Вопрос № 3. Культурная картина мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 3. Культурная картина мира



Своеобразная картина мира присуща любой социальной общности – от нации или этноса до социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Мало того, каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира.

Другими словами, любое достаточно крупное человеческое сообщество имеет дифференцированные картины мира как по горизонтали (социальные группы современников), так и по вертикали: картины мира – это не нечто застывшее, а исторически изменчивый процесс приспособления к меняющимся реалиям. Например, картина мира крестьянина отличается от картины мира его современника – университетского профессора. Но точно так, же сегодняшний крестьянин или профессор воспринимает мир совсем не так, как представители этих, же социальных групп 100 лет назад. Картины мира различаются у католика и православного, у мусульманина и буддиста.

Картина мира – это одно из важнейших, базовых понятий концепции человека, которое отражает особенности человеческого существования, его взаимоотношения с окружающим миром, другими людьми. Картина мира как целостный, неделимый образ мира является результатом всей жизни человека, его контактов с внешним миром.

Культурная картина мира — совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов. Данные знания и представления придают культуре каждого народа самобытность, благодаря чему становится возможным отличить культуру одного народа от культуры другого.

Культурная картина мира специфична и различается у разных народов. Это обусловлено целым рядом факторов: география, климат, природные условия, история, социальное устройство, верования, традиции, образ жизни и др.

В практическом преломлении культурная картина мира проявляется в языке, жестах, изобразительном искусстве, музыке, ритуалах, этикете, вещах, мимике, в поведении людей. Она формирует тип отношения человека к миру – природе, другим людям, задает нормы поведения человека в мире, определяет его отношение к жизни.

Картины мира чрезвычайно многообразны, так как это всегда своеобразное видение мира, его смысловое конструирование в соответствии с определенной логикой миропонимания и миропредставления. Существует столько картин мира, сколько имеется способов мировосприятия, так как каждый человек воспринимает мир и строит его образ с учетом своего индивидуального опыта, общественного опыта, социальных условий жизни.

В процессе межкультурных контактов большую роль играет специфика поведения представителей разных культур. Универсального «нормального поведения» не существует. Чтобы понять поведение представителя другой культуры, нужно выяснить, какое поведение традиционно для этой культуры. Если правила поведения другого человека и собственные не совпадают, необходимо начать вырабатывать общие правила поведения. Поведение людей в процессе коммуникации определяется разными факторами.

Во-первых, большинство моделей поведения, которые являются продуктами культуры, применяются людьми автоматически. Явления других культур человек также воспринимает автоматически, бессознательно.

Во-вторых, во многом определяет коммуникативное поведение людей, ситуация, которую Холл определил как «культурные очки». Она состоит в том, что большинство людей рассматривают собственную культуру как центр и меру всех вещей. Нормальный человек обычно не осознает, что люди других культур имеют иные точки зрения, системы ценностей и норм. Большинство людей уверены в том, что мир такой, каким они его себе представляют. В связи с этим часто они убеждены в том, что собственная культура превосходит другие. В этом случае другие культуры недооцениваются. Всё, что отклоняется от собственных норм, привычек, типов поведения, считается низкопробным, безобразным, безнравственным.

В-третьих, поведение людей в процессе коммуникации зависит от окружающей обстановки и обстоятельств коммуникации. Наши действия не одинаковы в разной обстановке. Место нахождения человека (аудитория, ресторан, офис) требует определённой линии поведения, которая соответствует данной культурной традиции. Обстоятельства коммуникации также сильно влияют на поведение её участников, Контакты между людьми могут происходить по самым разным причинам: награждение, производственное собрание, спортивные игры, танцы, панихида. В каждом случае обстоятельства обязывают вести себя по разному.

В-четвертых, коммуникативное поведение напрямую связано с количеством времени и частью суток, в которой происходит коммуникация. При нехватке времени люди, как правило, стараются быстрее закончить разговор и завершить контакт, чтобы сделать что-то более важное и необходимое. Каждый случай общения происходит в какое-то время суток, что также сказывается на его характере.

В процессе межкультурной коммуникации очень важно понять, о чём думает партнёр, причины его переживаний, его точку зрения и образ мыслей. Поэтому, чтобы понять коммуникативное поведение представителей другой культуры, необходимо рассматривать его в рамках их культуры, а не своей, т.е. здесь следует проявлять больше эмпатии. Эмпатией называется естественное желание понять другого человека, не обидеть его, не сделать что-то не так. Такой тип общения основан на умении поставить себя на место другого, взглянуть на всё его глазами, почувствовать его состояние и учесть всё это в своём поведении и поступках.

Для большего понимания между партнёрами по коммуникации необходимо придерживаться основных правил эмпатии:

• внимательно слушать собеседника;

• стремиться понять, как чувствуют себя другие люди;

• искренне интересоваться тем, что должны сказать другие;

• учитывать нужды других людей;

• стараться понять точку зрения другого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.149 (0.007 с.)