Следы орудий и инструментов, их классификация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Следы орудий и инструментов, их классификация.



Следы орудий взлома классифицируются на следы давления (отжим, удар), следы скольжения (трения) и следы резания. В зависимости от вида взлома осуществляется обнаружение или поиск орудия, собирание частиц посторонних наложений (краска, приставшая к ломику при отжиме двери; вещество изоляции, оставшееся на лезвии топора, которым перерубался кабель; частицы кирпичной пыли на режущей кромке зубила, использованного для пробивания отверстия в кирпичной стене и т.п.). Обнаруженные частицы должны быть сохранены для проведения последующих экспертных исследований.

Следы орудий взлома и инструментов являются, как правило, следами механического действия. По механизму отображения они могут быть:

Объемные — образуются при воздействии следообразующего объекта на следовоспринимающую поверхность, имеющую меньшую твердость и способную к остаточной деформации. Такие следы характеризуются тем, что отображение в них является трехмерным (длина, ширина, высота). Это дает возможность получения большей информации об оставившем их орудии.

Поверхностные — образуются при непосредственном плотном контактном взаимодействии объектов. Поверхности их имеют практически одинаковую твердость (например, рабочая часть топора, зубила и ригель замка). Поверхностные следы:

следы-наслоения образуются при отделении от инструмента частиц имеющегося на нем вещества (краска, масло, ржавчина), которое остается на поверхности объекта взлома;

следы-отслоения образуются при контакте инструмента с поверхностью объекта, покрытого каким-либо веществом. Часть этого вещества (пыль, краска) отслаивается этим инструментом и удаляется с поверхности объекта.

Следы скольжения содержат важную информацию о характерных особенностях режущей кромки инструмента. Такие следы образуются, когда внешняя сила, приложенная к орудию взлома, действует под углом к плоскости преграды. На характер образования следов скольжения оказывает влияние угол наклона орудия к преграде (фронтальный угол) и угол встречи, а также соотношение соприкасающихся поверхностей по своей твердости.

Следы резания образуются в результате сложного процесса, сопровождающегося деформацией. Механизм образования следов при этом зависит от способа резания. Следы резания могут быть обнаружены на металле и древесине. Каждая из этих с поверхностей по-разному отображает особенности режущего инструмента, что позволяет не только дифференцировать, но и идентифицировать конкретный экземпляр.

Следы сверления имеют важное значение, так как часто при взломе сейфов, сложных по конструкции дверных замков прибегают к применению различных сверлильных инструментов. Наиболее информативными и криминалистически значимыми являются слепые (неполные, несквозные) следы сверления. На дне таких следов отображаются общие и частные признаки сверла, что позволяет провести его идентификацию.


35.Следы транспортных средств.

Следы транспорта становятся объектом криминалистического исследования: 1) при расследовании автодорожных происшествий; 2) когда транспортное средство использовалось при совершении преступления (хищение, вывоз похищенного, трупов, убийство и т. д.); 3) когда само транспортное средство было объектом преступного посягательства.

Следы данного вида позволяют: 1) выявлять характерные черты использованных транспортных средств, определять их групповую принадлежность (модель, тип, вид и т. д.); 2) устанавливать направление движения транспорта, его скорость и другие обстоятельства происшедшего события; 3) идентифицировать конкретное транспортное средство.

К следам транспортных средств относятся: 1) следы ходовой части (колес, гусениц, полозьев); 2) следы неходовой части (отображения каких-либо деталей транспортного средства (крыльев, радиатора), отпечаток номера автомашины (например, на каком-либо возвышении, сугробе); 3) отделившиеся части и частицы (отщепы древесины от борта, осколки фарного стекла, частицы лакокрасочного покрытия, остатки горюче-смазочных веществ).

Динамические следы возникают при резком торможении, заносах, пробуксовке, наездах, столкновениях. След торможения (юза) обычно прямолинейный, его ширина равна ширине беговой дорожки. Длина тормозного пути зависит от скорости, веса, исправности транспортного средства, степени изношенности протектора, состояния дорожного покрытия, рельефа местности. По величине тормозного пути может быть определена скорость движения машины перед торможением. К статическим следам относятся следы качения колес (так называемая беговая дорожка движения транспортного средства).

Поверхностные следы (наслоения и отслоения) образуются на твердом покрытии дороги (асфальте, бетоне), на плоских предметах, одежде потерпевшего. Поверхностные следы транспортного средства могут быть позитивными (при отображении на поверхности покрытия дороги рельефа выступающей части рисунка протектора) и негативными (объемными), когда след образуется за счет грязи и красящих веществ, застрявших в углублениях протектора. Рельефные особенности протектора отражаются чаще всего в объемных следах, возникающих на мягком грунте (земле, снегу). Глубина следа протектора обычно прямо пропорциональна весу автомобиля и обратно пропорциональна упругости грунта.

Каждая модель шины имеет специфическую ширину беговой части протектора. Ширина беговой дорожки (профиль шины) зависит от степени накачанности шины, нагруженности транспортного средства и характера дорожного покрытия. Ширина следа может увеличиваться и вследствие частичного отображения в нем боковых стенок протектора. Ширина беговой дорожки обычно определяется по дну следа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.004 с.)