При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.



При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о совершении преступления конкретным лицом (или лицами) руководитель следственного органа, следователь, дознаватель или орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о совершении преступления конкретным лицом (лицами) <1>.

 

Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования. Отказ в возбуждении уголовного дела, как и отказ в принятии заявления о совершении преступления, может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК.

Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Признав постановление органа дознания или дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, соответствующий руководитель следственного органа отменяет это постановление и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания и уведомляет об этом заявителя.

Решение об отказе в возбуждении уголовного дела оформляется постановлением, состоящим из трех частей. Во вводной части постановления указываются место и дата принятия решения, излагаются сведения о должностном лице, принявшем решение, и материалах, на основании которых принято решение. В описательно-мотивировочной части документа излагаются установленные к моменту принятия решения фактические обстоятельства исследуемого события, основания принятия решения, ссылки на уголовно-процессуальный и уголовный законы. В резолютивной части постановления формулируется решение об отказе в возбуждении уголовного дела, а также излагаются сведения о разъяснении заявителю права на обжалование и процессуального его порядка, о направлении копии постановления прокурору и заявителю.

80. Порядок обжалования отказа в возбуждении уголовного дела.

Полученный отказ в возбуждении уголовного дела можно обжаловать, обратившись к прокурору либо в суд. Поданная жалоба рассматривается прокурором в течение трех суток со дня ее получения. В некоторых случаях, когда для проверки поступившей жалобы необходимы дополнительные материалы или принятие других мер, допускается рассмотрение жалобы до десяти суток, о чем заявитель должен быть извещен. По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном либо частичном ее удовлетворении, или же об отказе в ее удовлетворении. О решении, принятом по поданной жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования заявитель должен быть уведомлен незамедлительно.

Если прокурор решит, что жалоба обоснована, то он должен отменить постановление дознавателя или следователя об отказе в возбуждении уголовного дела, и сам возбудить его или же направить материалы для дополнительной проверки.

Как уже было сказано, постановления дознавателя, следователя, прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении можно также обжаловать, обратившись в районный суд.

Такого рода жалоба подается в суд заявителем непосредственно или через дознавателя, следователя, прокурора. Судьей в судебном заседании с участием заявителя и его представителя (при наличии), иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым решением, а также с участием прокурора проверяется законность и обоснованность решений дознавателя, следователя, прокурора - не позже пяти суток со дня поступления жалобы. По результатам рассмотрения поступившей жалобы судья должен вынести одно из нижеуказанных постановлений, копии которого направляются заявителю и прокурору:

1. о признании решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным, и об обязанности устранить допущенное нарушение;

2. оставить жалобу без удовлетворения.

Если жалоба на отказ в возбуждении уголовного дела направляется представителем, то к ней прилагается доверенность, заверенная у нотариуса.

 

81. Формы предварительного расследования.

Предварительное расследование - необходимая и самостоятельная стадия уголовного процесса, заключающаяся в правоотношениях и деятельности всех его участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя и руководителя следственного органа (при ограниченном контроле прокурора за следствием и суда) по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения лица в качестве обвиняемого и передачи уголовного дела в суд.

Предварительное расследование обладает всеми признаками необходимой и самостоятельной стадии уголовного судопроизводства в континентальной системе права.

Предварительное расследование имеет собственные непосредственные задачи, заключающиеся в:

1) собирании, проверке и оценке доказательств виновности или невиновности конкретных лиц;

2) быстром и полном раскрытии преступления и предварительном расследовании уголовного дела;

3) установлении лица и (или) лиц, соответственно совершившего или совершивших преступление, и привлечении этого лица или этих лиц в качестве обвиняемых;

4) подготовке материалов предварительного расследования для рассмотрения их в судебном разбирательстве и т.д.

Эта стадия уголовного процесса обладает специфическим кругом ее участников. Среди них находятся, например, подозреваемый, обвиняемый, понятые, лица, предъявляемые вместе с опознаваемым лицом для опознания, и другие субъекты уголовного судопроизводства.

