Раздел I. Социальные и генетические основы здоровья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Социальные и генетические основы здоровья



Раздел I. СОЦИАЛЬНЫЕ И ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ

Тема 1. Социальная медицина как наука и учебная дисциплина

История становления социальной медицины как науки и учебной дисциплины.

Социальная медицина как наука. Объект, предмет и методы социальной

медицины. Междисциплинарный характер социальной медицины.

Здоровье: определение, составляющие. Факторы, влияющие на здоровье, и их

характеристика.

Социальные факторы, влияющие на здоровье, и их характеристика. Факторы и

группы риска заболеваний. Социально-гигиенический мониторинг. Социальная сущность

наиболее распространенных и значимых болезней.

Генетические факторы как общебиологические константы. Группы заболеваний,

обусловленные генетическим риском. Хромосомные и генные наследственные болезни.

Заболевания с наследственным предрасположением. Организация медико-генетического

консультирования населения.

Здоровье индивидуальное и общественное: определение, взаимосвязь, различия.

Уровни изучения здоровья. Показатели оценки индивидуального здоровья.

Показатели оценки общественного здоровья: методики вычисления и оценки.

Характеристика демографической ситуации в современной России.

Комплексная оценка состояния здоровья населения. Группы здоровья, их

характеристика.

Системный подход в решении проблем здоровья. Междисциплинарные аспекты

здоровья: общенаучный, социально-гигиенический, медико-биологический,

психологический, педагогический, экономический, правовой, технологический,

теологический.

Форма проведения занятий: Лекция-смысловое погружение

Практическое занятие

Тема 2. Организационно-правовой механизм охраны здоровья населения РФ

История и формирование правовых основ охраны здоровья населения.

Охрана здоровья: понятие, характеристика, принципы.

Структура законодательства Российской Федерации в области охраны здоровья

граждан и характеристика отдельных его блоков.

Права граждан на охрану здоровья в Конституции РФ (1993), их характеристика.

Ответственность за охрану здоровья граждан государства, юридических и

физических лиц в кодексах Российской Федерации.

ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (2011) как основной

законодательный акт в сфере охраны здоровья граждан в РФ. Основные положения и их

содержание.

Закон  «Об охране здоровья в городе Москве» (2010). Основные

положения и их содержание.

Перспективы развития законодательства Российской Федерации и г. Москвы в

области охраны здоровья населения.

Сравнительная характеристика понятий «охрана здоровья» и «здравоохранение».

Место и роль здравоохранения в охране здоровья населения.

Системы здравоохранения в РФ. Государственная система здравоохранения:

принципы, финансирование и организационно-правовая структура. Учреждения:

номенклатура, задачи и основные направления деятельности, роль в оказании населению

высокотехнологичных видов медицинской помощи.

Муниципальная система здравоохранения: принципы, финансирование и

организационно-правовая структура. Учреждения: номенклатура, задачи и основные

направления деятельности, роль в оказании населению первичной медико-санитарной и

специализированной медицинской помощи.

Частная система здравоохранения Принципы, финансирование и организационноправовая структура. Учреждения: номенклатура, задачи и основные направления

деятельности, роль в оказании населению различных видов медицинской помощи.

Реформирование системы здравоохранения г. Москвы: цель, задачи, основные

направления, ожидаемые результаты.

Инновационные структуры и перспективы развития систем здравоохранения в

Российской Федерации и г. Москве.

Форма проведения занятий: Лекция-смысловое погружение (2 час.)

Семинар (2 час.)

Тема 3. Содержание и организация медико-социальной помощи

Населению

Медико-социальная помощь: понятие, виды, место в охране здоровья граждан,

роль социальных работников.

Организация лечебно-профилактической помощи населению. Основные виды

лечебно-профилактических учреждений. Амбулаторно-поликлинические учреждения:

номенклатура, основные направления деятельности, роль в оказании населению

первичной медико-санитарной помощи. Городская поликлиника: структура, принципы и

основные направления деятельности. Новые формы организации деятельности

амбулаторно-поликлинических учреждений. Организация амбулаторно-поликлинической

помощи детскому населению, беременным женщинам.

Стационар: виды, структура, принципы и основные направления деятельности,

виды оказываемой помощи. Стационар замещающие технологии. Особенности

организации стационарной помощи детям, беременным женщинам и родильницам.

