В составе teiresias Имеются и средства, которые помогают оболочке emycin следить за поведением экспертной системы в процессе применения набора имеющихся правил. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В составе teiresias Имеются и средства, которые помогают оболочке emycin следить за поведением экспертной системы в процессе применения набора имеющихся правил.



Режим объяснения (EXPLAIN). После выполнения каждого очередного задания — консультации — система дает объяснение, как она пришла к такому заключению. Распечатываются каждое правило, к которому система обращалась в процессе выполнения задания, и количественные параметры, связанные с применением этого правила, в том числе и коэффициенты уверенности.

Режим тестирования (TEST). В этом режиме эксперт может сравнить результаты, полученные при прогоне отлаживаемой программы, с правильными результатами решения этой же задачи, хранящимися в специальной базе данных, и проанализировать имеющиеся отличия. Оболочка EMYCIN позволяет эксперту задавать системе вопросы, почему она пришла к тому или иному заключению и почему при этом не были получены известные правильные результаты.

Режим просмотра (REVIEW). В этом режиме эксперт может просмотреть выводы, к которым приходила система при выполнении одних и тех же запросов из библиотеки типовых задач. Это помогает просмотреть эффект, который дают изменения, вносимые в набор правил в процессе наладки системы. В этом же режиме можно проанализировать, как отражаются изменения в наборе правил на производительности системы.

Нужно отметить, что не существует общепринятой методологии использования режима REVIEW, но в литературе имеются сообщения об исследовании процесса настройки отдельных правил (см., например, [Langlotz et al., 1986]) и оптимизации набора правил с помощью этого режима (например, [Wilkins and Buchanan, 1986]). Об этих работах мы поговорим в главе 20.

Система EMYCIN была одной из первых попыток создать программный инструмент, позволяющий перенести архитектуру экспертной системы, уже эксплуатируемой в одной предметной области, на другие предметные области. Опыт, полученный в процессе работы с EMYCIN, показал, что те инструментальные средства, которые были включены в состав EMYCIN, пригодны для решения одних проблем и мало что дают при решении других. В результате многих исследователей заинтересовали вопросы: "Какие именно характеристики проблемы делают ее более или менее пригодной для решения с помощью системы, подобной EMYCIN? Связано ли это с какими-то характеристиками предметной области, с.о стилем логического вывода или с размерностью решаемых задач?"

Мы вернемся к обсуждению этого вопроса в главах 11 и 12, но уже сейчас можно отметить, что разработка системы EMYCIN и других, ей подобных, заставила задуматься над этими вопросами. В частности, исследователи заинтересовались классификацией проблем, таких как медицинская диагностика, планирование маршрутов движения, интерпретация сигналов в системах ультразвуковой локации и т.п. Такая классификация стала рассматриваться в качестве этапа, предваряющего поиск методов решения задач указанных классов. Другими словами, исследователи начали изобретать различные методы описания проблем, отталкиваясь от предписываемых для их решения методов. Это, в свою очередь, привело к попытке установить связь между типами проблем и методами приобретения знаний, подходящих для их решения. Организация и методы восприятия знаний, необходимых для решения задач медицинской диагностики и поиска неисправностей в электронных схемах, весьма отличаются от тех, которые нужны для построения планов производства или выбора конфигурации вычислительной системы.

Методы приобретения знаний

Познакомив читателей с теоретическими вопросами, на которых базируется методика приобретения знаний, и некоторыми ранними разработками в этой области, мы рассмотрим в этом разделе две сравнительно новые системы, которые демонстрируют разные подходы к решению аналогичных задач. Первая из рассматриваемых ниже систем предназначена для поиска неисправностей в переключающей системе телефонной сети, а другая используется при планировании курсов лечения онкобольных. В обоих проектах большое внимание уделено методике приобретения и представления знаний, причем для решения этих задач используются совершенно отличные подходы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.208.117 (0.003 с.)