Для данной стадии характерны собственные специальные сроки.

Предварительное расследование отличается от других стадий специфическими действиями и правоотношениями. Среди многообразных действий в стадии предварительного расследования находятся прежде всего следственные действия, производство части которых возможно лишь в этой стадии уголовного процесса (например, контроль и запись телефонных и иных переговоров). Очевидно, что производство следственных действий обусловливает особые правоотношения, допустим, между следователем и допрашиваемым лицом, между следователем и участниками уголовного процесса в связи с наложением ареста, осмотра и выемки почтово-телеграфных отправлений и т.д.

Для рассматриваемой стадии характерны особые решения и составляемые документы. В частности, в ходе предварительного расследования принимаются решения о задержании подозреваемого, привлечении лица в качестве обвиняемого, производстве обыска, выемки и иных следственных действий и некоторые другие. Различные решения оформляются документами, которые не составляются в других стадиях уголовного судопроизводства. В качестве примера достаточно сослаться на постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, составление обвинительного акта, обвинительного заключения, протокол обыска и т.д.

Предварительное расследование преступлений осуществляется в двух формах: предварительного следствия и дознания. В свою очередь, дознание подразделяется на два вида:

1) дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 40, 157 УПК);

2) дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно (ст. 40, 223 - 225 УПК).

Ограниченный контроль прокурора за предварительным следствием обусловлен тем, что у него отсутствуют реальные средства влияния (воздействия) на устранение нарушений процессуального закона следователями. Разумеется, что разрешение такого рода проблем находится за пределами учебной программы.

Ограниченный судебный контроль допущен законодателем для осуществления надзора за законностью, обоснованностью и справедливостью решений всех органов расследования в случае:

1) применения некоторых уголовно-процессуальных мер принуждения;

2) производства отдельных следственных действий, ограничивающих конституционные права, свободы и законные интересы участников предварительного расследования (ч. 2 ст. 29 УПК).

Предварительное следствие - форма предварительного расследования, заключающаяся в правоотношениях и деятельности всех его участников при определяющей роли следователя и руководителя следственного органа и существовании ограниченного контроля прокурора и суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого и направления в суд уголовного дела, как правило, о совершении тяжких или особо тяжких преступлений (ст. 15 УК, ст. 151 УПК).

Предварительное следствие является основной и определяющей формой расследования уголовного дела. Этот вывод следует из двух положений уголовно-процессуального закона. Первое из них заключается в том, что производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК. Второе состоит в том, что по письменному указанию прокурора уголовные дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, в том числе дела, указанные в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК, могут быть переданы для производства в форме предварительного следствия.

Дознание в целом - форма предварительного расследования, заключающаяся в правоотношениях и деятельности всех его участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания и прокурора и наличии ограниченного контроля суда по:

1) производству неотложных следственных действий до начала предварительного следствия;

2) установлению в полном объеме наличия либо отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения лица в качестве обвиняемого и направления уголовного дела в суд по делам, как правило, о преступлениях небольшой и средней тяжести.

Более точное и наглядное представление о сущности форм предварительного расследования дает рассмотрение вопроса об их соотношении.

Термин "соотношение" предполагает выделение:                                

1) с одной стороны, черт, признаков, свойств, качеств, доминант, объединяющих какие-либо явления и подчеркивающих их общность;

2) с другой стороны, черт, признаков, свойств, качеств, доминант, отличающих соответствующие явления друг от друга.

Предварительное следствие и дознание обладают следующими общими характерными признаками:

1) являются формами предварительного расследования, имеющими в уголовном судопроизводстве равное значение в том смысле, что должностные лица, их осуществляющие, должны:

а) правильно применять нормы уголовного закона;

б) соблюдать требования норм уголовно-процессуального закона, иных законов и международных правовых актов;

в) охранять права, свободы и законные интересы человека и гражданина, оказавшегося в сфере уголовного судопроизводства, независимо от его процессуального статуса;

2) в рамках производства следствия и дознания достигаются единые цели и разрешаются единые общие и непосредственные для них задачи;

