Найдите деепричастия в этих пословицах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Найдите деепричастия в этих пословицах



Найдите деепричастия в этих пословицах

1. Не давши слова, крепись, а давши – держись.

2. Не зная броду, не суйся в воду.

3. Рассердясь на блох, да и шубу в печь.

4. Снявши голову, по волосам не плачут.

5. Что имеем, не храним, потерявши – плачем.

 

ПОВТОРИМ ТЕМУ «КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ»

Задание: расставьте знаки препинания, заполните таблицу.

1. Прочитав все словари мы не спали до зари.

2. Простираясь перед нами равнина манила цветами.

3. Проживая в районе парка я вижу как звёзды горят ярко.

4. Пловец пловчиху угощая пойти на танцы приглашает.

5. Росток пробившись сквозь плиту теперь всем виден за версту.

6. Касаясь этого звонка слышу трель издалека.

7. Обмакнув перо в чернила я восемь линий прочертила.

 

 

-зар- -зор-  
-гор- -гар-  
-раст- -рос- -ращ-  
-кас- -кос-  
-бер- -бир-  
-тер- -тир-  
-чет- -чит-  
-равн- -ровн-  
-скак- -скоч-  
-плав- -плов- -плыв-  
-мак- -мок-  

 

ПОВТОРИМ ТЕМУ «КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ»

Задание: расставьте знаки препинания, заполните таблицу.

1. Растворив в воде лекарство творец чувствовал себя прекрасно.

2. Мы собираясь на корт берём с собой три пары шорт.

3. Выскочив из зарослей пушистенький зверёк скакал настолько быстро, что я догнать не смог.

4. Употребляя некоторые словосочетания мы не можем избежать наказания.

5. Добиваясь своих прав в Ростов поехал Ростислав.

6. Приложив немного сил пловец пловчиху угостил.

7. Скаковая лошадь разогнавшись едва не налетела на проезжавших.

8. Обмакнув кисть в краску вы испортили лист совершенно напрасно.

9. Проведя касательную «пятёрку» получил ученик внимательный.

 

 

-зар- -зор-  
-гор- -гар-  
-раст- -рос- -ращ-  
-кас- -кос-  
-бер- -бир-  
-тер- -тир-  
-чет- -чит-  
-равн- -ровн-  
-скак- -скоч-  
-плав- -плов- -плыв-  
-мак- -мок-  

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ

«ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ»

Задание №1.

Спишите предложения, раскрывая скобки

(Не) глядя на мать, Олег стал собирать вещи.

Женщина (не)доумевала, куда исчез билет.

Приходилось работать, (не) жалея сил.

(Не) жалей сил на хорошее дело!

Его учили преодолевать трудности, (не) унывая и (не) хныча.

 

Задание №2

Спишите, раскрывая скобки.

(Не) давши слова, крепись, а давши, держись.

(Не) зная брода, (не) суйся в воду.

(Не) убив медведя, шкуры (не) продают.

(Не) поглядев в святцы, да и бух в колокола.

 

 

Задание №3

Замените выделенные слова деепричастиями с НЕ

Ласточки без умолку щебетали.

Снег шёл беспрестанно всю неделю.

Сельчане без устали работали в поле.

 

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

№1 Не_годуя на ненастье, не_смыкая глаз, не_растеряв друзей, не_ мечтая о будущем, не_дождавшись звонка, не_взлюбив щенка, шёл не_ оглядываясь, вышла замуж не_любя, не_вмешиваясь в события, не_пользуясь успехом, не_щадя сил.

 

№2 Не_давая опомниться, не_уронив своего достоинства, не_скрывая истинных причин, не_давая обещаний, не_навидя трусость, не_глядя по сторонам, работает не_торопясь, не_покладая рук, не_доиграв партии, смотрел не_доумевая, совсем не_растерявшись.

