Методы, использующие профессиональные игры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы, использующие профессиональные игры.



Из перечисленных методов можно выбрать любой, наиболее подходящий для решения конкретной задачи, или группу методов и использовать их при проектировании.

Рассмотрим существующие эвристические методы.

Иногда целесообразно применить преобразование проектной задачи в бо­лее легкую и доступную для решения.

Метод наводящей задачи-аналога — это решение сходной задачи и определение тех по­казателей, которые мешают решению данной задачи. Таким эвристическим методом дизайнеры одежды пользовались всегда. Применение этого метода состоит в поиске сходных чужих идей (журналы мод, выставки, показы моде­лей одежды, посещение магазинов, бутиков, оптовых рынков), в тщательном анализе их достоинств и недостатков. Применение этого метода позволяет ре­шить трудную задачу, используя чужой опыт проектирования. Например, пе­ред вами стоит проблема: как справиться с очень рыхлой тканью, предложен­ной для моделирования верхней одежды. Вы смотрите, как справляются с этим другие, это наталкивает на видоизмененные или совершенно новые идеи для решения поставленной задачи. Таким образом, дизайнер получает как бы тол­чок для дальнейшей работы, кроме того, он находится в русле профессио­нального решения подобных задач.

Метод изменения формулировки задачи для расширения поиска ее решения ис­пользуется дизайнером, когда он, разрабатывая план проектных мероприя­тий, ставит перед собой стратегическую задачу. Разработка тактических конк­ретных действий, из которых складывается общее решение, — необходимое качество профессионала.

Если дано задание спроектировать плащ, то возможны следую­щие изменения формулировки:

· придумать дождевик из непромокаемой или водоотталкивающей ткани, полиэтиленовой пленки и др.;

· придумать такой дождевик, чтобы вода стекала с него определенным образом или накаплива­лась в микроскопических емкостях;

· придумать такой дождевик, чтобы капю­шон путем нажатия кнопки превращался в небольшой зонтик над головой;

· придумать такой дождевик, материал которого был бы похож на материал детских памперсов (возможно, из синтетической пленки или бумажный, од­норазовый);

· придумать такой дождевик из тончайшей пленки, который легко складывался бы в небольшую сумочку;

· придумать такой дождевик, который помещался бы в баллончик, разбрызгивающий ус­тойчивую пленку, пену и т.д., которые после дождя можно было бы легко удалить;

· придумать плащ с продленным сроком использования: с меховой, утепленной, стеганой, съемной подкладкой, со съемными деталями, пелеринами, кокетками, воротниками, капюшонами и др.;

· разработать плащ-пыль­ник, который будет выполнен из ткани платья, костюма, юбки, брюк и т.д.

Если при изменении формулировки ставятся неожиданные, порой даже абсурдные задачи, то решение проектной задачи может быть таким же нео­жиданным, но приближенным к прагматичному условию поставленной зада­чи. Вообще применение метода «изменения формулировки задачи» расширя­ет поиски в русле проекта и говорит о мобильности мышления дизайнера.

Метод наводящих вопросов помогает уменьшить психологическую инерцию и упо­рядочить поиск вариантов. Ставятся вопросы типа: что можно в объекте отде­лить, раздробить, миниатюзировать, увеличить и пр. Например, при разреше­нии предыдущей задачи (разработка моделей плаща) можно поставить перед собой следующие наводящие вопросы:

- будет ли плащ трансформируемым, на какие детали и каким образом?

- будет ли съемная подстежка, из какого материала?

- для кого предназначен плащ (молодежный, классический) — для всех, для конкретного человека?

- материал плаща будет дешевым (синтетические пленки, искусственная кожа, ткань) или дорогим (натуральная кожа, замша, нарядная ткань)?

- может быть нужен плащ, который годится каждому потребителю, в стиле «уни­секс»?

Вопросы, которые наводят на нужное решение, облегчают процесс проек­тирования при использовании еще одного метода, который называется мето­дом семикратного поиска. Он построен на семи ключевых вопросах, которые задает себе дизайнер: «Кто? Что? Где? Чем? Зачем? Как? Когда?». Этот метод перекликается с концепцией моделирования, предложенной русским модель­ером 1920-х гг. Н. П. Ламановой: «Из чего? Для кого? По какому случаю?».

