Соотношение экологических групп флоры территории учебной практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение экологических групп флоры территории учебной практики



Дневник

учебной практики по биологии

Факультет

Естественно-географический Курс 1

Направление подготовки

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Профили «Биология» и «Химия»

Форма обучения

очная Период проведения практики с 15.02.2021 по 15.05.2021 (без отрыва от учебного процесса 2 раза в неделю – пятницу, субботу), с 07.06.2021 по 05.07.2021 (с отрывом от учебного процесса)

Обучающийся

Васина Анастасия Васильевна

Групповой руководитель

к.б.н., доцент кафедры биологии, экологии и методики обучения

Митрошенкова Анна Евгеньевна

Место прохождения практики

Структурные подразделения СГСПУ (учебно-исследовательские лаборатории зоологии и экологии животных, ботаники и экологии растений), Волжский район, Самарская область (Яицкие озёра, Сокольи горы)

 

Индивидуальный план

учебной практики по биологии

 

Содержание работы

Сроки выполнения Отметка о выполнении
1

Присутствие на установочной конференции по учебной практике: инструктаж обучающихся, ознакомление с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка учреждения; инструктаж по заполнению отчетных документов; выдача (с отправлением также и по корпоративной почте) форм отчетных документов по практике в электронном виде: отчет, дневник, индивидуальное задание и т.д. Получение оборудования для прохождения практики, техника безопасности при работе в лаборатории кафедры ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования и в полевых условиях на природных объектах.

15.02.2021 выполнено
2

Составление индивидуального плана на период практики. Знакомство с методами изучения флоры и растительности, правилами гербаризации растений, с методами изучения фауны, сбора фаунистических коллекций.

15.02.2021 выполнено
3

Ознакомительный этап.

Проведение анализа методов научных исследований: ботанических, зоологических и экологических. Изучение литературы, составление библиографического списка источников, подготовка к проведению исследования

с 15.02.2021 по 15.05.2021 (без отрыва от учебного процесса 2 раза в неделю – пятницу, субботу) выполнено
4

Основной этап.

Проведение ботанических полевых исследований

с 07.06.2021 по 05.07.2021 (с отрывом от учебного процесса) выполнено
5

Проведение зоологических полевых исследований

с 07.06.2021 по 05.07.2021 (с отрывом от учебного процесса) выполнено
6

Оформление отчетной документации

01-05.07.2021 выполнено
7

Заключительный этап.

Подведение итогов практики, консультации с групповым руководителем практики, написание отчета о прохождении учебной практики. Оформление и сдача отчетной документации с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе видеоконференцсвязи (на базе Microsoft Teams).

01-05.07.2021 выполнено
8

Итоговая конференция. Подведение итогов, рефлексия.

05.07.2021 выполнено
         

 

c требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, правилами внутреннего трудового распорядка СГСПУ студент ознакомлен

 

Принято к исполнению:                               

Студент-практикант ___________/ А.В. Васина

Утверждаю

Групповой руководитель практики                            _______________/_ А.Е. Митрошенкова __

«_ 15 _»____ 02 _________2021 г.

Заключение группового руководителя:

все поставленные перед студентом задачи в ходе учебной практики по биологии выполнены полностью.

Групповой руководитель _______________/_ А.Е. Митрошенкова __ «_ 5 _»____ 07 _________2021 г.

 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Самарский государственный социально-педагогический университет»

Естественно-географический факультет

Кафедра биологии, экологии и методики обучения

Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

профили: «Биология» и «Химия»

Курс 1, семестр 2, учебная группа ___ ЕГФ-б20БХо __

Индивидуальное задание

на учебную практику по биологии

для Васиной Анастасии Васильевны

 

Место прохождения практики: Структурные подразделения СГСПУ (учебно-исследовательские лаборатории зоологии и экологии животных, ботаники и экологии растений), Волжский район, Самарская область (Яицкие озёра, Сокольи горы).

Сроки проведения практики с 15.02.2021 по 15.05.2021 (без отрыва от учебного процесса 2 раза в неделю – пятницу, субботу), с 07.06.2021 по 05.07.2021 (с отрывом от учебного процесса).

Цель прохождения практики: формирование части компетенции ОПК-8.1 на базе ознакомления с основными разделами Учебной практики по биологии.