 

ОТМЕТЬТЕ СЛИТНЫЕ НАПИСАНИЯ

(НЕ) ВИДЯ

 

(НЕ) ВЕРЯ

 

(НЕ) ДОУМЕВАЯ

 

(НЕ) НАХОДЯ

 

(НЕ) ЗАМЕЧАЯ

 

(НЕ) ПРОИЗНОСЯ

 

(НЕ) СТИХАЯ

 

(НЕ) НАВИДЯ

 

(НЕ) ДОЖДАВШИСЬ

 

(НЕ) УЗНАВ

 

(НЕ) РАДУЯСЬ

 

(НЕ) ЧУВСТВУЯ

 

(НЕ) СТРАШАСЬ

 

(НЕ) ВОЗМУЩАЯСЬ

 

(НЕ) ВЗЛЮБИВ

 

(НЕ) ПРИПОМИНАЯ

 

(НЕ) УМОЛКАЯ

 

(НЕ) ПОМНЯ

 

(НЕ) ГОДУЯ

 

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «СОВЕРШЕННЫЙ И НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД»

Задание №1

Укажите деепричастия, перешедшие в наречия и предлоги. Спишите, раскрывая скобки.

 

Не слушая, не услышишь – (не) смотря, не увидишь.

(Не) спеша бродят медведи.

Листва берёз висит (не) шелохнувшись.

Листья (не)хотя отрываются и словно повисают на (не)видимых паутинках.

Лёжа пищи (не) добудешь.

Без хороших отцов нет хорошего воспитания, (не) смотря на все школы, институты и пансионы.

 

                        Задание №2

Выпишите в столбик сначала глаголы несовершенного вида, а затем совершенного.

Задание №3

Задание №4

Выделите деепричастия, указав вид и соотнесённость

Задание №5

Образуйте и запишите деепричастия несовершенного вида.

Задание №6

Задание №6

К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из двух указанных предложений. Объясните, почему вами выбран этот вариант.

1.Дойдя до реки,…а) усталость овладела нами; б) мы устроили привал.

2.Плывя в лодке,…а)множество птиц виднелось по берегам реки;

б) путешественники видели по берегам реки множество птиц.

3.Заметив со всех сторон лодки и людей,…а) стадо диких коз бросилось врассыпную; б) стадо диких коз охватил ужас.

4.Собираясь в поход,…а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор.

5.Подъезжая к станции,…а) пассажиры забеспокоились и стали собирать вещи; б) в вагоне стало шумно.

6.Набирая скорость,… а) поезд быстро приближался к горному перевалу; б) в окно было видно мелькание телеграфных столбов.

 

Задание №7

Задание №7

Задание №8

Задание №1

Робко свечу потушив я подхожу к окну.

Зима смеясь от счастья плачет весны качая колыбель.

Измучив доброго коня на бранный пир к закату дня спешил жених нетерпеливый

Держа кувшин над головой грузинка узкою тропой сходила к берегу.

Порой она скользила меж камней смеясь неловкости своей.

 

 

Задание №2

Скользя по утреннему снегу друг милый предадимся бегу нетерпеливого  

коня.

Звезда полей горит не угасая.

Иван Евдокимович был тронут и уходя обнял меня.

Я остановился глотая волнения маленькими глоточками как лёд в

полдень.

Жизнь устроена так дьявольски, что не умея ненавидеть невозможно

  искренне любить.

 

                                 

Задание №3

Пожарные свесив парусиновые ноги с площадки мотали головами в касках и пели.

Савельич дремля качался на облучке.

Глупо смеясь и ласково мыча протягивал он Татьяне пряничного петушка.

Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату.

Каштанка отскочила присела на все четыре лапы и протягивая к коту морду залилась громким визгливым лаем.

 

                                  

Задание №4

Пассажиры согнувшись под тяжестью преогромных мешков бегали от головы поезда к хвосту и от хвоста к голове.

Мастер спал лёжа в тулупе поперёк садовой дорожки.

Отец Фёдор улыбнулся и внимательно глядя на себя в зеркало начал подстригать свою благообразную бородку.

В полночь дворник Тихон хватаясь руками за все попутные палисадники и надолго приникая к столбам тащился в свой подвал.

 

Задание №5

Задание №1

Задание №2

Отредактируйте примеры, объясните ошибки в употреблении деепричастий.

    1. Закончив покосы, началась уборка урожая
    2. Окна были ярко освещены, подойдя к дому.
    3. Посетив зоопарк, он нам понравился.
    4. Мы обсудили её, прочитав книгу.
    5. Приветливо виляя хвостом, мы встретили Рыжика у калитки.
    6. Сделав уроки, у меня заболели глаза.
    7. Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.
    8. Рассматривая картины, нас покоряет мастерство художника.
    9. Глядя вдаль, у неё возникают грустные мысли.
    10. Думая о прошлом, в её воспоминании оживают счастливые дни.
    11. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к одинокой Алёнушке.

