Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архив как социальный институт памяти

Поиск

Архивная система являстся институтом, имеющим большое социальное, историческое и культурное значение. Она обеспечивает выполнение социально значимых функций в жизни общества, организуя историческую память, порсдавая общественное наследие из поколения в поколение. Многообразие социальных связей, сложность современного общества неизбежно влекут за собой возможность проявления дисфункинональности любого института социального управления. Архивная система не является исключением.

Существование архива в нашем обществе определяется (и очень существенно) господствующим типом памяти. В то же время его поддерживает и закрепляет. Выявляя алгоритм (тип) существования архива в обществе, мы продвигаемся по пути познания роли памяти в обществе, а значит – самопознания. Выстраивается коммуникативная цепочка: архив как институт памяти – социальная память – общество.

 

2.3 Музей как социальный институт памяти

 

Музей всегда занимал особое место в изучении истории становления и развития культуры, в исследовании предметного и природного окружения человека, а так же в обогащении содержания и форм просветительной, образовательной и воспитательной деятельности. Посредством хранящихся в музеях памятников истории и культуры, представляющих первоисточники знаний, обеспечивается преемственность и непрерывность культурно-исторических традиций в нравственно-эстетическом воспитании, утверждается национальное самосознание общества.

Анализ теории и практики музейного дела показал, что, благодаря

своей уникальной возможности использовать исторические раритеты и шедевры художественной культуры, музеи, как социальный институт, обладают огромным культуросозидающим потенциалом и способны решать кардинальные задачи духовного развития общества. Однако, как бы ни расширялись границы познания, обновлялась материально-техническая база информации и просвещения, музеи веками будут сохранять свое особое, неповторимое место в духовной жизни общества.

Современный музей, представляющий лучшие образцы архитектуры, живописи, скульптуры, литературы, музыки, иллюстрирующий в фольклоре и прикладном творчестве сконцентрированное отражение культурной памяти и культурного наследия, как никакой иной социальный институт принимает участие в формировании исторического сознания.

Известно, что наследие культурной среды — категория историческая, в связи с чем, памятники истории и культуры имеют особую значимость. Музей представляет собой элемент системы, компоненты которой — человек как посетитель музея и музей как воссозданная культурно-историческая среда.

Таким образом, музей выступает как посредник, необходимое звено между индивидом и культурной средой; он доносит своими средствами до каждого отдельного человека комплекс духовных ценностей, идей, эмоций и, тем самым, включает его в культурно-исторический процесс.

Просветительная, образовательная, культуросозидающая и воспитательная функции присущи сейчас любому музею, независимо от его профиля. При этом включение мемориальных ценностей в современную культуру правомерно рассматривать как существенный фактор непрерывности и преемственности социально-культурного развития. Если генетическое воспроизводство людей предопределяется наследственностью, то основу развития духовной жизни составляет непрерывный процесс передачи из поколения в поколение опыта и знаний, материализованной формой которых, в частности, являются духовные ценности, интегрированные в музеях.

 

В современном виде музей как социальный институт историко-культурного и нравственно-остетического воспитания является достаточно молодым феноменом и познание его сути приходится на сравнительно небольшой промежуток времени Новейшей истории. Это связано с появлением научного обоснования основ музейного дела. Однако в широком понимании музей существовал и ранее, являясь предметом философского, научного, художественного, исторического, политического и бытового осмысления.

Первоначально процесс становления музея как социального института представлялся в виде взаимодополняющих факторов.

Эти факторы тесно связаны между собой и находятс в непрерывном взаимодействии. Так потребность в сохранении достижений человечества, соответствуя культурно-исторической функции, продолжается в направлении экспозиционной и культурно-образовательной деятельности музея, а на основе экспозиций осуществляется нравственно-эстетическая функция образования и воспитания.

В начале ХХ века музей как социокультурный институт претерпевает глубокие изменения, возникают трудности идентификации новых форматов, обусловленных комплексом экономических, политических, культурных трансформаций современного общества. Являясь частью социокультурного пространства, исторически сложившиеся типы, виды и профили музеев предопределены не только сго учрежденческими особенностями, но также представляют возможности и специфику выполнения музеями определенных задач по отношению к обществу, которые не могут решить другие структуры социокультурного характера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.147 (0.006 с.)