Ожидаемый образовательный результат:

ОПК-8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.

ОПК-8.1. Знает: историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательного процесса, роль и место образования в жизни человека и общества, современное состояние научной области, соответствующей преподаваемому предмету; прикладное значение науки; специфические методы научного познания в объеме, обеспечивающем преподавание учебных предметов.

Знает основные таксономические единицы растений и животных и основы морфологии, требуемые для их определения; понятия «флора», «растительность», «фауна»; основные методы исследования в зоологии, геоботанике и флористике; методики: гербаризации и коллекционирования растений, животных и их частей; геоботанических описаний растительных сообществ на основе стандартного бланка; определения растений и животных, правила работы с ключами-определителями; составления флористического и фаунистического списка; составления характеристик флоры и фауны по параметрам.

 

Задания на практику (max 100 баллов):

1. Собрать 100 видов местной флоры, оформить учебный гербарий, составить их флористический список и провести анализ флоры (max 30 баллов).

2. Изучить морфологию вегетативных и генеративных органов основных семейств цветковых растений (max 10 баллов).

3. Изучить некоторые растительные сообщества Самарской области (max 10 баллов).

4. Ознакомиться с типами повреждений растений насекомыми-вредителями. Собрать коллекцию разных типов повреждений листьев растений насекомыми-вредителями (max 15 баллов).

5. Провести наблюдение за пищевым поведением насекомого-вредителя (max 20 баллов).

6. Изучить видовое разнообразие орнитофауны своей местности (max 10 баллов).

7. Разработать тематику научно-исследовательских проектов изучения зоологических объектов во внеурочной деятельности учащихся по биологии в средней школе (max 5 баллов).

 

Выдали групповые руководители практики от вуза:

 

От СГСПУ:                                                                                                                              А.Е. Митрошенкова

 

С заданием ознакомлен, задание принято к исполнению    ________                                 А.В. Васина

15.02.2021

Самоанализ

по итогам прохождения учебной практики

студента 1 курса очной формы обучения

направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

(с двумя профилями подготовки) профили: «Биология» и «Химия»

Васиной Анастасии Васильевны

 

Учебная практика по биологии проводилась в структурных подразделениях СГСПУ (учебно-исследовательские лаборатории зоологии и экологии животных, ботаники и экологии растений), Волжский район, Самарская область (Яицкие озёра, Сокольи горы). Во время практики я усвоила много новой информации:
1. Провела обобщение учебных курсов по дисциплинам «Ботаника» и «Зоология».
2. Провела закрепление теоретических и практических знаний по фауне, флоре и растительности.
3. Освоила практические навыки работы с природными объектами и получила первичные профессиональные умения и навыки, в том числе первичные умения и навыки научно-исследовательской деятельности.
В ходе практики мною были выполнены все задачи, этапы и основные виды деятельности в соответствии с требованиями рабочей программы дисциплины.
Нам предоставили необходимое оборудование для того, чтобы выполнить практику успешно. Мы познакомились с основными методами изучения фауны, флоры и растительности, правилами гербаризации растений и сбора фаунистических коллекций, собрали гербарий и изучили 104 вида местной флоры и 11 видов местной фауны Самарской области, составили флористический список, провели анализ флоры по основным флористическим критериям. По зоологическим исследованиям собрали коллекцию разных типов повреждений листьев растений насекомыми-вредителями, определили видовую принадлежность насекомых-вредителей, провели эксперимент по трофической активности насекомых-вредителей, определили площадь и тип повреждений листьев растений конкретным вредителем, определили видовую принадлежность пролетающих и перемещающихся птиц, выявили характер влияния антропогенных факторов на видовое многообразие птиц, составили тематику научно-исследовательских проектов изучения зоологических объектов во внеурочной деятельности учащихся по биологии в средней школе. Изучили особенности произрастания фоновых видов и их экологическое значение в естественных фитоценозах. Изучили по десять типичных представителей из 23 семейств цветковых растений (семейства Лютиковые, Маковые, Гвоздичные, Маревые, Буковые, Берёзовые, Ивовые, Тыквенные, Мальвовые, Льновые, Зонтичные, Норичниковые, Губоцветные, Бурачниковые, Розоцветные, Бобовые, Крестоцветные, Астровые, Паслёновые, Злаки, Лилейные, Орхидные, Осоковые). С помощью сравнительных методик я научилась наглядно распознавать растения по семействам. Закрепили знания об основных таксономических единицах растений и животных и основы морфологии, требуемые для их определения; понятия «флора», «растительность», «фауна»; основные методы исследования в зоологии, геоботанике и флористике; методики: гербаризации и коллекционирования растений, животных и их частей; геоботанических описаний растительных сообществ на основе стандартного бланка; определения растений и животных, правила работы с ключами-определителями; составления флористического и фаунистического списка; составления характеристик флоры и фауны по параметрам. Также овладела способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся. Приобретённые в ходе практики знания очень полезны и понадобятся нам в процессе дальнейшего обучения. Было интересно и познавательно изучать фауну, флору и растительность Самарского края.

