Схемы и образцы разбора синтаксических единиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схемы и образцы разбора синтаксических единиц



ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Занятие 1

СИНТАКСИС КАК РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ

Теоретические вопросы:

1. Предмет и задачи синтаксиса.

2. Основные методы синтаксических исследований.

3. Синтаксические единицы.

Рекомендуемая литература

1. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. Статья «Синтаксис».

2. Русская грамматика. М., 1980.

3. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1989. Синтаксис. Введение.

4. Покровская Е.А. Русский синтаксис в 20 веке: лингвокультурологический анализ. Ростов н/Д, 2001.

Практическая часть

1. Для анализа предлагается следующий отрывок:

Любимым чтением Мечникова был Дюма. Мечников уверял, что это самый спокойный писатель: «У него на каждой странице убивают по пяти человек, и нисколько не страшно».

В фильмах с захватывающим сюжетом, в сущности, дьявольски малый размах – непременная погоня, преследование, более или менее удачное, – и почти всегда благополучный конец. (Ю. Тынянов. «О сюжете и фабуле в кино»).

1. Приведите примеры (4–5) синтагматических сочетаний различных единиц (слов, словоформ, словосочетаний, предложений) из данного текста. Установите тип синтаксической связи и характер отношений в них.

2. Представьте в виде моделей формальную, семантическую и коммуникативную структуру первого предложения.

3. Применяя метод транспозиции, образуйте возможные для первого предложения синонимические единицы.

4. Установите модель второго (сложного) предложения.

5. Представьте парадигму (систему возможных форм) предикативной единицы «Мечников утверждал».

6. Укажите средства, с помощью которых происходит адаптация предложений к контексту (средства текстообразования).

2. Составьте синтаксические единицы по следующим моделям:

1. _____ ‗‗‗‗‗ _ _ _ _

2. S – P – O

 

 

Занятие 2

ВИДЫ СИНТАКСИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

Теоретические вопросы:

1. Предикативные и непредикативные связи.

2. Способы выражения предикативных связей.

3. Виды непредикативных связей: сочинение и подчинение.

4. Вопрос о полупредикативных (двойных) и интродуктивных связях.

5. Место присоединения, пояснения и уточнения в системе связей.

Рекомендуемая литература

1. Валгина  Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. Изд.4-е, испр. М.. 2003.

2. Русская грамматика. М., 1980.

3. Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. М., 2006

4. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1989.

 

Практическая часть

1. Определите все синтаксические связи между словами, словоформами и предикативными частями данного предложения:

Никому из художников не удавалось, пожалуй, с такой верностью передать таинственное безмолвие северной сыроватой ночи, когда каждая капля росы, костер, отражающийся в луговом озере, вызывают такую внезапную, сокровенную, даже застенчивую любовь к России, что от нее глухо колотится сердце и хочется жить сотни лет, чтобы смотреть на эту бледную, как полевая ромашка, северную красоту (К. Паустовский).

2. Составьте схему связей в предложении:

Вовремя прочитанная книга способна изменить жизнь, увлечь хорошей литературой.

3. Укажите, какими формальными средствами осуществляется предикативная связь в следующих предложениях:

Пятеро студентов сдали экзамен. Наступила осень. Задача трудна. Говорить плохо о друзьях некрасиво. Наша сила – в единстве.

4.Составьте предложение, в котором бы были представлены все известные Вам виды синтаксических связей.

 

 

Занятие 3

сочинительная и подчинительная связь: разновидности

и способы выражения

Теоретические вопросы:

1. Сочинение и подчинение в словосочетании и предложении: сходство и отличие.

2. Признаки, разграничивающие разновидности сочинительной связи.

3. Характеризующие признаки подчинительной связи: обязательность – необязательность, предсказуемость – непредсказуемость, вариативность – невариативность.

 

 

Рекомендуемая литература

1. Валгина  Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. Изд.4-е, испр. М.. 2003.

2. Русская грамматика. М., 1980.

3. Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. М., 1989.

4. Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. М., 2006

 

Практическая часть

1. В данном предложении выявите все случаи сочинительной и подчинительной связи. Установите разновидности сочинительной связи. Охарактеризуйте подчинительную связь по следующим признакам: «обязательность – необязательность», «предсказуемость – непредсказуемость», «вариативность – невариативность».

Если бы можно было представить, что исчезла русская поэзия, что исчез бы сам русский язык, а остались бы от него эти несколько строк, то и тогда богатство и певучая сила нашего языка были бы ясны каждому (К. Паустовский).

2. Установите, какие смысловые отношения возникают при сочинительной связи. Чем определяется характер появляющихся при сочинительных связях отношений? Какие дополнительные смысловые отношения могут возникать при сочинительной связи в тексте? Какую роль при этом может играть нерегламентированная пунктуация?

Дом накрыло шапкой белого генерала, и в нижнем этаже (на улицу – первый, во двор под верандой Турбиных – подвальный) засветился слабенькими желтенькими огнями инженер и трус, буржуй и несимпатичный, Василий Иванович Лисовский (М. Булгаков).

«Странный город! – говорил я себе, думая об охотном ряде, об Иверской, о Василии Блаженном. – Василий Блаженный – и Спас-на-Бору, итальянские соборы – и что-то киргизское в остриях башен на кремлевских стенах (И. Бунин).

Толстая, высокая, повязанная платком и украшенная бородавками и очень темными бровями, Пелагея имела в заведовании не только кухню, но и сердце Мелузина (А. Герцен).

И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое, рассыпчатое (М.Е. Салтыков-Щедрин).

4. Составьте синтаксические единицы, построенные на основе связей со следующими характеристиками: соединение слова и формы слова с помощью подчинительной, обязательной, предсказующей, вариативной связи; соединение двух слов на основе сочинительной союзной закрытой связи; соединение слова и простого предложения с помощью подчинительной, необязательной, предсказующей, невариативной связи.

Занятие 4

ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ

(ТРАДИЦИОННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ)

Теоретические вопросы:

1. Основания для выделения согласования, управления, примыкания.

2. Особенности согласования как вида синтаксической связи уровня «слово – словоформа».

3. Согласование в предложении и тексте. Особенности использования вариантных согласуемых форм. Трудные случаи согласования.

4. Основания для выделения управления в особый вид подчинительной связи. Признаки, разграничивающие разновидности управления.

5. Нормативные варианты и ошибки в конструкциях с управлением.

6. Основания для выделения примыкания в особый вид подчинительной связи. Особенности примыкания деепричастия, инфинитива, неизменяемых прилагательных и местоимений.

7. Принципы описания синтаксических связей в действующих школьных учебниках.

Рекомендуемая литература

1. Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. Изд.4-е, испр. М.. 2003.

2. Граудина Л.К. и др. Грамматическая правильность русской речи. М., 1976. С. 25–32.

3. Розенталь Д.Э. Пунктуация и управление в русском языке. М., 1988.

4. Русская грамматика. М., 1980.

5. Кустова  Г.И. Синтаксис современного русского языка: уч. пособие. М., 2005.

6. Учебники русского языка для 8–9 классов (синтаксис) (любые издания, не менее 3-х).

 

Практическая часть

1. В данном предложении выделить все случаи подчинительных связей, охарактеризовав их виды:

У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим (Д.С. Лихачев).

2. Составьте предложение по данным схемам:

 

 

3. Из данного текста выписать все конструкции с управлением. Охарактеризовать разновидности управления по следующим признакам: обязательность – необязательность, предсказуемость – непредсказуемость, вариативность – невариативность. Указать, чем выражено главное и зависимое слово, имеется ли предлог.

Нельзя сказать, чтобы я любил, образцовый порядок при работе, – порядок на столе, в частности. Мне нужна стратегическая линия, а не голый стол с аккуратно разложенными листиками и раскрытыми книжками, готовыми для употребления (Ю. Тынянов).