3) процессуальными основаниями производства следствия и дознания являются единые принципы уголовного судопроизводства, общие условия стадии предварительного расследования в целом (за некоторым исключением) и иные нормы уголовно-процессуального закона России, регулирующие эти формы предварительного расследования с учетом их специфики;

4) для этих форм предварительного расследования характерны наличие ведомственного контроля и ограниченность прокурорского надзора за следствием, а также ограниченность судебного контроля за всеми формами предварительного расследования;

5) для предварительного следствия и дознания характерны единые правовые последствия, заключающиеся в том, что их материалы служат законным основанием для рассмотрения и разрешения уголовных дел в судебном разбирательстве суда первой инстанции и в последующих судебных стадиях уголовного судопроизводства

82. Подследственность и ее виды.

Подследственность - свойство уголовного дела, состоящее из его признаков, в зависимости от которых отечественный законодатель относит это дело к:

1) той или иной форме предварительного расследования;

2) компетенции того или иного государственного органа или должностного лица, осуществляющего предварительное расследование.

В теории уголовного процесса и в уголовно-процессуальном законе выделены следующие признаки подследственности <1>.

 

Предметный (или родовой) - признак подследственности уголовного дела, определяемый уголовно-правовой характеристикой преступления, т.е. его квалификацией. Этот признак применяется прежде всего для разграничения уголовных дел о преступлениях, фактические обстоятельства которых устанавливаются в различных формах предварительного расследования.

Дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК, расследуются в форме дознания. К ним относятся, в частности:

1) причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК);

2) угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК);

3) заражение венерической болезнью (ст. 121 УК);

4) надругательство над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ (ст. 329 УК) и некоторые другие преступные посягательства.

Все иные преступления, не указанные в ч. 3 ст. 150 УПК, расследуются, как правило, в форме предварительного следствия (ст. 151 УПК).

Кроме того, предметный признак применяется для разграничения уголовных дел по подследственности между различными государственными органами предварительного следствия и дознания.

В частности, следователи Следственного комитета расследуют наиболее тяжкие преступления, указанные в подп. "а" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК. К ним законодатель относит:

1) многие убийства, в том числе совершенные в состоянии аффекта, при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступления, доведение до самоубийства (ст. 105 - 110 УК);

2) различные преступления против здоровья населения и общественной нравственности (ст. 131 - 133 УК);

3) преступления против общественной безопасности (ст. 216, 217, 227 УК) и некоторые иные преступные посягательства.

К подследственности следователей органов федеральной службы безопасности отнесены уголовные дела о преступлениях, которые "подрывают" в целом государственную безопасность или совершаются межрегиональными и транснациональными преступными группами или сообществами. Они расследуют:

1) террористический акт (ст. 205 УК);

2) содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК);

3) организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК) и другие преступления. Таким образом, этим органам подследственны уголовные дела о преступлениях, определяемые характером их деятельности, с одной стороны, и наличием в этих органах оперативно-розыскных подразделений - с другой (п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК).

Наибольшая нагрузка по раскрытию и расследованию преступлений лежит на следователях органов внутренних дел (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК). К ним законодатель отнес различные уголовные дела о преступлениях, направленных против личности, собственности, общественной безопасности и т.д. Среди этих преступлений:

1) умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ч. 1 - 3 ст. 111 УК);

2) заражение ВИЧ-инфекцией (ч. 3 и 4 ст. 122 УК);

3) кража (ч. 2 - 4 ст. 158 УК);

4) грабеж (ч. 2 и 3 ст. 161 УК);

5) разбой (ст. 162 УК) и некоторые другие.

Выбор законодателем уголовных дел о преступлениях, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел, обусловлен, по нашему мнению, тем, что эффективность их раскрытия и предварительного расследования определяется прежде всего результатами взаимодействия следственных аппаратов и оперативно-розыскных подразделений органов внутренних дел.