 

Студент-практикант / А.В. Васина 05.07.2021

 


Отчет студента

1 курса очной формы обучения направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили: «Биология» и «Химия»

по итогам прохождения учебной практики по биологии

Васиной Анастасии Васильевны

1. Собрано 100 видов местной флоры, оформлен учебный гербарий (см. приложение к отчёту), составлен их флористический список и проведён анализ локальной флоры (max 30 баллов).

Таблица 1

Флористический список района учебной практики

№ п\п

Систематическое положение и наименование растений

Жизненная форма

Экологическая группа

Тип ареала

Приуроченность к растительным сообществам

Хозяйственное значение
1

2

3

4

5

6
1

Сем. Aceraceae – Кленовые

1

Acer negundo – Клен американский

Сем. Асеrасеае – Кленовые

Дерево

Мезофит

Североамериканский

Рудеральный сорняк

Поделочное, декоративное.

2

Acer platanoides –Клен остролистный

Сем. Aceraceae - Кленовые

Дерево

Мезофит

Евразиатский

Лесной

Поделочное, декоративное, медоносное, красильное, техническое

3

Acer tataricum – Клён татарский

Сем. Асеrасеае – Кленовые

Дерево или кустарник

Мезофит

Евразиатский

Лесной

Декоративное, медоносное

2

Сем. Alliaceae - Луковые

4

Allium rotundum – Лук круглый

Сем. Alliaceae - Луковые

Луковичный

Ксерофит

Евразиатский

Степной

Пряное

3

Сем. Asteraceae – Астровые

5

 

 

 

 

 

 

                                 

 

Проанализирован состав изученной локальной флоры:

Таблица 2

Таксономическое разнообразие флоры территории учебной практики

Систематическая группа Число семейств Число родов Число видов % от общего числа видов
Отдел Хвощевидные        
Отдел Пароротниковидные        
Отдел Голосеменные        
Отдел Покрытосеменные        
Класс Двудольные        
Класс Однодольные        
Всего:        

Таблица 3

Ведущие семейства флоры (по количеству видов) территории учебной практики

Наименование семейств Число видов %
1. Fabaceae – Бобовые    
2. Rosaceae - Розовые    
3. Asteraceae - Астровые    
4. Brassicaceae - Капустные    
5. Lamiaceae - Яснотковые    
6. Scrophulariaceae - Норичниковые    
7. Boraginaceae - Бурачниковые    
8. Caryophyllaceae - Гвоздичные    
9. Aceraceae - Кленовые    
Итого:    

Таблица 4

Таблица 5

Таблица 6

Таблица 7

Кустарниковый ярус

Общее проективное покрытие 8 %

Название вида Обилие Высота Фенофаза
1 Genista tinctoria – Дрок красильный Сем. Fabaceae - Бобовые Sol – единично 1 м O - Цветение
2 Elaeagnus commutata – Лох серебристый Сем. Elaeagnaceae - Лоховые Sp – рассеяно 3 м O - Цветение
3 Prunus spinosa – Терн обыкновенный Сем. Rosaceae – Розовые Sol – единично 3-4 м + - Зелёные плоды

