Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Связи между шкалами и вторичные факторы↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте Мы описали девять измерений-шкал, задающих сложную и дифференцированную картину описания самоотношения: язык этого описания составили некоторые интегративные комплексы переживаний и суждений, выражающих отношение личности к себе. Для того, чтобы от этого обобщенного языка выражения самоотношения перейти к его психологической структуре, необходим анализ тех личностных смыслов, которые воплощены в языке соответствующих переживаний, а эти смыслы, как известно, из значений или эмоций непосредственно не выводимы. Но личностный смысл не есть нечто сугубо неповторимо-индивидуальное. В этой связи представляют интерес внутренние связи и отношения, которые имеют место между выделенными нами измерениями. По данным специального исследования {N=468) факторы самоотношения, преобразованные в соответствующие шкалы, оказались не независимыми, а коррелированными между собой. Полученные корреляции позволяют лучше представить как содержание отдельных шкал, так и выделить некоторые, еще более обобщенные, измерения самоотношения. Ряд шкал оказываются более тесно взаимосвязанными, чем другие. По-видимому, можно выделить некоторые комплексы коррелированных шкал и попытаться проанализировать содержательные основанияих объединения. Первый фактор по содержанию определяется следующими шкалами: саморуководство, самоуверенность, закрытость, отраженное самоотношение. Нетрудно заметить, что все эти шкалы выражают оценку собственного “Я” индивида по отношению к социально-нормативным критериям: целеустремленности, воли, успешности, моральности, социального одобрения и т. п. По-видимому, это обобщенное измерение самоотношения близко по содержанию к тому аспекту глобальной самооценки, который в литературе принято обозначать как чувство компетентности, эффективности, инструментальное “Я”. Содержание этого фактора было обозначено термином “самоуважение”. В качестве основной особенности данного аспекта самоотношения большинством исследователей подчеркивается его оценочный характер. Самоуважение предполагает процесс оценки себя по сравнению с некоторыми социально значимыми критериями, нормами, эталонами—представлениями о благополучном и эффективном индивиде, заложенными в идеальный образ “Я” субъекта. В этом отношении характерна тесная связь данного фактора со шкалой “закрытости”, большую часть содержания которой составляет тенденция к соответствию субъекта социально-желательному образу. Второй обобщенный фактор составили такие шкалы, как самопринятие, самопривязанность, самоценность. Данный фактор называется “аутосимпатия”. В отличие от предыдущего фактора, тесно связанного с процессами самооценивания, данное измерение включает, в первую очередь, шкалы, выражающие те или иные чувства или переживания в адрес собственного “Я” индивида. В данном факторе фиксируется то содержание, которое ряд авторов называет самоотношением на основе эмоционального чувства привязанности и расположенности к себе (affection). Действительно, чувства привязанности, принятия, духовной ценности собственной личности не предполагают сравнения и сопоставления себя с некоторыми социально-заданными и индивидуально усвоенными нормами-эталонами. (Не говоря уже о том, что таких норм-эталонов, применительно к данной сфере, по-видимому, просто не существует). В этой связи характерна положительная корреляция “аутосимпатии” с “внутренней честностью”, с открытостью индивида для себя и для других. Если фактор “самоуважения” связан со стремлением к социально-желательному образу “Я”, то аутосимпатия не предполагает этой связи. Даже наоборот, за счет положительного эмоционального отношения к себе индивид может относиться к себе более честно и открыто. В основе фактора лежит некоторое обобщенное чувство симпатии, которое может существовать наряду и даже вопреки той или иной обобщенной самооценке, выражающейся в переживании самоуважения. То есть, данные переживания не определяются характером индивида и не основываются на том или ином восприятии собственных личностных проявлений. Третий обобщенный фактор, который называется “самоуничижение”, представлен всего двумя шкалами: “самообвинение” и “внутренняя конфликтность” (табл. 3). В один фактор их объединяет наличие негативного эмоционального тона самоотношения, содержащегося в каждой из этих шкал. Шкалы тесно связаны между собой, о чем говорит высокий коэффициент корреляции между ними. Тем не менее, они обладают спецификой, не только связанной с содержанием входящих в них пунктов, но и по отношению к общему строению системы, задаваемой трехфакторной моделью. Так, “самообвинение” оказывается отрицательно нагруженным общим фактором “аутосимпатии”, тогда как “внутренняя конфликтность” связана с недостатком “самоуважения”. Таким образом, третий обобщенный фактор оказался представлен шкалами, которые по содержанию являются отрицательными полюсами первых двух обобщенных факторов, но по каким-то причинам отщепляются и образуют самостоятельный фактор негативного отношения к себе. Факт расщепления самоотношения в первую очередь связан с необходимостью защиты “Я” от отрицательных эмоций и поддержания общего самоуважения на относительно постоянном уровне. Механизм такого самоподдержания был назван “защитным предохранительным клапаном”. Действие этого защитного механизма направлено, в первую очередь, на “блокировку антипатии к себе”, так, чтобы падение симпатии не приводило к нарастанию антипатии. Так, отсутствие самопохвалы, снисходительности еще не обязательно означает присутствия самообвинения, самоприговора, самоиздевки. Таким образом, констатируются защитные возможности самоотношения, заложенные уже в самом его строении. Этот тип защиты осуществляется “посредством псевдораскрытий типа покаяния или самобичевания, т. е. отрицательных самооценок, рассчитанных на возникновение положительных реакций сочувствия. Субъект выступает в данном случае в страдательной позиции “объекта”, с помощью которой он снимает с себя ответственность за свои дела и поступки, фактически перекладывая ее на других людей. Можно предположить, что выделение негативного самоотношения в особый класс переживаний как раз и происходит на основе такого типа защитных механизмов. Имеющиеся данные показывают, что “самообвинение” и “конфликтность” действительно связаны с выраженной открытостью субъекта, с нежеланием скрывать о себе негативную информацию. То есть, “самоуничижение” предполагает страдательную позицию “Я” как “объекта” и перекладывание ответственности за неудачи на других или внешние обстоятельства, что как раз и является определяющими моментами “псевдосамораскрытия”.Таким образом, обособление “самоуничижения” в автономную подструктуру самоотношения, по-видимому, действительно связано с защитными механизмами самоподдержания. Табл.3 Схема строения самоотношения (по результатам факторного анализа групповых данных)
Достоверность результатов контролируется использованием шкалы 1 в качестве шкалы достоверности. Высокие оценки по данной шкале свидетельствуют о недостаточной рефлексии представлений и переживаний, связанных с Я-концепцией, а также о тенденции давать социально-желательные ответы. Результаты испытуемых, имеющих 9— 10 стенов по данной шкале, следует считать недостоверными. Применение опросника МИС возможно при решении широкого круга научных и практических задач. Опросник может оказаться особенно полезным в таких сферах практической психологии как психологическое консультирование, групповая и индивидуальная психокоррекция и психотерапия, которые, как известно, непосредственно связаны с воздействием на самоотношение клиента или пациента.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.240 (0.006 с.) |