Метод «перечень недостатков» заключается в составлении полного, макси­мально развернутого перечня недостатков данного изделия. Его целесообразно применять, если перед вами стоит проектная задача улучшить уже готовое изделие. Перечень сразу дает ясную картину первоочередности устранения не­достатков. Хорошо бы все это согласовать с заказчиком. И вообще дизайнер должен больше спрашивать, задавать вопросы, так как он должен уметь «пере­воплотиться» в потребителя объекта дизайна.

Метод свободного выражения функции — метод поиска «идеальной вещи». Основная цель его состоит в такой постановке задачи, при которой особое внимание уделяется назначению объекта. Это как бы «маяк», указывающий наиболее перспективные направления поисков. Например, ставится проектная задача — разработать идеальную куртку для любого потребителя. Существует международный стандарт, который диктует определенные правила проекти­рования: куртка должна быть достаточного объема, конструкция должна быть типовой, обеспечивающей идеальную посадку на фигуре; конструкция рукава должна позволять поднять руку или выполнить достаточно резкое движение вперед; расположение карманов, кокеток и других деталей должно быть удоб­ным для входа руки; необходимо наличие двойной застежки (на молнию и на пуговицы, как у «канадской» куртки, или на молнию и на кнопки, защелки, завязки и др.). Отечественный вариант — куртка с одной застежкой-молни­ей — не выдерживает критики; все входы карманов должны иметь застежку (любого вида); на линии талии или внизу изделия должны быть регулируемый пояс, кулиска, шнурок, резинка, хлястики и т. п.; капюшон должен быть транс­формирующимся: убираться в воротник-стойку на молнии; раскрываться и раскидываться по плечам, как матросский воротник, если имеется декоратив­ная или меховая подкладка; быть съемным и убираться в специальный карман или засовываться под погон; конструкция капюшона должна защищать от не­погоды, т. е. удобно сидеть и прилегать к голове; у низа рукавов должна быть двойная подкладка на резинке; куртка должна «дышать», т.е. быть гигроско­пичной (специальная подкладка, перфорации в подмышечной области и под кокеткой на спине).

Метод аналогий — метод решения поставленной задачи путем использования аналогичных решений, взятых из народного костюма, нацио­нальной одежды, инженерных решений, произведений архитектуры, природы, художественной литературы, искусства и т.д. Новые интересные решения получаются при использовании не ви­зуальных признаков творческого источника, а одного из способов создания вещи, например: способ «несшитой одежды» можно позаимствовать из истории костюма (пла­щи, тоги, накидки); способ «создания объемной фактуры» придет из растительных форм, цве­тов, листьев, корней и др.; способ «членения большой формы на составляющие» навеют средневеко­вые доспехи.

Первоначальная идея, заимствованная по аналогии, затем доводится до решения адекватного замыслу. Такое проектирование имеет отношение к фун­кциональному проектированию, т.е. проектированию не предмета (вещи), а способа. Например, проектировать не галоши, а непромо­каемую обувь, или обувь, не

боящуюся непогоды (гололед, дождь, слякоть); не «авоську», а способ переноски покупок и т.д.

Метод ассоциаций — один из способов формирования идеи.Образно-ассоциативное мышление дизайнера — это приведение его «мыслительного аппа­рата» в постоянную «боевую готовность», позволяющую мобильно реагировать на окружающую действительность, черпать оттуда продуктивные ассоциациии преобразовывать их в графические решения нового объекта.      (К.Диор признавался: «Собственно, все, что я знаю, вижу или слышу, все в моем существовании превращается в платья».)

Бионический метод заключается в анализе конкретных объектов бионики. Например, проанализировав механику крыльев насекомых, разработать новые формы запахивания, наслоения верхней одежды, трансформацию деталей. Свечение некоторых насекомых может натолкнуть на идею разработки обуви со встроенным автономным освещением дороги. Таким образом, бионический подход в дизайне позволяет получить неординарные решения конструктивных узлов, новых свойств поверхностей и фактур. Кроме того, этот метод позволяет увидеть в обычном интересную идею, принцип, способ. В этом проявляется связь творческой личности с окружающим миром, со средой обитания человека.

