Антична філософія еллінистичної та греко-римської епохи (скептицизм, кінізм, епікурейство,стоїцизм та неоплатонізм). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антична філософія еллінистичної та греко-римської епохи (скептицизм, кінізм, епікурейство,стоїцизм та неоплатонізм).



Скептицизм В основе - лежит позиция, основанная на сомнении в существовании какого-либо надежного критерия истины.

Акцентируя внимание на относительности человеческого познания, скептицизм сыграл положительную роль в борьбе с различными формами догматизма.

В рамках скептицизма был поставлен ряд проблем диалектики познания. Однако скептицизм имел и другие последствия, так как безудержное сомнение в возможностях познания мира вело к плюрализму в понимании социальных норм, к беспринципному приспособленчеству, угодливости, с одной стороны, и пренебрежению человеческими установлениями, с другой.

Скептицизм противоречив по своей природе, одних он побуждал к углубленному поиску истины, а других — к воинствующему невежеству и аморализму.

Основателем скептицизма был Пиррон из Элиды. Философия скептиков дошла до нас благодаря трудам Секста Эмпирика. Его труды дают нам представление об идеях скептиков Пиррона, Тимона, Карнеада, Клитомаха, Энесидема.

Согласно учению Пиррона, философ — человек, который стремится к счастью. Оно, по его мнению, заключается только в невозмутимом спокойствии, сочетающемся с отсутствием страдания.

Тот, кто желает достичь счастья, должен ответить на три вопроса:

· из чего состоят вещи;(нельзя дать никакого ответа, как нельзя и утверждать, что нечто определенное существует. Более того, всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение)

· как следует к ним относиться; (философское отношение к вещам состоит в воздержании от любых суждений. Это объясняется тем, что наши чувственные восприятия хотя и являются достоверными, но не могут быть адекватно выражены в суждениях.)

· какую выгоду мы в состоянии получить из нашего отношения к ним. (польза и выгода, вытекающая из воздержания от всякого рода суждений, состоит в невозмутимости или безмятежности. Такое состояние, называемое атараксией, базирующейся на отказе от знаний, рассматривается скептиками как высшая ступень блаженства)

 

1. Киники — одна из философских школ Древней Греции сократического периода.

Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.

Главная цель кинического учения — не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни — вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе.

2. Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:

· возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);

· добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;

· отсутствие постоянного места жительства, скитания;

· паразитический образ жизни, попрошайничество;

· предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;

· восхваление физической и духовной бедности;

· крайний аскетизм; замкнутость;

· критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;

· непризнание авторитетов;

· воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;

· отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;

· концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах;

· радикализм, парадоксальность, скандальность. Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.

 

В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.

 

3. Диоген Синопский не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным поведением и образом жизни, а также рядом высказываний и идей:

· жил в бочке;

· заявил царю Александру Македонскому: "Отойди и не загораживай мне солнце!";

· выдвинул лозунг: "Без общины, без дома, без отечества" (который стал его собственным жизненным и философским кредо, а также его последователей);

· вывел понятие "гражданин мира" (космополит);

· отвергал брак;

· жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни;

· не признавал никаких законов, кроме закона природы;

· гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством;

4. Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков ("Стоя" — название портика в Афинах, где она была основана).

 

Основателем данной философской школы считается Зенон Китайский (не путать с Зеноном Энейским, автором так называемых "апорий" — парадоксов).

5. Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) — освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели — постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.

 

Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности).

 

К характерным чертам стоической философии также относятся:

· призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);

· признание добродетели высшим благом, а порока — единственным злом;

· определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру;

· призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;

· признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;

· неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;

· оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;

· восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;

· высокий эстетизм в мыслях и поступках;

· осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;

· признание стремления к счастью высшей целью человека.

 

6. Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий.

 

1. Эпикур (341 — 270 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-материалист.

Философия Эпикура делится на три больших раздела:

· учение о природе и космосе ("физика");

· учение о познании ("каноника");

· учение о человеке и его поведении ("эстетика").

 

2. Основными положениями учения Эпикура о природе и космосе являются следующие:

· ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения (закон сохранения материи);

· вселенная вечна и бесконечна;

· все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты;

· атомы и пустота вечны;

· атомы находятся в постоянном движении (по прямой, с отклонениями, сталкиваются друг с другом);

· "мира чистых идей" не существует;

· существует множество материальных миров во Вселенной.

 

3. "Каноника" (учение о познании) опирается на следующие основные идеи:

· окружающий мир познаваем;

· основным видом познания является чувственное познание;

· невозможно "созерцание разумом" каких-либо "идей" либо явлений, если этому не предшествовали чувственное познание и ощущение;

· ощущения возникают благодаря восприятию познающим субъектом (человеком) истечений (образов) предметов окружающей жизни.

 

4. "Эстетику" Эпикура (учение о человеке и его поведении) можно свести к таким основным положениям:

· своим появлением на свет человек обязан самому себе (родителям);

· человек есть результат биологической эволюции;

· боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела;

· судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов;

· душа является особым видом материи;

· душа человека смертна, как и тело;

· человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни;

· счастье человека состоит в удовольствии;

· под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия);

· нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.

 

НЕОПЛАТОНИЗМ — последний этап развития античного платонизма (III—VI вв.). Основоположником неоплатонизма был Плотин, учившийся в Александрии у Аммония Саккаса, который излагал свои мысли только устно. Лекции же самого Плотина («Эннеады») были изданы его учеником Порфирием.

