ТОП 10:

Метрические книги. История метрических книг



Метрические книги. История метрических книг

Поиск по метрическим книгам начинается с поиска записи о рождении предка, у которого известен год рождения. Для этого необходимо просмотреть записи о рождении метрической книги приходской церкви за этот год.

Например, мне было известно, что мой прадед родился в 1903 г. в деревне Раевка (до революции – сельцо Анненское), которое относилась к приходу села Волчья Дубрава, поэтому поиск начался с просмотра метрик за этот год.

После того, как первые записи по вашей семье выявлены, возможно два варианта действий: можно попытаться, опираясь на известные даты, найти запись о браке родителей вашего предка и затем об их рождении, либо изучать все сохранившиеся метрические книги, выписывая все записи по интересующей вас фамилии.

В первом случае продолжение поиска связано с выявлением записи о бракосочетании. Чтобы узнать, за какой год необходимо смотреть книги, необходимо ориентироваться на дату рождения старшего ребёнка и смотреть записи за тот же год и несколько предшествующих. Например, если известно, что старший брат вашего деда родился в 1898 г., нужно смотреть книги за 1898, 1897 и 1896 г. После выявления записи о браке, в которой указан возраст, нужно смотреть метрические книги за год рождения следующего предка, а также несколько соседних. Например, если в записи о браке за 1897 г. указано, что вашему прапрадеду было 20 лет, нужно смотреть метрические книги за 1877, а также 1876 г.

Повсеместное ведение метрических книг в России было установлено в 1722 г. Формуляр метрических книг был введён указом Сената от 7 февраля 1838 г. и не менялся всё последующее время ведения.

Состояла каждая книга из трёх частей, содержащих сведения: · о рождении - дата рождения и крещения, имя и фамилия, место жительства и вероисповедание родителей и крёстных родителей, законность и незаконность рождения; · о браке - имя, фамилия, место жительства, национальность, вероисповедание жениха и невесты, в каком возрасте вступают в брак, дата венчания, фамилии и имена свидетелей; · о смерти - имя, фамилия, место жительства, возраст умершего, дата и причина смерти, место захоронения.

 

Ведение метрических книг было отменено декретом Советской власти от 18 декабря 1917

Метрические книги. Крещение

Церковные обряды того времени практически не отличались от тех, что проводятся в современной Русской Православной церкви. Однако то, что они имели всеобщее распространение, накладывало на них некоторые особенности.

Крещение проводилось, как правило, вскоре после рождения ребёнка (по наших наблюдениям, обычно – на следующий день или через два дня после рождения, реже – в тот же день). За смерть младенца некрещёным родителям полагалось наказание в виде отлучения от причастия на три года, поэтому родители старались окрестить ребёнка как можно раньше.

В случае возможной смерти младенца крещение могло проводиться не только священником, но и любым взрослым мужчиной и даже повивальной бабкой при соблюдении обряда. Если младенец выживал, священник позднее совершал над ним таинство миропомазания. Однако такие случаи встречаются в метрических книгах редко.

При крещении в церкви родители чаще всего отсутствовали, ребёнка приносили его восприемники – крестные отец и мать. Восприемники были свидетелями и поручителями веры и обетов. Они произносили за младенцев необходимые ответы, а впоследствии брали на себя попечение о духовном воспитании или заменяли ребенку родителей в случае их смерти.

Восприемниками не могли быть родители для своих детей, монахи и монахини. Лица, состоящие в браке, не могли крестить одного ребёнка. Не могли быть восприемниками юноши до 15 лет и девушки до 13 лет. Обязательным требованием было, чтобы восприемник мальчика и восприемница девочки были православного вероисповедания.

По церковным правилам при крещении требовался один восприемник того же пола, что и младенец, но чаще, особенно в конце XIX – начале XX вв. восприемников было двое, мужчина и женщина.

При крещении могли присутствовать и другие свидетели, которые не записывались в метрическую книгу.

Восприемники и свидетели должны были в случае их грамотности заверять правильность метрической записи своими подписями. Однако на практике такое встречается редко.

