Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идеи филонтропизма И зарождение соц педагогики. Соц-пед опыт Р. Оуэна.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1) После французской бурж. революции 18 в. и промышл. переворота ручной труд был заменен машинами, что вызвало безработицу, увеличилась эксплуатация рабочих. Капиталист. строй. пришедший на смену феодализму оказался иным, чем его представляли просветители 18 века. Социалисты-утописты Фурье, Сен-Симон, Р. Оуэн критиковали капиталист. строй, говорили, что труд основан на нужде, насилии, угрозе голодной смерти, выдвигали мысль о новом соц. строе, основ. на началах разума, справедливости, где не будет эксплуатации человека. придавали огромное значение воспитанию и окружающей среде, формированию человека, но рассматривали людей как пассивный продукт обстоятельств и воспитания. Р.Оуэн (1771-1958) родился в семье ремесленников и рано начал жить своим трудом. В 20 лет стал руководителем крупного предприятия в Шотландии, где изучал условия жизни и труда рабочих. Он решил улучшить условия жизни и труда рабочих. Сократил рабочий день до 10,5 часов. Увеличил заработную плату, построил новые жилища, запретил привлекать детей моложе 10 лет к работе на фабрике. Создал ряд воспитательных и образовательных учреждений для детей: школа для маленьких детей от года до 6 лет (5-10), включающие в себя ясли, детский сад; начальная школа для детей от 6 до 10 лет и вечерняя школа для подростков – 10-17 лет. В школе для маленьких детей обучали пению. танцам, особое внимание уделялось физическому воспитанию, гимнастике. играм, грамоте учили в процессе бесед о природе, окруж. предметах, явлениях, уделялось внимание эстет. воспитанию. В начальной школе изучали родной язык, арифметику, географию, естествознание, исключали религиозно-догматическое обучение. Важное значение придавалось трудовому воспитанию. Мальчики овладевали приемами ремесленного труда (садоводства), девочки – кройка, шитье, кулинария). В вечерних школах учились подростки, которые работали днем на фабрике. Т.о. осуществлялось соединение обучение с производственным трудом детей. Он считал, что для устранения недостатков в обществе необходимо создать разум. общество, соответ. природе человека. Цель воспитания – воспитание самост. человека, творчески мыслящей личности. 1725 г. – переезд в Америку и создание колонии «Новая Гармония.», где были открыты школы, в кот. давалось системное умственное образование, основ. на научных данных, нравственное воспитание в духе новых норм морали, трудовое и физическое воспитание. Образование сочеталось с физическим, производственным трудом. Воспитание должно носить общественных разносторонний характер. Воспитание должно осуществляться в духе коллективизма. Все члены колонии имели равные права на пищу, одежду, жилище, воспитание. Однако опыт такой колонии в капиталист. Америке был обречен на неудачу. Колонисту не были подготовлены к такому социальному эксперименту. Они стали враждовать друг с другом. В заключение можно сказать, что Р. Оуэн первый обосновал и реализовал идею общественного воспитания детей с первых лет жизни и создал первое в мире дошкольное учреждение для детей пролетариата. Он изгнал из своих воспит. учреждений религию и боролся с религиозными воззрениями, препятств. подлин. просвещению народа. №14 К. Марск (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895) – основоположники учения науч. коммунизма, показ. какую роль играет вооружение пролетариата знаниями, воспитание у него социалистич. сознания, высок. морал. и волев. кач-в для подготовки к революц. борьбе (свержение капти-ма, построение соц. общ-ва). «Манифест ком. партии»:показали,что воспитание опредся общественными отнош-ми, критик. бурж. воспит.: эксплуат. кланы превращ. В. в орудие угнетения утрудящ-ся, в ср-во укрепления своего классового господства; вскрыли истин. хар-р того образ-я, кот. получ. дети рабочих (фабрич. школы редки, образ-е плохое, писать грам-но никто не умеет),в воскресных шк.