 

 

Задание №3

СЛОЖНОЕ СПИСЫВАНИЕ.

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Ключ:

Пытаясь сохранить макияж, дамы в 18 веке умывались не каждый день.

 

2.Покрывая лицо свинцовыми белилами, появлялась аристократическая бледность кожи.

Ключ:

Покрывая лицо свинцовыми белилами, дамы добивались аристократической бледности кожи.

 

3.Имитируя родинки, дамы использовали мушки, храня их в специальных золотых и серебряных коробочках – «мушечницах».

Ключ:

Имитируя родинки, дамы использовали мушки, которые хранились в золотых и серебряных коробочках – «мушечницах».

 

Задание

Составьте текст- описание известной вам картины В.М.Васнецова «Богатыри» с помощью следующих деепричастных оборотов:

1.всматриваясь в картину;

2.символизируя смелость и отвагу;

3.напряжённо вглядываясь;

4.высоко поднимая сорокапудовую палицу;

5.готовясь вступить в смертельную схватку;

6.внушая страх противнику;

7.спокойно наклонив голову;

8.почуя врага;

9.лукаво улыбаясь;

10.поражая находчивостью;

11.держа в правой руке гусли;

12.не боясь вражеских полчищ;

13.как будто возвышаясь над землёй;

14.мужественно защищая своё Отечество.

 

Задание

Задание

ДЕЕПРИЧАСТИЯ В СТИХАХ.

Вариант 1

1.Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает:

а) признак предмета по действию;

б) признак признака;

в) добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом;

г) действие предмета.

 

2.Найдите деепричастия:

а) увидел;

б) шлёпая;

  в) поднявши;

г) спеша;

    д) принявший;

е) свежо.

 

3.Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены).

А. Ребятишки прыгали любуясь на ёлку.

    Б. Ребятишки прыгали и любовались на ёлку.

        В. Прыгающие ребятишки любовались на ёлку.

Г. Прыгая ребятишки любовались на ёлку.

 

4.В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий?

А. Открывая книгу, из неё выпал листок.

          Б. Прочитав рассказ, он показался мне скучным.

          В. Дверь висела на одной петле, скрипя от ветра.

                           Г. Сидя у окна, девочка читала.

 

5.Определите, как надо писать НЕ со словами в предложениях?

(Не) давши слова, крепись, а давши, держись.

Он ушёл, (не) довыполнив задания.

Выберите правильный ответ.

А. В 1-ом случае слитно, во 2-ом – раздельно.

Б. В 1-ом случае раздельно, во 2-ом – слитно.

В. В обоих случаях слитно.

Г. В обоих случаях раздельно.

6. Найдите деепричастия совершенного вида:

А) глядя;

Б) сложив;

В) отнявши;

  Г) прочитав;

  Д) улыбаясь;

Е) балуясь.

 

8. Выберите правильный ответ.

Укажите столбик: а), б), в) или г),

в котором последовательно расположенные буквы

соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

                    а)      б)      в)         г)

 

г_лерея       о        а        а          о

к_мбинация а        а        о          о

с_ять            и       е         и         е

д_станция    е        е        и         и

б_ссейн       сс       с       сс        с

 

9.Укажите правильный ответ.

А.Пролетая над садами, ветер шелестел листвою.

Б. Пролетая над садами, ветер шелестел листвою.

В. Пролетая над садами, ветер шелестел листвою.

 

ОЦЕНКИ

За 14 правильных ответов – «5», за 11-13 – «4»,

за 8-10 – «3», за 5-7 – «2».

 

 

Вариант 2

1.Укажите, какой глагольный признак имеет деепричастие:

а) время, б) вид. в) лицо.

 

2. Найдите деепричастия:

а) вечерело                     г) закрыв

б) рисовал                      д) будучи

в) улыбаясь                    е) игравший

 

3. Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены)

А. Девочка смотрела не мигая в окно.

Б. Собака почуяв меня насторожилась.

В. Мы шли по тропинке пересекавшей поле.

Г. Улыбаясь он посмотрел вокруг.

 

4. В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий?

А. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

Б. Он пришёл в ужас выслушав меня.

В. Приближаясь к роще она пошла тише.

Г. Заканчивая чертёж, у меня сломался карандаш.

 

5.Определите, как надо писать НЕ в каждом случае в предложениях? Выберите правильный ответ.