Травянистый ярус

Общее проективное покрытие 91%

Название вида Обилие Высота Фенофаза Замечания
1 Achillea setacea – Тысячелистник щетинистый Сем. Asteraceae - Астровые Cop 1 – довольно много 30-50 см O - Цветение  
2 Veronica prostrata – Вероника простёртая Сем. Scrophulariaceae - Норичниковые Sp – рассеяно 10-20 см O - Цветение  
3 Vicia cracca – Горошек мышиный Сем. Fabaceae – Бобовые Cop 1 – довольно много 80-90 см O - Цветение  
4 Allatia petiolata – Чесночница черешчатая Сем. Brassicaceae - Капустные Sp – рассеяно 30-60 см С - Отцветает  
5 Vicea tetrasperma – Горошек четырехсеменной Сем. Fabaceae – Бобовые Sol - единично 70-80 см O - Цветение  
6 Elaeosticta lutea – Элеостикта желтая Сем. Apiaceae - Зонтичные Sol - единично 50-80 см O - Цветение  
7 Anthemis subtinctoria – Пупавка светло-жёлтая Сем. Asteraceae – Астровые Sol - единично 20-40 см O - Цветение  
8 Berteroa incana – Икотник серый Сем. Brassicaceae - Капустные Cop 1 – довольно много 10-30 см O - Цветение  
9 Dactylis glomerata – Ежа сборная Сем. Poaceae – Злаки Cop 1 – довольно много 50-80 см Ф – семена созрели  
10 Dracocephalum thymiflorum – Змееголовник тимьянкоцветковый Сем. Lamiaceae – Яснотковые Sp – рассеяно 10-40 см O - Цветение  
11 Fragaria viridis – Земляника зелёная Сем. Rosaceae – Розовые Sp – рассеяно 10-20 см + - зеленые плоды  
12 Nonea pulla – Нонея тёмно-бурая Сем. Boraginaceae - Бурачниковые Sol – единично 20-40 см O - Цветение  
13 Hypericum perforatum – Зверобой продырявленный Сем. Hypericaceae - Зверобойные Sol - единично 50-70 см O - Цветение  
14 Knautia arvensis – Короставник полевой Сем. Dipsacaceae - Ворсянковые Sp – рассеяно 40-60 см O - Цветение  
15 Lamium amplexicaule – Яснотка стеблеобъемлющая Сем. Lamiaceae - Яснотковые Sp – рассеяно 15-30 см O - Цветение  
16 Melampyrum argyrocomum – Марьянник серебристо-хохлатый Сем. Scrophulariaceae - Норичниковые Cop 1 – довольно много 10-20 см O - Цветение  
17 Salvia tesquicela –Шалфей остепненный Сем. Lamiaceae – Яснотковые Sp – рассеяно 30-50 см O - Цветение  
18 Stipa pennata – Ковыль перистый Сем. Poaceae – Злаки Soc – растения образуют фон, смыкаются надземными частями 30-90 см Ф – семена созрели  
19 Tragopogon dubius – Козлобородник сомнительный Сем. Asteraceae – Астровые Sol - единично 60-90 см Ф – семена созрели  
20 Trifolium alpestre – Клевер альпийский Сем. Fabaceae – Бобовые Sp – рассеяно 5-10 см O - Цветение  
21 Trifolium campestre – Клевер полевой Сем. Fabaceae – Бобовые Cop 1 – довольно много 10-20 см O - Цветение  

 

4. Изучен материал по типам повреждений растений насекомыми-вредителями (max 15 баллов).

4.1. С помощью литературных источников проработана информация – какие встречаются типы повреждений растений насекомыми-вредителями.

Проработана информация о том, какие типы повреждений растений насекомыми-вредителями встречаются (табл. 1).

Таблица 1

Типы повреждений растений насекомыми-вредителями

№ п/п Типы повреждений растений Характер повреждений Насекомые-вредители, вызывающие данные повреждения

I. Повреждения вегетативных органов

1 Повреждения листьев    
1.1. Свертывание, или скручивание    
1.2. Скелетирование    
1.3. Грубое объедание или выгрызание    
1.4. Дырчатое выгрызание    
1.5. Фигурное объедание    
1.6. Минирование    
1.7. Деформация листьев с изменением окраски или преждевременным высыханием    
1.8. Образование галлов    
1.9. Паутинные гнезда    
2 Повреждения корневой системы    
2.1. Наружное объедание    
2.2. Поверхностное повреждение коры    
2.3. Внутренние повреждения корней    
2.4. Повреждение клубеньков    
2.5. Повреждение корневой шейки    
2.6. Обгрызание узла кущения у злаков    
2.7. Образование галлов    
2.8. Увядание и отмирание корней    
3 Повреждения побегов (стеблей, ветвей, стволов)    
3.1. Протачивание ходов под корой и в древесине    
3.2. Подгрызание стебля    
3.3. Усыхание    
3.4. Образование галлов    
3.5. Деформация побегов    
3.6. Повреждения травянистых растений    
3.7. Увядание или отмирание    

