По математике в 5 классе по учебнику 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По математике в 5 классе по учебнику



По математике в 5 классе по учебнику

Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда

(5 часов в неделю)

№ п/п Содержание учебного материала Кол-во часов Неделя Прим. сроки изучения
1 2 3 4 5

I четверть

  Глава I. Натуральные числа 14    
§ 1 Повторение 2

I–II

 

1 Обозначение натуральных чисел 2
2 Отрезок. Длина отрезка. Треугольник 2
3 Плоскость. Прямая. Луч 2
4 Шкалы и координаты 2
5 Меньше или больше 2

III–IV

 

  Самостоятельная работа 1
  Контрольная работа № 1 1
§ 2   23
6 Сложение натуральных чисел и его свойства 5
7 Вычитание 4

V–VI

 

  Самостоятельная работа 1
  Контрольная работа № 2 1
8 Числовые и буквенные выражения 4
9 Буквенная запись свойств сложения и вычитания 3

VII–IX

 

10 Уравнение 4
  Контрольная работа № 3 1
§ 3   27
11 Умножение натуральных чисел и его свойства 6

Урок № 1

Урок–путешествие к острову Натуральных Чисел.

Все действия с натуральными числами

Цели: повторить и систематизировать базовые знания, полученные в начальной школе.

Оборудование: плакаты; тесты заданий, записанные заранее; музыкальное оформление.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Учитель: Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие на кораблях к острову Натуральных Чисел.

Шесть кораблей сейчас спустят на воду, каждая из шести команд во главе со своими капитанами займет своё место на одном из кораблей: «Витязь», «Богатырь», «Бригантина», «Алые паруса», «Мария», «Мираж».

Капитаны кораблей, представьтесь. (Идёт представление капитанов. Затем представляются старпомы и главнокомандующий флотилии.)

Все задания должны быть выполнены в судовых журналах (судовые журналы – двойные листки).

Учитель: Подпишите свои судовые журналы и поставьте в них дату отплытия. За каждое правильно выполненное задание на своем корабле вы рисуете звезду.

– Прежде чем отплыть, необходимо проверить исправность корабля и устранить все неполадки.

II. Устранение неисправности кораблей.

На доске записано шесть примеров для каждого корабля флотилии. В них имеются скрытые ошибки. Необходимо эти ошибки выявить и исправить, тем самым будет устранена неисправность корабля.

 

«Витязь» «Богатырь» «Бригантина»
     
«Алые паруса» «Мария» «Мираж»

Учитель: Итак, неисправности устранены, корабли к выходу из гавани готовы.

III. Проверка готовности капитанов.

На море поднимается шторм. Чтобы проверить готовность капитанов к путешествию, нужно выполнить задание: вместо звездочек вставить нужную цифру.

    

Звучит тихая мелодия песни о море, пароходах.

VI. Опасность в море.

Учитель: Внимание! В море появились гигантские акулы, которые могут перевернуть корабль. Необходимо срочно найти ошибку в примерах. (Примеры записаны на доске, все записывают в судовых журналах правильное решение. Главнокомандующий флотилии исправляет ошибки на доске.) Зачеркивать не нужное!

Итак, примеры решены правильно, акулы уплыли.

VIII. Высадка на остров.

Учитель: Итак, путешествие наше подходит к концу. Нужно найти спокойную бухту, куда причалят наши корабли, а для этого нужно решить такую задачу.

Найдите закономерность в изображении пароходов и добавьте еще один пароход. (Ученики рисуют в своих судовых журналах.

IX. Итоги путешествия.

Главнокомандующий флотилии: Путешествие завершено. Оно прошло благополучно. Благодарю за хорошую службу. (У кого 5 или 6 звездочек, получают оценку «5». У кого 4 звездочки, получают оценку «4», а у кого звездочек меньше – ничего не получают.)

Закройте судовые журналы.

Путешествие завершено!

X. Домашнее задание.

Учитель: На следующем уроке мы проведем испытание, то есть будет тестирование по программе 2–3 классов. Из учебника 3-го класса: с. 196, № 12 (1), № 13 (1); с. 198, № 24.