ОЦЕНКИ

 

За 15 правильных ответов – «5»; за 12-14 - «4»:

за 9-11 – «3»; за 6-8 – «2».

 

Вариант 3

 

1.Укажите, каких глагольных признаков нет у деепричастия:

 

а) вид

б) наклонение

в) изменяемость

г) значение действия или состояния

д) способность управлять существительными.

 

2.Определите, от какого глагола нельзя образовать деепричастие:

 

а) крыть; б) лить; в) жить; г) плыть.

 

3.В каком предложении нужна запятая? Выберите правильный ответ.

Она сидела зажмурясь.

А. В 1-ом предложении.

Б. во 2-ом предложении.

В. В обоих предложениях.

Г. Ни в одном из предложений.

 

4. Найдите деепричастия совершенного вида:

 

а) любя; б) звеня; в) кляня; г) склоня.

 

 

5. Укажите, в каких примерах деепричастие входит в состав фразеологического оборота:

 

а) положив документы в стол;

б) положив руку на пульт управления;

в) положив руку на сердце;

г) положив вещи в чемодан.

 

6. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?

Выберите правильный ответ.

 

ОЦЕНКИ

                                           

За 14 правильных ответов – «5»; за 11-13 – «4»

за 8-10 –«3»; за 5-7 – «2».

 

ИГРЫ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ»

Допишите деепричастия.

  а   я
  а   я
  а   я
  а   я
  а   я
  а   я

 

ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ?»

    1. ПРИДУМАЙТЕ:

-15 деепричастий с приставками, чтобы приставка имела конечную –С-, а корень начинался с буквы –С-;

-10 деепричастий с приставками, чтобы приставка имела конечную –З-, а корень начинался с буквы _-З-.

 

13.ЗАМЕНИТЕ:

 отглагольные существительные

глаголами и деепричастиями с суффиксами –СЯ- (-СЬ).

Борьба, охота, встреча, остановка, обтирание, занятие, прогулка, купание, сопротивление, подъём, подготовка, ученье.

 

 

ЗАДАНИЕ: ЗАМЕНИТЕ ОДНУ БУКВУ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛОСЬ ДЕЕПРИЧАСТИЕ

М О Л О Д А Я
             
Г И Р Я
       
И Д Е Я
       
Д О Л Я
       
Ф Е Я
     
С О Я
     

 

 

ИГРА «ВОССТАНОВИМ ИСТИНУ»

ЗАДАНИЕ: допишите деепричастия.

  а   я
  а   я
  а   я
  а   я
  а   я
  а   я

ЗАДАНИЕ: отыщите 10 деепричастий

Н А Д
А П У
Д А М
Е В А
Я А Я
С Ь Я

ЗАДАНИЕ: образуйте деепричастия от существительных, заменив одну букву.

 УДАВ –                    

ВОЛ –

ЛАК –

СТОЛ –

ВЕК –

КЛЮЧ: удав - упав, вол - воя, лак - лая, стол - стоя, век – вея.

 

 

ГРАММАТИЧЕСКИЙ КРОССВОРД

По горизонтали

1.Орхидея, холодея

2.Прощая, провал

3.Пряча, удача

 

По вертикали

1.Хлопая, хлорка

2.Локоть, лопоча

3.Диван, думая

Ключ: холодея, прощая, пряча, хлопая, лопоча, думая

 

 

ДИКТАНТЫ

Незнакомая усадьба.

   Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошёл по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты пахло хвоей. На миг на меня навеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве.(111 слов)                   (По А.Чехову)

Пастух и лисёнок.

     Старого деревенского пастуха Василия Ивановича угостили копчёным лещом.

     Когда пригрело солнце и коровы легли на траву отдыхать, пастух, расстегнув ворот синей рубашки, сняв старую шляпу, сел на ствол поваленной берёзы и занялся лещом.

     Лещ был жирный, вкусно попахивал ольховым дымком, золотистая кожа легко отдиралась.

     Пастух, почмокивая, обсасывал каждую косточку и кидал за плечо.

      Вдруг за спиной кто-то стал похрустывать.

 Василий Иванович повернулся – лисёнок. И хрустел он лещовыми косточками. Круглые голодные глаза глядели тревожно, напряжённо, смуглый нос заострён, вся фигура длинная, тощая, плоская.

      Когда пастух повернулся к лисёнку, тот отпрянул, но не убежал. Тогда дед кинул кусочек леща на траву.