–только церковь, молитвы; цель нравств. В.– вдалбливание бурж. принципов. Говорили, что, давая элементарные знания рабочим, буржуазия держ. в своих руках шк. и печать и стремится исп-ть грамот-ть пролетариата для распространения в его среде своей идеологии. Энгельс подчеркивал огром. тягу к знаниям, кот. свойственна пролетариату, они объед-ся и организуют просве. центры. Учение о формир-ии чел. личности. М. и Э. отмеч.,что чел. наделен от природы задатками. Люди в процессе активного воздействия на природу и общ-во одновременно изменили и свою соб. природу. Показали, что для формирования людей на новой основе необх. революц. измение самих обществен. отнош. в результ. классов. борьбыпролетариата, только актив. участие людей в перестройке старого мира приведет к их перевоспитанию. Считали решающим фактором формир-я нов. личности организ-ю в нов. обществе систему воспитания всесторонне развит. людей. Треб-я в обл. народн. образ-я. В условиях бурж. общ-ва пролетариат д. организованно бороться за знания. Вовлечение детей в общественное производство М. рассматривал как прогрессивное явление, но считал необходимым решит-но бороться с теми недопустимыми формами, кот. оно приняло при капитализме. М. подчерк., что дети с 9 лет могут приним. участие в производ. труде с обязат. соединением его с обуч. в шк., говорил об установлении предельн. норм труда детей и подростков. Воспитание (В.) по М.:1) умствен. В.;2)физич.(гимнастика, воен. упр-я);3) технич. обуч-е (основн. принципы всех поцессов производства, навыки обращения с прост. орудиями производ.). Осн. треб.: общественное и бесплат. В. всех детей; устранение фабрич. труда детей в соврем. его форме; соед-е В. с материал. произ-ом. Умственное В. на 1 месте., огром. знач. – овлад-е теорией. Образ-е д.б. послед-ым, систематич. Требов. глубок. и серьезн. изуч-я кажд. науки. Изучение худ. лит-ры, прошлого, род. яз. и ин.яз, древн. яз для расшир. кругозора. Образ-е тестно связ. с жизнью. Политехнич. образование д. знакомить с осн. принц. всех процессов производства и в то же время, давать ребенку, продростку навыки обращения с простейш. ордиями всех производств. В физич. В.:гимнастика, как ср-во физ. В. д.б. правильно организованной. Обосновили учение коммун. морали. Пролетариат ставит задачей уничтожение деления общ-ва на классы. Пролетар. мораль получ. полное развитие после победы раб. класса, стан.общечеловеч. моралью, отвечая интересам всего челов-ва. Важнейш. чертой нов. морали явл. коллективизм.
В конце 19-нач.20 вв. в заруб. странах и США стали устанав-ся нац. системы образ-я. В кажд. стране встали свои проблемы. Старые шк. не развивали способности. Внутри пед. науки испол-ся инновации. Эти 3 момента определили необх-ть реформир. шк. Идея подготовки подрост. поколения к самореализ-ии творч. личности. Реализ-ся нов. направление – философия позитивизма. Знания, опыт сосст. жизнедеят-ти чел. Главн. зад. – выявление склонностей, способ-й, кот. лежат в основе образ-я. В ценре – личность реб. Основание принципа пед. центризма – изучение личности реб. Выдел-ся концепции: 1к. свобод. воспитания (В.). Шведск. писательница Эллен Кей и итал. педогог М.Монтессори – сторонницы домашнего В. Шк. несколько травмировала реб. Создание семейн. отношений. Программа М.М. сенсорную культуру чел. Некотор. элементы исп-ся и в совр. шк. 2экспериментальная педаг-ка. Немцы Эрнст МЕйман, Август Лай, фр. Альфред Бине исп-ли методики по изуч. личности реб. Бине – тесты, Эдуардл Торндайк – колич. измерения. Обучение д. следить за развитием реб. В. и обуч-ю отвод. второстеп. роль. Лай говор. о необх-ти создания для реб. условий для самовыражения. 1)дать знания; 2)выраж. свое отнош. к знаниям. Ребенок д. действовать. Рисунок, слово, труд, лепка – осн. ср-ва выражения. Нужно стремиться, чтобы реб. проявлял активность. Исключ-ся осмысление. Весь проц. обуч. сводится к формуле «стимул-реакция». 3Джон Дьюи(амер.)