Урок № 2

Арифметические действия с натуральными
числами. Решение задач

(диагностический контроль)

Цели: проверить умения каждого учащегося выполнять арифметические действия с натуральными числами, а также умение решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на…», «меньше на…».

Оборудование: ксерокопии тестов для каждого ученика, чистые листы для черновых записей.

Ход урока

I. Объяснение учителя, как работать с тестом ( подписать работу, выполнить на черновике вычисления, обвести кружком номер правильного ответа, заполнить таблицу, которая дана в нижней части страницы).

II. Выполнение теста.

Фамилия, имя_________________ Класс___

Вариант I

1. Вычислите: 7324 – 2545=…

1) 5889; 2) 9869;           3) 4779;           4) 4889.

2. Вычислите: 318 × 32 =…

1) 10076; 2) 10176;         3) 9176;           4) 9286.

3. Вычислите: 4824: 36 =…

1) 134;                2) 404; 3) 128; 4) 224.

4. Какое действие выполняется последним: 540 – 82: 2 + 13 × 3?

1) умножение;  2) деление;                     3) сложение;  4) вычитание.

5. 3 м 4 см – это…

1) 34 см;             2) 304 см;                       3) 340 см;                       4) 3004 см.

6. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 13 см.

1) 34 см2;            2) 17 см2;                        3) 52 см;                          4) 52 см2.

Номер задания 1 2 3 4 5 6
Номер выбранного ответа            

7. Турист проехал на автомобиле 552 км за 6 часов. Какова скорость автомобиля?

1) 92 км/ч;         2) 3312 км/ч;  3) 94 км/ч;                      4) 84 км/ч.

8. У Пети было 32 марки, а у Коли – на 4 марки меньше. Сколько марок было у Коли?

1) 34;                   2) 8;                  3) 120;             4) 28.

9. Галя прочитала 42 страницы, а её сестра в 2 раза больше. Сколько страниц прочитала сестра?

1) 44;                   2) 21;                3) 84;                4) 40.

10. Из двух пунктов одновременно выехали два мотоцикла, скорость одного 60 км/ч, скорость второго 70 км/ч. Через сколько часов они встретятся, если расстояние между пунктами 390 км?

1) 12 ч;               2) 2 ч;               3) 3 ч; 4) 5 ч.

11. В четырёх больших и трёх маленьких цистернах 136 т нефти. Сколько тонн нефти в маленькой цистерне, если в большой – 25 т?

1) 36 т;                               2) 100 т;                                          3) 5 т;               4) 12 т.

12. Найдите периметр квадрата, сторона которого равна 14 см.

1) 56 см;             2) 48 см;                          3) 28 см2;                        4) 56 см2.

 

Номер задания 1 2 3 4 5 6
Номер выбранного ответа            

13. Не вычисляя, определите, сколько цифр должно быть в частном 19044: 529?

1) 3;                     2) 4;                  3) 5;                  4) 2.

14. Решите уравнение 54: х = 6.

1) 9;                     2) 7;                  3) 8;                  4) 4.

15. В автобусе можно разместить 35 детей. Сколько потребуется автобусов, чтобы перевезти 329 детей?

1) 8;                     2) 11515;                        3) 9 (4 ост);                    4) 10.

16. Вычислите: 8 ч 16 мин – 4 ч 21 мин = …

1) 4 ч 35 мин;                                                                                  2) 5 ч 47 мин;

3) 3 ч 55 мин;                                                                                  4) 12 ч 37 мин.

17. Из четырёх примеров только один решен верно. Не выполняя деления, найдите его.

1) 417: 5 = 81 (11 ост.);                                                2) 149: 5 = 29 (4 ост.);

3) 537: 7 = 78 (9 ост.);                                                  4) 235: 4 = 85 (1 ост.).

18. Составьте выражение для решения задачи: «У Пети было 16 марок, а у Коли – на 48 марок больше. Во сколько раз у Коли больше марок, чем у Пети?»

1) 48 +16: 16;                                                                 2) 48: 16;

3) (48 + 16): 16;                                                              4) (48 – 16): 16.

