Тема «Теория обучения и учебный процесс» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема «Теория обучения и учебный процесс»



ФАКУЛЬТЕТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ «ПЕДАГОГИКА»

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Семинар 1.Педагогическая деятельность и педагогическая профессия (2 ч.).

1.Общая характеристика педагогической профессии.

2.Профессиональная деятельность и личность педагога. Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога.

3.Общая и профессиональная культура педагога.

4.Профессионально-личностное становление и развитие педагога.

5.Культура общения педагога.

 

Семинар 2Современные открытые образовательные технологии сопровождения (2 ч.).

1.Понятие «педагогические технологии», особенности, функции.

2.Виды педагогических технологий: различные подходы к классификации.

3.Использование ИКТ-технологий в образовательной деятельности и в работе педагога-дефектолога.

4.Исторические и теоретические основы тьюторства, условия введения в современную систему образования.

5. Основные схемы тьюторского сопровождения.

6.Разнообразие образовательных технологий сопровождения

 

Семинар 3Современные модели организации обучения (2 ч.).

Семинар в виде презентаций (с использованием мультимедийного оборудования) микрогруппами различных дидактических систем: раскрыть основные идеи и понятия; приоритетные цели; методы, формы, средства достижения цели обучения; отличия от других систем.

Вопросы для обсуждения

I. Теория развивающего обучения: системы Л.В. Занкова и В.В. Давыдова– Д.Б. Эльконина:

1. Психологические основы теории развивающего обучения.

2. Цели развивающего обучения.

3. Методы и формы обучения.

4. Особенности урока в системе развивающего обучения.

II. Теория поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

III. Теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер и др.).

IV. Теория программированного обучения (В.П. Беспалько, Л.Н. Ланда, Д.Ш. Матрос и др.).

V. Концепция личностно ориентированного образования И.С. Якиманской.

VI. Современные авторские модели и теории

 

Семинар 4.Методы и средства обучения (2 ч.).

1. Понятие и сущность метода и приёма обучения. Метод как форма теоретического и практического освоения учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания и развития ученика.

2. История развития методов обучения. Многомерные классификации методов.

3. Характеристика методов обучения.

4. Выбор методов обучения.

5. Проблемные методы обучения.

6. Дидактическая игра в обучении дошкольников и младших школьников.

7. Средства обучения.

 

Семинар 5.Урок как основная форма организации учебного процесса (2 ч.).

1. Основные требования, предъявляемые к уроку. Пути повышения эффективности урока в современной школе.

2. Особенности уроков в начальной школе.

3. Типология и структура уроков. Нестандартные формы уроков.

4. Дифференциация и интеграция в учебном процессе. Интегрированные уроки.

5. Традиционный и инновационный урок.

6. Самостоятельная работа учащихся.

7. Подготовка учителя к уроку.

8. Другие формы учебной работы (домашняя работа, экскурсии, практикумы, консультации и др.), их особенности и роль в обучении и воспитании школьников.

9. Организация обучения в малокомплектной школе.

 

Семинар 6.Диагностика и контроль в процессе обучения (2 ч.).

1. Сущность проверки знаний, умений и навыков учащихся (основные функции, педагогические и психологические требования к организации и проведению контроля).

2. Современные методы и формы контроля.

3. Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки и оценки усвоения знаний младшими школьниками.

4. Сущность оценивания (виды оценки, функции оценки, критерии оценки).

5. Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе.

6. В.А. Сухомлинский об оценке знаний младших школьников. Опыт построения обучения на содержательно-оценочной основе, разработанный Ш.А.Амонашвили.

7. Проблема неуспеваемости учащихся.

 

Семинар 7.Виды воспитания (2 ч.).

Дать характеристику видов воспитания по плану: цель, функции, содержание, формы организации, критерии воспитанности:

1. нравственное воспитание

2. физическое воспитание

3. эстетическое воспитание

4. экологическое воспитание

5. экономическое воспитание

6. гражданское воспитание

7. трудовое воспитание

8. умственное воспитание.

9.

Семинар 8.Система методов воспитания (2 ч.).

1. Разнообразие классификаций методов воспитания.

2. Характеристика методов формирования сознания личности: этическая беседа, рассказ, объяснение, разъяснение, убеждение, внушение, лекция, диспут, пример и др.