-представитель прагматизма. Истина-все то, что полезно. Выдвиг. идею создания инструментальной педагогики; проц. обуч-я д. строиться на личном опыте реб. Он его понимает в игровой, труд. деят-ти, кажд. действие – инструмент познания. Результат:формир-е навыков, умений. Дьюи реализ. свои идеи в нач. шк.(4-12 лет). Всю систему строил в соотв. с возрастом: 4-8лет – акцент на развитие впечатлений, представлений.; 8-11 – расширялся кругозор; 11-12-развитие всех сущностных сил реб. Ограничение реб. его личным опытом. Исп. метод проектов.Георг Кершенштейнер – теоретик трудовой шк. и гражданского В. Осн. идей: шк. д. обеспечить примирение классов. Разраб. проект трудов. шк для детей трудящихся. Формир-е послушания, порядочности, овладение элементам грамотности. Дети обуч-ся в шк. до 14 лет. Затем покидают ее, работают на произ-ве и получ. доп. образ-е. Проф. подготовка. Патриотическое В. осущ-ся в уч. заведениях.
Для развития пед. и шк. бол. знач. имели просветит. реформы: введение гражд. алфавита, возник-е периодич. прессы («Ведомости»), выпуск светской оригинал. и переводной лит-ры, учреждение Академии наук, открытие перв. светск. гос. шк. В 1701г. б. открыта в Москве шк. математич. и навигационных наук (перв. реал. училище а Евр.), явл-сь проф.-техн. уч. заведением широк. профиля, шк. выпускала специалистов разн. профилей. Сюда в принудит. порядке зачислялись дворенск. дети, + дети дьяков, посадских, солдат. В 1715г. морск. Кл. школы б. переведены в Питербург, где на их основе открылась Морская академия. В период царствования Петра1 б. открыты артиллерийск.шк. в крупн. городах, навигац. шк. в портовых городах, хирургич., инженер. и разнояз. шк. в Москве. На Урале б. создана перв. горнозаводская шк. Реформа дух. образ-я: созд. начал. архиерейские шк. и дух. семинарии. В 1725г. б. создана в Питербурге Академия наук, при ней б. открыт. университет и гимназия, в кот. иностр. ученые д.б. готовить рус. ученых и специалистов. В Академии не б. представлено богословие, светский хар-р обучения. М.В.Ломоносов (1711-1765) поступил в Слав.-греко-лат. академию, затем академ. гимназия в Питербурге, затем Питерб. акад. наук: профессор химии, академик. Создал рус. грамматику, сформир. литер. яз., обогатил лексику рус. яз. науч. терминами, читал лекции по физике, писал науч. труды на рус. яз. Добивался организации в России богослов. шк. В 1758г. возглавил универ. и гимназию при Академии наук,разраб. уч. план гимназии, универа, установил принципы, методы обуч-я. Созд. ряд учебников «Риторика», «Рус. грам-ка»: передовое учение о языке и лит-ре, в кот. отраж-сь реал. отношения действит-ти. Для дворян с 1731г. созд. особ. воен. шк. – кадет. корпуса, где дети наряду со спец. воен. подготовкой получали шир. обществен. образ-е и светск. восп. В закрыт. уч. завед. обращ. бол. внимание на физ. и эстет. В. уч-ся, примен-сь гуманит. методы обуч-я. В 1752г. Морск. академия переимен. в Морск. кадет. корпус – замкнут. сословно-двор. шк. Сущ-ие в Питербурге инженер. и артиллер. институты – Инженер. и Артиллер. дворянские корпуса. В Питере и Москве открылся иностр. пансион – частное воспитат. – образоват. завед. Для детей духовенства организ. дух. шк. В гарнизонных шк. обуч. солдат. детей. В апреле 1755г. при учасктии Ломоносова б. открыт в Москве универ в составе 3 факультетов: Юрид., филос., мед. При нем сосзд. разл. вспомогат. учрежд-я (физ. кабинеты, анатомич. театр). При универе 2 гимназии:1)для дворян;2)для разн. чинов людей, кроме крепостн. крестьян. В гимназии изуч. российск яз, лат., 1 из ин.яз, словестность, матем., история. В 1758г. в Казани открыта гимнагия, готовившая к поступлению в универ. В 1804г. на базе этой гимназии откр. Казанский универ. Профессора и препод. моск. универа заним. вопросами В., разрабат. методики обуч-я, созд. ценное оригинал. пособие, кот. содержало указание как обучать отдел. предметам (истор., матем.) – «Способ учения подготовляющегося к университету». В 1779г. при универе открыта первая учител. семинария в России, кот. готовила учителей для Моск., Казан. гимназий, пансионов.