Метод неологии является методом использования чужих идей, передового отечественного и зарубежного проектирования. Мода основана на подражании, поэтому каждое модное нововведение или признак тиражируются специалистами и потребителями до тех пор, пока не наступит психологическая усталость. Сюда можно отнести и метод поиска формы на основе пространственной перекомпоновки прототипа. Необходимо в процессе заимство­вания поставить и ответить на следующие вопросы. Что нужно изменить в про­тотипе? Что можно изменить в прототипе? Каким образом? Понятно, что использование прототипа, или заимствование без измене­ния, чревато профессиональным скандалом и обвинениями в плагиате. Корректным будет только заимствование приема или способа, но применение их должно быть в другой области. Например, понравившееся ажурное переплете­ние кожаной сумки можно, видоизменив масштаб, форму фрагментов и др., использовать в моделировании одежды (выходное платье, трикотаж, юбки и брюки из кожи и т.д.).

Использование передовых технологий — метод, применяемый для объек­тов, способных изменять внешний вид (цвет, освещение). Например, разработка цирковых, эстрадных костюмов с автономным осве­щением (миниатюрные лампочки, встроенные в костюм; использование све­товодов, которые светятся от направленного на них луча света или от батаре­ек, спрятанных в костюме). Современными дизайнерами разработаны модели одежды из материалов с жидкими кристаллами, меняющими свой цвет при нагревании (футболки, топы, купальники и пр.). За этим методом — будущее.

Метод антропотехники — метод проектирования новых объектов, учитываю­щий их приспосабливаемость к физическим возможностям человека. В принци­пе, даже в авангардных моделях необходимо учитывать пропорции тела челове­ка. Например, карманы пальто, плащей, курток должны располагаться так, что­бы ими было удобно пользоваться. Важны посадка изделия на фигуре, удобная при движении пройма рукава; капюшоны, сидящие на голове, а не болтающи­еся сзади, как мешок. При проектировании сумок есть правило: у сумки должен быть такой замок, чтобы его можно было бы расстегнуть одной рукой, а зонтик должен раскрываться нажатием кнопки тоже одной рукой. Эмпатия вообще – это отождествление личности одного человека с личностью другого. Этим термином также определяют и отождествление человека с разрабатываемым предметом, деталью или процессом. Задача состоит в том, чтобы “стать “ предметом и с его позиции, с его точки зрения посмотреть, что можно сделать для решения проблемы. Конечно, этот прием выглядит несколько абсурдно, но может дать неожиданное правильное решение. Напри­мер, надо разработать модель пальто или плаща для городской давки в переполненном транспорте. Проектировщик «входит в роль» этого изделия и с его «колокольни» пересматривает традици­онное решение – может быть материал или ткань должны быть скользкими, гигроскопичными, без болтающихся деталей — поясов, хлястиков и др., хоро­шо чиститься, карманы должны иметь застежку, а не висеть, как мешки.

Метод «мозговой атаки» — метод коллективного генерирования идей в очень сжатые сроки. Он основан на предположении, что среди большого числа идей может оказаться несколько хороших. Этот метод продуктивен, если перед спе­циалистами стоит некая неразрешимая проблема. Для этого собирается коллек­тив людей разных профессий, которые не связаны с решением данной пробле­мы и которые могут придумать что-то интересное. Они собираются в каком-нибудь не связанном с производством месте (пароход, хижина в горах, дача и т.д.), чтобы атмосфера производства не оказывала на них давящего воздействия.

При этом соблюдается несколько условий: коллектив должен быть неболь­шой; каждый член этого коллектива по очереди, в быстром темпе должен выдавать идеи, как решить данную проблему; запрещается всяческая критика; весь процесс записывается на магнитофон. Результаты работы этого коллекти­ва передаются специалистам, которые на­чинают анализировать даже самые абсурд­ные, шутливые и парадоксальные идеи, выявляя суть решения проблемы, теперь уже оценивая полученную информацию.