Детская больница. Родильный дом.

Санаторно-курортные учреждения и их роль в организации восстановительного

лечения, реабилитационной помощи.

Специализированная и высокотехнологичная виды медицинской помощи: понятие,

организация, учреждения, нормативное правовое обеспечение. Диспансер: задачи и

основные направления деятельности.

Реабилитационные учреждения: задачи, организация работы.

Служба скорой и неотложной помощи населению: история, структура и

организация деятельности.

Лекарственное обеспечение населения: организация, проблемы, перспективы.

Место и роль профессиональных социальных работников в оказании медикосоциальной помощи населению в лечебно-профилактических учреждениях.

Социальное обслуживание: понятие, содержание, принципы, формы, место и роль в

системе оказания населению медико-социальной помощи.

Категории лиц, подлежащих социальному обслуживанию.

Виды, структура и основные направления деятельности учреждений социального

обслуживания населения.

Особенности социального обслуживания отдельных категорий лиц: инвалидов,

несовершеннолетних, престарелых, одиноких граждан и др.

Нормативное правовое обеспечение социального обслуживания населения в РФ.

Роль профессиональных социальных работников в организации социального

обслуживания населения.

Форма проведения занятий: Лекция-смысловое погружение (2 час.)

Практическое занятие (4 час.)

Охране здоровья

Медицинское страхование как часть правового механизма обеспечения охраны

здоровья населения в новых условиях хозяйствования.

Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской

Федерации" от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ как юридическая, экономическая и

организационная основа конституционного права граждан на медицинскую помощь.

Виды, субъекты и объект медицинского страхования. Договор медицинского

страхования.

Права граждан в системе медицинского страхования. Права и обязанности

страхователя. Страховые взносы на медицинское страхование.

Деятельность страховых медицинских организаций, их права и обязанности.

Страховой медицинский полис.

Медицинские учреждения в системе медицинского страхования: права,

обязанности, лицензирование, аккредитация. Базовая программа обязательного

медицинского страхования. Территориальные программы обязательного медицинского

страхования.

Базовая и территориальные программы обязательного медицинского страхования:

порядок формирования и реализации.

Программа государственных гарантий обеспечения населения бесплатной

медицинской помощью: содержание, механизмы принятия и реализации.

Состояние и перспективы развития системы медицинского страхования в

современной России.

Роль профессионального социального работника в обеспечении прав гражданина в

сфере медицинского страхования.

Форма проведения занятий: Лекция-смысловое погружение (2 час.)

Семинар (2 час.)

 

Воспитания

Философские, социологические, медицинские и правовые аспекты гигиенического

воспитания населения. Гигиеническое воспитание и гигиеническая культура.

Цель, задачи, принципы, направления гигиенического воспитания.

Характеристика деятельности учреждений медицинского и немедицинского

профиля по гигиеническому воспитанию населения.

Основные направления гигиенического воспитания: пропаганда факторов,

способствующих сохранению и укреплению здоровья, пропаганда профилактики

факторов, негативно влияющих на здоровье.

Методы гигиенического воспитания: устный, печатный, изобразительный. Их

характеристика и особенности использования в процессе гигиенического воспитания.

Формы проведения гигиенического воспитания: индивидуальная, групповая,

массовая. Их характеристика и особенности применения в процессе гигиенического

воспитания.

Средства гигиенического воспитания: лекция, беседа, выступление, викторина,

конференция, дискуссия, инструктаж и др. Особенности использования различных

средств гигиенического воспитания при применении отдельных его методов.

Организация и проведение гигиенического воспитания. Создание проблемной

ситуации. Знания, необходимые для решения проблемных ситуаций в гигиеническом

воспитании. Выбор основного направления, форм и средств гигиенического воспитания в

практической деятельности специалиста.

Характеристика деятельности профессионального социального работника в

области гигиенического воспитания населения.

Форма проведения занятий: Лекция-дискуссия (1 час.)

Практическое занятие (2 час.)

НАСЕЛЕНИЯ

Государственная задача

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и основы его

обеспечения. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии

населения» (1999): цель принятия, основные разделы и статьи.

Характеристика системы мер санитарно-гигиенического характера по обеспечению

санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Права и обязанности граждан по вопросам обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия

человека (Роспотребнадзор) как федеральный орган исполнительной власти,

осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и

потребительского рынка.