В числе новаций – введение в шк. большинства ведущих стран мира 5 дневн. уч. недели, совершенствованеи классно-уроч. системы. Возросла роль экспериментальных шк. как центра поисков нов. содержания, форм, методов школ. образ-я и воспит. Во втор. пол. 20в. возн. нов. поколение экспериментал. уч.-восп. учрежд. Организаваны открытве шк. Получ. распространение с системе нач. и отчасти средн. образ-я. Восп-е в откр. шк. предусматр. тесную взаимосвязь с окр. миром, учет разнообр. соц. факторов, влияющ. на формирование автономной личности, склонной к самообраз-ю. Появ. альтернативные шк. Гл. их особенность – использ-е таких методки, в кот. акцент сделан на гуманных отношениях между участниками уч-восп. проц., на разватии персонального потенциала учеников. Во втор. пол. 20в. начался нов. этап внедрения в шк. технич. ср-в (ТВ,ЭВМ, маг-фон). Сторонники исп-я компьютерной техники в образовании опирались на ряд дид. принципов: идея программированного обуч-я Скиннера. Для учебных ПК составлялись алгоритмы учения, кот. заставляли послед-но выполнять запрограмир. предписания. В наст. время новейш. технич. ср-ва преврат. в обязат. условия уч. процесса. Среди них – компы и видео системы. Принципиально нов. путь обуч-я – комп. игры. Гл. их функция – обучение. Они позвол. развив. абстрактное и логич. мышление, улучш. память, внимание детей. Игровая мотивация переход. в учебную, когда возникает интерес к ср\одержанию задания. Новейш. техника позвол. решать 2 важн. зад.:1)формир-е у уч-ся опред. знаний и умений, использование в преподавании разл. дисциплдин (информатика, раб. на ПК); 2) активиз-я и оптимиз-я уч. процесса (пресонал. уч. задания, нагляд. обуч-е разл. дисциплинам).Громадн. роль в В. играют СМИ – параллельная шк. Среди них лидирует ТВ. В вед. странах мира сложились системы учебного телевидения, кот. помог. шк-ам приобщиться к ценностным ориентациям взрослых. Пресса в шк. – сепц. организованная работа с уч-ся для пед-ки оправданного усвоения разл. информации, поступ. из газет, журн. Популярна в старш. Кл. С 60-х гг. распр-ся идея пожизненного (постоян.) В. Это В. означ. преемственность между дошк-ми, внешк-ми и шк-ми учрежд-ми самообрз-е, подгот-ку и переподг-ку людей. Цель шк. – формир-ть способность и мотивацию к самообраз-ю. Среди неформальн. каналов В. и образ-я важн. место – организ-ии уч-ся. Наиб. массовая – организ-я скаутов.Задачи: научить руководить и подчиняться, В. во имя общественного блага, В.честности, смелости, ловкости у детей.