II. Повреждения генеративных органов

1 Повреждения цветков (околоцветника, завязи)    
1.1. Обгрызание бутонов и цветков    
1.2. Выедание бутонов    
1.3. Опадение бутонов и завязей    
1.4. Изменение окраски    
1.5. Морщинистость и гофрированность    
1.6. Недоразвитость цветков    
1.7. Скручивание    
1.8. Комки пены    
2 Повреждения плодов    
2.1. Минирование    
2.2. Выедание плодов    
2.3. Преждевременное осыпание плодов    
2.4. Усыхание или недоразвитие плодов    
2.5. Образование отверстий    
2.6. Изменение окраски    
3 Повреждения семян    
3.1. Объедание завязей и семян    
3.2. Внутренние повреждения семян и завязей    
3.3. Щуплость семян    
3.4. Белоколосость злаков    
3.5. Скрытое внутреннее повреждение в период вегетации    

 

При этом использовались следующие источники информации:

1. Куренкова, И.П. Защита растений от вредных членистоногих в условиях городской среды: учебное пособие - Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2017. – 160 с.

2. Удалова, Е.Г. Болезни и вредители садовых растений – Санкт-Петербург: Нева, 2006. – 160 с.

 

4.2. Во дворе (в жилом микрорайоне) / окрестностях посёлка собрать коллекцию разных типов повреждений листьев растений насекомыми-вредителями. Наблюдение проводить в наименее посещаемых людьми местах. Коллекция должна включать около 20 листьев, которые содержат практически все виды повреждений – скелетирование, дырчатое прогрызание, минирование, грубое обгрызание листовой пластинки и т.д.

 

Собрана коллекция типов повреждений листьев различными видами насекомых-вредителей. Сбор коллекции проводился в Промышленном районе города Самара, а именно в Молодежном парке.

Коллекция включает 24 листа и содержит практически все виды повреждений – скелетирование, свертывание (скручивание), грубое выгрызание, дырчатое выгрызание, фигурное выгрызание, минирование, деформация листьев с изменением окраски или преждевременным высыханием, образование галлов (табл. 2).

Таблица 2

Типы повреждений листьев района учебной практики

№ п/п Типы повреждений листьев Фотографии
1 Грубое и дырчатое выгрызание с небольшим количеством паутины  
2 Фигурное и дырчатое выгрызание  
3 Грубое выгрызание с небольшим количеством паутины  
4 Дырчатое выгрызание  
5 Небольшие галлы и изменение окраски листовой пластинки  
6 Преждевременное высыхание листовой пластинки и следы грубого обгрызания, скелетирования  
7  Скручивание листовой пластинки из-за паутины и небольшое дырчатое выгрызание  
8 Дырчатое выгрызание/скелетирование  
9 Деформация листа с изменением окраски и преждевременным высыханием  
10 Пузыревидное минирование (внутри видна гусеница)  
11 Грубое выгрызание  
12 Грубое и дырчатое выгрызание  
13 Грубое выгрызание  
14 Грубое выгрызание  
15 Грубое выгрызание с небольшим количеством паутины и скручиванием листовой пластинки  
16 Скелетирование (одностороннее)  
17 Фигурное выедание  
18 Скелетирование (двустороннее)  
19 Грубое выгрызание  
20 Грубое выгрызание, изменение окраски и преждевременное высыхание листовой пластинки  
21 Фигурное объедание  
22 Грубое выгрызание и преждевременное высыхание листовой пластинки  
23 Змеевидное минирование (внутри видны экскременты насекомых)  
24 Фигурное/грубое выгрызание  

5. Проведены наблюдения за пищевым поведением насекомого-вредителя (max 20 баллов).