3. Характеристика методов организации деятельности и поведения: упражнение, приучение, переключение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, педагогическое требование (виды), общественное мнение и др.

4. Характеристика методов регулирования, корректирования и стимулирования деятельности и поведения: поощрение и наказание (виды, требования к применению), соревнование, метод естественных последствий.

 

Семинар 9.Формы организации и технологии воспитания. Воспитательное мероприятие (2 ч.).

1. Массовые формы организации воспитательной работы: коллективные трудовые дела, праздники (вечера, утренники и т.д.), смотры художественного творчества, выставки, соревнования и турниры, походы, экскурсии и др.

2. Групповые формы организации воспитательной деятельности: клубы по интересам, предметные кружки, детские и юношеские общественные объединения и организации, художественно-творческие и спортивные объединения и др.

3.Индивидуальные формы организации воспитательной деятельности: помощь в планировании и выполнении организаторской деятельности, индивидуальная научно-познавательная, творческая, трудовая деятельность, общественные поручения и др.

4. Понятие о коллективной творческой деятельности (КТД). Стадии КТД. Методика организации и проведения простых и составных КТД.

 

Семинар 10.Взаимодействие образовательной организации и семьи в воспитании детей (2 ч.).

1.Семья и становление личности ребенка. Воспитательная работа с родителями.

2.Организационные формы работы с родителями.

3.Особенности взаимодействия дошкольных образовательных организаций и семьи.

4.Особенности работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ.

5.Психолого-педагогическая диагностика в работе с родителями.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Тема «Педагогика в системе гуманитарных знаний о человеке»

1.Выписать разные определения педагогики из разных учебных пособий и научных источников. Сформулировать вывод, в котором выделено общее и особенное в этих определениях.

2.Составить схему взаимосвязи между категориями педагогики и связи педагогики с другими науками пояснить схему (не выполняем)

3.Написать эссе на тему: «Зачем нужна педагогическая наука, если есть проверенная веками народная педагогика?»

 

Тема «Педагогическая деятельность и педагогическая профессия»

4. Подготовить тезисы по вопросам: «Основные положения закона «Об образовании», определяющие профессиональную деятельность учителя»; «Требования Профессионального стандарта педагога»

 

Тема «Педагогическая методология»

5. Разработать проект «Исследование, которое хотелось бы провести»: сформулировать основные методологические характеристики исследования (актуальность, объект, предмет, цель) и обосновать набор методов исследования. Обосновать актуальность исследования, описать, что именно предстоит исследовать, зачем и как вы стали бы проводить исследование данной проблемы.

6. Составить таблицу «Методы исследования» с графами: - метод исследования; - достоинства метода; - недостатки метода; - условия успеха в его использовании (3-5 методов педагогического исследования).

 

Тема «Современные открытые образовательные технологии сопровождения»

7.Подготовить реферативный обзор «Использование ИКТ-технологий в специальном (коррекционном) образовании»

8. Подготовить учебный портфолио «Образовательные технологии сопровождения детей дошкольного возраста»

 

Тема «Теория целостного педагогического процесса»

9. Написать реферат на любую из тем.

Целостный педагогический процесс, его интенсификация и оптимизация.

Единство процессов обучения и воспитания.

Педагогическая система и ее виды.

Общая характеристика системы образования.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Педагогика [Текст]: рек. УМО в качестве учеб. пособия для студентов вузов / ред. П.И. Пидкасистый. - 2-е изд., испр. и доп. - М.:Юрайт, 2011. - 502 с.

2. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учеб. для бакалавров: рек. УМО в качестве учеб. для студентов высш. учеб. заведений / И.П. Подласый. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва:Юрайт, 2012. - 574 с.

3.Салаватулина Л.Р. Педагогика и психология учебно-методическое пособие [Текст]:/Л.Р.Салаватулина, Е.В. Гнатышина.- Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2018.- 312 с.