В первобытнообщинном строе дети воспит-сь всей родовой общиной: в раннем возр.до 7-8лет- женщинами, затем мальчики и юноши – мужчинами, а девочки, девушки – женщинами. С периода позднего матриархата имелись доля молодежи, в деят-ти кот. важн. место заним. подгот-ка к «посвящениям» (инициациям) в след. возр. группу. С появлением парной семьи произ. замена общественного В.детей семейным В. Дети наследовали видфы занятий своих родителей – земледел., охоту, скотоводство, ремесла. Обуч-е ремеслам и искусствам осущ. отдельн. искусными мастерами. При языческих святилищах отд. дети м. обучаться простейш. древнему письму. В 10в. в княжеских домах появ. спец. лица для В. и обуч-я княж. детей, в т.ч. и воен. искусству. В Киевской Руси усовершенствование азбуки способ. развитию лит-ры и языка, что имело огром. пед. знач-е: позволяло организ-ть обуч-е грамоте на род. яз., исп-ть в В. детей произведения устн. нар. творч-ва, обеспечить распр-е грамотности и в демократич. слоях населения. В 988г. князь Владимир после крещения киевлян начал строить церкви, назнач. священников, собирать детей знатн. лиц (из среды дружинников) и обуч-ть детей в монастырях. Смоленский князь Роман Ростиславович организовал ряд школ. Князь Ярослав Осмомысл в 13в. открыл училища. а монахи д.б. обуч-ть детей в монастырях. В конце 11в. в одном из жен. монастырей Киева б. созд. жен. училище, где девочек обуч. чтению, письму, пению и швейному делу. В Киевском гос-ве в 10-13вв. при церквях и монастырях учреждались училища для подготовки духовенства и грамот. людей, необх-х гос-ву. При дворе Ярослава Мудрого сущ. повышенная шк., где получ. серьезное образ-е, проходили «книжное учение» многие деятели культуры того времени: писатели, переводчики и переписчики книг, летописцы. Дети простых людей воспит-сь в семье. Их учили с/х труду, домашн. работам. Детей отдавали мастерам учиться к-л ремеслу; некот. наряду с ремеслом обучали чтению, письму, церк. пению «мастера грамоты» из духовенства. Оригинальн. пед. амятник 12в. «Поучение князя Владимира Мономаха детям»: привив. любовь к родине, быть деятельностным, трудолюб., храбр., гуманным, отзывч. к людям.
В 13-15вв. в Новгороде б. шир. развита переписка книг, б. много книжн. писцов, кот. получ. пдгот-ку в семьях. Их обуч. письму, чтению, счету. Обуч-е чтению проводилось букво-слагательн. методом, при обуч. чтению и письму исп-сь произвед. устн. нар. творч-ва (послов., погов., загадки).При овладении счетом начинали со счета на пальцах, затем изуч-сь буквенная символика, обознач-я у словян цифры. В 13-14вв. при монастырях сущ. шк. грамоты., кот. за плату обуч. детей чтению, письму, счету, «словестн. наукам», матем. В 15-16вв. в Москве открывались школы, часта практика светск. «мастеров грамоты».В 1574г. б. напечатана словянск. «Азбука» Ивана Федорова, содерж-я усовершенств. систему обуч-я грамоте, элементарную грам-ку, пронизано гуманн. пед. идеями. К 16в. относ. сборник наставлений в обл. быта, хозяйствования, В. детей в семье – «Домострой». В 1586г. создана перв. украинск. братская шк. Ректор и уч-ля этой шк. избир. общественным собранием братства. Уч0ль д.б. благочестив, рассудителен, относ. к детям с любовью. Наряду с нрав. В.д.заботиться о здоровье уч-ся, проводить физ. В, с исп-ем игр, состязаний. В шк. принимались дети всех сословий без различия их соц. и матер. положений. Сироты содержались на полном иждевении братства. На 1 месте в этих шк. стояло обуч-е славян. яз., преподавали также греч., лат яз, риторику, диалектику, некотор. элементы арифмет., геоиетрии, астроном., музыки. В уч. завед. брат. шк. имелись элементы Кл.-урочной системы, исп-сь народ. творчво. В 1632г. появ. перв. в России высш. уч. завед. – Киево-братская коллегия, ставшая академией. В акад. 8 классов, продолжи-ть обуч-я 12 лет. В млад. отдел. препод. слав., греч., лат. и польск. яз., молитвы, ариф., муз., пение; в сред. Кл. – поэзия, риторика; в старш.