Персональный - признак подследственности уголовного дела, определяемый социально-правовыми характеристиками личности обвиняемого или потерпевшего. Чаще всего законодатель учитывает должностное положение указанных лиц, выполняемые ими функции или состояние психики. Этот признак превалирует над другими признаками. Он имеет преимущественное значение тогда, когда возникает конкуренция между различными признаками подследственности, за исключением территориального. По этому признаку определяются прежде всего формы предварительного расследования.

В соответствии с этим признаком производство предварительного следствия обязательно в отношении лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости или заболевших психическим расстройством после его совершения, независимо от степени его тяжести (ст. 434 УПК).

По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 275 УК (государственная измена), ст. 276 УК (шпионаж), ст. 283 УК (разглашение государственной тайны) и ст. 284 УК (утрата документов, содержащих государственную тайну), в совершении которых обвиняются лица, указанные в подп. "в" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК (примерный перечень дан выше), следствие производится следователями органов ФСБ России.

При совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 150 УК, лицами, указанными в подп. "б" и "в" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК, предварительное расследование в форме дознания проводят следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Альтернативный - признак подследственности, определяемый фактом обнаружения (выявления) преступления в процессе предварительного расследования. Предварительное следствие по уголовным делам о кражах, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 158 УК <1>, мошенничестве, предусмотренном ч. 2 - 4 ст. 159 УК, и некоторых других может производиться также следователями государственного органа, выявившего эти преступления (ч. 5 ст. 151 УПК).

По связи уголовных дел - признак подследственности уголовного дела, обусловленный связью уголовных дел о преступлениях, когда их раздельное предварительное расследование и судебное разбирательство не может обеспечить достижение целей и решение задач уголовного судопроизводства. В частности, по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 150 УК (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления) и некоторыми другими статьями уголовного закона, предварительное следствие производится следователями того органа, к подследственности которого относится основное преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее первоначальное уголовное дело (ч. 6 ст. 151 УПК).

Универсальный - признак подследственности уголовного дела о преступлении, определяемый принятием уголовного дела руководителем следственного органа к своему производству или производством по уголовному делу следователем в особых условиях (условиях чрезвычайного положения, военного положения и т.д.) <1>. Разумеется, данный признак подследственности присутствует в процессуальном законе и имеет право на существование в научной и учебной правовой литературе.

 

При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных различным органам предварительного расследования, их подследственность определяется прокурором с соблюдением правил, установленных ч. 7 ст. 151 УПК. Споры о подследственности уголовного дела о преступлении разрешает прокурор, руководствуясь правилами, установленными законом (ч. 8 ст. 151 УПК).

Территориальный (или местный) - признак подследственности уголовного дела, определяемый чаще всего местом совершения преступления (ст. 152 УПК). В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь, в производстве которого находится уголовное дело, вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответственно следователю или органу дознания, которые обязаны выполнить поручение в срок не позднее 10 суток. Если совершение преступления было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления. Если преступления совершены в разных местах, то по решению вышестоящего руководителя следственного органа уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них. Предварительное расследование может быть произведено также по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения полноты, объективности предварительного расследования и соблюдения процессуальных сроков.

Следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело им неподследственно, производят неотложные следственные действия, после чего следователь передает уголовное дело руководителю следственного органа, а дознаватель - прокурору для направления его по подследственности. Этот признак всегда присутствует в свойстве уголовного дела, т.е. в его подследственности, ибо он обязательно сочетается с каким-то другим ее признаком. Рассматриваемый признак обеспечивает разграничение расследования дел о преступлениях между государственными органами и должностными лицами одного звена (уровня), осуществляющими уголовное судопроизводство.

 

 

83. Соединение уголовных дел и выделение уголовного дела. Выделение в отдельное производство материалов уголовного дела.

С учетом изложенного ранее принципа сочетания единоличных и коллегиальных начал в уголовном судопроизводстве законодатель установил правила соединения и выделения уголовных дел и расследования их группой следователей.

В соответствии со ст. 153 УПК в одном производстве могут быть соединены уголовные дела в отношении:

1) нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии;

2) одного лица, совершившего несколько преступлений;

3) лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам;

4) неустановленного лица (или группы лиц), подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, при наличии достаточных оснований полагать, что им (или группой лиц) совершено несколько преступлений.

