Комплекс нейропсихологического сопровождения 2-го блока мозга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплекс нейропсихологического сопровождения 2-го блока мозга



 включает в себя следующие направления развития:

 

- Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы – у ребенка нарушается формирование представлений о своем теле, страдает развитие крупной и тонкой моторики, координации движений. Нарушение тактильного восприятия может выражаться в гипер– или гипосензитивности.

Упражнения: «Повтори позу». - «Телесные фигуры, буквы и цифры». - «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». - «Предметы с различной фактурой поверхности». - «Игра с палочками». - «Распознай буквы — получишь слово», - «Ладушки»

- Зрительный гнозис – при нарушении зрительного гнозиса ребенок плохо опознает картинки или даже реальные предметы. Также возможны серьезные трудности при опознавании лиц знакомых людей. Работа начинается с того уровня, на котором ребенок успешно справляется с предлагаемыми ему действиями.

Упражнения: «Разрезные картинки». - «Выбор недостающего фрагмента изображения». -«Чего здесь не хватает?» - «Дорисуй предмет до целого». - Фигуры Поппельрейтера - «Что перепутал художник?» -«Фигура и фон». -«Лабиринт». -«Допиши букву». -«Письмо в воздухе». -«Исправь ошибки», «Лото».

- Пространственные и «квазипространственные» представления. Пространственные схемы и диктанты. - Ходьба и прыжки (с поворотом на 90° и 180°; через предмет). - «Выше — ниже», «Спереди — сзади», «Право — лево». - «Правильное зеркало», «Неправильное зеркало». - «Покажи направление». - «Графические диктанты».

- Конструирование и копирование. Кубики Никитина. Танграм. Копирование фигур.

- «Квазипространственные» речевые конструкции - «Положи предмет...», «Где лежит предмет?», «Нарисуй предлог». - Логические задачи (лягушка живет под мышкой, зайчик — над лисичкой, мышка — под лисичкой. Кто на каком этаже живет?) - «Синонимы и антонимы». - «Закончи предложение, ответь на вопросы».

- Графические способности - Различные «обводилки». - Специальные рисунки.

- Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы - при нарушении слухового восприятия ребенок недостаточно хорошо различает окружающие его звуки. Он плохо ориентируется в мире, так как не может определить источник звука, соотнести звук с издающим его предметом. Часто это приводит к страху. Также таким детям трудно контролировать свои действия. Трудности слухового восприятия проявляются и в развитии речи. Так, дети не «слышат», не понимают интонации говорящего, не чувствуют эмоциональной составляющей коммуникации. В дальнейшем при такой слабости слухового восприятия искаженно формируется и речевое восприятие (и собственная речь ребенка).

Упражнения: - «Чудо-звуки». Прослушивание аудиозаписи звуков природы, их обсуждение. - «Шумящие коробочки». - Развитие чувства ритма. - «Скажи слово наоборот». - «Игра в рифму» - «Первый звук, последний звук». - «Буква изменилась». - «Конец и начало» (написать в скобках такие буквы, чтобы они стали концом первого и началом второго).

- Мнестические процессы. «Перевод из тактильной в зрительную модальность» (ощупать и нарисовать). «Перевод из тактильной в слухо-речевую модальность» (ощупать и назвать). «Перевод из зрительной в тактильную модальность» (на ощупь найти показанные фигурки, предметы или буквы). «Перевод из зрительной в слухо-речевую модальность». «Перевод из слуховой в зрительную модальность» (прослушивается звук, ребенок рисует услышанное). «Перевод из слуховой в тактильную модальность» (называется предмет, его надо найти на ощупь).

- Номинативные процессы, нераз­рывно связанны с гностическими (во всем их разнообразии и меж­модальных интеграциях) и мнестическими процессами.

Упражнения: «Я знаю пять...». - «Закончи словосочетания» («Хитрая рыжая...»). - «Сравнение понятий» (морковь сладкая, а редька —...). - «Угадай животное» (для каких животных характерны эти качества?). - «Составляем определения» (блюдце — это..., масленка — это...).

 

 

Третий блок мозга –

  контролирует любую деятельность человека, следит, чтобы она не протекала хаотично, а была строго организованна, структурирована и последовательна.

Если первичный блок принимает информацию, поступающую от одного из органов чувств, вторичный блок обрабатывает ее, а третий блок соединяет информацию, полученную из разных органов чувств и соответствующих областей мозга.

 

3-й блокэто крыша - собственно психическая деятельность.

Тут происходят процессы, связанные со сложной психической деятельностью: речь, память и многое другое.

Произвольная регуляция психической деятельности включает в себя следующие функции.

· Постановку целей действия, соответствующих мотивам и задачам актуальной или планируемой деятельности.

· Планирование программы и оптимальных способов достижения цели.

· Контроль за выполнением программы и своевременная коррекция неадекватных действий и ассоциаций.

· Сличение цели с промежуточными и окончательными результатами.

Собственно, поэтому третий блок и называют блоком программирования, регуляции и контроля. Для данной работы задействуют передние отделы больших полушарий (преимущественно лобные доли). Данный блок формируется от 7-и до 15-и лет. Полное созревание лобных долей происходит к 20-и годам.

Функция лобных долей – это правило. Развитие функции лобных структур - это накопление правил и алгоритмов. Количественное накопление системы правил – это и есть формирование программирования и контроля. У лобных структур нет собственной функции кроме функции отражения всего, что получает мозг. Ни одной самостоятельной операции эти структуры не осуществляют, они только выстраивают программу. На фоне развития лобных структур развиваются все остальные зоны мозга.

Именно несформированность этого блока лежит в основе большинства синдромов дизонтогенеза, она же в значительной степени обусловливает трудности обучения и поведения ребёнка в школе.

«Непослушный ребёнок далеко не всегда отклоняется от заданных инструкций вследствие нежелания следовать им. Он просто ещё не умеет, не знает, как удержать себя от неодобряемых взрослыми действий. Слишком велика его зависимость от непосредственных влияний окружающего мира; ещё очень трудно предвидеть результаты собственных действий, разделить в своём сознании желаемое «сейчас» и возможное «после».

К нарушениям письма при дисфункции этого блока относят персеверации, упрощения, пропуски букв, слогов, слов. При письме под диктовку и при списывании учащиеся допускают большое количество ошибок обозначения границ предложения, границ слова. Ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет. В работах этих учеников большое количество орфографических ошибок. Дети не в состоянии контролировать осуществление такой сложной и многоступенчатой программы как орфографическое правило.

Девиз это­го уровня: Я ДОЛЖЕН!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.007 с.)