4. Из данного текста выписать все конструкции с примыканием. Охарактеризовать данный вид связи по признаку «обязательность – необязательность». Указать, чем выражено главное и зависимое слово.

Надо прибавить, что он говорил по-русски много и охотно, но как-то каждая его фраза выходила на немецкий манер, что, впрочем, никогда не смущало его, ибо он всю жизнь имел слабость считать свою речь за образцовую, «за лучшую, чем даже у русских», и даже очень любил прибегать к русским пословицам, уверяя каждый раз, что русские пословицы лучшие и выразительнейшие изо всех пословиц в мире (По Ф. М. Достоевскому).

5. Схематически изобразите все связи в следующих предложениях:

Светает все более. На востоке стоят почти неподвижные густые дальние облака, залегшие над горизонтом. Повыше плывут темные, но уже не такие тяжелые тучи, а под ними, клубясь и скользя по направлению к югу, несутся невысоко над землей отдельные клочки утреннего тумана (По В.Г. Короленко).

6. Подберите по две конструкции, соответствующие указанным характеристикам связи в них:

– связь между словом и словоформой, подчинительная, примыкание, обязательное, отношения семантико-синтаксические, временные;

– связь между словом и словоформой, подчинительная, управление, обязательное, непредсказуемое, отношения семантико-синтаксические, пространственные.

 

Занятие 5

ВИДЫ СИНТАКСИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ,

ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ПОДЧИНИТЕЛЬНЫХ СВЯЗЯХ

Теоретические вопросы:

1. Основания для выделения собственно синтаксических и семантико-синтаксических отношений при подчинительной связи.

2. Классификация видов синтаксических отношений по семантическому признаку.

3. Совмещение разных значений при подчинительной связи: многозначность и омонимия.

4. Понятие синкретизма синтаксических отношений.

Рекомендуемая литература

1. Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация. М., 2001.

2. Бабайцева В.В. Явление переходности в грамматике русского языка. М., 2000.

3. Исаева Л.А. Семантическая двойственность синтаксических отношений в современном русском языке; АКД. Ростов н/Д, 1988.

4. Русская грамматика. М., 1980.

5. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису современного русского языка. М. 2006.

Практическая часть

1. Из данного предложения выпишите все конструкции с подчинительной связью. Охарактеризуйте синтаксические отношения в них по следующему плану:

а) вид отношений по мотивированности лексическими особенностями компонентов – собственно синтаксические и семантико-синтаксические;

б) вид отношений по смысловой природе – объектные, определительные, субъектные, обстоятельственные, комплетивные; для обстоятельственных – разновидность значений (пространственные, временные, целевые, следственные и др.);

в) наличие – отсутствие синкретизма семантики.

В основе хороших манер лежит одна забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо. (Д.С. Лихачев)

2. Найдите в следующих предложениях случаи неоднозначности синтаксических отношений. Разграничьте по возможности полисемию и омонимию. Укажите причины появления нескольких разных синтаксических отношений. Всегда ли можно говорить об ошибочности омонимичных синтаксических единиц?

Покупайте билеты прямо у лошадей (Объявление). Есть писатели, которые сочиняют для гонорарной ведомости (Из «Лит. газ.»). Во время войны женщины сражались с мужчинами (Из сочинения абитуриента). «Черная магия и ее разоблачение» (название главы 12 в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»). «Выбор Софи» (название романа У. Стайрона в переводе Т. Кудрявцевой).

«...Победа за нами!» –

Военных приказов последняя строчка и суть.

Верховный и ротный такими словами

Должны были нас убедить.

«Победа за нами». Не где-то – за нами.

А жизнь или смерть – впереди (Г. Гоппе).

4. Составьте предложение по схемам:

 

 

 

 

 

Занятие 6

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ КАК СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА

Теоретические вопросы:

1. Учение о словосочетании в традиционном и современном синтаксисе (в трудах В.В. Виноградова, Н.Ю. Шведовой, В.А. Белошапковой и др.).