Соединение уголовных дел, находящихся в производстве следователя, производится на основании постановления руководителя следственного органа. Соединение уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, производится на основании постановления прокурора. Решение о соединении уголовных дел о преступлениях, подследственных в соответствии со ст. 150 и 151 УПК разным органам предварительного расследования, принимает руководитель следственного органа на основании решения прокурора об определении подследственности.

При соединении уголовных дел срок предварительного производства определяется по уголовному делу, имеющему наиболее длительный срок расследования. При этом срок производства по остальным уголовным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается. К сожалению, законодатель не установил процессуальные последствия нарушения этих предельных сроков.

Согласно ст. 154 УПК дознаватель или следователь вправе выделить из уголовного дела в отдельное производство другое уголовное дело в отношении:

1) отдельных подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам о преступлениях, совершенных в соучастии, в случаях, указанных в п. 1 - 4 ч. 1 ст. 208 УПК, т.е. лиц, предварительное производство в отношении которых может быть приостановлено;

2) несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними обвиняемыми;

3) иных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования;

4) подозреваемого или обвиняемого, с которыми прокурором заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. В случае возникновения угрозы безопасности для этих лиц материалы дела, идентифицирующие их личность, изымаются из возбужденного дела и приобщаются к делу, выделенному в отдельное производство.

Выделение уголовного дела в отдельное производство для завершения предварительного расследования допускается, если это не отразится на всесторонности, полноте и объективности предварительного расследования и разрешения уголовного дела, в случаях, когда это вызвано большим объемом уголовного дела или множественностью эпизодов преступной деятельности. Выделение уголовного дела из общего уголовно-процессуального производства производится на основании постановления следователя или дознавателя.

Если уголовное дело выделено в отдельное производство для предварительного расследования нового преступления или преступления в отношении нового лица, то в постановлении должно быть отражено решение о возбуждении уголовного дела в порядке, предусмотренном ст. 146 УПК. В уголовном деле о преступлении, выделенном в отдельное производство, должны находиться подлинники или заверенные следователем, дознавателем копии процессуальных материалов, имеющих значение для предварительного расследования данного уголовного дела. Материалы уголовного дела, выделенного в отдельное производство, допускаются в качестве средств доказывания (источников доказательств) по данному уголовному делу.

Срок предварительного следствия по уголовному делу, выделенному в отдельное производство, исчисляется со дня вынесения соответствующего постановления в случаях, когда выделяется уголовное дело по новому преступлению или в отношении нового лица. В остальных случаях срок исчисляется с момента возбуждения того уголовного дела, из которого оно выделено в отдельное производство.

Законодатель допускает также выделение в отдельное производство материалов уголовного дела. Если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении иными лицами преступления, не связанного с расследуемым преступлением, то следователь, дознаватель выносят постановление о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из уголовного дела. Эти материалы направляются следователем руководителю следственного органа, а дознавателем прокурору для принятия решения в соответствии со ст. 144 и 145 УПК (т.е. для производства проверки и принятия решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела). При этом материалы, содержащие сведения о новом преступлении и выделенные из уголовного дела в отдельное производство, допускаются в качестве доказательств по данному уголовному делу (ст. 155 УПК) <1>.

 

84. Восстановление утраченных уголовных дел.

Восстановление утраченного уголовного дела либо его материалов производится по постановлению прокурора, а в случае утраты уголовного дела или материалов в ходе судебного производства - по решению суда, направляемому прокурору для исполнения.

Восстановление уголовного дела производится по сохранившимся копиям материалов уголовного дела, которые могут быть признаны доказательствами в порядке, установленном настоящим Кодексом, и путем проведения процессуальных действий.

3. Сроки дознания, предварительного следствия и содержания под стражей при восстановлении уголовного дела исчисляются в порядке, установленном статьями 109,162 и 223 настоящего Кодекса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.065 с.)