Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Действия в ситуациях психологической травмы у детей ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Учет возрастных особенностей может оказаться полезным для лучшего понимания (как ребенок воспринимает происходящее/происшедшее, какие чувства он испытывает, каковы его мысли в отношении события) и более эффективного действия в кризисной ситуации. Реакции на травму могут появиться сразу после травматического события или через несколько дней, а то и недель. Потеря доверия к взрослому, страх того, что событие может повториться снова, что пострадает кто-нибудь, кого они любят, отчетливо проявляются у многих детей и подростков, переживших травматическое событие. Шоковая волна травмы может привести к самым разным реакциям — недоверию, беспомощности, изоляции, отчаянию, ужасу. ЧС обычно происходят внезапно, часто не оставляя времени для ребенка подготовиться физически или эмоционально. Обычные средства, которые помогали ему справляться с бытовыми трудностями, оказываются неэффективными. Во время катастрофы ребенок нуждается в дополнительном уходе, поддержке, умениях и знаниях о новых способах, которые помогли бы ему в этой ситуации. Пример и образец такого поведения могут дать взрослые. В литературе описывается целый спектр возможных реакций ребенка Детям дошкольного возраста особенно тяжело справиться с изменением В возрасте от 5 до 11 лет можно наблюдать сходные типы реакций.
В подростковом возрасте повышается риск обращения к неадаптивным формам совладания со стрессовой ситуацией — алкоголю, наркотикам. Переживания беспомощности и нестабильности мира могут быть очень болезненны в этом возрасте: эмоциональное оцепенение, проблемы в общении со сверстниками, депрессия, антисоциальное поведение, проблемы в обучении, суицидальные мысли, избегание каких либо напоминаний о травматическом событии. Что делать? Как реагировать на подобные проявления ребенка? Уважайте потребность побыть одному в случае, если ребенок уединяется и не хочет общаться; если он не может усидеть на месте, дайте ему возможность подвигаться; когда ребенок не может совладать со своими эмоциями, помогите ему выразить свои чувства, разобраться в них; в случае потери контроля над поведением введите ясные и четкие ограничения, вместе с тем дайте ребенку возможность овладеть позитивными формами разрешения ситуации. Создание как можно более безопасной атмосферы, работа с переживаниями, помощь в выражении эмоций, понимании, что все чувства имеют право Спрашивайте, что больше всего беспокоит ребенка, отслеживайте изменения
ПОСТКРИЗИСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Члены кризисной команды должны иметь представление о естественных реакциях на стресс. Разные люди могут реагировать очень по-разному в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, религиозных представлений, культурных ценностей. Специалисты школ и более широкого сообщества должны быть включены Учителя могут помочь учащимся справиться со своими реакциями на ЧС целым рядом разнообразных форм деятельности в зависимости от возраста детей. Для младшего школьного возраста рекомендуется игра, являющаяся неотъемлемым средством выражения чувств и переживаний ребенка; использование кукол (дети часто более свободно откликаются на вопросы куклы, более открыто рассказывают о происшедшем и о своих собственных чувствах); групповая дискуссия, элементы арт-терапии; чтение вслух; активные игры. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Безопасная школа, социальное окружение — необходимые условия нормального развития ребенка. Они обеспечиваются целой системой мер Эти и другие шаги составляют основу системы, обеспечивающей психологическую безопасность образовательной среды. Её специфика определяет как трудности, так и дополнительные возможности такой системы.
ЛИТЕРАТУРА 1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 208 с.
2. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. — 271 с. 3. Баева И. А., Бурмистрова Е. В., Лактионова Е. Б., Рассоха Н. Г. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство. СПб.: Речь, 2006. — 288 с. 4. Баева И. А., Семикин В.В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2005. №12. C. 7-19. 5. Безопасная образовательная среда: моделирование и развитие: учеб. пособие / под науч. ред. И.А. Баевой, С.В. Тарасова. – СПб.: ЛОИРО, 2017. – 265 с. 6. Безопасная школа: настольная книга для руководителей и преподавателей образовательных учреждений / С.В. Алексеев и др.; под общей редакцией С.В. Алексеева, Т.В. Мельниковой. – СПб.: СПб АППО, 2013. – 280с. 7. Борисова Е.С. Проблема конфликтологической компетентности в пространстве общеобразовательной организации // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. №2-1. С. 28 – 32. 8. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006. — 96 с. 9. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с. 10. Габер И.В. Психологические детерминанты удовлетворённости качеством жизни работников образования. // Сибирский психологический журнал. 2012. № 43. С.80 – 91. 11. Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с. 12. Иванова Е.К., Чемерилова И.А. Конфликтологическая культура учителя и ее проявление в профессиональной деятельности // Вестник Башкирск. ун-та. 2015. №2. С. 716 – 720. 13. Карпова Э.Б. Методологические проблемы психодиагностики экстремальных и кризисных состояний / В. В. Бочаров, Э. Б. Карпова, В. А. Чулкова, А. М. Ялов // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2010. №1. С 17 – 27. 14. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология: монография. Новосибирск, Издательство «Олсиб», 2001 - 251с. 15. Корытова Г.С., Закотнова Е.Ю. Психологическая безопасность и защищенность образовательной среды: факторы риска, угрозы и условия // Вестник ТГПУ. 2015. №9 (162). С. 96 – 102. 16. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. 17. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2005. — 445 с. 18. Михеева А.В. Психическая травма в определениях и понятиях современных ученых // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. 2009. №2. С. 142 – 148. 19. Рылеева А.С. Кризисные периоды и состояния детей и подростков и пути их преодоления: учебное пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2016. – 215 с. 20. Черепанова Е. М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. Книга для школьных психологов, родителей и учителей — 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 96 с. 21. Ярычев Н.У. Предотвращение конфликтов как аспект профессиональной деятельности учителя / Ярычев Н. У., Саралиева Т. Р. // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. №2 (7). С. 23 – 33. 22. Ясвин В. А. Образовательная среда. М.: Смысл, 2001. — 365 с. Приложение 1
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.011 с.) |