Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Костромской государственный технологический

Поиск

КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭКОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТИ

Т.Ю. Лустгартен

ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ШУМА

НА РАБОЧИХ МЕСТАХ

Методические указания

к лабораторной работе № 3

Кострома

КГТУ


УДК 658.3.043

 

Лустгартен Т.Ю. Оценка производственного шума на рабочих местах: методические указания к лабораторной работе №3 / Т. Ю. Лустгартен. – Кострома: Изд-во Костром. гос. технол. ун-та, 2011. – 26с.

 

 

Методические указания содержат краткие теоретические сведения по исследованию шума на рабочих местах, приведены методики измерений. Методические указания соответствуют учебным планам по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех специальностей и факультетов.

 

Рецензенты:

кафедра технологии художественной обработки материалов, художественного проектирования, искусства и технического сервиса КГТУ канд. техн. наук, доцент, Лебедева Т.В.;

кафедра промышленной экологии и безопасности КГТУ канд. техн. наук, доцент, Бойко С.В., старший преподаватель Шабарова О.Н., Шапкина И.В.

 

© Костромской государственный технологический университет, 2011

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Источниками шумана производстве являются транспорт, тех­нологическое оборудование, системы вентиляции, пневмо- и гидроагрегаты, а также источники, вызывающие вибрацию, т. к. колебания твердых тел вызывают колебания воздушной среды. Источники шума формируют звуковые волны, возникающие в результате нарушения стацио­нарного состояния воздушной среды [1].

Шум является одним из наиболее существенных негативных факторов производственной среды. Длительное воздействие шума оказывает отрицательное влияние на организм человека, вызывая расстройство органов слуха (неврит слухового нерва), кровообращения, пищеварения, центральной нервной системы. Воздействуя на кору головного мозга, шум оказывает раздражающее действие, ускоряет процесс утомляемости, ослабляет внимание и замедляет психологические реакции. По этим причинам сильный шум в условиях производства может способствовать возникновению травматизма, так как на фоне этого шума не слышно сигналов транспорта, автопогрузчиков и других машин.

Таким образом, шум на производстве является вредным производственным фактором и вызывает профессиональные заболевания.

Борьба с производственным шумом ведется по двум основным направлениям:

1. Борьба с шумом в источнике его образования – целесообразно реализовать при создании новой шумобезопасной техники, а также при замене износившихся деталей оборудования;

2. Борьба с шумом на пути его распространения – реализуется строительными мероприятиями – применением средств и методов коллективной защиты [2] – устройством звукоизолирующих преград на пути распространения шума (стены, перегородки), звукоизолирующие кожухи, экраны, кабины, а также облицовкой шумных помещений шумопоглощающими пористыми материалами.

Для ослабления вредного влияния шума на организм работающих используют средства индивидуальной защиты (СИЗ) от шума – наушники, беруши и пр.

 

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ

1.1. Общие требования безопасности

1. К лабораторной работе допускаются студенты, прошедшие инструктаж по охране труда и изучившие методические указания.

2. В лабораторной работе используются приборы и устройства,питающиеся от сети напряжением 220 В: стенд, имитирующий помещения, измеритель шума ВШВ-003-М2. Опасными местами являются токоведущие части, корпуса розеток, штепсели вилок. Напряжение 220 В, подаваемое на приборы и устройства, представляет опасность для жизни!


Требования безопасности перед началом работы

Убедиться в исправности стенда, прибора ВШВ-003-М2, соединительных проводов путем внешнего осмотра и пробных включений.

Ознакомиться с расположением и назначением переключателей на лабораторном стенде и на передней панели измерительного прибора ВШВ-003-М2.

 

Требования безопасности во время работы

 

После полного усвоения теоретических сведений и порядка выполнения работы приступить к выполнению лабораторной работы.

Измерительный прибор не закреплен на лабораторном столе. Соблюдать осторожность, чтобы не уронить прибор на пол.

При обнаружении неисправностей прибора или лабораторного стенда отключить их от сети питания и сообщить преподавателю.