кл – философия. С конца 17 в. – богословие. В 1687г. по образцу б. созд. Славяно-греко-лат. академия в Москве. Преподавание грам-ки, ритор., диалект., ариф., геометр., астроном., муз., богослов., «науки правосудия», подготовляла не только духовенство, но и уч-ся мдико-хирургич. школ. В конце 17в. число нач. шк. при церквях и монастырях, где обучали чтению и письму, возросло. Обучение чтению велось по печатным букварям. Кроме элементарных шк. грамоты, в некотор. крупн.городах и монастырях открывали шк. повыш. типа, кот называли грамматическими. Во втор. пол. 17в. в Москве возник. одна за др. неск. греко-лат. шк., в кот. обуч. лат., греч. яз., риторике, философии. В нач. 80-х гг.17в. правит-во открыло греч. училище при Моск. типографии. Сущ-ли училища переводчиков с разн. яз.(польск., шведск., нем.) и частное обуч-е переводу. Больш. часть школ открывалась не по инициативе церкви, а просвещенными людьми или правительством, иногда и при сопротивлении церкви.
20 В России царским правительством, вынужденным идти под влиянием начавшегося кризиса крепостнических отношений на уступки общественному мнению, была проведена реформа просвещения. Воцарение Александра I сопровождалось заменой устаревшей системы государственного управления -- коллегий — министерствами, которые более соответствовали требованиям времени. Среди других министерств, организованных царской властью в 1802 г. было создано Министерство народного просвещения. В 1803 году были опубликованы «Предварительные правила народного просвещения», а затем, в 1804 году, — «Устав учебных заведений, подведомых университетам». Этими документами была оформлена новая система школьного образования в составе четырех типов учебных заведений: приходское училище, уездное училище, гимназия и университет. Она более соответствовала начавшемуся процессу развития капиталистических отношений, чем прежняя система.Была установлена строгая бюрократическая зависимость низших звеньев системы народного образования от высших: приходские училища подчинялись смотрителю уездного училища, уездные училища — директору гимназии, гимназии же- ректору университета, университет — попечителю учебного округа.Приходские училища с одногодичным курсом обучения могли учреждаться во всех приходах городов и селений. Целью приходских училищ являлось, во-первых, подготовить учащихся к уездным училищам, во-вторых, дать детям низших слоев населения религиозное воспитание и навыки чтения, письма и счета. Правительство не отпускало на эти школы средств, поэтому они почти не развивались.Уездные училища с двухгодичным сроком обучения создавались по одному в губернских и уездных городах, а при наличии средств — и в большем числе. В городах малые училища преобразовывались в уездные. Целью уездных училищ было, во-первых, подготовить учащихся для поступления в гимназию, а во-вторых, сообщить детям непривилегированных свободных сословий «необходимые познания, сообразные состоянию их и промышленности».Гимназии учреждались в каждом губернском городе на базе главных народных училищ, там же, где их не было, следовало открыть новые средние школы. Курс обучения в гимназии продолжался.четыре года. Целью гимназий, предназначенных для дворян и чиновников, являлась, во-первых, подготовка к университету, а во-вторых, преподавание наук тем, которые «пожелают приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека». В учебном плане гимназии отсутствовал закон божий. Это явилось результатом влияния передовых русских людей на устав 1804 года. Юноши дворянского происхождения, окончившие гимназии, имели широкие права на занятие различных государственных должностей.Университеты составляли высшую ступень системы народного образования, в них поступали имеющие знания в объеме гимназического курса. Царское правительство дало университетам некоторую автономию. Университеты управлялись вы6opными советами, профессора выбирали также ректора и деканов. Им разрешалось создавать научные общества, иметь типографии, издавать газеты, журналы, учебную и научную литературу. Профессорам рекомендовалось употреблять по отношению к студентам гуманные меры воздействия. Студенты могли создавать различные общества, кружки, устраивать товарищеские сходки. Но главной задачей университетов являлась подготовка чиновников для всех родов государственной службы, в том числе и в области просвещения. Хотя была пpoвoзглaшена доступность школы для всех сословий и не упоминалось. что принадлежность к крепостному сословию служит препятствием для поступления в школу, фактически была создана сословная система народного образования.