4. Столяренко А.М. Психология и педагогика (3-е издание) [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 543 c. — 978-5-238-01679-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52549.html

5. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания: учеб. для бакалавров: допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - Москва:Юрайт, 2012. - 314 с (ЭБС «IPRbooks» Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8500.html)

Дополнительная литература

6. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения. Поликультурное воспитание в России и за рубежом (сравнительный анализ) [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Н. Джуринский. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2017. — 153 c. — 978-5-4487-0023-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65721.html

7. Джуринский А.Н. Педагогика России: история и современность [Электронный ресурс]: монография / А.Н. Джуринский. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2017. — 180 c. — 978-5-4487-0022-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65728.html

8. Ермаков В.А. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.А. Ермаков. — Электрон. текстовые данные. — М.: Евразийский открытый институт, 2011. —302 c. — 978-5-374-00168-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11095.html

9. Траулько Е.В. Основы педагогики. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Е.В. Траулько. — Электрон. текстовые данные. — Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2012. — 36 c. — 978-5-7782-2070-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44815.html

10.Попова Е.В. Педагогика и психология инклюзивного образования:учебно-практическое пособие / Е.В. Попова. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуманитар.-пед. ун-та, 2016. – 149 с. // http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/1120 

11. Семенкова С.Н. Основы педагогики в схемах и таблицах [Электронный ресурс] учебно-методическое пособие / С.Н. Семенкова. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2017. — 97 c. — 978-5-4487-0000-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/64905.html

12. Столяренко А.М. Общая педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) / А.М. Столяренко. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 479 c. — 5-238-00972-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8103.html

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся

13..Борытко Н.М. Педагогика: учеб.пособие для вузов/Н.М. Борытко, И.А.Соловцова, А.М.Байбаков.-2-е изд., стер.- М.: Академия,2011

14. Беликова Е.В. Теория и методика воспитания [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.В. Беликова, О.И. Битаева, Л.В. Елисеева. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Научная книга, 2012. — 159 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6346.html

15. Гайфутдинов А.М. Принципы обучения [Электронный ресурс]: определение понятия (историко-педагогический анализ) / А.М. Гайфутдинов, Т.В. Гайфутдинова. — Электрон. текстовые данные. — Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2011. — 88 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/64640.html

16. Еремина Л.И. Дидактические и воспитательные системы в средней общеобразовательной школе [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.И. Еремина. — Электрон. текстовые данные. — Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2013. — 152 c. — 978-5-86045-553-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59161.html

17.Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение [Текст]:учебное пособие для вузов/ Н. В. Матяш.- 3-е изд., стер.-Москва: Академия, 2014

28.Новикова Л.И. Педагогика воспитания [Текст]:избрпед. тр./Л.И. Новикова.-М.:Пер Сэ,2011

18.Образовательно-инновационные технологии: теория и практика[Текст]:монография/ред. О.И. Кириков.- Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. пед. ун-та.-Кн.7.-2011

19. Салаватулина Л.Р.Педагогические ситуации в воспитании детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие [Текст]:/Л.Р.Салаватулина.- Челябинск: Цицеро, 2011-42 с. //http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/354

 

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), необходимых для освоения дисциплины

20.: http://www.iprbookshop.ru - электронная библиотечная система «IPRbooks»

21.: http://ebs.cspu.ru/xmlui - электронная библиотечная система ЮУрГГПУ (ЭБС ЮУрГГПУ)

22. https://elibrary.ru/ - электронная библиотечная система «Еlibrary»

 

 

5.2.Типовые контрольные задания или иные материалы для текущего контроля

Контрольные вопросы и задания

1.Раскройте методологию педагогики как совокупность теоретических положений о познании и преобразовании педагогической действительности: принципов построения научно-исследовательской деятельности в области педагогических наук, форм, методов и приемов организации педагогического исследования.

2.Докажите необходимость методологической культуры в профессиональной педагогической деятельности.

3.Раскройте сущность противоречий учебного процесса. Противоречия как основа движущих сил процесса обучения. Условия, при которых противоречие становится движущей силой обучения

4.Представьте образование как ценность, созданная человечеством для развития человека и общества.

5.Представьте влияние социальных изменений на образование и влияние образования на общество

6.Опишите систему образования в Российской Федерации, её основные компоненты и приоритеты образовательной политики.

7.Раскройте образование как процесс, объединяющий воспитание и обучение человека.

8.Докажите, что образование - специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников как важнейший признак образовательного процесса.

9.Поясните, что педагоги и воспитанники -субъекты образовательного процесса и его важнейшие компоненты.

10.Раксройте взаимосвязь развития и социализации личности в образовательном процессе.

11.Раскройте логику учебного процесса как отражения пути познания, которым идёт ученик в процессе обучения

12.Предстаьте закономерности обучения как зависимости эффективности учебного процесса от не которых причин и условий.