 

Номер задания 1 2 3 4 5 6
Номер выбранного ответа            

Вариант II

1. Вычислите: 9342 – 5465 =…

1) 4807;              2) 4887;                           3) 4877;                           4) 3877.

2. Вычислите: 263 × 21 =…

1) 10076;            2) 10176;                        3) 9176;                           4) 9286.

3. Вычислите: 10836: 43 =…

1) 207;                2) 252;             3) 243;             4) 235.

4. Какое действие выполняется последним: 570 + 14 × 4 – 48: 3?

1) сложение;                     2) вычитание; 3) умножение; 4) деление.

5. 5 км 26 см – это…

1) 526 м; 2) 5260 м;                       3) 5026 м;                       4) 5206 м.

6. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 6 см и 12 см.

1) 18 см2;            2) 36 см2;                        3) 72 см2;                        4) 42 см.

 

Номер задания 1 2 3 4 5 6
Номер выбранного ответа            

7. Всадник проскакал 144 км со скоростью 24 км/ч. Какое время он затратил на этот путь?

1) 3456 ч;                          2) 6 ч;               3) 120 ч;                          4) 168 ч.

8. В классе 14 мальчиков, а девочек на 2 больше, чем мальчиков. Сколько девочек в классе?

1) 7;                     2) 28;                3) 12;                4) 16.

9. Рабочий изготовил 36 деталей, а его ученик – в 4 раза меньше. Сколько деталей изготовил ученик?

1) 40;                   2) 32;                3) 9;                  4) 45.

10. Из двух деревень, расстояние между которыми 24 км, одновременно навстречу друг другу вышли два пешехода. Скорость первого 3 км/ч, а второго – 5 км/ч. Через сколько часов они встретятся?

1) 3 ч;                  2) 8 ч;               3) 12 ч; 4) 16 ч.

11. Туристы ехали два часа на поезде со скоростью 60 км/ч, затем 3 часа шли пешком. Весь путь равен 132 км. С какой скоростью туристы шли пешком?

1) 4 км/ч;            2) 5 км/ч;                        3) 22 км/ч;                      4) 8 км/ч.

12. Найдите периметр квадрата, сторона которого равна 12 см.

1) 144 см;                          2) 48 см;                          3) 36 см;                          4) 48 см2.

 

Номер задания 1 2 3 4 5 6
Номер выбранного ответа            

13. Не вычисляя, определите, сколько цифр должно быть в частном 146454: 231?

1) 3;                     2) 4;                  3) 6;                  4) 5.

14. Решите уравнение 63: х = 9.

1) 4;                     2) 8;                  3) 7;                  4) 6.

15. Сколько нужно машин грузоподъемностью 5 т, чтобы перевезти груз весом 54 т?

1) 10;                   2) 7270;                           3) 11;                4) 16.

16. Вычислите: 6 ч 18 мин – 2 ч 41 мин

1) 3 ч 77 мин;                                                                  2) 3 ч 37 мин;

3) 4 ч 1 мин;                                                                                    4) 2 ч 51 мин.

17. Из четырёх примеров только один решен верно. Не выполняя деления, найдите его.

1) 512: 6 = 84 (8 ост.);                                                  2) 156: 5 = 31 (1 ост.);

3) 443: 8 = 54 (1 ост.);                                                  4) 168: 5 = 3 (4 ост.).

18. Составьте выражение для решения задачи: «На первой полке было 45 книг, на второй – на 30 книг меньше, чем на первой. Во сколько раз на первой полке больше книг, чем на второй?»

1) 45: 30;                                                                                         2) 45: (45 + 30);

3) 45: 15 – 30;                                                                4) 45: (45 – 30).

 

Номер задания 1 2 3 4 5 6
Номер выбранного ответа            

 

Ответы на тесты

Номер Заданий 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Вариант I 3 2 1 3 2 4 1 4 3
Вариант II 4 1 2 2 3 3 2 4 3
Номер Заданий 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Вариант I 1 4 2 1 3 4 3 2 3
Вариант II 3 1 1 4 1 3 2 2 4

III. Домашнее задание.

1. Прочитать и запомнить с. 3–4.

2. Ознакомиться с п. 1, выписать незнакомые математические термины.