5.1. Во дворе (в жилом микрорайоне) / окрестностях посёлка взять из природной среды и поместить в садок (банку) насекомое-вредителя (листоеда), а также листовые пластинки растения, являющегося для него пищевым субстратом. С помощью определителя выяснить видовую принадлежность насекомого. Лучше всего взять несколько особей данного вида. После окончания эксперимента насекомых отпустить.

 

В Загородном парке из природной среды нами было взято насекомое, являющееся вредителем многих видов растений, в том числе культурных, клеточный сок которых является для него пищевым субстратом. Клопы-солдатики собираются в большие колонии, что, в данном случае, является главной угрозой для растительных сообществ. Собранные нами насекомые образовали колонию в древесине Клена ясенелистного (Acer negundo).

Сделаны фотографии взятого для исследований насекомого.

 

Фотографии насекомого-вредителя в природе

 

Фотографии насекомого-вредителя в банке

 

 

При определении видовой принадлежности насекомого были использованы следующие определители:

1. Гладун, В.В. Определитель насекомых (Arthropoda: Insecta) заказника «Камышанова Поляна»: монография / В.В. Гладун, С.Ю. Кустов - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2016. – 259 с.

2. Полтавский, А.Н. Диагностика таксонов насекомых юга России: отряды Heteroptera и Thysanoptera – Ростов-на-Дону; Таганрог: Южный федеральный университет, 2019. – 182 с.

 

В результате было выяснено, что данный вредитель – Клоп-солдатик (нимфы). Ранее они считались неопасными, однако сейчас их причисляют к вредителям. Массовые атаки Клопов-солдатиков на культурные массивы приводят к масштабной гибели растений и делают большинство из них непригодными к пище.

Его систематическое положение:

 

Класс Насекомые - Insecta

Отряд Полужесткокрылые - Hemiptera

Семейство Красноклопы - Pyrrhocoridae

Род Pyrrhocoris

Вид Клоп-солдатик - Pyrrhocoris apterus

 

5.2. Наблюдать за трофической активностью (пищевым поведением) жука-листоеда, извлеченного из природной среды и помещенного в садок (банку).

 

Взятое в природе насекомое поместили в садок (банку) и проводили наблюдение за его трофической активностью (пищевым поведением) в течение суток.

Методика изучения трофической активности:

1. Выловленное насекомое поместить в банку, закрыть горло банки марлей, чтобы насекомое не убежало. Не оставлять банку на ярко освещённом окне. Не давать жуку питаться в течение 2 ч. Затем поместить в банку лист растения, предположительно являющегося субстратом для данного вида насекомых (например, насекомое было найдено на листе данного растения). Давать только свежие листья.

2. Отметить через какой промежуток времени насекомое начинает поедать листья.

3. Определить и в течение какого промежутка времени насекомое принимает пищу,

4. С помощью миллиметровой бумаги определить площадь съеденной листовой пластинки за данный период времени (см. выше пункт 2) и сделав перерасчёт, выяснить, какую площадь листа съедает насекомое в течение 1 мин.

5. Отметить, через какой период времени насекомое возобновляет питание. Отметить сколько пищевых заходов было им сделано в течение суток, часа.

6. Отметить пищевое поведение насекомого при опасности. Для этого нужно создать для насекомого фактор беспокойства (слегка встряхнуть банку / несколько раз ритмично постучать по стеклу банки / дотронуться до насекомого каким-либо предметом, например, палочкой, или карандашом). Отметить, как при этом ведёт себя насекомое и через какой период времени восстанавливает пищевую активность.

7. Отметить изменение пищевой активности насекомого при смене пищевого субстрата. Для этого положить в банку лист другого растения. Выяснить, насколько активно листья нового растения поедаются насекомым. Таким образом, сделать вывод насколько широки пищевые пристрастия насекомого.

8. Сравнить пищевую активность насекомого при ярком освещении и в тени.

9. Отметить какова пищевая активность насекомого в разное время суток; в какое время суток пищевая активность выше.

Сделаны фотографии насекомого во время питания.

 

 

После помещения насекомых в банку и голодания в течение 2-х ч. насекомые начинают поедать мезофилл листа примерно через 38 минут 29 секунд. Питаются в течение примерно 15-20 минут.

Площадь съеденной листовой пластинки за 1 мин. составляет 4 мм.  

