Глава 1 Психолого-педагогические основы развития памяти младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 Психолого-педагогические основы развития памяти младших школьников



Введение

Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

В настоящее время для современного образования стоит вопрос о формировании и развитии успешной личности, уверенно-адаптирующейся к изменениям окружающего мира, а также готовой к труду и дальнейшему самообразованию. Для жизни человеку нужен не только имеющийся у него огромный багаж знаний, а способность верно оценивать изменения окружающего мира и возможность грамотного применения своих умений и знаний на практике [1].

Память младших школьников – это та способность, которая определяет успешность обучения в начальных классах. Вместе с тем интенсивная информатизация на современном этапе развития общества обуславливает слабость познавательной деятельности, в том числе значительно снижает потенциал развития памяти детей. В настоящее время трудность развития памяти младших школьников актуальна и социально значима [2].

Актуальность темы исследования определяется необходимостью обеспечения непрерывного развития ребенка в период детства, что отражено в требованиях ФГОС НОО. Сегодня, как подчеркивается в образовательном стандарте общего образования, главной задачей учителя является формирование у учащихся умения учиться, а значит формировать и развивать учебные действия, в основе которых лежит развитие памяти.

Благодаря памяти, сознание человека не ограничивается настоящим, а включает прошлый опыт, знания. Благодаря запоминанию человек вводит в хранилища своей памяти новую информацию, которую он получил с помощью органов чувств или в результате работы других познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, речи [3].

Все выше изложенное обусловливает актуальность выбранной темы«Развитие памяти младшего школьника как условие его успешности в обучении».

Цель исследования: выявить и апробировать в образовательном процессе психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие памяти младших школьников.

Объект исследования: процесс развития памяти младших школьников.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие памяти детей младшего школьного возраста в образовательном процессе.

Задачи исследования:

1. выявить теоретические основы развития памяти младших  школьников;

2. на теоретическом уровне изучить возрастные особенности памяти младших школьников;

3. обобщить научные данные для отбора психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие памяти младших школьников в образовательном процессе;

4. на практике с применением специально отобранных диагностических методик изучить особенности памяти младших школьников.

5.  апробировать в практике образовательного процесса психолого- педагогических условия, обеспечивающие развитие памяти младших школьников.

 


 

Глава 1 Психолого-педагогические основы развития памяти младших школьников

Виды памяти и их особенности

Глава 2 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы

Содержание опытно-экспериментальной работы

Мы проводили экспериментальную работу по развитию памяти младших школьников на базе 2 «А» класса МБОУ СОШ №26 в г. Новокузнецке, Кемеровской области.

Цель - выявить и проверить на практике пути развития памяти младших школьников, подобрать систему упражнений, способствующих развитию памяти младших школьников.

Эксперимент состоял из 3х этапов. На первом этапе мы провели диагностику видов памяти учащихся 2 «А» класса. В этом эксперименте участвовало 20 обучающихся, 15 из них до обучения в школе посещали детский сад.

С целью выявления уровня развития долговременной памяти мы использовали методику А.Р. Лурия “10 слов”. Читаются 10 слов и ребенок сразу после прочтения их называет, затем слова читаются и через некоторый промежуток, учащиеся должны их воспроизвести.

Данные эксперимента показали, что с числом повтора растет число правильных ответов. Мы подобрали ряд методик для определения уровня развития памяти младших школьников. Таким образом, анализ результатов экспериментальных работ позволил наметить пути работы для успешного развития долговременной памяти способствующей формированию орфографического навыка.

Изучение типа памяти

I этап подготовительный. Изучение методики изучения типа памяти, требований к ее применению на практике. Подготовка раздаточного материала.

II этап На большом листе бумаги написано 20 слов. Медленно зачитать один раз все слова. Затем убрать лист со словами. Испытуемым дается 3 минуты для воспроизведения слов. Затем исследователь ещё 2 раза зачитывает слова. Испытуемые воспроизводят, что запомнили письменно. И подписывают листочки Третий раз исследователь читает слова 2 раза. Снова испытуемые по памяти записывают слова (Приложение 6).

III этап. Анализ результатов.После проведения методики, «10 слов» мы выявили уровни запоминания слов учащимися.

 от 7-10 слов - дети с высоким уровнем развития долговременной памяти

· от 5-7 слов - со средним уровнем

· от 1-5 слов - с низким уровнем

Для наглядности изобразим вышеизложенное на диаграмме:

В классе преобладающий вид памяти зрительно-моторно-слуховой. Запоминание и воспроизведение сложных многообразных движений, звуков, например, музыкальных, речевых, то, что человек зрительно может себе представить, он легче запоминает.

Наличие учащихся с преобладающей слуховой памятью. Это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.

Моторно-слуховая память.  Запоминание и воспроизведение многообразных и сложных движений и звуков.

Зрительная память. Она на прямую связана с развитым воображением.

 

 

Также мы повторно применила методику А.Р.Лурия «10 слов». Полученные результаты сравнили и отобразила на диаграмме

Использованные нами в ходе экспериментальной работы методики способствовали развитию долговременной памяти младших школьников, что привело к улучшению орфографического навыка.

