Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опрос, изучение и анализ документов, наблюдение, эксперимент.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Один из самых распространённых способов сбора социологической информации- опрос. Виды опроса Самыми основными являются анкетирование и интервьюирование. Анкетирование предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентами. Интервьюирование представляет собой личное общение социолога с респондентом.
Важным видом сбора информации является наблюдение- целенаправленное, систематизированное восприятие какого либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневнике наблюдения.
7) Периодизация истории социологической мысли. Историю развития социологической мысли разделяют на два больших периода: донаучный и научный. Каждый из периодов можно разделить на этапы.
Донаучный период: середина I тысячелетия до н. э. – середина XIX в.
Первый этап: середина I тысячелетия до н. э. – V в. н. э.
Возникновение и становление знаний об обществе в Древнем мире. Возникновение социально-политических учений в Древней Греции и Древнем Риме (Платон, Аристотель).
Второй этап: V – ХVI вв.
Развитие социальных знаний в эпохи Средневековья и Возрождения. Смена мировоззренческой системы и форм познания (Аврелий Августин, Фома Аквинский). Становление социологических знаний в трудах Никколо Макиавелли, Жана Бодена, Гуго Гроция, Тома с а Гоббса и др.
Третий этап: XVII–XVIII вв Дальнейшее развитие социальных знаний об обществе и человеке. Концепции естественного права и общественного договора. Социологические концепции Шарля Монтескье, Жана-Жака Руссо и другие идеи либерализма и консерватизма. Эпоха Просвещения.
Научный период: 30—40-е гг. ХIХ в. – по настоящее время
Первый этап: середина XIX— начало XX в. – классика
Социология О. Конта. Интенсивное развитие эмпирических социологических исследований. Доминирование позитивизма в качестве основного методологического направления. Возникновение школ и направлений в социологии: натурализм, эволюционизм, органицизм, социал-дарвинизм. Развитие понимающей социологии и социологии личности (М. Вебер, Э. Дюркгейм).
Второй этап: 20–50-е гг. ХХ в. – модерн
Формирование современных основных направлений в социологии, отраслевая дифференциация, совершенствование методов исследования.
Третий этап: вторая половина XX – начало XXI в. – постмодерн.
Новая наука с самого начала опиралась на глубокие корни длинного исторического пути развития как права, так и теоретических концепций об обществе, его структуре и взаимодействии элементов. Можно сказать, корни эти уходят во времена Древнего мира.
8) Предпосылки и история возникновения социологии. Предпосылки возникновения социологии – это политические, экономические и научные изменения в обществе, благодаря которым стало возможно появление социологии как науки. Среди предпосылок возникновения социологии выделяют три группы: Социально-экономические; Естественно-научные; Идейно-теоретические. Социально-экономические пред. Расслоение общества, которое ранее воспринималось, как норма вызывает все больше протеста. Господствующий в некоторых странах капитализм нуждается в новых формах. Не случайно родиной социологии были Франция и Англия это связано с произошедшим в них конфликтом, в котором с одной стороны появляется машинный труд, который призван облегчить труд, а с другой стороны условия работы становятся тяжелыми. Марксизм, Социализм, Либерализм, И т.д.
Естественно-научные п. Научно-технический прогресс, который позволил изменить строй самого общества, природа как таковая перестает быть единственным регулятором поведения людей. Ручной труд начинает уходить в прошлое. Научные достижения в области математики, физики и естествознания. Новые способы сбора и передачи информации, информация становится более доступной, появляется возможность обмена информацией с другими странами. Само по себе развитие научного знания позволяет создавать специализированные инструменты и методы исследования общества. Ученые и мыслители приходят к выводу, что решение проблем расслоения общества и других социально культурных проблем возможно лишь при использовании специальных методов. Социология выделяется как наука, которая имеет: Свой понятийный аппарат Свои инструменты исследования Методы воздействия на окружающий мир.