13. Опишите влияние социальных изменений на цели и содержание воспитания

14.Представьте современные дидактические концепции

15.Раскройте современные базовые теории воспитания и развития личности как синтез педагогических, философских, психологических и естественнонаучных теорий.

16.Представьте социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи.

17.Представьте основные подходы к классификации педагогических технологий. Репродуктивные и продуктивные технологии обучения

18. Докажите, что коллектив - субъект и объект воспитания. Воспитание ученического коллектив как путь повышения эффективности воспитания каждого ребёнка. Педагогическое управление ученическим коллективом

19.Представьте закономерности и принципы обучения.

20. Раскройте основные методы обучения и классификацию методов обучения

21.Представьте систему форм и методов воспитания

22.Перечислите личностно-ориентированные технологии в образовании, раскройте их сущность

23.Раскройте понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических технологий

24.Какова сущность метода обучения? Какие составные части выделяются в структуре метода? Каково соотношение между методами и приемами обучения?

 25.Что можно сказать при сравнении методов обучения о функциях, которыми они обладают? Какие общие функции выполняют все методы обучения?

26.Какая классификация методов обучения представляется вам более совершенной, приемлемой и почему?

27.В чем состоит отличительная особенность методов проблемного обучения?

 28Раскройте содержание метода рассказа

 29.В чем сущность беседы?

 30.Раскройте методы работы с книгой.

 31.Как организовать собственные наблюдения учеников?

 32.В чем сущность демонстрации? Чем отличается от демонстрации иллюстрация? Как организовать работу с диафильмом? Раскройте сущность видеометода.

33.Когда и зачем применяются упражнения?

 34Что такое лабораторный метод?

 35.В чем особенности практического метода?

 36.Когда и с какой целью применяются познавательные игры?

37. Как классифицируются средства обучения?

 38. Какие средства обучения называются идеальными? Что относится к материальным средствам обучения?

39.Назовите функции проверки и оценки достижений учащихся.

 40Какими могут быть цели проверки знаний и умений учащихся?

 41Что такое проверка знаний, умений? Что такое оценивание, оценка, отметка?

 42.На каких принципах основываются диагностирование, контроль и проверка знаний?

 43.Что означает гуманизация контроля?

 44.Что такое диагностирование обученности?

 45.Каковы основные виды, формы, способы контроля?

 46.Что такое тестирование обученности, достижений, развития?

 47.Что вы знаете о новых поисках в области контроля и проверки знаний?

48. Каковы функции взаимодействия образовательных организаций и семьи?

49. Какие формы взаимодействия образовательных организаций и семьи вы знаете?

50.Каковы особенности сотрудничества образовательных организаций и семьи, воспитывающей детей с ОВЗ?

 

Примерный ТЕСТ по курсу. Типовые вопросы и задания

1.Педагогика – это…

· наука об особенностях развития личности

· наука о работе с детьми

· деятельность педагога, направленная на формирование личности ребёнка

· наука о воспитании и обучении человека

· взаимодействие взрослых и детей в педагогическом процессе

Раздел общей педагогики.

· Дефектология

· Этнопедагогика

· Дошкольная педагогика

· Андрогогика

· Теория обучения

Темы рефератов и докладов

1. Творческий характер педагогической деятельности.

2. Сущность, основные виды и структура педагогической деятельности.

3. Особенности труда педагога в сельской школе.

4. Содержание и структура педагогического образования в РФ.

5. Самообразование и самосовершенствование педагога.

6. Аксиологический подход в образовании.

7. Методологическая культура педагога.

8. Цикличность процесса обучения.

9. Факторы, влияющие на процесс обучения.

10. Мотивация учения.

11. Образования как способ вхождения человека в мир культуры.

12. Современное мировое образовательное пространство.

13. Модель построения 12-летней общеобразовательной школы.

14. Технические средства обучения.

15. Оборудование учебного кабинета.

16. Тестирование достижений учащихся.

17. Стимулирование учения.

18. Виды обучения.

19. Нестандартные уроки.

20. Домашняя работа учащихся.

21. Система уроков по теме.

22. Информатизация и компьютеризация учебного процесса.

23. Система единых государственных экзаменов (ЕГЭ).

24. Прагматическая и неопрагматическая теория воспитания.

25. Экзистенциалистская теория воспитания.

