№
| Виды деятельности
| С детьми
| С родителями
| С педагогами
|
1
| Диагностика (методики)
| - Диагностика интеллектуального развития, Дощицына З.В.;
- Психологическая диагностика эмоционального развития ребенка, Стрелкова Л.П.;
- Диагностика объема слуховой памяти - «Запомни 10 слов», Лурия А.Р.;
- Тест Керна-Йерасека диагностика школьной зрелости;
- Диагностика развития познавательных процессов детей младшего возраста, Костромина С.;
- Диагностика уровня самооценки - «Лесенка», Щур В.Г.;
- Диагностика сформированности внутренней позиции школьника - «Беседа о школе», Нежданова Т.А.;
- Диагностика психического развития детей раннего дошкольного возраста», Мещерякова С.Ю.;
- Диагностика наглядно-образного мышления - «Прогрессивные матрицы Ровенна»;
- «Ребенок в возрасте 3 лет» выявление уровня развития, Шалаева Г.П.;
- Диагностика внимания - «Лабиринты»,
Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.;
- Диагностика памяти - пиктограммы
Веракса А.Н.;
- Диагностика мышления - «Нелепицы»,
Денисова Н.Д.;
- «Изучение личностных особенностей детей», методика Гуськова Т.В, Елагина М.Г.;
- Диагностика восприятия - «разрезные картинки»,
Н.Я. и М.М.Семаго
| - Вопросник для выявления способности ребенка к адаптации в условиях ДОУ;
|
|
2
| Коррекционно-развивающая
(программы)
| - «Давай поиграем» Пазухина И.А.;
- «Давайте жить дружно» Крюкова С.В.;
- «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Слободяник Н.П.;
- «Учимся сочувствовать, сопереживать». Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. Семенака С.И.;
- «Социально-психологическая адаптация детей в обществе». Коррекционно-развивающие занятия для детей 6-7 лет. Семенака С.И.;
- Игры и упражнения, направленные развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы ребенка.
|
-
|
3
| Консультирование
| -
| - «Как на ребенке отражается тяжелая степень адаптации»;
- «Приемы, облегчающие ребенку утренние расставания»;
- «Режим дня. Зачем он нужен?»;
- «Как поддержать и поощрить ребенка в период адаптации к ДОУ?»;
- «Детские капризы»;
- «Причины беспокойства – тревожности ребенка?».
| - Создание оптимального режима в период адаптации;
- Создание благоприятных условий;
- Оказание помощи в адаптационный период родителям детей ГКП;
- Особенности развития от года до двух лет;
- Разработка памяток и буклетов.
|
4
| Просвещение
|
| Изготовление и распространение памяток:
- «Как подготовить ребенка к детскому саду?»;
- «Что должен уметь малыш при поступлении в ДОУ?»;
- «Ритуалы расставания в утренние часы»;
- «Искусство наказывать и прощать»;
- «Памятка по организации питания»;
- «Адаптация ребенка к детскому саду»;
- «Заповеди семейного воспитания»;
| Изготовление и распространение памяток:
- «Создание оптимальных условий для легкой адаптации малыша к ДОУ»;
- «Как успокоить тревожного ребенка?»;
- «Как себя вести, если ребенок рассказал о случае жестокого обращения или насилия?»;
- «По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку применяется насилие?»;
- «Какие действия должен предпринять педагог в случае насилия над ребенком со стороны взрослых?»
|
5
| Профилактическая
| - Кукольный театр (постановка сказок);
- Игры на сплочение детского коллектива: "Большое, доброе животное", "Шёл король по лесу", "Пузырь" и т.д.;
- Игры и упражнения на развитие ЗУН;
- Игры на коррекцию агрессивного поведения;
- Игры на развитие мышечной системы;
- Пальчиковая гимнастика, шнуровки, лепка, Моисеева Л.Г.;
- Игры-обобщения: «Назови одним словом»;
- Игры-классификации: «Что лишнее?», «Разложи на две группы»;
- Игра на поиски формы, похожей на предмет «Что на что похоже?»;
- Игры-опознания: «Силуэты», «Сколько предметов спряталось на картинке?», «Заштрихованные картинки»;
- Игра «Дорисуй картинку».
| - Родительское собрание на тему: «Подготовка ребёнка к школе»;
- Групповые консультации на тему: «Культурно-гигиенические навыки. Как их привить?», «Режим дня и его соблюдение». «Внешний вид ребенка. Что необходимо?»;
- Индивидуальные консультации на тему: «Трудности в воспитании гиперактивного ребенка», «Ребенок бьет по лицу, что делать?», «Ребенок кусается».