При выключении питания браться только за вилку, а не за шнур.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ включать приборы в электрическую сеть влажными руками!

Внимание! Включать источник шума только на время замеров уровней шума.

 

Требования безопасности в аварийных ситуациях

 

1. Электрические приборы (прибор, стенд) немедленно отключить:

· при попадании человека под напряжение;

· при появлении дыма, огня или специфического запаха, возникающего при нагреве изоляции;

· при сильном нагреве корпусов приборов и оборудования;

· при обнаружении опасной ситуации на других лабораторных стендах.

2. При повреждении элементов электросети (штепсельные вилки, розетки, изоляции электропроводов) работу приостановить и поставить в известность преподавателя, ведущего занятие.

 

3. При поражении человека электрическим током необходимо:

· освободить пострадавшего от действия электрического тока, для чего отключить электропроводку (шнур с вилкой, выключатель, рубильник) или освободить его от контакта с токоведущими частями другими способами (оттянуть пострадавшего за сухую одежду).

· Немедленно вызвать: скорую медицинскую помощь по телефону 03– городская связь, 112 – единая служба спасения – мобильная связь.

· Если у пострадавшего отсутствует пульс и дыхание, необходимо немедленно произвести искусственное дыхание, чередуя его с непрямым массажем сердца.

· Если сердцебиение сохранилось, но отсутствует дыхание, производить только искусственное дыхание.

 

· Если сохранялось и сердцебиение, и дыхание, пострадавшего нужно уложить на твердую, гладкую поверхность (стол, скамья), расстегнув стесняющие части одежды.

4. При эвакуации соблюдать спокойствие, действовать быстро, но без паники.

Требования безопасности по окончании работы

 

1. Отключить электроприборы и стенд от сети.

2. Привести в порядок рабочее место.

3. Сообщить об окончании работы преподавателю.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Исследовать и оценить шум в производственных помещениях.

 

Методы измерения шума

 

Характеристиками постоянного во времени шума на рабочих местах являются [3]: уровни звукового давления в дБ на стандартных среднегеометрических частотах октавных полос; уровни звука в дБА.

Характеристикой непостоянного во времени шума на рабочих местах является эквивалентный (по энергии) уровень звука в дБА.

Оценку условий труда по фактору «шум» проводят по уровню звука и эквивалентному уровню звука в дБА.

Измерение уровней звука и уровней звукового давления в октавных полосах частот производят шумомерами 1-го или 2-го класса точности [8]. Измерение эквивалентных уровней звука производят интегрирующими шумомерами, а в их отсутствие – рассчитывают по методике [9], по результатам измерений уровней звука.

На предприятиях, в организациях и учреждениях должен быть обеспечен контроль уровней шума на рабочих местах не реже одного раза в год.

Продолжительность измерений [2] выбирают в зависимости от вида шума:

для постоянного шума не менее 15 с;

для непостоянного, в том числе прерывистого шума она должна быть равна продолжительности одного повторяющегося рабочего цикла или кратна нескольким рабочим циклам. Продолжительность измерений может также быть равной длительности некоторого характерного вида работы или ее части. Продолжительность измерений считают достаточной, если при дальнейшем ее увеличении эквивалентный уровень звука не изменяется более, чем на 0,5 дБ А;

для непостоянного шума 30 мин (три цикла измерений по 10 мин) или менее, если результаты измерений при меньшей продолжительности не расходятся более чем на 0,5 дБ (дБ А);

для импульсного шума не менее времени прохождения 10 импульсов (рекомендуется 15...30 с).

Измерение шума на рабочих местах должно производиться при работе не менее двух третей установленных в данном помещении единиц технологического оборудования в наиболее характерном режиме его работы. При этом должны работать системы вентиляции, кондиционирования воздуха и другие, обычно используемые источники шума в помещении. Измерения не следует проводить при разговорах работающих, а также при подаче различных звуковых сигналов (предупреждающих, информационных, телефонных звонков и т.д.) и при работе громкоговорящей связи.