26. Бихевиористская теория воспитания и развития личности.

27. Неопозитивизм как основа воспитательных систем.

28. Неотомизм в зарубежных воспитательных системах.

29. Возникновение педагогической профессии.

30. Своеобразие педагогической профессии.

31. Учитель как субъект педагогической деятельности. Профессиональные требования к личности педагога.

32. Педагогическое творчество.

33. Общая и профессиональная культура педагога.

34. Профессиональная компетентность педагога.

35. Развитие личности педагога в системе педагогического образования.

36. Профессиональное самообразование и саморазвитие личности педагога.

37. Понятие о педагогике как науке. Объект, предмет, цели, задачи и основные функции педагогики.

38. Связь педагогики с другими науками, связь педагогической науки и практики.

39. Система педагогических наук.

40. Методология педагогической науки. Методологическая культура педагога.

41. Методы педагогического исследования.

42. Организация педагогического исследования.

43. Образование как общественное явление и педагогический процесс.

44. Развитие личности как педагогическая проблема. Роль воспитания и обучения в формировании личности.

45. Становление дидактики как науки.

46. Предмет и задачи современной дидактики.

47. Сущность, движущие силы, противоречия и логика процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения.

48. Закономерности процесса обучения.

49. Принципы обучения.

50. Функции обучения. Реализация функций обучения на уроке.

51. Современные дидактические концепции.

52. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

53. Государственный образовательный стандарт.

54. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.

55. Методы и приёмы обучения. Выбор методов обучения.

56. Основные подходы к классификации методов обучения.

57. Характеристика основных методов обучения.

58. Средства обучения.

59. Формы и системы организации обучения. Классно-урочная система.

60. Урок как основная форма обучения.

61. Типология и структура уроков.

62. Формы организации учебно-познавательной деятельности.

63. Подготовка учителя к уроку. Анализ урока.

64. Домашняя работа учащихся. Внеурочная работа по предмету.

65. Модели образования.

66. Инновационные образовательные процессы.

67. Авторские школы.

68. Типология и многообразие образовательных учреждений в РФ.

69. Сущность процесса воспитания. Воспитание в целостной структуре образовательного процесса.

70. Развитие и социализация личности в процессе воспитания.

71. Базовые теории воспитания и развития личности.

72. Закономерности воспитательного процесса.

73. Принципы воспитания.

74. Содержание воспитания.

75. Понятие о методах, приёмах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания.

76. Характеристика методов воспитания. Выбор и практическое применение методов, приёмов и средств воспитания.

77. Ученический коллектив как объект и субъект воспитания. Формирование и развитие ученического коллектива.

78. Понятие о воспитательной системе. Этапы становления воспитательной системы.

79. Общая характеристика воспитательных систем (2 ВС на выбор студента).

80. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

81. Цели и задачи воспитания культуры межнационального общения.

82. Воспитание патриотизма и интернационализма.

Кейсовые задачи

З а д а ч а 1. Организация деятельности учащихся на уроке.

Изучение по ботанике темы «Основные группы растений».В начале урока каждый ученик в течение 20 минут под руководством учителя овладевает необходимыми программными знаниями, умениями и навыками по одной из групп растений на выбор — бактерии, водоросли, грибы, лишайники, мхи, папоротникообразные, голосеменные и т. д.Затем до окончания урока все ученики по очереди работают в парах сменного состава друг с другом, они меняются ролями, выступая то в качестве обучаемых, то в качестве обучающих.

В о п р о с ы и з а д а н и я

1.Какие задачи решал педагог, организуя процесс обучения таким образом?

2.Какие способы влияния и от кого ощущали на себе ученики в процессе изучения темы?

3. В чем вы видите педагогическое значение ситуаций выбора в процессе обучения?

 

З а д а ч а 2. Организация групповой деятельности учащихся в форме деловой игры (на уроке химии).

Учитель: «Представьте, что вы создаете современный завод по производству искусственного волокна из отходов лесоматериалов. Для этого вам необходимо организовать работу следующих отделов предприятия: химико-технологического, инженерно-экономического, экологического, подготовки кадров».Далее учитель сообщает необходимые цифровые данные. После короткого инструктажа ученики на выбор объединяются по группам, сами решают проблемы лидерства и распределения обязанностей внутри группы. Затем в течение 25 минут урока им предоставляется простор для творчества и самовыражения каждого. О результатах работы группы по сути решения проблемы в целом докладывает ее руководитель, поочередно предоставляя слово «специалистам», а те раскрывают детали защищаемого проекта. Учитель и ученики других групп оценивают работу всей группы и каждого «специалиста».

