Аудит инвентаризации. Бухгалтерский учет результатов инвентаризации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аудит инвентаризации. Бухгалтерский учет результатов инвентаризации



Для проведения инвентаризации необходимо создание постоянно действующей инвентаризационной комиссии во главе с председателем, руководителем организации. В состав комиссии входят: главный бухгалтер, начальники структурных подразделений, представители общественности.
Функционирование инвентаризационной комиссии может осуществляться с участием лица, представляющего службу внутреннего аудита, совместно с независимыми аудиторскими фирмами. Необходимость в привлечении аудитора обусловлена получением независимой оценки аудируемых лиц. Если объем, характерный материально-производственным запасам либо другому имуществу, признан существенным, инвентаризация должна проводиться с обязательным участием аудитора.
Организации необходимо заблаговременно связаться с аудитором, желательно в письменной форме. Для проведения инвентаризации во многих ситуациях приглашают независимых специалистов. В задачи, выполняемые при аудите, не входит пересчет полученных данных. Аудитор используется в качестве независимого наблюдателя, занимающегося фиксацией всех отклонений, не соответствующих установленной процедуре.
Если аудитору не удалось своевременно принять участие в инвентаризационных работах, ему придется самостоятельно заниматься выборочным осмотром и пересчетом запасов. При необходимости ему поручают составление оборотной ведомости перемещения запасов, в течение того периода, выбранного для выборочного осмотра, пересчета и составления финансовой ведомости. Возникновение аналогичной необходимости вероятно при обстоятельствах, связанных, например, с умышленными искажениями, допускаемыми материально ответственными лицами.
Принимая участие в комиссии, проводящей инвентаризацию, либо занимаясь самостоятельно выборочной инвентаризацией, аудитор обязан позаботиться о безопасности складских помещений, организации пропускного режима, правильном оформлении договоров, заключаемых с материально ответственным лицом. Аудитору поручают заняться инвентаризацией для того, чтобы определиться с соответствием бухгалтерской отчетности и фактического наличия материально-производственных запасов, а также для оценки, глубокого анализа системы, соответствующей внутреннему контролю организации.
При размещении материально-производственных запасов на разных участках аудитор должен определиться с участком, наиболее важным для его присутствия. Для установления этого он руководствуется анализом существенности, а также количественными и качественными характеристиками уровня существенности. К примеру, если организация системы внутреннего контроля на определенном складе является не соответствующей другим складам, даже при количественной несущественности хранящихся там материально-производственных запасов, аудитору следует провести инвентаризацию конкретно этого склада.

 

Метод внутреннего аудита – инвентаризация
Понятие инвентаризации соответствует латинскому слову "инвенир", означающему "находить". Перед составлением годовой отчетности каждой организации требуется заняться инвентаризацией собственного имущества. Целью инвентаризации имущества является проверка достоверности тех данных, которые имеются в бухгалтерском балансе и отчетности, подаваемой предприятием.
Аудит инвентаризации дает возможность посредством натурального измерителя добиться следующих целей:
• Сравнения правильности ведения документации, связанной со всеми хозяйственными операциями организации;
• Выявления фактического наличия и качественного состояния имущества предприятия;
• Обнаружения негативных явлений от хищений до естественной убыли.


В ходе проведения инвентаризации осуществляют проверку и документальное подтверждение наличия имущественных ценностей, состояния, характерного расчетам и финансовым обязательствам. Для определения порядка и сроков проведения инвентаризации необходимо согласование с руководителем организации, помимо обязательных случаев для организации данной процедуры. Для соответствующего решения достаточно отдельного приказа.
Такой документ служит для установления:
• Случаев проведения инвентаризаций, как ежемесячных плановых, так и итоговых квартальных, либо проводимых в соответствии с определенными обстоятельствами;
• Сроков и продолжительности инвентаризации;
• Состава инвентаризационной комиссии;
• А также непосредственного порядка проведения инвентаризации.
Для оформления результатов инвентаризации составляется отдельный документ, называемый "Инвентаризационной описью". Он необходим для указания наименования конкретного объекта, обнаруженного количества в стоимостном либо натуральном выражении. Далее эти описи используются в бухгалтерии для проверки данных бухгалтерского учета.