Микрофон следует располагать на высоте 1,5 м от пола или рабочей площади при выполнении работ стоя и на высоте уха человека, если работа выполняется сидя. Микрофон должен быть ориентирован в направлении максимального уровня шума и удален не менее чем на 1 м от источника звука и от стен и не менее чем на 0,5 м от оператора, проводящего измерения [2].

Для оценки шума на постоянных рабочих местах измерения следует проводить в точках, соответствующих постоянным рабочим местам [2].

Для оценки шума на непостоянных рабочих местах измерения следует проводить в рабочей зоне в точке наиболее частого пребывания работника.

При измерении уровней звука и эквивалентных уровней звука в дБА, переключатель частотной характеристики прибора устанавливают в положение «А», а переключатель временной характеристики – в положение «медленно». Значения уровней звука считывают со шкалы прибора с точностью до 1 дБА.

ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Ознакомиться с прибором ВШВ-003-М2, применяемым в лабораторной работе для измерения шума.

2. Измерить уровень звука (ориентировочная оценка шума) в камерах лабораторного стенда, имитирующих шумное производственное помещение (с источником шума) и примыкающее к нему помещение кабинета мастера (без источников шума).

3. По табл.1П установить допустимые уровни звука (дБА) и допустимые уровни звукового давления (дБ) для обоих помещений.

4. Измерить уровень звукового давления (по частотам) в камерах лабораторного стенда, имитирующих шумное производственное помещение (с источником шума) и примыкающее к нему помещение кабинета мастера (без источников шума). Изучить спектральный состав шума.

5. По табл.1П установить допустимые уровни звука (дБА) и допустимые уровни звукового давления (дБ) для обоих помещений по частотам.

6. Построить допустимые и фактические спектры уровней звукового давления по частотам (четыре спектра). Определить характер шума по спектру (широкополосный, тональный).

7. Сделать вывод о соответствии фактического уровня звукового давления допустимому уровню.

8. Рассчитать суммарный уровень звукового давления от нескольких источников (вариант определяет преподаватель).

9. Результаты исследований занести в отчет по лабораторной работе [10].

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Варианты для расчета суммарного уровня звука

(звукового давления)

 

Расчет суммарного уровня шума произвести для источников, взятых по таблице 4 по указанию преподавателя.

Таблица 4.

Таблица вариантовдля расчета суммарного уровня шума

Исходные данные     № варианта  
         
Уровни звука, дБА          
         
           
           
           
           
           

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение шума.

2. Перечислите основные источники шума на производстве.

3. Какими параметрами характеризуется шум?

4. Как классифицируются производственные шумы?

5. Как воздействует шум на человека?

6. Как осуществляется гигиеническое нормирование шума?

7. Что такое предельный спектр и дБА?

8. Укажите основные источники шума на производстве (в соответствии с ва­шей специальностью).

9. Какие существуют методы снижения шума, инфра- и ультразвука?

10.Какие приборы использовали в работе для измерения шума?

11.В лаборатории установлено два стенда, уровень звука при работе каждого –

80 дБА. Какой уровень звука будет при совместной работе этих стендов? Назовите точную цифру или расскажите, как это можно определить.

12.Назовите основные методы и средства борьбы с производственным шумом.


ЛИТЕРАТУРА

1. Девисилов В.А. Охрана труда / В.А. Девисилов. – М.: ФОРУМ– ИНФРА –М; 2008. – 448с.

2. ГОСТ ССБТ 12.1.029-80 (2010). Средства и методы защиты от шума. Классификация. – М.: Изд-во стандартов, 2010 год.

3. ГОСТ 12.1.003-83 (2010 г.). Шум. Общие требования безопасности. – М.: Изд-во стандартов, 2010 год.

4. ГОСТ Р ССБТ 12.4.026-2001. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная, назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний. – М.: Изд-во стандартов, 2010 год.