Урок № 3

Ход урока

V. Закрепление.

Решить № 1 (устно), № 2, 3, 4 (устно).

VI. Подвести итог урока.

Учитель: Что нового узнали на уроке? Чему научились?

VII. Домашнее задание.

П. 1, № 23–26. Записать в математический словарь: натуральные числа, миллион, миллиард.

Примечание. Объяснить учащимся, что обозначает каждая рубрика учебника, а также, как должна выполняться домашняя работа. Обратить внимание на то, что следует начинать выполнение домашней работы с чтения учебного материала, ответа на вопросы, которые даны в конце пункта, выучивания правил, а затем приступать к решению. Выученные правила несколько раз повторить с промежутками в 1–2 часа.

Урок № 4

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Примечание: если работа проводится в нескольких направлениях одновременно, то в плане это отражено проведением вертикальных прямых.

У доски по карточкам Учащиеся за первыми партами (два варианта) Беседа с классом по вопросам.

Содержание карточек учащихся у доски.

Записать цифрами число:

а) пятьдесят семь миллиардов восемь миллионов семьсот тысяч тридцать;

б) 405 тыс;

Прочитать число: 3 048 504 325. Назвать класс тысяч.

Что обозначает цифра 4 в записи этого числа?

Записать цифрами число:

а) четыре миллиарда шестьдесят миллионов пятнадцать тысяч;

б) 5432 млн;

Прочитать число 300 100 234 129. Сколько классов в этом числе? Назвать классы. Сколько различных цифр использовано для записи числа?

Записать цифрами число:

а) сто девяносто миллиардов сорок миллионов пятьсот тысяч три;

б) 2602 тыс;

Прочитать число: 21 085 000 000. Назвать классчисел, о котором вы узнали в 5 классе. Что обозначает каждый нуль?

Записать цифрами число:

а) триста семьдесят миллиардов шестьдесят миллионов восемьсот тысяч четыре;

б) 60065 млн;

Прочитать число: 46 172 230 577. Назвать не полный класс и разряды, входящие в этот класс.

Два варианта заданий для учащихся первых парт (можно эти задания заранее написать на доске; выполняются на листочках, а затем сдаются).

Вариант I

1. Записать цифрами число:

а) двадцать миллиардов двадцать миллионов двадцать тысяч двадцать;

б) 433 млн.

2. Сколько тысяч в миллионе?

3. Сколько различных цифр использовано для записи числа 751057?

Вариант II

1. Записать цифрами число:

а) четыре миллиарда шестьдесят четыре тысячи;

б) 2341 тыс.

2. Сколько десятков в тысяче?

3. Назовите число, на единицу большее числа 8999.

II. Работа по теме урока.

Выполнить № 5 устно, № 6–11.

Разобрать решение задачи.

На нефтебазе было 6340 т бензина. В первый день база отпустила 834 т, во второй – на 423 т больше, чем в первый, а в третий – на 204 т меньше чем во второй день. Сколько тонн бензина осталось на базе?

На доске записать краткое условие задачи:

III. Физкультминутка.

IV. Самостоятельная работа.

(На откидных досках заранее записать задачи.)

Вариант I Вариант II
Три доярки надоили 127886 л молока. Первая надоила 38804 л, вторая – на 2409 л больше, чем первая. Сколько литров молока надоила третья доярка? На складе было 6340 ц картофеля. Сколько центнеров картофеля осталось на складе после того, как одному магазину отпустили 2956 ц, а другому – на 568 ц меньше, чем первому?

V. Домашнее задание: п. 1, № 28, 29, 30 (г). Принести на следующий урок: циркуль, линейку, карандаш, резинку.

Урок № 5

Ход урока

I. Подготовка к восприятию новой темы.

1. Повторить хором латинский алфавит (он дан на форзаце учебника).

2. Напомнить о технике безопасности пользования циркулем, треугольником.

III. Физкультминутка.

1. Аккуратно положите свои инструменты, ручку.

2. Закройте глаза, очень сильно зажмурьтесь, откройте глаза. Проделайте это упражнение сами 6 раз.

3. Голову держите прямо, глаза подняли вверх, опустили вниз, посмотрели влево, посмотрели вправо (выполнить 6 раз).