Структура и основные полномочия Роспотребнадзора: надзор и контроль за

исполнением требований законодательства РФ в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области

потребительского рынка.

Задачи Роспотребнадзора: контроль и надзор в сфере санитарноэпидемиологического благополучия, предупреждение вредного для здоровья граждан

воздействия факторов окружающей среды, профилактика инфекционных и

неинфекционных заболеваний.

Правовые основы деятельности Роспотребнадзора.

Учреждения Роспотребнадзора: территориальные управления, Центры гигиены и

эпидемиологии, противочумные станции, организации дезинфекционного профиля.

Основные задачи и направления деятельности.

Форма проведения занятий: Лекция-смысловое погружение (2 час.)

Семинар

Тема 8. Влияние факторов окружающей среды на здоровье человека

Климат и здоровье. Понятие о биологических ритмах человека.

Влияние воздушной среды на здоровье населения. Показатели оценки качества,

основные источники загрязнения и мероприятия по борьбе с загрязнением атмосферного

воздуха.

Роль жилища в обеспечении комфортных условий жизни человека: основные

характеристики комфортности жилья, санитарно-гигиенические требования к жилищу.

Питьевое водоснабжение: источники, требования, контроль. Значение питьевого

водоснабжения для здоровья населения.

Федеральные законы, обеспечивающие права граждан на благоприятные условия

жизни: «Об охране атмосферного воздуха» (1999), «О радиационной безопасности»

(1996), «О питьевой воде».

Влияние условий и характера труда на здоровье работающих. Опасные и вредные

производственные факторы: классификация, характеристика, влияние на организм

работающих. Гигиена труда женщин и подростков. Классификация труда по степени

вредности, опасности, тяжести и напряженности.

Законодательство в области охраны труда: Конституция Российской Федерации

(1993), ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации (2003), Трудовой кодекс

Российской Федерации (2005).

Профессиональные заболевания: понятие, характеристика.

Организация и особенности питания организованных групп населения.

Оценка и контроль общественного питания.

Пищевые отравления, их происхождение, классификация, характеристика и меры

профилактики. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

(2000): основные положения.

Характеристика деятельности социального работника по защите прав граждан на

безопасную среду обитания.

Форма проведения занятий: Лекция-дискуссия

Практическое занятие

ЗАБОЛЕВАНИЙ

Раздел VI. СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ

Тема 11. Охрана материнства и детства, планирование семьи как социальномедицинская проблема

Охрана материнства и детства как совокупность государственных и общественных

мероприятий, направленных на сохранение здоровья матери и ребенка.

Состояние здоровья девушек-подростков и женщин в современных условиях:

показатели оценки, тенденции и закономерности. Группы риска перинатальной патологии.

Скрининговое обследование беременных.

Система организации этапной медико-социальной помощи беременным и

женщинам с гинекологической патологией. Женская консультация, родильный дом,

гинекологический стационар перинатальный центр, санаторий для беременных: задачи и

основные направления деятельности.

Законодательство в сфере охраны здоровья и социальной защиты беременных.

Состояние и тенденции здоровья детского населения. Группы здоровья: принципы

формирования, характеристика.

Система организации этапной медико-социальной помощи детям. Организация и

основные направления деятельности детской поликлиники. Диспансеризация детского

населения, иммунопрофилактика инфекционных заболеваний, деятельность дошкольношкольного отделения, кабинета здорового ребенка. Организация стационарного и

санаторно-курортного этапа лечения детей с различными видами патологии. Новые

формы организации медико-социальной помощи детям. Охрана здоровья школьников.

Здоровьесберегающие технологии обучения.

Государственная политика в области социальной защиты материнства и детства.

Государственные программы в сфере охраны здоровья матери и ребенка: цель и задачи,

порядок формирования, нормативная правовая база, показатели эффективности.

Планирование семьи как совокупность социально-экономических, правовых и

медицинских мероприятий: исторические аспекты, цель и задачи.

Состояние репродуктивного здоровья и особенности репродуктивного поведения

населения в РФ. Цель, задачи, нормативное правовое обеспечение и основные

направления деятельности учреждений службы планирования семьи в РФ.

Бесплодие и бесплодный брак как важнейшая медико-социальная проблема в сфере

охраны репродуктивного здоровья: понятие, характеристика, организация этапной

медико-социальной помощи, меры профилактики, нормативное правовое обеспечение.