В yчeбныe зaведения вводился «способ учения», разработанный в 80-х. годах XVIII века комиссией народных училищ. Всем учителям предписывалось применять ту организацию и методы обучения, которые были рекомендованы в книге «Руководство учителям народных училищ». По-прежнему не разрешалось никаких отступлений от правил официальной дидактики. В уставе 1804 года, как в уставe l786 года, учителя рассматривались как чиновники. Царская власть не признавала за ними права на педагогическое творчество.После Отечественной войны 1812 года, когда свободолюбивые настроения стали усиливаться, возникли тайные общества декабристов, передовые идеи стали проникать в школы. В ответ нa нарастающее в стране общественное недовольство и волнения среди крестьян, казаков, солдат и крепостных рабочих царское правительство установило аракчеевский режим. В царских указах было в это время объявлено, что дети крепостных крестьян не должны приниматься в гимназии, институты, университеты. Для того, чтобы затруднить простым людям возможность учиться в школах, в 1819 году была введена плата за обучение в приходских, уездных училищах и в гимназиях.Министерство народного просвещения было преобразовано в 1817 году в Министерство духовных дел и народного просвещения (оно было снова реорганизовано 1824 году). Главой единого министерства был назначен А. Н. Голицын. Мероприятия нового министерства были прежде всего направлены на усиление религиозного воспитания. Из гимназического курса исключались философия, политическая экономия, естественное право, эстетика.Особенно рьяно обрушилась реакция на университеты. Развитие школы во второй четверти XIX века. Несмотря на все стеснения, которые монархия чинила развитию в стране школьного дела, в России растет, хотя и медленно, сеть начальных училищ. Если к концу первой четверти XIX века было 349 приходских училищ, то к 1841 году их стало 1021, но они в основном находились в городах. В городских, приходских и уездных училищах, особенно в центральных губерниях России, употреблялись новые методы и учебные пособия, как например аналитический звуковой метод обучения грамоте, наглядные пособия при обучении чтению (разрезная азбука, азбучное лото, буквы с картинками и т. д.). С начала 30-х годов в селениях, где жили государственные и удельные крестьяне, ведомством государственных имуществ и удельным ведомством стали создаваться школы. Их задачей являлось обучение грамоте крестьянских детей и подготовка писарей и счетных работников для учреждений, которые управляли крестьянами.В области обучения арифметике также применялись новые дидактические идеи. Так, Ф. И. Буссе, профессор математики Главного педагогического института в Петербурге, открытого в 1828 году, рекомендовал начинать обучение арифметике с приучения детей к вычислениям в уме.В отдельных гимназиях проводились конкурсные письменные работы по русскому языку и словесности, истории, литературные беседы, во время которых заслушивались и обсуждались лучшие работы учащихся. Однако новые дидактические идеи не получали поддержки правительственных органов, лучший педагогический опыт не обобщался и не распространялся по школам. Политическим задачам самодержавия больше отвечала школа «муштры и зубрежки», которую оно и старалось насаждать в интересах подготовки верноподданных, покорных слуг престола. Рост производительных сил страны, промышленности и сельского хозяйства вызвал некоторые сдвиги в развитии профессионального образования. Открываются высшие технические учебные заведения. Царское правительство считало, что юношеству недворянского происхождения следует давать больше практических и ремесленных умений и навыков и меньше всего общеобразовательных знаний.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.200.172 (0.016 с.) |