4. Голову откиньте назад, опустите вперед так, чтобы подбородок упёрся в грудь (проделать 6 раз).

V. Закрепление.

1. Выполнить № 30 (один ученик выполняет на доске, остальные в тетради).

2. Выполнить № 31, 32 (устно), № 34.

3. Выполнить № 52 (повторение пройденного).

VI. Итог урока.

1. Что нового узнали на уроке?

2. Учитель задает учащимся первые четыре вопроса (с. 12).

3. «А ну-ка, смекни!»: из спичек составлено равенство, которое неверно. Как переложить одну из спичек, чтобы получилось верное равенство? VI – IV = XI.

4. Отдельным учащимся: подготовить интересные данные (см. план следующего урок).

5. Сообщить оценки учащимся за урок.

VII. Домашнее задание: п. 2, с. 10, № 56, 65, 66 (записать в тетради только ответы). Повторить: латинский алфавит и единицы длины (на форзаце). Переложить одну спичку, чтобы из имени мальчика () получилось имя девочки.

Занести в математический словарь: отрезок. Задания некоторым учащимся для устного журнала.

Урок № 6

Ход урока

V. Итог урока.

Учитель: Чего нового узнали на уроке? (Про геометрические фигуры – многоугольники, про то, что у них есть стороны и вершины.)

– Чему научились на уроке? (Измерять отрезки; строить отрезки, если задана их длина.)

Сообщение оценок.

Урок № 7

Плоскость. Прямая (п. 3)

Цели: сформировать понятие плоскости, научить находить и называть прямую на чертеже, строить её по двум точкам.

Оборудование: плакат с прямой и точками на прямой и вне прямой, карточки для самостоятельной работы.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Самостоятельная работа по вариантам (учащиеся выполняют работу на листках).

Вариант I Вариант II
1. Запишите цифрами число: а) сорок миллиардов сто миллионов пять; б) 7 миллионов 37 тысяч; в) 6027 тыс. 2. Начертите отрезки АВ и CD, если АВ = 27 мм, СD = 4 см 2 мм. 3. Выразите: а) 3 км 54 м в метрах; б) 504 дм в дециметрах и метрах. 4. Сколько всего четырехзначных чисел, оканчивающихся цифрой 3? 1. Запишите цифрами: а) двести миллиардов семь тысяч три; б) 20 миллионов 4 тысячи; в) 3108 тыс. 2. Начертите отрезки МК и СЕ, если МК = 3 см 4 мм, СЕ = 52 мм. 3. Выразите: а) 4 м 5 см в сантиметрах; б) 6085 м в километрах и метрах. 4. Сколько всего четырехзначных чисел, оканчивающихся цифрой 7?

Через 10–12 минут учащиеся сдают работу.

II. Устные упражнения (5 минут).

1. На доске написаны краткие условия задач № 73 и 72. Решите их устно.

2. Выполните № 84 (1–2 строка).

Плоскость.

Учитель: Прочитайте о плоскости в тексте учебника.

Ответьте на вопросы:

а) Какие предметы дают нам представление о плоскости?

б) Чем отличаются эти предметы от плоскости?

в) Какую важную мысль мы должны запомнить? (У плоскости нет края.)

Запишите это в тетради.

Прямая.

Учащиеся читают учебник и выполняют соответствующий чертёж, учитель показывает у доски:

а) начертим отрезок АВ;

б) продолжим по линейке в обе стороны;

в) получили новую фигуру – прямую, которая обозначается «прямая АВ» или «прямая ВА».

Что мы должны знать о прямой?

1. Через любые две точки проходит единственная прямая.

2. Прямая не имеет концов.

3. Прямая неограниченно продолжается в обе стороны.

г) Вывешивается плакат.

Какая фигура изображена на рисунке? Что вы скажете о точках А, В, С, D? (Точки А, С лежат на прямой.) Как проверить, лежит ли на прямой MN точка D? Точка В?

д) Работа с книгой.