Новые репродуктивные технологии в лечении бесплодия: характеристика, этические и

правовые аспекты.

Форма проведения занятий: Лекция-смысловое погружение (2 час.)

Семинар

Человека

Биомедицинская этика как междисциплинарное научное направление и

социокультурный феномен. Феномен возвышения ценности здоровья в современном

обществе.

Страдание - пограничная проблема медицины и философии. История этики как

уроки отношения человека к страданию.

Ценностное отношение к болезни. Конкретный ценностный подтекст

отношения населения к душевным болезням, алкоголизму, наркоманиям, онкологическим,

венерическим, кожным, наследственным болезням, аборту, ВИЧ-инфекции.

Современные биоэтические проблемы современной медицины.

Этические проблемы генетики. Основные задачи медицинской генетики.

Этические аспекты точности прогноза в практике медико-генетического

консультирования. Проблема «информированного согласия».

Этические проблемы трансплантологии. Право на проведение пересадки органов

(учреждения, врача). Права донора и реципиента. Трансплантология и проблема

справедливого распределения ограниченных ресурсов здравоохранения. Правовые

аспекты трансплантологии.Определение понятий «народная медицина», «традиционная

медицина», «знахарство», «парамедицина», «медицинский оккультизм», «альтернативная

медицина». Причины бума альтернативного врачевания в современном мире. Наука и

паранаука. Наука как знание и паранаука как квази (псевдо) знание.

«Экстрасенсы» - пример паранауки в медицине. Предыстория проблемы.

Объяснение фактов исцелений в практике экстрасенсов.

Альтернативная медицина как «дополнительная медицина». Проблема

юридического регулирования практики альтернативной медицины.

Форма проведения занятий: Лекция-смысловое погружение (2 час.)

Семинар (2 час.)

Тема 18. Современные проблемы биомедицинской этики

Классические критерии смерти. Понятия «клиническая смерть» и «биологическая

смерть». Проблема «права на смерть». История решения проблемы смерти мозга в нашей

стране.

Эвтаназия как важнейшая проблема современной биоэтики. Отношение к

умирающему человеку и эвтаназии в различные исторические эпохи. Движения за права

пациентов. Общественные движения за легализацию эвтаназии.

Классификация эвтаназии. Этико-юридический анализ активной добровольной и

недобровольной эвтаназии. Отношение к пассивной эвтаназии в современном обществе.

Хосписы - этически безупречная альтернатива активной эвтаназии. Принципы и

организация деятельности хосписов.

Научно-медицинские и морально-этические аспекты вскрытий. Культуральные

аспекты отношения населения к вскрытиям.

Искусственный аборт как типичная проблема биоэтики. Этическая позиция

сторонников аборта. Право женщины на свободное ответственное материнство.

Легализация аборта и демографические интересы общества. Позиция противников аборта.

Моральный статус эмбриона. «Право плода на жизнь».

Этические проблемы проведения медицинских экспериментов на эмбрионах и

эмбриональной ткани.

Искусственный аборт как моральный выбор врача. Этический аспект ограничения

аборта сроком беременности. Искусственный аборт как моральный выбор самой

женщины.

Методы искусственного оплодотворения. Медико-научные аспекты

экстракорпорального оплодотворения. Юридическая регуляция практики

искусственного оплодотворения. Суррогатное материнство. Правовой статус «ребенка из

пробирки».

Форма проведения занятий: Лекция-дискуссия (2 час.)

Практическое занятие

 

 Раздел X. ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ

СОСТОЯНИЯХ

Реанимация

Экстремальные состояния и их виды.

Коллапс: причины, проявления, исходы, мероприятия первой медицинской

помощи при различных видах коллапса.

Шок: причины, проявления в стадиях возбуждения и торможения, особенности

болевого, анафилактического и ожогового шока,

Кома: основные признаки диабетических, печеночной, почечной, травматической и

мозговой ком. Принципы оказания первой медицинской помощи при шоке и комах.

Стресс: причины, стадии развития, основные проявления, последствия, принципы

профилактики. Значение работ Г.Селье в понимании биологического значения

стрессорной реакции для человеческого организма.

Терминальные состояния как стадии умирания организма: агония и клиническая

смерть. Признаки клинической смерти у человека. Признаки биологической смерти.