2. Основания для классификации словосочетаний.

Рекомендуемая литература

1. Грамматика русского языка. Т. 2. М., 1954 (или 1960).

2. Грамматика современного русского литературного языка. М., 1970.

3. Покровская Е.А. Русский синтаксис в 20 веке: лингвокультурологический анализ. Ростов н/Д, 2001.

4. Русская грамматика. М., 1980. Т. 2.

5. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1989.

6. Современный русский язык: учебник / Под ред. С.М.Колесниковой. М., 2008.

Практическая часть

1. Сравните, как классифицируются по структуре следующие словосочетания во Введении к «Грамматике русского языка» (с. 19–21), Грамматике-80 (с. 81–82) и в учебнике под редакцией В.А. Белошапковой:

Готовиться к отчету, человек большого ума, предпочесть смерть позору, мой старый друг, с интересом работать над заданием по русскому языку.

2. Найдите в данном тексте все подчинительные словосочетания. Охарактеризуйте их связи. Квалифицируйте синтаксические конструкции, образованные на основе сочинительной связи в соответствии с разными подходами к пониманию словосочетания. Укажите сочетания слов. которые не могут быть названы словосочетаниями в соответствии с подходами, предложенными В.В. Виноградовым и В.А. Белошапковой.

Каждый уважающий себя учебник словесности обязательно начинает с определения, что такое литература. Теория словесности упорно состязается с математикой в чрезвычайно плотных и уверенных статистических определениях, забывая, что математика строится на определениях, а в теории литературы определения не только не основа, но все время видоизменяемое эволюционирующим фактом следствие (По Ю. Тынянову).

3. Разграничьте и запишите группами

а) синтаксически свободные словосочетания;

б) фразеологически связанные словосочетания;

в) синтаксически несвободные словосочетания (связь в них может осуществляться только в присутствии третьего компонента):

Дать обещание другу, идти в бой с врагом, дать теплое пальто, мальчик высокого роста, человек с бледным лицом, иметь гордость. Принять во внимание, принять в свой дом, идти ему на пользу, собака английской породы, зимнее наступление нашей армии.

4. Составить предложение по следующей схеме:

 

Занятие 7

ТИПЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ. РАЗБОР СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

Теоретические вопросы:

1. Типы словосочетаний по структуре.

2. Типы словосочетаний по главному компоненту.

3. Виды словосочетаний по лексико-грамматической природе зависимого компонента.

4. Виды словосочетаний по характеру синтаксической связи.

5. Виды словосочетаний по характеру синтаксических отношений.

Рекомендуемая литература

1. Грамматика русского языка. М.. 1954. Т. 2.

2. Грамматика современного русского литературного языка. М., 1970.

3. Русская грамматика. М., 1980. Т. 2.

4. Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. М., 1989.

Практическая часть

1. Охарактеризуйте все словосочетания данного предложения по следующей схеме:

1) тип по структуре (если словосочетание сложное, вычленить из него простые и каждое разобрать по данной схеме);

2) тип по стержневому компоненту;

3) вид по лексико-грамматической природе зависимого компонента;

4) вид по характеру синтаксической связи (дать полную ее характеристику);

5) вид по характеру синтаксических отношений (с указанием возможного синкретизма).

Студенческие грехи досаждают мне часто, но эта досада ничто в сравнении с той радостью, какую я испытываю тридцать лет, когда беседую с учениками, читаю им, приглядываюсь к их отношениям и сравниваю их с людьми не их круга (А. П. Чехов).

2. Составьте словосочетания по следующим моделям:

 

 

2. Составьте предложение по схеме:

 

Занятие 8

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

Теоретические вопросы:

1. Предложение в его отношении к другим синтаксическим единицам.

2. Предложение как синтаксическая единица и высказывание (язык и речь).