Учитель: Рассмотрите рисунок 13. Какие фигуры изображены на рисунке? (АВ и CD.) Принадлежит ли точка М прямой АВ? Прямой CD? Говорят так: «Прямые АВ и CD имеют одну общую точку, а следовательно, такие прямые называются пересекающимися».

– Попробуйте сами сформулировать ответ на вопрос: «Какие прямые называются пересекающимися?».

IV. Физкультминутка.

V. Закрепление.

а) № 75, 78 (устно), 77 (устно), 79.

б) № 87.

VI. Итог урока.

1. Ролевая игра.

Учитель: Сейчас к нам гости придут. («Главных героев» можно посадить за последние парты, чтобы они присутствовали на уроке. После записи домашнего задания «Отрезок», «Плоскость», «Прямая», выходят к доске.)

Плоскость: Я – Плоскость. Здравствуйте. Расскажите, что вы узнали обо мне. (Дети поднимают руки, «Плоскость» их спрашивает.)

Прямая: Здравствуйте, я – Прямая. (Спрашивает класс о себе).

Отрезок: Я – Отрезок, пришел к вам в гости. Здравствуйте.

Учитель: Что общего между отрезком и прямой? (Обозначается двумя буквами, через две точки можно провести только один отрезок и только одну прямую.)

– Чем отличается отрезок от прямой? (Отрезок имеет два конца, а прямая не имеет концов. Отрезок не может продолжаться в обе стороны, а прямая неограниченно продолжается в обе стороны.)

2. Сообщение оценок.

VII. Домашнее задание: п. 3 (до определения луча), № 100, 105, 106 (в, г).

Урок № 8

Ход урока

I. Устные упражнения.

1. Вывешивается плакат.

а) Назвать все отрезки, прямые.

б) Какую ещё видите фигуру? (Треугольник.)

в) Назвать вершины этого треугольника.

2. Отгадайте чайнворд (заранее начерчен на доске).

1. Назвать число, содержащее 1000 миллионов. (Миллиард.)

2. Как по-другому называется расстояние между концами отрезка? (Длина).

3. Как назывались счёты в древности? (Аббк.)

4. Как называется точка М для отрезка MN? (Конец.)

5. Для записи чисел употребляются…; одна из них называется? (Цифра.)

6. Раздел математики, который изучает свойства чисел и действия над ними. (Арифметика.)

7. Фигура, состоящая из трёх точек и отрезков, соединяющих эти точки. (Треугольник.)

IV. Закрепление.

1) На сколько частей делят плоскость две пересекающиеся прямые?

2) Как фигуры начерчены на доске? (Заранее начерчены на откидной доске.)

Как называются точки А и В? Можно ли измерить длину прямой? Луча? Как правильно обозначить луч?

3) Какое определение мы выучили на уроке?

Сформулируйте его.

4) № 83, 82.

V. Самостоятельная работа (из ДМ, выполняется на листках).

Вариант I Вариант II

1. Найдите и запишите два отрезка, две прямые, три луча.

  2. Начертите луч ЕК. Постройте луч, дополнительный лучу ЕК, и обозначьте его. На каждом луче отложите от его начала отрезок длиной 2 см 7 мм.   2. Начертите луч CD. Постройте луч, дополнительный лучу CD, и обозначьте его. На каждом луче отложите от его начала отрезок длиной 3 см 4 мм.
3. Начертите прямую МК, луч NP и отрезки АВ и CD так, чтобы прямая МК пересекала отрезки АВ и CD. 3. Начертите прямую АВ, луч CD и отрезки МК и ОР так, чтобы луч CD пересекал отрезок МК, а прямая АВ пересекала бы отрезок ОР.

VI. Домашнее задание: п. 3 (весь), № 101, 102, 103, 104. На следующий урок обязательно принести линейку.

Урок № 9

Шкалы (п. 4)

Цели: сформировать понятие шкалы, деления шкалы, научить определять на шкале единичный отрезок, измерять при помощи приборов.

Оборудование: демонстрационная линейка, термометр, весы, часы; плакат.

Ход урока

I. Устные упражнения.

1. Исключите лишнее слово:

а) сумма, разность, множитель, частное.

б) девять, двенадцать, восемь, пятнадцать.

2. № 122 (1–3 строка), № 125, 126 (а), 131.