Показания к проведению сердечно-легочной реанимации. Методики исследования

зрачковых реакций, определение частоты сердечных сокращений, дыхательных

движений.

Факторы, влияющие на эффективность реанимации. Подготовка пострадавшего к

проведению сердечно-легочной реанимации. Способы искусственной вентиляции легких.

Техника непрямого массажа сердца. Методика сочетанного проведения искусственной

вентиляции легких и наружного массажа сердца. Особенности проведения реанимации у

детей.

Возможные ошибки при проведении сердечно-легочной реанимации. Технические

средства сердечно-легочной реанимации.

Форма проведения занятий: Лекция-смысловое погружение (1 час.)

Практическое занятие (3 час.)

Тема 20. Первая медицинская помощь при кровотечениях и травмах

Анатомо-физиологическая организация сердечно-сосудистой системы. Наружное и

внутреннее кровотечение. Признаки артериального, венозного и капиллярного наружных

кровотечений. Общие проявления внутренних кровотечений у пострадавших.

Кровопотеря и ее последствия для организма человека.

Способы временной остановки кровотечений. Мероприятия по улучшению

состояния пострадавших от кровопотери.

Основные причины и проявления повреждений опорно-двигательного аппарата.

Иммобилизация травмированных структур. Первичная обработка ран при открытом

переломе кости. Особенности транспортировки пострадавших с травмами опорнодвигательного аппарата.

Основные виды проникающих ран. Понятие о сочетанных повреждениях

вследствие травм и ранений.

Причины и основные проявления черепно-мозговой травмы и перелома основания

черепа, травм грудной клетки, живота и таза. Особенности транспортировки, принципы и

содержание первой медицинской помощи.

Нарушение проходимости дыхательных путей: причины и признаки. Методики

удаления инородных предметов из дыхательных путей.

Судорожные состояния: причины и виды. Основные признаки эпилептического

припадка, содержание первой медицинской помощи.

Химические и термические ожоги: причины, проявления, классификация по

тяжести поражения, мероприятия первой медицинской помощи.

Природные и техногенные факторов, вызывающи перегревание организма. Причины и

основные проявления теплового и солнечного ударов. Профилактика перегреваний и содержание

первой медицинской помощи.

Причины и условия переохлаждения организма. Проявления местного (обморожение) и

общего переохлаждения. Методика согревания замерзающего. Первая медицинская помощь при

переохлаждении.

Проявления острой и хронической лучевой болезни. Профилактика лучевых поражений и

принципы первой медицинской помощи.

Причины и условия развития электротравмы. Факторы, определяющие ее тяжесть («петли

тока»). Местные и общие проявления.

Отравления: причины, пути проникновения в организм ядовитых веществ.

Неспецифические и специфические проявления отравлений. Содержание первой медицинской

помощи. Профилактика отравлений. Понятие об антидотах

Раздел I. СОЦИАЛЬНЫЕ И ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ

Тема 1. Социальная медицина как наука и учебная дисциплина

История становления социальной медицины как науки и учебной дисциплины.

Социальная медицина как наука. Объект, предмет и методы социальной

медицины. Междисциплинарный характер социальной медицины.

Здоровье: определение, составляющие. Факторы, влияющие на здоровье, и их

характеристика.

Социальные факторы, влияющие на здоровье, и их характеристика. Факторы и

группы риска заболеваний. Социально-гигиенический мониторинг. Социальная сущность

наиболее распространенных и значимых болезней.

Генетические факторы как общебиологические константы. Группы заболеваний,

обусловленные генетическим риском. Хромосомные и генные наследственные болезни.

Заболевания с наследственным предрасположением. Организация медико-генетического

консультирования населения.

Здоровье индивидуальное и общественное: определение, взаимосвязь, различия.

Уровни изучения здоровья. Показатели оценки индивидуального здоровья.

Показатели оценки общественного здоровья: методики вычисления и оценки.

Характеристика демографической ситуации в современной России.

Комплексная оценка состояния здоровья населения. Группы здоровья, их

характеристика.

Системный подход в решении проблем здоровья. Междисциплинарные аспекты

здоровья: общенаучный, социально-гигиенический, медико-биологический,

психологический, педагогический, экономический, правовой, технологический,

теологический.

Форма проведения занятий: Лекция-смысловое погружение

Практическое занятие



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.1.136 (0.142 с.)