     Лисёнок, осторожно придвигаясь, при каждом движении пастуха отскакивал, не сводя глаз с подачки.

      Так вместе они и пообедали. (120 слов)      (По В.Бочарникову)

Один в море.

         Заметив, что пароход не остановился, а продолжает прежний курс, матрос немного успокоился и пришёл в себя. Прежде всего он поспешил скинуть робу, мешавшую плыть. Перевернувшись несколько раз и отплёвываясь от солоновато-горькой волны, матрос в три приёма стянул тяжёлый от воды пиджак.

         Пиджак, раскинув рукава, плыл некоторое время за матросом, не желая расстаться с хозяином и норовя обвиться вокруг его ног.

Больше всего возни было с сапогами. Матрос яростно нога об ногу сдирал грубые флотские сапоги с рыжими голенищами, то проваливаясь с головой, то высовываясь из волны по плечи.

         Наконец ему это удалось, но плыть становилось всё труднее.

         Вдруг он услышал нежный всплеск вёсел и немного погодя увидел почти чёрный силуэт шаланды. Он догнал её и успел схватиться за высокую корму. (124 слова)                (По В.Катаеву)

 

На земле Пушкина.

         Однажды, возвращаясь из Петровского, я заблудился в лесных оврагах.

Бормотали под корнями ручьи, на дне оврага блестели маленькие озёра. Неподвижный воздух был красноват и горяч.

         С одной из лесных полян я увидел приближающуюся тучу. Она рослее на вечернем небе, как громадный средневековый город, окружённый белыми башнями.

          Глухие, грохочущие, неослабевающие звуки долетали издалека, и ветер, вдруг прошумевший на поляне, донёс брызги дождя.

         Приглядевшись, я узнал нескошенный луг над Соротью, песчаный косогор, тропинку, ведущую в парк.

         Это было Михайловское.

         Я смолоду изъездил почти всю страну, видел много удивительных, сжимающих сердце мест, но ни одно из них не обладает такой лирической силой, как Михайловское.

         Здесь представляешь себе, что по этим простым дорогам, по узловатым корням шагал пушкинский верховой конь и легко нёс своего задумчивого всадника. (124 слова)         (По К.Паустовскому)

 

Диктант.

         По засыпанному галькой берегу шли три медведя. Большая медведица стала переходить неширокую, но быструю реку. Шлёпая по воде лапами, медведица, дойдя до середины реки, резко погрузилась в воду и вышла на берег. С её шкуры стекала вода.

         Примеру её последовал небольшой медведь. На правой стороне речушки остался маленький медвежонок. Он побрёл по воле, но, достигнув глубокого места и не решаясь идти дальше, остановился.

         Медведица в одно мгновение очутилась около среднего медвежонка и дала ему такую затрещину, что тот полетел на отмель. Схватившись обеими лапами за левое ухо, он заорал диким голосом. Продолжая держаться лапой за ушибленное место, он стремительно кинулся через речку, схватил маленького братишку за шиворот и, всё ещё вскрикивая, переволок его через глубокое место.

         Вся группа исчезла в чаще, но ещё долго в тишине утра до нас доносились жалобные вопли наказанного медвежонка. (По Е.Спангенбергу)

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

     1. Л.Т.Григорян, М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская «Дидактический материал

          по русскому языку 6 класс», Москва, Просвещение, 1983 год

  1. Н.О.Крамаренко «Уроки русского языка в 7 классе», Волгоград, 2000 год
  2. А.Б.Малюшкин, Л.Н.Иконницкая «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 7 класс», Москва, 1998 год
  3. Е.А.Полежаева «Современные открытые уроки русского языка 7 класс», Ростов-на-Дону, 2002 год
  4. М.М.Разумовская «Русский язык. 6 класс», Москва, 2001 год
  5. Н.В.Сиденко «Поурочные планы по русскому языку. 7 класс», Волгоград,2001 год
  6. Н.И.Степченко «Сборник диктантов. 1-9 классы», Екатеринбург, 1999 год
  7. Т.П.Шабалкова «Сборник диктантов и изложений», Волгоград, 2007 год

 

 

Найдите деепричастия в этих пословицах

1. Не давши слова, крепись, а давши – держись.

2. Не зная броду, не суйся в воду.

3. Рассердясь на блох, да и шубу в печь.

4. Снявши голову, по волосам не плачут.

5. Что имеем, не храним, потерявши – плачем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.104 (0.187 с.)