III. Физкультминутка.

IV. Закрепление.

1. Какова цена одного деления на рисунке? (Плакат.)

2. № 108 (а, б), 109, 110, 102 – устно; № 109 (выполнить на доске «в клеточку»).

3. № 113–115 учащиеся выполняют самостоятельно по образцу:

3 т 100 кг = 3100 кг, а затем обмениваются с соседом тетрадями и сверяют ответы с доской. (Ответы записаны на доске заранее.) Можно поставить оценку. (Нет ошибок – «5», одна ошибка – «4», две ошибки – «3», если ошибок больше двух, то «2»).

4. Решить задачи № 130, 132 (можно полуписьменно).

V. Итог урока.

1. С какими новыми математическими терминами мы познакомились? (Штрихи, деления, шкалы.)

2. Лена утверждает, что MN = 70 мм, АВ = 50 мм, а Толя думает, что MN = 7 см, АВ = 5 см. Кто из них прав, если каждому делению соответствует 5 мм?

VI. Домашнее задание: п. 4 (с. 25), № 137, 139, 140, 144 (б).

Урок № 10

Ход урока

I. Устные упражнения «Математическая разминка».

1. Вот задача не для робких!

Вычитай, дели и множь,

Плюсы ставь, а также скобки!

Верим – к финишу придешь!

5 5 5 5 = 30 (Ответ: 5 + 5 × 5 + 5 = 30)

5 5 5 5 = 55 (Ответ: 5 × (5 + 5) + 5 = 55)

5 5 5 5 = 120 (Ответ: 5 × 5 × 5 – 5 = 120).

2. Если математическое утверждение верно, то показывается карточка зеленого цвета, если нет – то красного:

а) Две точки можно соединить двумя отрезками.

б) В одном сантиметре 10 дециметров.

в) Прямая не имеет концов.

г) Точка разбивает прямую на два луча.

д) Лучи АМ и AN – дополнительные лучи.

е) В одной тонне 100 кг.

3. № 122, 123.

4. Класс делится на две команды. К доске приглашается с учебником по 1 человеку от каждой команды.

Кому присвоить звание «Лучший счетчик»? Нужно устно сосчитать и записать на доске только ответ.

№ 126 (а, в)                                                                      № 126 (б, г)

IV. Закрепление.

1. На доске начерчен луч с началом в точке О.

Беседа по вопросам: Является ли этот луч координатным лучом? (Нет.) Почему? (Не выбран единичный отрезок.) Как обозначается единичный отрезок? Почему он так называется? Как понимать запись: В (3)? Как называется число 3? Сколько точек В (3) можно отметить на координатном луче? (Одну.)

2. № 118 (а), 119, 121 (устно).

V. Самостоятельная работа (ДМ варианты 2, 3).

Вариант I Вариант II
1. Напишите координаты точек D, Е, Т и К, отмеченных на координатном луче. 2. Начертите координатный луч и отметьте на нем точки А (8), К (12), Р (1), М (9), N (6), S (3). 1. Напишите координаты точек М, N, С и Р, отмеченных на координатном луче. 2. Начертите координатный луч и отметьте на нем точки А (6), В (5), С (3), D (10), Е (2), F (1).

3. Выразите в граммах:

5 кг 750 г; 2 кг 60 г 5 кг 200 г; 1 кг 5 г

Выразите в килограммах:

3 т 180 кг; 4 ц 3 кг 3 т 60 кг; 8 ц 70 кг

Выразите в килограммах и граммах:

4370 г; 1030 г 6840 г; 3090 г

Выразите в тоннах и центнерах:

853 ц; 205 ц 556 кг; 4350 кг.

VI. Итог урока.

Ответить на вопросы п. 4.

VII. Домашнее задание: п. 4, повторить п. 3, № 138, 141, 143. В математический словарь занести: единичный отрезок, координатный луч, координаты.

Двумя прямыми линиями разделить треугольник на два треугольника, четырехугольник и пятиугольник.

Урок № 11

Меньше или больше (п. 5)

Цели: научить сравнивать натуральные числа: с одинаковым количеством цифр, с разным числом цифр.