3. Синтагматика и парадигматика предложения.

Рекомендуемая литература

 

1. Кустова Г.И. Синтаксис современного русского языка: уч. пособие. М., 2005.

2.Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. Статья «Предложение».

3.Русская грамматика. М., 1980. Т. 2.

4. Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. М., 2006.

5. Современный русский язык: учебник / Под ред. С.М.Колесниковой. М., 2008.

6.Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1989.

 

 

Практическая часть

1. В данном тексте найти единицы, которые обладают традиционными (формальными) характеристиками предложения, и те конструкции, которые традиционно не считаются предложениями.

Чем отличаются «высказывания» от предложений?

– Браво! – отрывисто рявкнул бас где-то в высоте.

– Между прочим, этот, – тут Фагот указал на Бенгальского, – мне надоел. Суется все время, куда его не спрашивают... Что бы такое с ним сделать?

– Голову ему оторвать! – сказал кто-то сурово на галерке. – Как вы говорите? Ась? – тотчас отозвался на это безобразное предложение Фагот, – голову оторвать? Это идея! Бегемот! – закричал он коту, – делай! Эйн, цвей, дрей!

(По М.А. Булгакову).

2. Проанализируйте синтагматические связи предложений в тексте. Укажите средства, с помощью которых предложения «связываются» друг с другом. Назовите другие средства связи предложений. Приведите примеры предложений, прикрепленных к определенной позиции в тексте (инициальной, неинициальной).

...Ночи были темны и непроглядны, в черной тьме плыли, мерцали, светили топазовым светом огненные мухи, стеклянными колокольчиками звенели древесные лягушки. Когда глаз привыкал к темноте, выступали вверху звезды и гребни гор... И всю ночь слышался оттуда, из духана, глухой стук в барабан и горловой, заунывный, безнадежно-счастливый вопль как будто все одной и той же бесконечной песни (И. А. Бунин).

3. Постройте полную формальную парадигму следующего предложения:

О, если бы нас понимали!

Представьте коммуникативную (варианты актуального членения) и смысловую (другие формальные варианты выражения того же смысла) парадигмы данного предложения.

 

Занятие 9

ФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Теоретические вопросы:

1. Понятие структурной схемы простого предложения.

2. Минимальные и расширенные структурные схемы. Виды расширителей структурной схемы.

3. Проблема составления формальной парадигмы. Понятие дериватов структурных схем.

Рекомендуемая литература:

См. занятие 8.

Практическая часть

1. Проанализируйте формальную организацию предложений в тексте. Определите их структурную схему. Сопоставьте со списком схем, данных в учебнике по ред. В.А. Белошапковой, а также в «Русской грамматике». Формальный анализ предполагает ответы на следующие вопросы:

1). по какой структурной схеме построено предложение; 2). в минимальном или расширенном виде использована схема (в последнем случае охарактеризовать расширители и составить расширенную структурную схему); 3). есть ли особенности заполнения позиций структурной схемы и если есть, то каковы они; 4). в какой форме использована схема и как выражено данное значение предикативности; 5). есть ли деривационные осложнения схемы или имеет место реализация собственно схемы (в первом случае указать, каково это осложнение в смысловом и формальном отношении); 6). как распространена схема и какие синтаксические связи использованы при ее распространении.

Дед Чехова по матери Яков Герасимович Морозов жил в Моршанске, недалеко от Тамбова. У него было крупное суконное торговое дело, по надобностям которого он много ездил – в Нижний Новгород, Казань, Новочеркасск, Харьков. В поездках по югу Таганрога было не миновать (А. Чудаков).

2. А. На примере данных предложений понаблюдайте над формами семы N1V1 . Систематизируйте средства выражения разных членов парадигмы этой схемы.

Б. Постройте полную парадигму каждого из данных предложений. Натолкнетесь ли вы на ограничения в образовании форм предложения? Какого характера эти ограничения по своей природе - формального? Смыслового? Узуального?