Памятки:
· - «Как заставить ребенка убирать игрушки»;
· - «Детская ложь».
|
Результаты адаптации:
Уровень адаптации
| Количество
|
Легкий
| 32
|
Средний
| 3
|
Тяжелый
| 1
|
Дезадаптация
| -
|
Всего, вновь поступивших детей
| 36
|
Вывод: в тесном сотрудничестве педагог-психолог и воспитатели создали необходимые условия для благоприятного развития ребенка. Подготовили ярко оформленный дидактический материал (разноцветные шарики, красочные картинки с изображением сказочных персонажей и т.д.). За адаптационный период наблюдалось положительное эмоциональное состояние детей в группе, достижение единого подхода к воспитанию, уходу и соблюдению режима дня в детском саду.
Психологический климат учреждения:
Степень благоприятности
| Количество
|
Высокая степень благоприятности
| 12
|
Средняя степень благоприятности
| -
|
Неблагоприятный психологический климат
| -
|
Всего педагогов ДОУ
| 12
|
Оценка психологического климата в педагогическом коллективе «Настольная книга
практического психолога в образовании» Е.И.Рогова.
Деятельность педагога-психолога:
№
| Виды деятельности
| С педагогами
|
1
| Диагностика (методики)
| - Оценка психологического климата в педагогическом коллективе /Настольная книга практического психолога в образовании Е.И.Рогова;
- Методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко
|
2
| Коррекционно-развивающая (программы)
| -
|
3
| Консультирование
| «Общаться с ребенком. Как?» ГипенрейтерЮ.Б. – М.: ЧеРо, 1998.
|
4
| Просвещение
| Оформление буклетов на тему: «Возрастные особенности детей».
|
5
| Профилактическая
| Семанака С.И. Уроки добра. – М.: АРКТИ, 2005.
|
Психологический климат детского коллектива:
Степень благоприятности
| Количество
|
Высокая степень благоприятности
| 95
|
Средняя степень благоприятности
| 10
|
Неблагоприятный психологический климат
| -
|
Всего детей в ДОУ
| 105
|
Деятельность педагога-психолога:
№
| Виды деятельности
| Мероприятия
|
1
| Диагностика (методики)
| - «Два дома» М.А. Панфилова – диагностика сферы общения ребенка;
- рисуночный тест
«Моя группа», на выявление взаимоотношений детей в группе;
- «Секрет» социометрическая игра Т.А. Репина;
- методика цветопредпочтения на выявление эмоционального фона; «Кактус» М.А. Панфилова;
- «Моя семья» диагностика внутрисемейных отношений К. Тейлор;
|
2
| Консультирование
| «Почему дети проявляют агрессию друг к другу?» Гаспарова Е. Агрессивные дети. // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 8. –с. 99-104;
- Шиницина Л.М.Азбука общения. – С-Пб., 2002.
|
3
| Просвещение
| - Оформление стенда на тему: «Права ребёнка»;
- Распространение буклетов: «Несколько коротких правил для родителей», «Наказывая, подумай: зачем? Семь правил для всех» В. Леви
|
4
| Профилактическая работа с дошкольниками
| Разучивание игры «Шарики», «Пузырь», «Автомобили», «Охотник и лев», «Дракон» и т.д.
|
Вывод: обследование психологического климата детского коллектива проводилось в подготовительной, старшей и средней группах, 62 ребенка. Использовалась методика: «Два дома», в которой каждый ребенок «распределяет по двум домам» всех детей своей группы в зависимости от симпатии (красный дом) или антипатии (черный дом). С помощью этой методики определяются: отношение каждого ребенка ко всем детям группы, представление ребенка о том, нравится ли он сам каждому из детей его группы, каким является каждый ребенок в глазах всех остальных детей. В формировании психологического климата большое значение имеет модель взаимоотношений между детьми, между взрослым и ребенком. Большинство детей дошкольного возраста переживают свои страхи и тревоги – внутренне. Необходимо создание условий для того, чтобы преодолевать трудности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Психологический климат находится на высокой степени благоприятности.
Психологическое сопровождение детей «группы-риска»
Количество детей «группы-риска»
Распределение по категориям
№
| Категории детей
| количество
|
1
| Дети, находящиеся на диспансерном учете
| 3
|
2
| Дети сироты, опекаемые
| 1
|
3
| Дети-инвалиды
| 2
|