Возможность сравнить себя с огромным количеством людей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возможность сравнить себя с огромным количеством людей



 

Всем людям свойственно сравнивать себя с другими. Судить о собственных успехах, сопоставляя свои достижения с достижениями окружающих, – базовая человеческая потребность, естественный инстинкт, который в 1950-х годах описал психолог Леон Фестингер в своей теории социального сравнения. Социальное сравнение выполняет разные функции, в том числе удовлетворяет потребность в построении и поддержании социальных отношений, позволяет оценить свои успехи, помогает принимать решения (путем анализа мнений других), служит источником вдохновения (посмотрев чей-то дом, мы можем вдохновиться на ремонт в своем) и т. д.[30].

Во времена, когда социальных сетей и Интернета еще не существовало, и даже еще раньше – до появления дешевых и быстрых средств передвижения, люди поддерживали тесный контакт только со своими соседями. Жители одной деревни или одного городского района вели более или менее одинаковую жизнь. У них были одинаковые дома, предпочтительное времяпрепровождение и методы воспитания сыновей и дочерей. Дети ходили в одни и те же школы, а взрослые работали на одних и тех же заводах и фабриках. В те времена наши социальные барометры были настроены на себе подобных. Да, люди знали о классовых различиях. Они знали, что где-то там живут в роскошных особняках богачи, но это социальное сравнение было расплывчатым, смутным. Они слышали о знаменитостях, королевских особах, кинозвездах и гламурной жизни, которую вели эти счастливчики, но это был иной мир, далекий от их собственного. Люди, с которыми они себя сравнивали, были очень похожи на них самих. И никто не чувствовал себя неудачником.

Сегодня все иначе. Поколение Facebook, Instagram и Twitter может сравнить свою жизнь с жизнью самых разных людей, что раньше было просто немыслимо. Не только со знаменитостями, которых, кажется, развелось слишком много, но и с друзьями, знакомыми и коллегами, которые куда богаче и успешнее. Будь мы лет на двадцать постарше, мы никогда бы с ними не встретились. А теперь они и их жизнь постоянно у нас перед глазами.

Благодаря социальным сетям мы можем сравнить себя с огромным количеством людей, но это сравнение едва ли будет в нашу пользу. Как показывают исследования, около 88 % пользователей проводят социальные сравнения в Facebook, при этом 98 % таких сравнений восходящие[31]. Восходящее социальное сравнение – это сопоставление себя с теми, кто, на наш взгляд, находится в лучшем положении и обладает положительными характеристиками, а нисходящее социальное сравнение – сравнение себя с теми, кто явно уступает нам и обладает отрицательными характеристиками. До того как заглянуть в сеть, мы могли гордиться своими скромными успехами, но они вдруг оказались незначительными – по сравнению с успехами других. В итоге мы можем почувствовать себя обманщиками, которые только притворяются успешными.

 

Мгновенность и вездесущность социальных сравнений

 

Соцсети немыслимы без социального сравнения. Оно повсюду. Пока мы не отключимся, сеть будет скармливать нам фотографии и истории других людей. Этот капельный эффект гораздо опаснее, чем периодическое социальное сравнение, к которому прибегали предыдущие поколения. В прошлом люди читали о жизни богачей в ежедневных газетах, через час забывали об этом и наслаждались собственной жизнью до следующего выпуска. Сегодня социальное сравнение происходит нон-стоп: мы регулярно обновляем наши новостные ленты и постоянно находимся на связи. Согласно одному источнику, мы проверяем наши телефоны в среднем каждые 12 минут, а лица моложе 35 лет – каждые 8,6 минуты[32].

 

Чем больше у человека лайков или подписчиков, тем более популярным, общительным и успешным он представляется (и тем сильнее мы убеждаемся в том, что недотягиваем до его уровня).

 

 

Погоня за лайками

 

Все социальные сети побуждают людей искать подтверждения (валидации)[33] своих взглядов, мнений и образа жизни. Мы можем судить об одобрении общества по количеству лайков или ретвитов, которые собирают наши сообщения. Фактически любая социальная сеть – настоящая ярмарка тщеславия. Низкая валидация со стороны подписчиков может не только снизить нашу самооценку, но и привести к синдрому самозванца. Так, было обнаружено, что люди с низкой самооценкой острее реагируют на недостаток валидации при размещении сообщений в социальных сетях, в результате чего возникает замкнутый круг: чем ниже самооценка, тем выше вероятность развития синдрома самозванца. Более того, сегодня мы можем без труда оценить «популярность» любого другого человека. Мы не только видим, сколько у нас «друзей» (а также лайков, комментариев и ретвитов), но и можем посмотреть эту информацию у всех остальных пользователей. Данное взаимодействие рассматривается как мера успеха – чем больше у человека лайков или подписчиков, тем более популярным, общительным и успешным он представляется (и тем сильнее мы убеждаемся в том, что недотягиваем до его уровня)[34].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.004 с.)