1. Решив, что певицу все равно не услышишь как следует, я принимаюсь разглядывать картины. Я никогда раньше не обращал внимания на них, но теперь я очень заинтересован. Я думаю о художниках, которые их нарисовали. Видимо, не зря повесили эти картины в фойе. Очень хорошо, что они висят тут (Ю.К.). 2. Все это затянулось таким каменным, неразъемным узлом, что выхода, казалось, тут не было: просыпайся среди ночи и ломай в отчаянии голову, а днем уходи из дому, убегай, исчезай. В командировки она теперь рвалась как можно чаще (Триф.). 3. О, если бы нас понимали! Не было бы ссор, войн… (Триф.).

3. Составьте предложения по следующим схемам:

N1 Vв N4

V3 s/n

N1 Cop N1/5

N1 Cop Adj f1/5

 

Занятие 10

ТИПЫ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ПО ХАРАКТЕРУ ПРЕДИКАТИВНОЙ ОСНОВЫ

Теоретические вопросы:

1. Предложения свободные и фразеологизированной структуры.

2. Предложения однокомпонентные и двукомпонентные (Грамматика–80).

3. Традиционное выделение односоставных и двусоставных предложений.

4. Типы односоставных предложений.

5. Квалификация главного члена односоставного предложения.

Рекомендуемая литература

1. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. Статья «Предложение».

2. Русская грамматика. Т. 2. М., 1980.

3. Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. М., 2006.

4. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1989.

5. Современный русский литературный язык /

Под ред. Н.М. Шанского. М., 1981.

   

Практическая часть

1. Охарактеризуйте предложения по следующим признакам: нефразеологизированной или фразеологизированной структуры; одокомпонентное или двукомпонентное.

Дождь, но похоже, что разгуляется. Некому работать. Стучат. Праздник не в праздник. Она нет чтобы промолчать. Ложь – это непростительно. Осуждать – это всегда легко. Не видно следов.

2. Охарактеризуйте данные в задании (1) предложения по признаку односоставности – двусоставности. Укажите типы односоставных предложений.

3. Составьте схему связей следующего предложения:

Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас – величайший дар, доставшийся нам от поры детства.

4. Составьте предложение по следующей схеме:

 

 

Занятие 11

ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Теоретические вопросы:

1. Традиционное учение о членах предложения. Принципы разграничения главных и второстепенных членов предложения. Особенности связи между подлежащим и сказуемым.

2. Способы выражения подлежащего.

3. Способы выражения сказуемого. Типы сказуемых.

4. Понятие о второстепенных членах предложения.

4.1. Дополнение, его виды. Способы грамматического выражения.

4.2. Определение, его виды. Способы грамматического выражения.

4.3. Обстоятельство, его виды. Способы грамматического выражения. Понятие детерминанта.

4.4. Синкретичные второстепенные члены предложения.

4.5. Изучение членов предложения в школе.

Рекомендуемая литература

1. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. Статья «Предложение».

2. Русская грамматика. М., 1980. Т. 2.

3. Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. М., 2006.

4. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1989.

5. Учебники по русскому языку для 8–9 классов (любые издания. Не менее трех).

Практическая часть

1. Постройте предложения по следующим схемам:

 

2. Составьте предложения таким образом, чтобы слова МЕЧТАТЬ и СТРЕМИТЬСЯ были:

а) подлежащими,

б) простыми глагольными сказуемыми,

в) частями составных глагольных сказуемых.

3. Выделите в данных предложениях главные и второстепенные члены. Дайте характеристику каждому из них (вид, способ выражения).

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она соединяется с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного (По Д.С. Лихачеву).

4. Составьте схему выделенного предложения из текста.

5. Составьте предложения по следующим схемам:

Занятие 12

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Теоретические вопросы:

1. Понятие об осложненном предложении.

2. Виды осложнения (однородные члены, обособленные второстепенные члены, вводные и вставные конструкции, обращения).