Большинство методов генерирования идей, основанных на интуитивном мышлении, возникли

из метода «мозговой атаки»:    

Метод мозгового штурма. Подбираются сотрудники так, чтобы они не были лично заинтересованы в рассматриваемой задаче и слишком глубоко связаны друг с другом. Они не обязаны быть разносторонними специалистами по данному вопросу, а только иметь общее представление о задаче, знать и понимать её (позднее специалисты могут дать свое заключение об этих идеях и развить их). Предлагается свободно высказывать свои мысли. Многие идеи окажутся бесполезными, однако сам процесс рождения идей должен происходить таким образом, чтобы предложения следовали друг за другом как можно быстрее. Задача состоит в генерировании большого числа разнообразных идей, в данном методе важно именно количество. Одна идея может породить другую. Критика и вынесение суждений не допускаются. Метод лучше применять для решения задач типа “какой вид должен иметь... “, “какую форму необходимо выпускать...”, а не задач типа “как...?”

Метод «мозговой осады» — метод проведения быстрого опроса участников с запретом критики. В этом случае каждая идея доводится до логического завершения, такой метод превращается в длительный по времени процесс, поэтому он называется «осадой»;

Дельфийский метод (от древнегреч. названия г. Дельфы, известного своим ораку­лом) — метод экспертного прогнозирования путем организации системы сбора экспертных оценок, их математическо-статистической обработки и последовательной корректировки на основе результатов каждого цикла обработки;

Метод «совещания пиратов» — аналогичный метод «мозговой атаки». При­меняется при поиске, анализе и критической оценке идей вплоть до эксперт­ной оценки и подведения итогов.

Метод карикатуры — метод доведения образного решения продукта дизай­на до гротескного, абсурдного, приводящего к нахождению нового, неожи­данного решения. Он помогает дизайнеру определить границы образной моде­ли, способствует развитию творческого воображения.

Метод гипер­болы, создания гротескного образа широко используется в современном мод­ном эскизе, а также в моделях некоторых дизайнеров одежды для создания наиболее выразительного образа (например, И. Мияке, Дж. Гальяно, А. Мак-Квин, Д. ван Ноттен).

Метод выяснения мнения «других», или «метод складного ума», всегда исполь­зуют при обучении студентов, когда их спрашивают по поводу какой-то про­блемы: «А что вы думаете по этому поводу?» и в дизайнерских бюро, где коллективно разрабатывают проблему. На основе множества высказан­ных замечаний определяется наиболее оптимальный вариант решения проект­ной задачи.

Метод декомпозиции и принцип последовательного приближения — разложе­ние сложной задачи на составляющие и последовательное решение цепи част­ных задач. Этот метод приближается к методу «преобразований», только здесь используется более системный подход. Если взять, например, проект­ную задачу: разработать серию эскизов верхней женской одежды (пальто, по­лупальто, плащ), то, пользуясь этим методом, разбиваем проектирование на несколько последовательных этапов:

что нового вы можете предложить, от каких стереотипов отказаться — это главный основополагающий этап;

в какой системе необходимо разработать: ансамбль, комплект, единич­ную вещь;

для массового производства или индивидуального пошива;

каких формы, силуэта, пропорций будет ваше решение;

затем можно приступить к придумыванию классических или оригинальных воротников и других деталей, которые вы организуете в единую форму; попут­но «перебираете» разного вида застежки и т.д.;

теперь можно подумать об обуви, шляпах, других головных уборах, шар­фах, платках и т.д.

Возможно, вы вернетесь к первоначальному этапу решения, и все изменит­ся. И этим путем нужно идти до тех пор, пока не найдется на данный момент времени более или менее совершенное или отвечающее замыслу решение. Сюда же относится «метод преобразований», который целесообразно применить в том случае, когда сложную проектную задачу сначала можно преобразовать в более легкую для решения. Возьмем для примера задачу: разработать серию эскизов эстрадного костюма для конкретного исполнителя. Это можно решить поэтапно: сначала придумать образ, имидж, затем украшения, потом костюм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.017 с.)