Наша экспериментальная работа позволяет нам сделать вывод о том, что правильно подобранные методы, средства и формы работы с учащимися младших классов, системность в использовании упражнений для развития памяти младших школьников дают положительные результаты.

 


 

Заключение

Рассмотрев особенности развития и формирования памяти у младших школьников, мы выяснили, что память в этот период имеет ярко выраженный познавательный характер.

В младшем школьном возрасте качественно меняется осознание мнемической задачи, а также формирование приемов запоминания (от повторения до ориентации на смысл и связь вещей).

Также мы рассмотрели факторы (по данным Т.Б. Никитиной), влияющие на развитие памяти в младшем школьном возрасте, и выяснили, что в основе любого эффективного запоминания лежит: желание, осознание, яркие впечатления, хорошее внимание.

Память является важным компонентом эффективного обучения в младшем школьном возрасте и поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Мы рассмотрели различные приемы и способы запоминания учебного материала и выявили наиболее эффективные из них для детей младшего школьного возраста, а также то, что в этом возрасте наблюдается переход от простых приемов к более сложным.

При проведении исследования, мы изучили особенности развития памяти в младшем школьном возрасте и выявили приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала.

А.А. Смирнов отмечает, что, как и все психические процессы, память в младшем школьном возрасте претерпевает существенные изменения. Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.

С точки зрения А.Н. Леонтьева, у младших школьников память постепенно переходит от наглядно-образной к более сложным формам словесно-логической памяти.

Л.С. Выготский указывает нам на то, что у младших школьников увеличивается объем памяти.

По П.И. Зинченко непроизвольная память младшего школьника постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.

Ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет ее от всякой другой. Мнемическая деятельность на протяжении младшего школьного возраста становится произвольной и осмысленной.

Выдающийся психолог А.А. Смирнов выделил и обозначил следующие приемы для детей младшего школьного возраста, с помощью которых достигается лучшее понимание материала с целью его более прочного запоминания:

· составление плана, включающее в себя разбивку материала на части, группировка мыслей и выделение смысловых опорных пунктов, содержащих в себе основное, существенное;

· соотнесение содержания текста с имеющимися знаниями, включение нового в систему знаний;

· соотнесение содержания разных частей текста друг с другом;

· использование образов или наглядных представлений;

· перевод содержания текста на свой язык.

Ученики и последователи А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, П.И. Зинченко расширили и модифицировали выделенные ими приемы мнемической деятельности, такие как: классификация или логическая группировка материала, его систематизация, выделение главного в тексте, обобщение запоминаемых сведений.

Таким образом, после специального обучения младшие школьники начинают с успехом применять приемы и способы эффективного запоминания учебного материала.

В ходе исследования данной проблемы, мы установили, что изучение функционирования памяти в процессе обучения остается одной из изучаемых проблем психологии.

 

Приложения

Приложение 1.

1. Диагностика развития слуховой памяти. Рекомендуемый набор слов: дирижабль, лапа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок.


 

Приложение 2.

2. Диагностики слуховой механической памяти. Набор чисел для предъявления: 137,283,541,976,648,832,753,917,473,362.


 

Приложение 3

Введение

Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

В настоящее время для современного образования стоит вопрос о формировании и развитии успешной личности, уверенно-адаптирующейся к изменениям окружающего мира, а также готовой к труду и дальнейшему самообразованию. Для жизни человеку нужен не только имеющийся у него огромный багаж знаний, а способность верно оценивать изменения окружающего мира и возможность грамотного применения своих умений и знаний на практике [1].

Память младших школьников – это та способность, которая определяет успешность обучения в начальных классах. Вместе с тем интенсивная информатизация на современном этапе развития общества обуславливает слабость познавательной деятельности, в том числе значительно снижает потенциал развития памяти детей. В настоящее время трудность развития памяти младших школьников актуальна и социально значима [2].

Актуальность темы исследования определяется необходимостью обеспечения непрерывного развития ребенка в период детства, что отражено в требованиях ФГОС НОО. Сегодня, как подчеркивается в образовательном стандарте общего образования, главной задачей учителя является формирование у учащихся умения учиться, а значит формировать и развивать учебные действия, в основе которых лежит развитие памяти.

Благодаря памяти, сознание человека не ограничивается настоящим, а включает прошлый опыт, знания. Благодаря запоминанию человек вводит в хранилища своей памяти новую информацию, которую он получил с помощью органов чувств или в результате работы других познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, речи [3].

Все выше изложенное обусловливает актуальность выбранной темы«Развитие памяти младшего школьника как условие его успешности в обучении».

Цель исследования: выявить и апробировать в образовательном процессе психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие памяти младших школьников.

Объект исследования: процесс развития памяти младших школьников.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие памяти детей младшего школьного возраста в образовательном процессе.

Задачи исследования:

1. выявить теоретические основы развития памяти младших  школьников;

2. на теоретическом уровне изучить возрастные особенности памяти младших школьников;

3. обобщить научные данные для отбора психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие памяти младших школьников в образовательном процессе;

4. на практике с применением специально отобранных диагностических методик изучить особенности памяти младших школьников.

5.  апробировать в практике образовательного процесса психолого- педагогических условия, обеспечивающие развитие памяти младших школьников.

 


 

Глава 1 Психолого-педагогические основы развития памяти младших школьников



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.031 с.)