Неоплатонизм представляет собой систематизацию идей, разбросанных в диалогах Платона, которые были дополнены идеями стоицизма, аристотелизма, неопифагореизма. Идеализм Платона заключал в себе значительный элемент дуализма, поскольку наряду с миром идей допускал независимое от него существование материи, а все вещи и человека считал их противоречивым сочетанием. Учение же Плотина является последовательной системой объективного идеализма.

С точки зрения неоплатонизма, абсолютным первоначалом бытия выступает Единое, постичь которое невозможно никакими усилиями человеческой мысли. Убедиться в бытии Единого возможно только на путях апофатической (отрицательной) теологии. Вместе с тем Единое уподобляется Солнцу и мыслится извечным источником эманации (истечения, излучения), посредством которой возникают все менее совершенные и общие, все более множественные и телесные сферы бытия.

Второй ступенью эманации становится Ум. Ум раздваивается на объект (само Единое) и субъект (собственно Ум), заключающий в себе совокупность платоновских идей.

Третья ступень эманации — Мировая Душа, которая и излучает весь мир конкретных единичных вещей. Результатом полного угасания творческого процесса эманации остается материя, абсолютный мрак и холод, диаметральная противоположность ослепительному свету — Единому.

Так нарисована схема любой системы объективного идеализма — «развитие вспять», от абстрактного к конкретному.

Плотин и Порфирий образовали Римскую школу неоплатонизма, а в дальнейшем существовали сирийская (Ямвлих, IV в.), александрийская (Гипатия, Иоанн Филопон и др. V в.) и афинская (Прокл, V в.). Последняя была закрыта декретом византийского императора Юстиниана в 529 г., что принято считать символической датой кончины античной философии. Неоплатонизм, обильно включавший в свои построения образы древнегреческой мифологии, находился в сложных отношениях с христианством. С одной стороны, это была борьба неоплатоников и христиан, в ходе которой они разоблачали друг друга (Порфирий, «Против христиан»). С другой стороны, христианство осуществляло заимствования из неоплатонизма.

Главным образом под влиянием последнего сформировался главный догмат христианства о триединстве Бога. Кроме того, комментаторская и переводческая деятельность неоплатоников V—VI вв. оказала огромное воздействие на формирование средневековой философии в Западной Европе и в Византии.

 

13.Науки в Античності: історіографія, медицина, юриспруденція, математика, фізика та хімія, астрологія, філологія. Греки розробили начала багатьох найважливіших галузей науки. Грецькі вчені створили геометрію і стереометрію, начала яких розробив Евклід. Його праці стали зразком для наслідування в усі наступні часи. На їх основі складалися шкільні підручники, за якими, до речі, навчаються й у нинішніх школах.

Астрономія Стародавньої Греції — астрономічні знання і погляди тих людей, які писали давньогрецькою мовою, незалежно від географічного регіону: сама Еллада, еллінізовані монархії Сходу, Рим або рання Візантія. Охоплює період з VI століття до н. е. по V століття н. е. Давньогрецька астрономія є одним з найважливіших етапів розвитку не тільки астрономії як такої, а й науки взагалі. У працях давньогрецьких вчених знаходяться витоки багатьох ідей, що лежать в основі науки Нового часу. Між сучасною і давньогрецькою астрономією існує відношення прямої спадкоємності, в той час як наука інших стародавніх цивілізацій справила вплив на сучасну тільки за посередництва греків.

Класична філологія вивчає мовні та літературні пам'ятки Давньої Греції та Риму починаючи з перших відомих творів давньогрецької літератури (Гомер, Гесіод) VIII століття до н. е. й до зникнення літератури пізньої античності близько 600 року.

Особливістю класичної філології є те, що на відміну від літертурознавства, яке досліджує нові літератури, предметом філологів-класиків є не лише вивчення античної лірики, епіки та драматургії, але й текстів античної філософії, історіографії і навіть природничих наук.

Антична наука в стародавній Греції спиралася на побудовану грецькими філософами змістовну і цілісну систему математичних знань - алгебраїчних і геометричних. Піфагорійці проголосили, що всі природні явища (механіка, астрономія, оптика, музика та інші) підпорядковуються математичним законам. Такий підхід дозволив отримати ряд цінних результатів, однак демонстративне дистанціювання багатьох античних вчених від досвідченої перевірки своїх теорій призвело і до численних помилок [10].

 

Найважливішими джерелами по історії античної фізики є праці Платона, Аристотеля (IV століття до н. Е.), Архімеда (III століття до н. Е.), Герона і Лукреція Кара (I століття до н. Е.), А також вцілілі в цитатах фрагменти текстів інших мислителів. На відміну від мислителів Китаю і Індії, давньогрецькі натурфілософи розробили ряд внеміфіческіх систем фізичних поглядів широкого охоплення, побудованих на основі єдиних і явно сформульованих принципів.

Медицина. Одним із засновників медицини в Стародавній Греції зізнавався Асклепій - єгиптянин, який переїхав до Греції. Вважалося, що від нього вели походження жерці, що займалися лікуванням - Асклепіад. Пристрій жрецького стану в стародавній Греції нагадує єгипетське - медичні пізнання переходили від батька до сина. Такий характер лікарське стан утримувало протягом багатьох століть, але умови Пелопоннеської війни справили переворот, вельми корисний для успіхів медицини.

Елементи юриспруденції виникали у міру розвитку законодавства і правової науки: деякі відомості про право включалися в систему загальної освіти ще в давнину. Спочатку вони супроводжували релігійним знанням і філософії.

У Стародавній Греції в школах стоїків навчали судового красномовства.

 

Поступово юриспруденція відокремилася в самостійну навчальну дисципліну і вже стосовно Стародавньому Риму можна стверджувати про наявність певної системи юридичної освіти. Спочатку знання права в Стародавньому Римі також було привілеєм жерців.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.46 (0.028 с.)