Идейно-теоретические п. Общество все больше переходит от стремления производить к стремлению контролировать социально-культурное положение внутри себя. Именно проблемы общественных отношений становятся центром внимания многих ученых начала XIX века. Развитие культуры в различных странах и возможность обмена опытом. Необходимость решения появившихся проблем становится все более очевидной, дальнейшее экономическое и культурное развитие становится невозможным. Также благодаря более быстрой передаче информации появляется стремление в сторону целостного социального мира. Необходимость его изучения, конечно же, требовала новой, особой науки об обществе. Позитивистский подход О. Конта к появлению социологии как науки Основоположником социологии считаю О. Конта, именно он впервые опубликовал термин социология, в своей работе «Курс позитивной философии». Именно поэтому его подход называют позитивистским. Позитивизм отличается от других подходов, в первую очередь тем, что научными считал лишь те знания, которые основаны на опыте. Именно стремление поставить учение об обществе на научную основу и явилось тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию социологии. О Конт обосновывает необходимость появление социологии на основе сформулированного им законов о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека и общества: теологической (объяснение всего непонятного с помощью сверхъестественного), метафизической (объяснение неизвестного с помощью абстрактных сущностей), позитивной (для объяснения явлений происходит при помощи наблюдения и фиксации постоянных связей). Этот подход объясняет тесную связь социологии с практической жизнью.
Социология возникла, как наука, призванная изучать общество как сложную систему.
9) О.Конт как основоположник социологии. Огюст Конт (1798-1857) - французский философ, родоначальник позитивизма, он первым дал название науке об обществе, определил специфику предмета и метода социологии. Именно О. Конта считают родоначальником науки социологии как самостоятельной отрасли знания.
Влияние работы с философом А. де Сен-Симоном (с 1817 по 1824 годы) повлияло на идею создания Контом особой науки об обществе, которая опиралась бы на объективные наблюдения. Сен-Симоном предложил назвать такую науку "социальная физиология", а Конт дал ей название "социальная физика". Однако в четвертом томе "Курса позитивной философии" (1839 г.) Конт употребил новый термин вместо "социальной физики" - "социология".
Термин "социология" О. Конт образовал с помощью соединения латинского слова "социум" (общий, общинный, общественный) с греческим словом "логос" (слово, понятие, учение). В дальнейшем термином "социология" стали обозначать науку об обществе. 10) Эволюционизм Г.Спенсера. Гербет Спенсер жил с 1820-го по 1903-й год. Его главное учение называется «Системы синтетической философии». (10 книг, «принципы»). Его можно считать основоположником социал-органицизма и эволюционизма.
Спенсер сформулировал, независимо от Дарвина, свою теорию эволюции. В ней также действуют два фактора: борьба за существование и выживание наиболее приспособленных (естественный отбор).
Согласно Спенсеру, социальная эволюция составляет часть Большой Эволюции, которая представляет собой единство двух процессов – дифференциации (нарастающего разнообразия структур внутри любых систем) и интеграции (возникновения новых целостностей. Эволюция представала как единый, имеющий общую логику процесс раскрытия внутренне присущих человечеству как единому целому потенциальных возможностей, проходящий общие закономерные стадии развития от простого к сложному, ни одна из которых не может быть пропущена.
Концепция эволюционизма. Объективным критерием процесса эволюции он считал степень дифференциации и интегрированности того или иного явления.
Три фазы эволюции: неорганическая, органическая, надорганическая.
Эволюция проявляется в росте и усложнении их объектов путем дифференциации их частей выполняющих отдельные функции. Спенсер настаивал на том, что общество должно служить индивиду. По взглядам он — либеральный индивидуалист.
1) Общество можно представлять как живой организм, но составляющие его социальности (нации, классы) организмы.
2) Социальные организмы схожи с биологическими не по всем позициям, а лишь по некоторым:
Все организмы растут увеличиваясь в объеме Имеют структуру Она усложняется по мере роста Усложнение структуры сопровождается усилением дифференциации. Усложнение структуры и функций ведет к взаимодействию между отдельными частями
3) Человеческое общество не подобно организму в полной мере, так как:
биологический организм — это единое неразрушимое целое, а общество дискретно Функция мыслить и чувствовать сосредоточены лишь в определенной части биологического организма Каждая клетка функционирует ради одного (э-э-э??), а общество должно служить людям; Спенсера критиковали за биологизацию социологии. После него образовались две школы:
1) Органистическая социология 2) Социал- дарвинистическая социология (социальная жизнь как арена постоянной борьбы.
11) Функционализм Э.Дюркгейма.
12 ) Марксисткая социология. Постулаты марксистской социологии: На развитие общества действуют объективные законы На существование человека влияют материальная и духовная сферы (общественные жизнь и сознание) Общество состоит из элементов и считается социальной системой В обществе наблюдается постоянный конфликт и войны по причине частной собственности Механизм развития общества требует регулирования ОЧЕНЬ МНОГО ЧИТАТЬ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.67 (0.011 с.) |