3. Виды синтаксических связей, с помощью которых вводятся в предложение осложнители.

4. Пунктуационные нормы в конструкциях с осложнением.

Рекомендуемая литература

1. Бабайцева В.В. Синтаксис. Пунктуация. М., 2001.

2. Валгина Н.С. Трудные вопросы русской пунктуации. М., 1981.

3. Кормилицына М.А. Семантически осложненное (полипропозитивное) простое предложение в устной речи. М.. 2003.

3. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. Статья «Предложение».

4. Русская грамматика. М., 1980. Т. 2.

5. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1989.

6. Учебники по русскому языку для 8–9 классов.

Практическая часть

1. В данном тексте найдите разные осложнители простого предложения. Дайте им характеристику (вид, способ выражения, особенности пунктуационного оформления).

Текст для анализа см. в упр. 719 (2) (Сборник упражнений по современному русскому языку / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1990).

2. Расставьте знаки препинания в данном предложении. Объясните условия их постановки в конструкциях с осложнением. Объясните причины появления пунктуационных вариантов.

В 1800-х годах в те времена когда не было ни железных ни шоссейных дорог ни газового ни стеаринового света ни пружинных низких диванов ни мебели без лаку ни разочарованных юношей со стекляшками ни либеральных философов-женщин ни милых дам-камелий которых так много развелось в наше время в те наивные времена когда из Москвы выезжая в Петербург в повозке или в карете брали с собой целую кухню домашнего приготовления ехали восемь суток по мягкой пыльной или грязной дороге и верили в пожарские котлеты в валдайские колокольчики и бублики когда в длинные осенние вечера нагорали сальные свечи освещая семейные кружки из двадцати и тридцати человек на балах в канделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи когда мебель ставили симметрично когда наши отцы были еще молоды не одним отсутствием морщин и седых волос а стрелялись за женщин и из другого угла комнаты бросались поднимать нечаянно и не нечаянно уроненные платочки наши матери носили коротенькие талии и огромные рукава и решали семейные дела выниманием билетиков когда прелестные когда прелестные дамы-камелии прятались от дневного света в наивные времена масонских лож мартинистов тугендбунда во времена Милорадовичей, Давыдовых, Пушкиных в губернском городе К. был съезд помещиков и кончались дворянские выборы. (Л. Т.)

3. Составьте предложения по схемам:

Занятие 13

ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

В СИНТАКСИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

Теоретические вопросы:

1. Принципы традиционной классификации предложений.

2. Типы предложений, выделяемые в конструктивно-синтаксическом аспекте:

1) по количеству предикативных единиц;

2) по характеру предикативной основы;

3) по наличию – отсутствию второстепенных членов.

3. Типы предложений, выделяемые в коммуникативно-синтаксическом аспекте:

а) по цели высказывания;

б) по эмоциональной окрашенности;

в) по полноте – неполноте реализации данной структуры;

г) по наличию – отсутствию осложнявших единиц.

Рекомендуемая литература

1. Бабайцева В.В. Синтаксис. Пунктуация. М..2001.

2. Карданова М. А. Русский язык. Синтаксис.: уч. Пособие. М.,2009.

2. Русский язык. Учебник для 8-9 классов (любое издание).

3. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой.  М., 1981 и др. издания.

4.Современный русский язык: учебник / Под ред. С.М.Колесниковой. М., 2008.

5. Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. М., 2006.

 

Практическая часть

1. Простое неосложненное предложение «За рекой зацвела черемуха» преобразуйте:

а) в простое осложненное предложение;

б) в сложносочиненное предложение;

в) в сложноподчиненное предложение;

г) в бессоюзное предложение сложное с перечислительными отношениями. Объясните пунктуацию.

2. Пользуясь указанными учебными пособиями для вузов, составьте таблицу «Односоставные предложения» с указаниями типов (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные, номинативные) и способов выражения главного члена (ГЧ). Приведите примеры предложений различных типов. Покажите, как определяется каждый тип односоставных предложений в школьных учебниках.