Оборудование: плакат или кодоплёнка с устными упражнениями.

Ход урока

I. Устные упражнения.

1. Отгадать ребус. (Ребус – это загадка, в которой искомое слово изображено буквами, знаками, фигурами).

2. Найти координаты точек А, В, С, О.

3. Какая из точек на шкале изображена неверно?

4. № 159 (а, б, в).

IV. Закрепление.

1. № 145, 146.

Можно организовать работу так: учитель говорит какое-либо высказывание. Например: «Точка А(1) левее точки В(8)». Если высказывание не верно, ученики поднимают руку. В некоторых случаях можно задать вопрос «Почему?».

2. № 147, 148. Сначала выясняют смысл задания, а затем решают с комментированием.

3. № 149, 150, 154 (устно).

4. Решить задачу самостоятельно.

Вариант I – № 166 (1), вариант II – № 166 (2).

(Для проверки на откидной доске показать правильное решение.)

V. Итог урока.

1. Прочитать неравенство 21 < 28 < 32.

2. Назвать натуральные числа, которые лежат между числами 3074 и 3081. VI. Домашнее задание: п. 5, повторить п.п. 1–4, № 168, 169, 171, 172. В математический словарь занести слово «ребус».

Урок № 12

Сравнение чисел (п. 5)

(урок проводят дети)

Цели: закрепить навыки сравнения чисел, повторить учебный материал, изученный в 5 классе.

Оборудование: плакаты; ксерокопии со сведениями о длине рек, о высоте плотин и телебашен; цветные мелки.

Ход урока

Урок № 13

Самостоятельная работа (п. 1–5)

Цели: выявить пробелы в знаниях учащихся по темам.

Ход урока

I. Тест в двух вариантах написать на доске или на карточках.

Вариант I

1. Отметить на координатном луче точки, координаты которых 6, 2, 5, 9. Записать каждую точку и её координату.

2. Напишите вместо звездочки < или > так, чтобы было верное неравенство:

а) 307 * 3007;                  б) 444 * 1;                                      в) 0 * 376.

3. Начертите прямую СК, луч АЕ и отрезок MN так, чтобы прямая СК пересекала отрезок MN и не пересекала луч АЕ, а луч АЕ пересекал бы отрезок MN.

4. В классе учились Вера, Галя, Нина, Марина и Оля. Все эти девочки родились в разные дни января одного года. Младшая из них родилась 27 января. Известно, что Оля старше Гали, но моложе Марины, а Вера моложе Нины, но старше Марины. Какого числа родилась каждая из девочек, если Нина родилась 23 января?

Вариант II

1. Отметить на координатном луче точки, координаты которых 9, 12, 11, 3. Записать каждую точку и её координату.

2. Напишите вместо звездочки знак < или > так, чтобы было верное неравенство:

а) 70007 * 7007;              б) 465 * 1;                                      в) 0 * 124.

3. Начертите прямую АВ, луч СЕ и отрезок MN так, чтобы прямая АВ пересекала луч СЕ и отрезок MN, а луч СЕ пересекал бы отрезок MN.

4. Пять подруг Аня, Ира, Таня, Катя и Маша родились в один год в ноябре. Самая старшая из них родилась 26 числа. Известно, что Таня моложе Иры, но старше Кати, а Аня моложе Маши, но старше Иры. В какой день ноября родилась каждая из девочек?

Примечание: Работа рассчитана на 35 минут урока; после проверки учитель ставит оценки в журнал по желанию учащихся.

II. Домашнее задание: п. 1–5, № 176, 181. С закрытой тетрадью на черновике прорешать, а потом проверить № 79, 118, 120.

Урок № 14

Контрольная работа (п. 1–5)

Оборудование: карточки с текстом контрольной работы; карточки с дополнительными заданиями для тех, кто контрольную работу решил раньше.

Ход урока

Вариант I

1. Начертите отрезок МХ и отметьте на нём точку С. Измерьте отрезки МХ и СХ.

2. Постройте отрезок АВ = 6 см 2 мм и отметьте на нём точки D и С так, чтобы точка D лежала между точками С и В.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.214 (0.283 с.)