифференцированным эротическим ощущениям, прочности связи с матерью, отношениям с отцом. Личность в понимании Фрейда это - вечная борьба актуальных потребностей человека, его эгоистических тенденций с собственным внутренним сверх-Я, берущим под контроль эти тенденции, когда они противоречат требованиям окружающей среды, социума. Основные структурные компоненты понятия "личность" в трактовке Фрейда - это "Я" человека, которое формируется под воздействием, с одной стороны, его собственного "Оно" (его олицетворяют бессознательные инстинкты, сближающие человека с миром животных), с другой - это требования социума, накладывающие "Табу" на свободное удовлетворение эгоистических потребностей. Если эти запреты интериоризируются (усваиваются) человеком, то поступки, диктуемые бессознательными инстинктами, оттормаживаются, берутся под контроль супер-Эго. Выраженный внутренний конфликт между истинными потребностями и интериоризированными социальными установками индивида, то есть фрустрация, приводит к нервно-психическим нарушениям, которые могут проявляться самым различным образом: депрессией, бессонницей, страхами, физиологическими нарушениями разного рода, неправильным поведением, алкоголизмом, суицидальными тенденциями, вспышками агрессии и др. Так как одной из ведущих потребностей человека является сексуальное влечение, то во главе угла многих проблем невротического и психосоматического круга Фрейд видел неудовлетворенность сексуальной потребности или своеобразие зафиксированных в подсознании человека его ранних (неосознаваемых) эротических переживаний или сексуального опыта.Так, опираясь на типологию Гиппократа-Павлова, исходя из интровертно-экстравертной схемы личности по К.Юнгу, противопоставляя неустойчивый, невротизированный тип устойчивому, стабильному, Г.Айзенк создал типологию индивидных свойств человека в виде ортогональной схемы: интроверсия - экстраверсия, невротизм - стабильность
Методы научного изучения личности: 1. Метод наблюдения (визуализация). 2. Метод опроса (индивидуального, группового). 3. Тестовые методы (вербальные т.е. словесные и не вербальные). 4. Экспериментальные (одиночные, групповые, гендерные). 5. Аппаратные методы (метод функционального МРТ, электроэнцефалография, полиграфические методы, и др.). 6. Метод функционального картирования головного мозга. 7. Гипноз. 8. Изучение документов, в том числе, графологический метод. 9. Комплексный метод психолого-психиатрической экспертизы. 10. Биохимический
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.106.207 (0.006 с.) |