В о п р о с ы и з ад а н и я

1. Дайте оценку применяемым методам обучения.

2. На какие принципы опирался педагог в своей работе?

3. Выделите основные элементы деловой игры. В чем ценность игровых форм организации педагогического взаимодействия?

3 а д а ч а 3. Задачи по изменению отношения к учебе

«Какой упрямый этот Толя Толкачев... Никогда он не слушает объяснение, вечно вертится, разговаривает, отвлекает других. Что с ним делать, как заинтересовать?» Как-то раз после уроков Евгения Павловна остановила Толю в коридоре.— — Хочешь, скажу по секрету, о чем завтра пойдет речь на моем уроке?На следующий день Толя Толкачев, к удивлению всего класса, поднял руку и, ответив на вопрос учителя, посмотрел по сторонам торжествующе. А на перемене он подошел к Евгении Павловне и, смущаясь, попросил:— Скажите, а о чем вы будете завтра рассказывать?

В о п р о с ы и з а д а н и я

1. В чем секрет успеха Толи? Оцените средства достижения подобного успеха.

2. При каких условиях этот успех мальчика может быть закреплен?

3. Можно ли оценить действия учителя как антипедагогические?

З а д а ч а 4. На выявление характера взаимоотношений среди ребят классного коллектива и их нравственной готовности к принятию справедливых и самостоятельных решений.Классу предложили помочь в подготовке первого этажа школы к школьному празднику. При этом было выделено 4 основных задания: 1) вымыть пол, 2) аккуратно расставить столы и стулья, 3) стереть пыль с мебели и полить цветы, 4) подготовить и привести в порядок материалы для выставки, разложив все отобранные экспонаты. Расставить мебель нетрудно, но это можно сделать только в последнюю очередь — после окончания уборки. Значит тем, кто готовит выставку, придется задержаться дольше остальных. Вытереть пыль и полить цветы — самая непродолжительная и легкая работа, а отбор и систематизация материалов для выставки потребуют времени, кропотливости, внимания и вкуса.Разъяснив все моменты работы, воспитатель кладет на стол четыре листка бумаги (по количеству заданий) и просит класс разделиться на бригады и выбрать вид работы самим. Затем он отвлекается, делая вид, что занят своим делом, и наблюдает за ходом распределения участков работы и за делением на бригады.

В о п р о с ы и з а д а н и я

1. В чем ценность данного приема организации деятельности?

2. Какие аспекты воспитания решались в данной ситуации?

3. Каково место педагога в ситуации? Проанализируйте его позицию.

4. Для какого возраста подобная форма организации деятельности в коллективе будет более эффективна?

 

 

Вопросы к экзамену по курсу «Педагогика»

1. Общее представление о педагогике как науке. Предмет, задачи и функции педагогики на современном этапе.

2. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук.

3. Основные категории педагогики и их характеристика.

4. Связь теории и практики педагогики.

5. Методология педагогической науки и деятельности.

6. Методы научно-педагогического исследования.

7. Эмпирические методы педагогического исследования.

8. Теоретические методы педагогического исследования.

9. Организация педагогического исследования.

10. Профессия учителя на современном этапе. Требования к профессии учителя.

11. Общая и профессиональная культура педагога. Культура общения. Профессионально-личностное становление и развитие педагога

12. Понятие «педагогические технологии», особенности, функции.

13. Виды педагогических технологий: различные подходы к классификации.

14. Использование ИКТ-технологий в образовательной деятельности и в работе педагога-дефектолога.

15. Исторические и теоретические основы тьюторства, условия введения в современную систему образования. Основные схемы тьюторского сопровождения.

16..Образование как ценность, процесс и результат.

17. Сущность педагогического процесса.

18. Педагогическое взаимодействие как основа педагогического процесса.

19. Понятие процесса обучения, его структура. Концепция учебной деятельности Д.Б. Эльконина.

20. Понятие принципов обучения, их характеристика (научности, наглядности, связи теории с практикой).

21. Понятие принципов обучения (прочности усвоения знаний, умений и навыков, доступности и посильности, сознательности и активности в обучении); их характеристика.