В крестьянской среде существовали традиции, кого выбирать в восприемники своим детям. Обычно это были ближайшие родственники: родные братья и сёстры мужа или жены, иногда – их дяди и тётки, реже – братья и сёстры младенца. В некоторых регионах (например, в Екатеринославской губернии), впрочем, в качестве восприемников выступают родственники не ближе двоюродных братьев. Среди дворянства и городских жителей восприемников чаще всего выбирали родители из числа своих друзей, коллег, соседей. Родственники выступали здесь в качестве восприемников значительно реже.

 

Звание и состояние

Не имели права вступать в брак монашествующие и архиереи. Указом Петра I был запрещён брак с безумными. Кроме того, запрещался брак лицам, по чьей вине был расторгнут предыдущий брак (совершившим супружескую измену или безвестно отсутствовавшим более 5 лет).

Запрещался брак христиан с нехристианами. Заключение брака с христианами других конфессий допускалось До 1864 г. иностранцы, вступавшие в брак с российскими подданными, должны были также принять подданство.

Место жительства

Ограничения по месту жительства были связаны с тем, что до второй половины XIX в. священникам было запрещено венчать прихожан других приходов.

 

Семейное положение

Брак мог быть заключён только между лицами, не состоящими на данный момент в другом браке. За нарушение этого полагалось лишение всех прав состояния и каторга на срок от полутора до пяти лет. Кроме того, церковный суд осуждал этого человека на безбрачие.

Не разрешалось жениться и выходить замуж более трёх раз, вне зависимости от обстоятельств, которые к этому привели. За вступление в четвёртый брак человека могли отправить в тюрьму на четыре месяца.

При заключении брака священник был обязан удостовериться, что предыдущий брак был действительно прекращён вследствие смерти одного из супругов или законного развода.

Для предотвращения двоебрачия всем, кто выезжал со своего места жительства, делалась отметка в паспортах, а солдатам – в отпускном билете.

Документы

Вступавшие в брак должны были предъявлять необходимые письменные документы (приложения к обыску). Такими документами в соответствующих случаях могли быть:

  • метрика о рождении;
  • свидетельство о явке к исполнению воинской повинности от тех, кому минул 21 год (после военной реформы 1874 г.);
  • свидетельство о беспрепятственности к браку, выданное купеческой или мещанской управой (для горожан);
  • свидетельство о количестве ранее заключенных браков (после вдовства или развода);
  • разрешение консистории о вступлении в третий брак (с 1840 г.);
  • указ консистории о расторжении предыдущего брака и вступлении в новый;
  • разрешение от начальства (с подписью и печатью).

В том случае, если жених или невеста были иноприходными, дополнительно предъявлялись:

  • паспорт;
  • удостоверение о летах (копия метрического свидетельства);
  • свидетельство о бытии на исповеди с подписями причта и церковной печатью;
  • свидетельство об оглашениях с подписями причта и церковной печатью.

 

По завершении брачного обыска священник делал следующую запись: «Посему бракосочетание означенных лиц предположено совершить в вышеупомянутой такой-то церкви, сего 18.. года, такого-то числа и месяца, в указанное время, при посторонних свидетелях». Результаты проведенного брачного обыска скреплялись подписями жениха и невесты, их поручителей и священнослужителей. Таким образом, запись в метрической книге о бракосочетании фактически представляла лишь итоговую запись своеобразного исследования о возможности венчания брака.

Метрические книги. История метрических книг

Поиск по метрическим книгам начинается с поиска записи о рождении предка, у которого известен год рождения. Для этого необходимо просмотреть записи о рождении метрической книги приходской церкви за этот год.

Например, мне было известно, что мой прадед родился в 1903 г. в деревне Раевка (до революции – сельцо Анненское), которое относилась к приходу села Волчья Дубрава, поэтому поиск начался с просмотра метрик за этот год.

