Проблемы моделирования в историческом исследовании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы моделирования в историческом исследовании



Как известно, моделирование представляет собой общенаучный метод познания объективной реальности, основанный на изучении моделей, отражающих (или воспроизводящих) эту реальность.                                                       Формы моделирования весьма разнообразны и определяются сферами и целями его применения и типами используемых моделей. По характеру моделей выделяют предметное (материальное) и идеальное (знаковое) моделирование. В дальнейшем будет идти речь лишь о последнем.

Все основные проблемы моделирования связаны с понятием моделей, принципами и методами их построения и анализа, а моделирование как метод познания имеет свою уже весьма длительную историю, до сих пор нет единого понимания того, что такое модель. Наиболее широким является определение модели как системы, «исследование которой служит средством получения информации о другой системе». Говоря проще, модель представляет собой абстрагированное выражение основной сущности объекта моделирования. Она является его аналогом. Модель может иметь естественно-языковую или формализованную в той или иной знаковой системе форму. Наиболее формализованными видами моделей являются модели математические. В исторической науке преобладает применение численных методов и моделей. Среди историков, применяющих математические методы, распространено мнение, что для построения модели исследовательская задача должна быть сформулирована в виде определенной гипотезы, которая затем проверяется математическими методами, построением соответствующей модели. В итоге выдвинутая гипотеза либо подтверждается, либо опровергается. Применение моделирования для проверки тех или иных историко-содержательных гипотез — широко распространенная, но далеко не единственная и даже не главная его функция. Построение моделей для проверки гипотез при всей научной эффективности все же в познавательном плане сравнительно ограниченно, ибо здесь моделирование направлено прежде всего на раскрытие отдельных черт или сторон соответствующих явлений и процессов. Наиболее важной задачей моделирования и наиболее высоким его познавательным уровнем является построение таких моделей, которые позволяют выявить коренную суть изучаемых явлений и процессов в целом, т.е. рассмотреть их как определенные системы. Такое моделирование основывается на дедуктивном подходе к реальности, на принципе и методах восхождения от абстрактного к конкретному. Затем на базе обращения к конкретной форме явлений и процессов, т.е. в результате перехода от абстрактного к конкретному, раскрывается вся модификация этой сути.

Таким образом, задачи и уровень моделирования исторических явлений и процессов могут быть разными. По познавательной ценности их можно расположить так: эмпирическое моделирование, математическая верификация гипотез, дедуктивное моделирование. До сих пор речь шла о моделировании исторических явлений и процессов в онтологическом аспекте, т.е. в плане раскрытия объективной сущности этих явлений и процессов. Но моделирование в исторической науке может применяться и для решения других задач, которые имеют гносеологически-методологический характер, т.е. связаны с собственно познавательным процессом. Рассмотрим некоторые из таких задач. Вслед за постановкой исследовательской задачи и определением возможных путей ее решения посредством моделирования возникает проблема обеспечения этого решения системой представительных количественных показателей. Формирование такой системы — важнейший и очень часто весьма сложный этап в историческом исследовании. Здесь также могут применяться математические методы на уровне моделирования. Советские историки обладают уже определенным опытом применения математических методов и моделирования в указанном аспекте. Наконец, еще одним видом задач, для решения которых может применяться моделирование в исторических исследованиях, является математическая формализация самого исторического знания, его теорий и гипотез, понятий и категорий. Моделирование самого научного знания представляет собой высший уровень математизации науки. Как указывалось, математическая формализация общественно-гуманитарного знания сопряжена с большими трудностями и пока возможна в ограниченных пределах.

Любое научное моделирование состоит из двух этапов: сущностно-содержательного и формально-количественного. С этой точки зрения можно говорить о том, что моделирование включает построение моделей качественных и количественных. Сущностно-содержателъная модель является результатом теоретического анализа конкретно-научных представлений об объекте моделирования и в обобщенном виде выражает основные черты, закономерности и особенности функционирования и развития исследуемых явлений и процессов, а также их теоретически допустимые состояния. Она служит основой для построения модели формальноколичественной и содержательной интерпретации результатов математического моделирования. Этим обусловлена определяющая роль качественной, сущностносодержательной стороны в процессе моделирования. Марксистский анализ исторического развития достиг той глубины, которая позволила сформулировать сущностно-содержательные модели многих важнейших проявлений этого развития. К таким моделям относятся, например, определения основных признаков и черт общественно-экономических формаций, различных систем общественного производства и стадий их развития, классов, революционных ситуаций и многие другие. К. Маркс впервые построил количественные модели важных сторон развития капиталистического способа производства. Формально-количественное моделирование состоит в выявлении на основе содержательных представлений необходимых количественных характеристик исследуемых явлений и процессов в их математической обработке, результаты которой в формализованном виде отражают существенные свойства объекта моделирования. Построение формально-количественной модели связано с решением двух важных задач. Первая состоит в том, чтобы получить репрезентативные (в количественном и качественном отношении), достоверные и точные количественные данные, характеризующие объект моделирования. Вторая задача заключается в выборе математических средств для обработки и анализа количественных данных. Главным на этой стадии является вопрос об адекватности отражения математической моделью свойств объекта моделирования. Построенная таким образом математическая модель должна давать возможность получить новую, т.е. непосредственно не выраженную в исходных данных, информацию об исследуемых явлениях и процессах. Содержательный анализ этой информации, основанный на сущностно-содержательном подходе, и будет давать новые знания об исследуемых явлениях и процессах. Поэтому с познавательной точки зрения построение математической модели оправдано в том случае, если она дает новую информацию об объектах моделирования, а не просто в иной форме выражает уже известное. Следовательно, на всех этапах математического моделирования, начиная с постановки исследовательской задачи и кончая интерпретацией полученных результатов, определяющее значение имеет сущностно-содержательная сторона моделирования. Этому не противоречит тот факт, что доведение сущностно-содержательного анализа до построения качественной модели возможно не всегда. И при эмпирическом моделировании исследователь должен основываться на содержательном подходе к объекту моделирования, пусть и не доведенном до определенной теории и выраженном лишь в отдельных посылках и предположениях. Таков круг основных наиболее общих вопросов моделирования исторических явлений и процессов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.122 (0.008 с.)