Аудитор должен определиться с правильностью организации и проведением инвентаризации, правильностью оформления результатов инвентаризации, дать оценку полноты и своевременности отражения результатов в бухучете, а также оценку системы внутреннего контроля аудируемого лица.
Участвуя в аудите, необходимо руководствоваться:
• особенностями системы, связанной с бухгалтерским учетом запасов и внутренним контролем за сохранностью, существующим в организации;
• неотъемлемым риском;
• риском, связанным с необнаруженными материально-производственными запасами, а также уровнем существенности;
• необходимостью соответствия аудируемого лица, утвержденного руководством, и порядком, принятым для инвентаризации;
• требованиями, содержащимися в нормативных правовых актах, особенностями деятельности, ведущейся экономическим субъектом;
• сроками проведения инвентаризации, местами хранения товаров, целесообразностью привлечения экспертов.

Председатель комиссии до начала проведения инвентаризации обязан просмотреть и завизировать все представленные документы, приложенные к товарным отчетам, что является для бухгалтерии важным условием при определении учетных остатков товаров и тары на начало инвентаризации.

Проверка фактических остатков должна производиться при обязательном участии материально ответственного лица, которое однако, не может являться членом инвентаризационной комиссии на своем участке. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственного лица в инвентаризационных описях лицо, принявшее это имущество, расписывается в его получении, а сдавшее - в его сдаче.

Согласование данных фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета достигается путем пересчета, перемеривания и перевеса всех материальных ценностей, имеющихся у материально ответственного лица.

К моменту окончания инвентаризации должна быть закончена обработка всех документов по приходу и расходу активов (имущества) и сделаны соответствующие записи в аналитическом учете на дату инвентаризации.

Инвентаризационные описи, заполняемые не менее чем в двух экземплярах (один экземпляр составляет материально ответственное лицо, остальные - член инвентаризационной комиссии), подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом. В конце описи материально ответственное лицо дает расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в его присутствии и об отсутствии у него к членам комиссии каких-либо претензий, а также содержащую запись о том, что оно принимает указанные ценности на дальнейшее ответственное хранение. Каждую страницу описи подписывает материально ответственное лицо и все члены комиссии. Исправления в описях должны быть оговорены и заверены подписями всех членов комиссии. Затем члены комиссии производят сравнение данных бухгалтерского учета и данных инвентаризации
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, когда была закончена инвентаризация.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:
- основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;
- убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в законодательном порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на затраты (расходы на продажу) организации.
Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления недостач. Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача, нормы естественной убыли должны применяться только к тем ценностям, по наименованию которых установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм. Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц.
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортице может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии. В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.
Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождении фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.
Рассмотрим корреспонденцию счетов по результатам инвентаризации.
1. Отражение на счетах излишков, выявленных при инвентаризации:
Дебет 2410 «Основные средства»
Дебет 1310 «Материалы»
Дебет 1330 «Товары»
Дебет 1320 «Готовая продукция»
Дебет 1010 «Касса»
Кредит 6200 «Прочие доходы и расходы» субсчет 6280 «Прочие доходы»
2. Отражение на счетах недостачи, выявленной при инвентаризации:
Дебет 7470 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Кредит 2410 «Основные средства»
Кредит 1310 «Материалы»
Кредит 1330 «Товары»
Кредит 1320 «Готовая продукция»
Кредит 1010 «Касса»
- в розничных торговых организациях:
Дебет 7470 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Кредит 1330 «Товары»
Кредит 1500 «Торговая наценка»
3. Списание недостачи в пределах норм естественной убыли:
Дебет 8110 «Основное производство»
Дебет 8310 «Вспомогательные производства»
Дебет 7212«Общепроизводственные расходы»
Дебет 7211 «Общехозяйственные расходы»
Дебет 8315 «Обслуживающие производства»
Дебет 7100 «Расходы на продажу»
Кредит 7470 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
4. Списание недостачи за счет виновного лица:
Дебет 2150 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»
Кредит 7470 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
- разница между суммой, подлежащей взысканию с виновного лица, и суммой недостачи на счете 2153:
Дебет 2150 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
Кредит 2153 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»;
- погашение задолженности:
Дебет 2153 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»;
Кредит 6281 «Прочие доходы и расходы, субсчет «Прочие доходы».
- отнесение суммы налога на добавленную стоимость на виновное лицо:
Дебет 1253 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
Кредит 7470 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
- возмещение виновным лицом суммы недостачи:
Дебет 1011 «Касса»
Дебет 3350 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Кредит 1253 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба».
5. Списание недостачи на финансовые результаты:
Дебет 7471 «Прочие доходы и расходы»
Кредит 7470 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
6. Списание недостачи на финансовые результаты, виновники которых по решению суда не установлены:
- на сумму недостачи:
Дебет 7470 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Кредит 1310 «Материалы»
Кредит 1330 «Товары» и др.
- на сумму налога на добавленную стоимость по недостающим ценностям:
Дебет 7470 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Кредит 3110-3190 «Расчеты по налогам и сборам».
- списание недостачи:
Дебет 7471 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»
Кредит 7470 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризации обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.
Для своевременного и объективного отражения результатов инвентаризации в учете бухгалтерия к моменту ее завершения обязана:

- обработать, проверить и записать в учетные регистры все представленные и оформленные материально ответственными лицами отчеты;

- произвести сверку данных бухгалтерского и натурально-стоимостного учета имущества, завершив ее при необходимости составлением акта;

- вывести учетные остатки активов на дату инвентаризации;

- проверить записи по всем соответствующим счетам в сопоставлении с корреспондирующими счетами.

Результаты инвентаризации должны быть отражены бухгалтерией в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой финансовой отчетности. В этих целях председатель инвентаризационной комиссии после окончания инвентаризации должен передать в бухгалтерию инвентаризационные описи фактических остатков товаров, сличительные ведомости и другие документы, составленные во время инвентаризации.

 

 


 

 

Приложение 1.

 

Организация (индивидуальный предприниматель) ИИН/БИН  
___________________________________________________    

 

  АКТ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ЭКВИВАЛЕНТОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ    
Номер документа Дата составления
   

 

находящихся _____________________________________________________________________________________________

 

РАСПИСКА

 

К началу проведения инвентаризации все документы, относящиеся к приходу и расходу денежных средств и эквивалентов денежных средств, денежных документов, и все денежные средства и эквиваленты денежных средств, а также денежные документы, поступившие на мою ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

 

Материально-ответственное лицо __________________/___________________/_____________________________

должность подпись расшифровка подписи

На основании приказа (распоряжения) от «____» _________________ 20____года №_____

произведена инвентаризация денежных средств и эквивалентов денежных средств, денежных документов по состоянию на «_» _______ 20__ года.

При инвентаризации установлено следующее:

 

2-ая страница формы Инв-6

 

Номер по порядку

Наименование

Номер

синтетического счета

Фактическое наличие По данным учета

Разница

цифрами цифрами излишки недостача
1

Наличные денежные средства и эквиваленты денежных средств в тенге

         
2

Наличные денежные средства и эквиваленты денежных средств в иностранной валюте

           
3            
4            
5            
6

Денежные документы

           
7            
8            
9            
10

Прочие

           
11            

Итого

       

 

Председатель комиссии __________________/___________________/_____________________________

должность подпись расшифровка подписи

Члены комиссии: __________________/___________________/___________________________


 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Имущественное и/или финансовое положение организации можно представить в виде человеческого тела, однако в жизни человеческое тело мы видим почти всегда в одежде, или в упаковке Соколов Я. В., Быков В. А., Инвентаризация как метод бухгалтерского учета// Бухгалтерский учет №4, 2005
Эта упаковка и представляет собой первичную документацию. И подобно тому, как хорошее платье только подчеркивает красоту фигуры или, наоборот, хорошо скрывает ее недостатки, первичная документация и данные всех регистров бухгалтерского учета существуют только для того, чтобы представить хозяйственный потенциал организации в достойном виде.
Управление денежными средствами имеет большое значение из-за огромной сложности финансовых рынков. Конкурентоспособность требует от фирм денежных средств для модернизации технологических процессов и дальнейшего их развития. Поэтому правильно раскрывать и классифицировать денежные средства и их эквиваленты необходимо для того, чтобы точно оценить ликвидность компании

В процессе изучения темы «Инвентаризация денежных средств» мною были изучены следующие аспекты:
Значимость инвентаризации денежных средств для предприятия/организации в условиях современных рыночных отношений;
Правила проведения инвентаризации и заполнения соответствующих актов;
Составление бухгалтерских проводок.

Какой бы ни был хозяйствующий субъект, маленький магазинчик сувениров с оборотом 100000 тенге в месяц или огромное промышленное предприятия с многомиллионным оборотом, финансовая организации или государственное учреждение, для сохранения и преувеличения своих материальных средств нуждаются в обязательном учете и контроле за своими активами и в периодическом проведении инвентаризации.

Целями бухгалтерского учета являются: формирование полной и достоверной информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении предприятия; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости.
Целью же инвентаризации является в первую очередь провести полную проверку наличия имущества, предотвратить возможные негативные последствия ошибок учета и, сделав соответствующие выводы искоренить их, а возможно и изменить тактику управления.

Так что, любой руководитель должен знать, как важны проверки на предприятии для обеспечения безоблачного будущего.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.037 с.)