22. Принципы дидактической системы Л.В. Занкова.

23. Понятие содержания образования, его компоненты. Требования закона РФ «Об образовании» к содержанию образования.

24. Учебные программы, их структура. Принципы построения, требования к ним. Современные варианты учебных программ.

25. Концепция стандартов образования: функции, уровни и проблемы.

26. Понятия метода и приема обучения. Различные подходы и их классификации. Выбор методов обучения.

27. Характеристика словесных методов обучения (объяснение, рассуждение, характеристика, описание, рассказ).

28. Наглядные методы обучения, их характеристика.

29. Характеристика методов проблемного обучения.

30. Практические и лабораторные работы, их виды в школе. Метод упражнения.

31. Характеристика беседы как метода обучения. Виды беседы.

32. Понятие форм организации обучения; их классификация.

33. Урок как система. Типология уроков. Подготовка учителя к уроку

34. Теория проблемного обучения.

35. Теория программированного обучения.

36. Система развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б.Элконина и В.В.Давыдова

37. Характеристика средств обучения.

38. Движущие силы процесса обучения

39. Педагогические требования к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Современные методы и формы контроля.

40. Сущность процесса воспитания. Воспитание и социализация личности.

41. Закономерности и принципы воспитания и их характеристика.

42. Понятие методов воспитания и их классификации.

43. Характеристика методов формирования сознания личности.

44. Характеристика методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

45. Характеристика методов регулирования, стимулирования и коррекции деятельности.

46. Педагогическое требование как метод воспитания, его разновидности и характеристика.

47. Поощрение как метод стимулирования деятельности и поведения учащихся, его разновидности и требования к применению.

48. Понятие формы организации воспитания, их классификации.

49. Воспитательное мероприятие как система.Методика организации и проведения КТД.

50. Понятие средств воспитания. Их классификации и характеристика.

51. Понятие умственного воспитания детей. Его цель, задачи, содержание и формы организации.

52. Задачи и содержание нравственного воспитания детей.

53. Развитие эстетической культуры детей в теории эстетического воспитания.

54. Цель и задачи физического воспитания детей (в образовательных учреждениях).

55. Цель, задачи и основные идеи экологического воспитания детей.

56. Понятие трудового воспитания, его история и способы организации.

57. Понятие детского коллектива и стадии его развития. Теория и практика формирования коллектива А.С. Макаренко.

58. Патриотическое воспитание и развитие национального сознания подрастающего поколения.

59. Понятие воспитательной системы (структура, задачи, этапы развития). Особенности воспитательной системы школы и класса.

60. Взаимодействие образовательной организации и семьи в воспитании детей.

 

ФАКУЛЬТЕТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ «ПЕДАГОГИКА»

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Семинар 1.Педагогическая деятельность и педагогическая профессия (2 ч.).

1.Общая характеристика педагогической профессии.

2.Профессиональная деятельность и личность педагога. Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога.

3.Общая и профессиональная культура педагога.

4.Профессионально-личностное становление и развитие педагога.

5.Культура общения педагога.

 

Семинар 2Современные открытые образовательные технологии сопровождения (2 ч.).

1.Понятие «педагогические технологии», особенности, функции.

2.Виды педагогических технологий: различные подходы к классификации.

3.Использование ИКТ-технологий в образовательной деятельности и в работе педагога-дефектолога.

4.Исторические и теоретические основы тьюторства, условия введения в современную систему образования.

5. Основные схемы тьюторского сопровождения.

6.Разнообразие образовательных технологий сопровождения

 

Семинар 3Современные модели организации обучения (2 ч.).

Семинар в виде презентаций (с использованием мультимедийного оборудования) микрогруппами различных дидактических систем: раскрыть основные идеи и понятия; приоритетные цели; методы, формы, средства достижения цели обучения; отличия от других систем.

Вопросы для обсуждения

I. Теория развивающего обучения: системы Л.В. Занкова и В.В. Давыдова– Д.Б. Эльконина:

1. Психологические основы теории развивающего обучения.

2. Цели развивающего обучения.

3. Методы и формы обучения.

4. Особенности урока в системе развивающего обучения.

II. Теория поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

III. Теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер и др.).

IV. Теория программированного обучения (В.П. Беспалько, Л.Н. Ланда, Д.Ш. Ма



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.184.149 (0.222 с.)