Насекомые питаются не активно. За сутки насекомое совершило – 5 подходов с перерывом примерно в 3-5 часов. За час насекомое совершило – 1 подход.

При возникновении фактора беспокойства насекомые начинают вести себя испуганно и пытаются сбежать, через несколько часов восстанавливает пищевую активность.

Пищевым субстратом данного насекомого являются листья Клёна американского (Acer negundo). Также в качестве пищевого субстрата для данного вида могут выступать листья и молодые побеги любого другого неядовитого растения.

При смене пищевого субстрата на лист Берёзы повислой (Betula pendula) пищевая активность клопов значительно уменьшилась и практически прекратилась. Данное явление скорее всего связано с тем, что хоботки нимф не способны прокусить более плотные берёзовые листья.

При ярком освещении пищевая активность выше, чем тени. Данный факт, по-видимому, может быть связан с тем, что Клопы-солдатики предпочитают образовывать колонии на солнечной стороне деревьев. Периодически клопы прячутся под листья, в тень.

В разное время суток пищевая активность меняется. Ночью Клопы-солдатики не активны и прячутся группой под листьями. Утром пищевая активность возрастает и скачкообразно возникает на протяжении всего дня. Вечером наблюдается небольшой спад пищевой активности у большинства Клопов-солдатиков, однако меньшая часть насекомых всё также активна.  

Поведение насекомого также меняется в разное время суток. Большую часть времени насекомые прячутся под листьями. Утром и днём насекомые более активны – активно бегают по банке, часто собираются группками. Ближе к вечеру их поведение становится более пассивным, а ночью они на постоянной основе собираются в группу в укромное место и не двигаются пока их не потревожишь. При искусственном освещении в ночное отмечается повышение активности, но в дневное активность не меняется.

Наблюдается явление каннибализма. При смерти одной из нимф, другие активно начали хоботками высасывать из неё питательные соки. Из чего делается вывод о всеядности насекомого.

 

5.3. С помощью миллиметровой бумаги определить площадь повреждений листа конкретным насекомым-вредителем, извлеченным из природной среды и помещенным в садок (банку). Сравнить площадь повреждений листа с площадью цельной листовой пластинки. Оценить, форму повреждений растений (скелетирование, дырчатое прогрызание, минирование, грубое обгрызание листовой пластинки и т.д.), которые оставил листоед.

 

С помощью миллиметровой бумаги была определена площадь повреждений листа насекомым-вредителем Клопом-солдатиком. За 5 дней эксперимента на каждом из четырех предложенных листов она составила около 8-10%.

Проводилось также сравнение площади повреждений листа с площадью цельной листовой пластинки.

Выявлено, что данное насекомое вызывает прогрызание и скелетирование листьев. Практически на всех листьях с небольшой плотностью появились небольшие прокусы, а также пожелтение листовой пластинки, которое вызвано тем, что хоботком клоп прокалывает оболочку растения и медленно высасывает имеющиеся в нём соки.

Сделаны фотографии листа с повреждениями, оставленными насекомым.

 

 

Насекомые после окончания эксперимента были отпущены.

 

6. Изучено видовое разнообразие орнитофауны своей местности (max 10 баллов).

 

6.1. Во дворе (в жилом микрорайоне) / окрестностях посёлка выбрать участок размером от 25 до 50 м в пределах зоны видимости (протяженность участка зависит от плотности древостоя и качества просматриваемости территории). Наблюдение проводить в наименее посещаемых людьми местах. На данном участке в течение 1 ч. определить количество пролетающих и перемещающихся видов птиц и их видовую принадлежность. Наблюдения проводить в ясную погоду. Сравнить активность птиц в разное время суток. Отметить примерное расстояние до наблюдаемых объектов. Сфотографировать, или схематично зарисовать обнаруженные виды птиц. В качестве отчётности отправить фотографии (рисунки) видов и их список.

В Загородном парке выбран участок размером от 25 до 50 м. На нём зафиксированы пролетающие и перемещающиеся в пределах этого участка видов птиц и их видовая принадлежность. Схематично зарисованы (сделаны фотографии) обнаруженные виды птиц. Составлен их список.

В ходе выполнения данного задания было зафиксировано 10 видов птиц.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.122 с.)