Типы в вузовской грамматике Способы выражения ГЧ Примеры Тип в школьной грамматике

1. Определенно-личные и т.д.

а) ………………. …………………..

1. Определенно-личные

б) ………………. …………………..

 

3. После каждого вопросительного предложения укажите его разновидность: собственно-вопросительное (собст.-вопр.), вопросительно-побудительное (вопр.-побуд.), вопросительно-риторическое, выражающее утверждение (утв.-рит.) или отрицание (отр.-рит.).

Если кроме вопросительной интонации для выражения вопросительного значения используются другие средства (вопросительные местоимения, местоименные наречия, частицы, модальные слова), выделите и обозначьте их.

Образец выполнения:

вопр. инт. + ус. част.

Кто же из нас не дуамл о войне? (Симонов) – Утв.-рит.

1) Увижу ли тебя? (Блок).

2) Вы прочтете нам что-нибудь, не правда ли? (Чехов).

3) Разве отсюда уедешь? (Тихонов).

4) Он тебя знает? (Шукшин).

5) Откуда у хлопца испанская грусть? (Светлов).

6) И какой русский не любит быстрой езды? (Гоголь).

4. Пользуясь указанными вузовскими учебниками, составьте краткий конспект по вопросу «Неполные и эллиптические предложения». Укажите:

1) особенности неполных контекстуальных и неполных ситуативных предложений;

2) специфику эллиптических предложений, их отличие от неполных;

Запишите собственные примеры эллиптических предложений с отсутствующими глаголами: 1) речи; 2) движения; 3) предоставления; 4) бытия, наличия, обнаружения; 5) фазовыми (начала, конца, длительности).

5. Из газет, литературных произведений или сборников упражнений по синтаксису выпишите по примеру на осложнение предложений: 1) однородными членами; 2) обособленными членами; 3) вводными единицами; 4) вставными единицами; 5) обращениями.

Повторите пунктуацию в осложненных предложениях.

6. Дайте (письменно) типологическую характеристику предложений:

1) Прекрасный человек Иван Иванович (Гоголь).

2) Начинай серенаду, скворец! (Заболоцкий).

 

Занятие 14

ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ МИНИМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

Теоретические вопросы

1. Понятие о сложном предложении.

2. Принципы классификаций сложных предложений.

3. Типы сложносочиненных предложений.

4. Типы сложноподчиненных предложений.

5. Типы бессоюзных сложных предложений.

6. Переходные случаи между простым и сложным предложением.

Рекомендуемая литература

1. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. Статья «Предложение».

2. Русская грамматика. М., 1980. Т. 2.

3 .Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения. М., 2006.

 4. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1989.

5. Современный русский язык: учебник / Под ред. С.М.Колесниковой. М., 2008.

Практическая часть

1. Составьте сложноподчиненные предложения всех возможных типов таким образом, чтобы в функции главной части выступала предикативная единица «Студенты готовятся к сессии». Допускается использование любого стилистически возможного порядка частей, введение соотносительных слов, изменение грамматической формы глагола-сказуемого в главной части.

2. Трансформируйте данные предложения таким образом, чтобы они из бессоюзных сложных превратились в союзные. Какие изменения в их синтаксической семантике произошли? Укажите средства связи частей в данных бессоюзных и союзных предложениях. Определите тип каждого из бессоюзных сложных предложений.

Стоял март, на ветке едва заметно завязывались почки (Пауст.). Черная вода обладает великолепными свойствами отражения: трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли – от их отражения в воде (Пауст.). Вдруг что-то шумно упало в воду: я хвать за пояс – пистолета нет (Лерм.). Я доверяю любящим: они великодушны (Пауст.).

3. Составьте схемы следующих предложений. Охарактеризуйте каждое СП минимальной структуры по схеме:

1) Он понял ту скрытую, как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти. (Л. Т.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 816; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.219 с.)