После того, как первые записи по вашей семье выявлены, возможно два варианта действий: можно попытаться, опираясь на известные даты, найти запись о браке родителей вашего предка и затем об их рождении, либо изучать все сохранившиеся метрические книги, выписывая все записи по интересующей вас фамилии.

В первом случае продолжение поиска связано с выявлением записи о бракосочетании. Чтобы узнать, за какой год необходимо смотреть книги, необходимо ориентироваться на дату рождения старшего ребёнка и смотреть записи за тот же год и несколько предшествующих. Например, если известно, что старший брат вашего деда родился в 1898 г., нужно смотреть книги за 1898, 1897 и 1896 г. После выявления записи о браке, в которой указан возраст, нужно смотреть метрические книги за год рождения следующего предка, а также несколько соседних. Например, если в записи о браке за 1897 г. указано, что вашему прапрадеду было 20 лет, нужно смотреть метрические книги за 1877, а также 1876 г.

Повсеместное ведение метрических книг в России было установлено в 1722 г. Формуляр метрических книг был введён указом Сената от 7 февраля 1838 г. и не менялся всё последующее время ведения.

Состояла каждая книга из трёх частей, содержащих сведения: · о рождении - дата рождения и крещения, имя и фамилия, место жительства и вероисповедание родителей и крёстных родителей, законность и незаконность рождения; · о браке - имя, фамилия, место жительства, национальность, вероисповедание жениха и невесты, в каком возрасте вступают в брак, дата венчания, фамилии и имена свидетелей; · о смерти - имя, фамилия, место жительства, возраст умершего, дата и причина смерти, место захоронения.

 

Ведение метрических книг было отменено декретом Советской власти от 18 декабря 1917

Метрические книги. Крещение

Церковные обряды того времени практически не отличались от тех, что проводятся в современной Русской Православной церкви. Однако то, что они имели всеобщее распространение, накладывало на них некоторые особенности.

Крещение проводилось, как правило, вскоре после рождения ребёнка (по наших наблюдениям, обычно – на следующий день или через два дня после рождения, реже – в тот же день). За смерть младенца некрещёным родителям полагалось наказание в виде отлучения от причастия на три года, поэтому родители старались окрестить ребёнка как можно раньше.

В случае возможной смерти младенца крещение могло проводиться не только священником, но и любым взрослым мужчиной и даже повивальной бабкой при соблюдении обряда. Если младенец выживал, священник позднее совершал над ним таинство миропомазания. Однако такие случаи встречаются в метрических книгах редко.

При крещении в церкви родители чаще всего отсутствовали, ребёнка приносили его восприемники – крестные отец и мать. Восприемники были свидетелями и поручителями веры и обетов. Они произносили за младенцев необходимые ответы, а впоследствии брали на себя попечение о духовном воспитании или заменяли ребенку родителей в случае их смерти.

Восприемниками не могли быть родители для своих детей, монахи и монахини. Лица, состоящие в браке, не могли крестить одного ребёнка. Не могли быть восприемниками юноши до 15 лет и девушки до 13 лет. Обязательным требованием было, чтобы восприемник мальчика и восприемница девочки были православного вероисповедания.

По церковным правилам при крещении требовался один восприемник того же пола, что и младенец, но чаще, особенно в конце XIX – начале XX вв. восприемников было двое, мужчина и женщина.

При крещении могли присутствовать и другие свидетели, которые не записывались в метрическую книгу.

Восприемники и свидетели должны были в случае их грамотности заверять правильность метрической записи своими подписями. Однако на практике такое встречается редко.

В крестьянской среде существовали традиции, кого выбирать в восприемники своим детям. Обычно это были ближайшие родственники: родные братья и сёстры мужа или жены, иногда – их дяди и тётки, реже – братья и сёстры младенца. В некоторых регионах (например, в Екатеринославской губернии), впрочем, в качестве восприемников выступают родственники не ближе двоюродных братьев. Среди дворянства и городских жителей восприемников чаще всего выбирали родители из числа своих друзей, коллег, соседей. Родственники выступали здесь в качестве восприемников значительно реже.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.228.109 (0.007 с.)