5. ГОСТ 12.4.208-99 (2008). Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Наушники. Общие технические требования. Методы испытаний. – М.: Изд-во стандартов, 2010 год.

6. Муравей Л.А. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов/ под ред. проф. Л.А. Муравья. – 2-е издание перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. –431с.

7. СН 2.24/2.1.8.562—96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. – Изд-во стандартов, 2010 год.

8. ГОСТ 17187-81. Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний. – М.: Изд-во стандартов, 2010 год.

9. ГОСТ 12.1.050-86 (2010). Система стандартов безопасности труда. Методы измерения шума на рабочих местах. – М.: Изд-во стандартов, 2010 год.

10. Лустгартен Т.Ю. Рабочая тетрадь для лабораторных работ / Т.Ю.Лустгартен, М.А. Казанаклий. – Кострома: КГТУ, 2005. –11 с.

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица П1.

Допустимые уровни звукового давления, уровни звука и эквивалентные уровни звука на рабочих местах в производственных помещениях и на территории предприятия (извлечение из ГОСТ12.1.003-83 (2010)

Вид трудовой деятельности, рабочие места Уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами в Гц Уровни звука и эквивалентные уровни звука, дБ А
31,5                  
Предприятия, учреждения и организации
1. Творческая деятельность, руководящая работа с повышенными требованиями, научная деятельность, конструирование и проектирование, программирование, преподавание и обучение, врачебная деятельность: рабочие места в помещениях дирекции, проектно-конструкторских бюро; расчетчиков, программистов вычислительных машин, в лабораториях для теоретических работ и обработки данных, приема больных в здравпунктах                    
2. Высококвалифицированная работа, требующая сосредоточенности, административно-управленческая деятельность, измерительные и аналитические работы в лаборатории:                    
рабочие места в помещениях цехового управленческого аппарата, в рабочих комнатах конторских помещений, лабораториях                    
3. Работа, выполняемая с часто получаемыми указаниями и акустическими сигналами, работа, требующая постоянного слухового контроля, операторская работа по точному графику с инструкцией, диспетчерская работа:                    
рабочие места в помещениях диспетчерской службы, кабинетах и помещениях наблюдения и дистанционного управления с речевой связью по телефону, машинописных бюро, на участках точной сборки, на телефонных и телеграфных станциях, в помещениях мастеров, в залах обработки информации на вычислительных машинах                      
4. Работа, требующая сосредоточенности, работа с повышенными требованиями к процессам наблюдения и дистанционного управления производственными циклами:                    
рабочие места за пультами в кабинах наблюдения и дистанционного управления без речевой связи по телефону; в помещениях лабораторий с шумным оборудованием, в помещениях для размещения шумных агрегатов вычислительных машин                    
5. Выполнение всех видов работ (за исключением перечисленных в пп. 1-4 и аналогичных им) на постоянных рабочих местах в производственных помещениях и на территории предприятий                    

СОДЕРЖАНИЕ.

 

  Стр.
Введение  
1. Требования безопасности при работе  
2. Цель работы  
3. Краткие теоретические сведения    
3.1 Термины и определения  
3.2 Классификация производственного шума  
3.3 Воздействие акустических колебаний (шума) на человека    
3.4. Основные методы борьбы с шумом, инфра- и ультразвуком    
3.5 Гигиеническое нормирование шума    
3.6 Методы измерения шума      
4. План выполнения работы  
5. Применяемые приборы и устройства  
6. Экспериментальная часть      
6.1. Измерение эквивалентного (по энергии) уровня звука в дБА    
6.2.Измерение уровней звукового давления на среднегеометрических частотах октавных полос    
7. Расчет суммарного уровня звука (звукового давления)  
7.1Алгоритм расчета суммарного уровня звука (звукового давления)      
7.2Расчет суммарного уровня звука (звукового давления)  
7.3 Варианты для расчета суммарного уровня звука (звукового давления).    
Контрольные вопросы  
8. Литература  
Приложение  
Содержание  

 

 

КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.242.223 (0.008 с.)